Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-08-27 | 221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правильное литературное произношение – одно из основных требований речевой культуры. Оно обязательно для всех любящих родной язык, тем более для режиссера и актера. В данном случае – любительского, самодеятельного коллектива. Речь их должна быть образцом.
Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики – орфоэпия. Слово орфоэпия по происхождению греческое и означает «правильная речь». Орфоэпические нормы складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка.
В основу русского литературного произношения лег говор Москвы – политического, экономического, и культурного центра России. Московский говор, по утверждению Ломоносова, один из красивейших по звучанию. Он вобрал в себя все богатство русского языка.
Язык и его произносительные нормы находятся в постоянном движении. Каждая эпоха вносит в язык свои изменения, в той или иной мере влияя на произносительные нормы. Все новое, что оправдано внутренними законами русского языка, входит в практику литературного произношения.
Одним из приемов овладения литературным произношением является прием транскрибирования текста. Знаками транскрипции обозначается редукция гласных звуков.
Редукция – это временные и качественные изменения безударных гласных в зависимости от их положения к ударному слогу: чем дальше от ударного гласного, тем короче произносится гласный звук, а иногда и изменяется качественно. Обозначается редукция следующими знаками:
В предударном слоге и в начале слова гласные А, О звучат как короткое а и обозначаются знаком α:
Со[α]вет, о[α]бед, о[α]брыв.
В слабых же слогах, стоящих дальше от ударного, гласные А, О звучат как средний звук между Ы и А и обозначаются знаком Ъ:
|
мо[Ъ]локо, по[Ъ]лотер.
Гласный Е в предударном слоге звучит ближе к е и обозначается еи:
сестра – сеистра
перо – пеиро
В слабых слогах гласный Е звучит как средний звук между Е и И и обозначается знаком Ь:
семинар – с[Ь]минар
трепет – треп[Ь]т.
После согласных Ж,Ш,Ц гласный Е произносится как средний звук между Э и Ы и обозначается ЭЫ:
Ж[ЭЫ]на, ц[ЭЫ]на, ш[ЭЫ]птать.
Гласный Я в предударном слоге звучит как средний звук между Е и И и обозначается еи:
П[еи]так, м[еи]сник, в[еи]зать.
В слабых же слогах гласный Я звучит как короткое И и обозначается знаком Ь:
П[Ь]тачок.
В начале слова гласный Я звучит как средний звук между И и Е, обозначается знаком i:
[i]дро, [i]звить.
Гласный И в начале слова, или союз И, если им предшествует слово, оканчивающееся на твердый звук или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном произношении слов звучат как гласный Ы:
под [ы]гом, в [ы]спании, с [ы]риной, так [ы] будет.
Предлоги произносятся слитно со словами и произношение гласного звука предлога подчиняется правилу его звучания в безударных слогах:
н[Ь] п[α]роме, н[Ь] сл[α]вах.
Прилагательные, фамилии с окончанием ГИЙ, КИЙ, ХИЙ звучат как средний звук между А и Ы:
маленьк[аы]й, Горьк[аы]й, Чайковск[аы]й.
Окончания прилагательных ИЕ, ЫЕ звучат как ИИ, ЫИ с коротким вторым И:
Син[Ии], крупн[Ыи].
Старорусские союзы КОЛЬ, КОЛИ, МОЛ, ХОТЬ, КАБЫ, ДЕСКАТЬ произносятся слитно со следующим словом и потому гласные в них редуцируются:
к[Ь]ль знаешь, д[Ь]скать хочешь.
Знаков транскрипции для обозначения изменения согласных звуков нет. Просто сверху над словом ставят те согласные, которые произносятся, в отличие от написания слов. А если же согласный звук не произносится, то он зачеркивается.
Звонкие согласные в конце слова или перед глухими согласными согласно закону уподобления (ассимиляции) произносятся как глухие:
Морков[ф]ь, нож[ш]ки, гараж[ш], друг[к].
|
Исключение – слово бог[х]. Не боК, не боГ.
Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:
с[з]бор, с[з]делка, от[д]дых.
Сочетание ЧН произносится как ШН в словах разговорного языка:
скуч[ш]но, нароч[ш]но, яич[ш]ница, конеч[ш]но, сквореч[ш]ник и в женских отчествах Саввич[ш]на, Ильинич[ш]на.
В словах же, имеющих звук Ч в корне слова – дачный, точный – и в производственной терминологии – станочный, поточный, съемочный – произносятся без изменения.
При законе смягчения согласных, стоящих перед мягкими согласными, ставится знак в виде запятой, обозначающей мягкое их звучание:
ес’ли, пос’ле, с’л’езы, цер’ковь, в’вер’х, д’верь.
Сочетания СШ, ЗШ и СЖ, ЗЖ произносятся как двойной твердый Ш и Ж, если С и З находятся в предлоге или приставке, а Ш и Ж – в корне. Это правило распространяется и на произношение сочетаний на стыке слов:
рас[ш]шумелся, проис[ш]шествие, без[ж]жизненный, из[ш] шелка.
Сочетания ЗЖ и ЖЖ внутри корня звучат как долгий двойной мягкий звук ЖЬ:
поз[жь]же, дрожж[жьжь]и, уезж[жьжь]аю.
Сочетания СЧ произносятся как Щ:
сч[щ]астье, сч[щ]ет;
а сочетания ЗЩ, СЩ произносятся как двойной мягкий звук ШЬ:
расщ[ш’ш’]епить, из[ш’ш’]щели.
Сочетание ЗЧ произносится как Ш’Ш’:
приказч[ш’ш’]ик, извозч[ш’ш’]ик;
а сочетание СЧ – как Ш’Ч’;
исч[ш’ч’]адие, с[ш’ч’]чем.
Сочетание ТЩ произносится как Ч’Ш’:
тщ[ч’ш’]етно, тщ[ч’ш’]ательно.
Сочетания ТЧ, ДЧ – как Ч’Ч’:
летч[ч’ч’]ик, молодч[ч’ч’]ик, подч[ч’ч’]инить.
Сочетание ЧТ в местоимениях и союзах произносится как ШТ:
чт[шт]о, чт[шт]обы, нич[шт]то.
Окончания глаголов на ШЬСЯ звучит как ШСА: борешьс[Ь]я, несешьс[Ь]я.
Окончания глаголов на ТСЯ, ТЬСЯ произносится как ЦЦ:
питаетс[цц]я[Ь], дратьс[цц]я[Ь], стараетс[цц]я[Ь], дивитс[цц]я[Ь], пробитьс[цц]я[Ь].
Сочетание ТЦ, ДЦ переходит в двойное Ц:
отц[цц]а, молодц[цц]а, двадц[цц]ать.
Сочетания ДС, ТС произносится как Ц: советс[ц]кий, городс[ц]кой, людс[ц]кой, а ТСК, ДСК как ЦК: Братск[цк], Петрозаводск[цк].
В сочетаниях СТЛ, СТН выпадает звук Т: местный, честный, счастливый, завистливый.
В сочетаниях ЗДН, РДЦ выпадает звук Д: праздный, поздно, наездник, сердце.
Звук Г в местоимениях и прилагательных произносится как звук В:
ког[в]о, ег[в]о, светлог[в]о, сег[в]одня.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!