Некоторые особенности театральной музыки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Некоторые особенности театральной музыки

2019-08-27 488
Некоторые особенности театральной музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Я бы сказал, что если спектакль немузыкален, неритмичен — значит, это плохой спектакль. Музыка — величайшее искусство, искусство точное, искусство, которое учит нас тому, что ничтожные доли секунды, ничтожные изменения ритма рождают фальшь. Музыка как форма учит нас мастерству, музыка как содержание учит нас взволнованности, вдохновению... Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее звено, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце»[1].

Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью театрального искусства, то есть она подчиняется и логике музыкального развития, и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле представляет ценность не сама по себе, а как элемент данной театральной постановки.

Часто какой-нибудь музыкальный номер, рассматриваемый отдельно, не имеет особых музыкальных достоинств, но, будучи специально написан или подобран для данной пьесы, вместе с игрой актеров производит большое впечатление на зрителя.

Вместе с тем, если созданные художником зрительные образы, например декорации, иногда вызывают в зрительном зале аплодисменты, то музыка в драматическом театре дает слуховые образы, которые редко воспринимаются зрителем как самостоятельные. В этом еще одна особенность театральной музыки: она должна незаметно участвовать в создании общей тональности спектакля, его эстетического и драматургического звучания. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать.

Обычно общее впечатление о спектакле у зрителя складывается из оценки игры актеров, режиссерского решения, художественного оформления, но почти никогда он не задумывается над тем, что именно внесла музыка в то или иное его впечатление.

Иногда, испытывая благодаря музыке большое душевное волнение, зритель часто относит его к другим художественным средствам спектакля — актерскому мастерству, декорациям и т. д.

Таким образом, музыка в драматическом спектакле неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это в спектакле она несет свое толкование происходящих событий, по-своему интерпретирует содержание, тему произведения, помогает развитию сюжетных линий и тем самым активно влияет на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию на сцене.

Необходимо отметить еще одну существенную особенность театральной музыки — это ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера.

Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, в сценический образ, часто раскрывает перед ним новые творческие перспективы, влияя на воображение, облагораживая его, поднимая тонус артистического состояния на сцене.

Драматическое искусство, как правило, не нуждается в больших инструментальных массах симфонического оркестра, который своим мощным звучанием подчас подавляет сцену, отвлекая внимание зрителя от действия. Как только нарушается динамика равновесия между сценическим действием и музыкой, внимание зрителя раздваивается и целостность спектакля разрушается.

Музыка для спектакля может быть написана специально, может быть подобрана из ранее созданных произведений. Однако даже самое лучшее музыкальное произведение, будучи использовано без всякого изменения, целиком, в театральной пьесе может нe только не произвести должного впечатления, но даже помешать игре актеров и восприятию спектакля зрителем.

Подобранная к спектаклю музыка, не предназначавшаяся для этого, но введенная в него, тесно связывается с остальными компонентами спектакля и становится частью заново рожденного целого, а значит, воспринимается уже в контексте. Таким образом, музыка, введенная в спектакль, должна способствовать развитию действия.

Обычно музыка вводится в спектакль фрагментами, порой самых различных жанров, которые на первый взгляд вообще «не монтируются» между собой. Поэтому становится очевидным, сколь сложна и ответственна задача создания органического, единого, внутренне прочно связанного и законченного музыкального оформления драматического спектакля.

Вот почему театральная музыка всегда должна быть «сделана» на основе тщательного изучения содержания пьесы и в согласованности с общим постановочным замыслом.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.