Микрофонная техника в спектакле — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Микрофонная техника в спектакле

2019-08-27 447
Микрофонная техника в спектакле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Микрофонная техника, как и включение речевой фонограммы в спектакль, получила довольно широкое распространение в современной драматической постановке.

Использование микрофона может быть связано непосредственно с сюжетом пьесы или с художественным замыслом ее постановки. Если необходимость микрофона обусловливается сюжетом, то обычно в пьесе есть авторские указания на место его включения. Но чаще всего микрофон используется в спектакле на основании творческого замысла режиссера для решения художественных задач постановки. В этом случае приемы использования и функции, которые микрофон может выполнять в спектакле, наиболее разнообразны.

Микрофон, вводимый в сценическое действие по сюжету, используется в спектаклях на современную тематику, в сценах, где действия персонажей непосредственно связаны с применением микрофона, как например, выступление диктора, ведущего и т. п.

Характерным примером тому может служить спектакль «Бунт женщин» (Театр имени Моссовета). В одной из сцен действие разворачивается в телевизионной студии столицы капиталистического государства. Ведущая с микрофоном в руках объявляет о предстоящем выступлении по телевидению известной актрисы. На сцене появляется героиня, берет из рук ведущей микрофон и начинает свое выступление. Интонации голоса, подчеркнутые микрофоном, передают внутреннее волнение актрисы, разоблачающей сговор политиков своей страны. Неожиданно на сцене гаснет свет, голос выступающей на полуслове резко обрывается — по приказу президента страны отключили электропитание студии, сорвав неугодное выступление. Так с помощью микрофона создается напряженная сценическая атмосфера, причем технологический прием — резкое выключение микрофона — подчеркнул драматизм ситуации.

По сюжету спектакля микрофон может быть применен и тогда, когда на сиене необходимо воссоздать обстановку какого-либо командного пункта, диспетчерской, пункта связи, радиостанции и пр.

В подобных сценах микрофон — необходимый атрибут оформления, и его назначение в основном в создании правдоподобной атмосферы. Другой распространенный случай использования микрофона по сюжету спектакля — сцены митингов, больших собраний, конференций и т. п. Микрофон усиливает голос выступающего и помогает воссоздать картину массовой сцены.

Особенно часто используется микрофон при вокальных выступлениях героев по ходу действия. Обычно это диктуется не столько сюжетом, сколько необходимостью усиления слабых голосов актеров — микрофон позволяет частично компенсировать несовершенство их вокальной техники. В спектакле «Мой брат играет на кларнете» (Московский ТЮЗ) молодая героиня выступает на школьном вечере с пением эстрадных песенок. Микрофон, введенный режиссером в эту сцену, необходим в первую очередь для усиления голоса актрисы, но вместе с тем он оправдан и сюжетно.

Подобные примеры использования микрофона можно встретить во многих спектаклях на современную тему. К микрофону довольно часто прибегают при необходимости воспроизвести на сцене телефонный разговор персонажей, если это предусмотрено режиссером в замысле постановки.

В спектакле «Сказки старого Арбата» (Московский театр на М. Бронной) в глубине сцены герой разговаривает по телефону, его голос, усиленный микрофоном, вмонтированным в трубку, четко звучит в зрительном зале. Подобный прием использован и в спектакле «Последний парад» (Театр сатиры), где в одной из сцен начальник порта разговаривает по селектору с подчиненными. В другом конце сцены ему по телефону отвечает один из персонажей, его голос так же, как и в предыдущем примере, усиливается микрофоном. В названных спектаклях микрофон помог режиссеру композиционно организовать сценическое пространство, выразительнее подчеркнуть мизансцену, построенную в глубине сцены.

Таким образом, микрофон в спектакле может быть использован не только как техническое средство для решения постановочных задач, но с помощью его можно существенно помочь актеру, более оправданно и органично раскрыть образ.

Довольно часто режиссер использует микрофон с целью выразительнее раскрыть авторский замысел отдельной сцены или выявить какие-либо художественные особенности данной постановки в целом.

С помощью микрофона режиссер может дать возможность зрителям «подслушать» секретный разговор действующих лиц или услышать их разговор шепотом, сохранив интимность и не прибегая к обычному театральному приему, когда подобные разговоры ведутся на сцене громким голосом. В спектакле «Сверчок» действующие лица — пани Завальска и ее дочь, расположившись в глубине сцены на медвежьей шкуре, ведут шепотом интимный разговор. Их разговор, усиленный спрятанным в шкуре микрофоном, разносится по зрительному залу. С помощью микрофона постановщик сделал зрителей соучастниками этой интересной беседы.

Многие функции, которые может выполнять в спектакле речевая фонограмма, свойственны и микрофону. Так, микрофон может быть использован режиссером для передачи мыслей героя вслух, его внутреннего монолога, раздумий и т. п.

В спектакле «Аплодисменты» (Театр имени Моссовета) на сцене двое героев пьесы — режиссер и старая актриса, они сидят поодаль друг от друга и ведут неторопливую беседу. Вторым планом проходят их мысли, звучащие вслух с помощью микрофонов, замаскированных в бутафории. Гот и Другой микрофон включается точно на соответствующую реплику, так, чтобы усиленными были только «мысли», а сама же беседа идет без усиления. Микрофон в этой сцене позволил показать истинное отношение героев друг к другу, узнать, что их волнует, о чем они думают, прочувствовать их внутренние переживания.

В приведенных выше спектаклях можно было использовать и речевую фонограмму, но, как уже говорилось, с помощью микрофона удалось добиться наибольшей выразительности всего действия.

Благодаря микрофону на сцене легко создать иллюзию, что вокальное произведение якобы исполняется самим героем спектакля На этом эффекте построены многие сцены спектакля «Сверчок» в постановке Театра имени Моссовета. По ходу действия персонажи все время используют микрофоны — через них они обращаются к зрительному залу, вслух размышляют, ведут между собой диалоги и «высокопрофессионально поют» польские эстрадные песни. В тот момент, когда герой переходит от речи к пению, звукорежиссер выключает микрофон и включает фонограмму с записью песни, которая звучит с того же громкоговорителя, из которого только что раздавался голос актера. В момент исполнения самому актеру остается только подражать пению, искусно артикулируя по-польски.

Нередко микрофон можно встретить в руках актера, выступающего в роли ведущего, комментатора или автора. Типичным примером может служить спектакль «Дипломаты» (Малый театр), рассказывающий о первых шагах советской дипломатии после революции. Постановщик ввел в пьесу нового персонажа — Комментатора. С микрофоном в руках он выходит на сцену всякий раз под звуки джаза, чтобы соединить зрителя с актерами в их общем отношении к событиям и людям пьесы. С той же легкостью Комментатор входит в пьесу, вступая в дописанный режиссером диалог с действующими лицами. Микрофон в его руках позволил разговаривать добродушно-насмешливо, с подчеркнутой вежливостью, выраженной в интонации. Через его слова и интонацию, с которой они произносились, зрителю становилось понятным отношение автора и режиссера к происходящему. Вместе с тем микрофон как бы перекинул мостик через время, соединив те далекие 20-е годы и сегодняшний день.

Часто возникает необходимость усиления голоса актера при исполнении им вокальных произведений, особенно в спектаклях типа мюзикл. При этом в зависимости от стиля постановки и художественного замысла микрофоны на сцене устанавливают совершенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют среди бутафории и декорации, как например, это сделано в спектакле Театра сатиры «Проснись и пой». В этом спектакле для усиления вокальных выступлений действующих лиц используют несколько микрофонов. Один микрофон, через который исполнители поют дуэтом, вмонтирован в набалдашник трости, другой в ограждение балкона, еще два микрофона замаскированы в ограду и стремянку, стоящую в саду. Естественно, что все мизансцены, связанные с вокальными выступлениями действующих лиц, построены с учетом размещения этих микрофонов. В нужный момент микрофоны включаются звукорежиссером, ведущим спектакль.

Таким образом, микрофон, используемый в спектакле лишь для усиления голоса актера, может выразительнее подчеркнуть сценическое действие, придать ему необходимую эмоциональную силу.

Конечно, указанные примеры не исчерпывают все возможные случаи использования микрофона в спектакле, в театральной практике могут встретиться и другие сценические ситуации, в которых микрофонная техника может помочь решить различные постановочные задачи.

В последние годы некоторые театры стали использовать в своих постановках радиомикрофоны.

Использование радиомикрофона при звукотехническом оформлении спектакля представляет определенные «удобства»: актер, оснащенный таким микрофоном, может свободно перемещаться по всей сцене, вести диалог, петь в глубине сцены и за кулисами, причем ему не приходится контролировать свои действия, связанные с обычным микрофоном и микрофонным кабелем. Повышается надежность звукоусиления, сцена очищается от ненужных технических подробностей. Радиомикрофоны включаются только лишь, когда исполнители поют, при диалогах звукоусиление не производится.

Интересно использован радиомикрофон в спектакле «Правду! Ничего кроме правды!» (БДТ имени Горького). На сцене — суд над Октябрьской революцией, организованный реакционными кругами Америки в 1919 году. Разбирательство этого дела комментирует один из актеров театра. Во время действия он, находясь в партере среди зрителей, в нужный момент встает со своего места, и, обращаясь к зрительному залу, едко высмеивает разворачивающиеся на сцене события, и даже вступает в беседу с членами сената, сидящими за судейским столом в далеком 1919 году. Радиомикрофон позволил актеру без ложной аффектации и форсирования голоса донести до зрителя всю нелепость, карикатурность происходящего и вместе с тем придать своим словам и мыслям необходимую силу, убежденность, ясность, выразительность.

Очевидные преимущества радиомикрофона по сравнению с обычной микрофонной техникой дают основания предполагать, что в ближайшем будущем радиомикрофон широко войдет в практику звукотехнического оформления спектаклей.

Кроме усиления речи и пения актеров, микрофон часто используется в спектакле для так называемого подзвучивания театрального оркестра или отдельных музыкальных инструментов, сопровождающих сценическое действие.

С помощью микрофона можно подчеркнуть выразительность звучания отдельных инструментов оркестра, например струнно-смычковых, особенно при малом их числе.

Для этого рядом с исполнителями на этих инструментах устанавливают специальный микрофон, воспринимающий преимущественно звуки только от данной группы инструментов. Кроме того, микрофон позволяет создать расширенную звуковую картину оркестрового сопровождения. Вот как, например, это сделано в спектакле «Затюканный апостол» (Театр сатиры). Микрофоны устанавливаются в оркестровой яме, слева у струнных и справа у духовых и ударных инструментов, а усиленное их звучание воспроизводится соответственно через левые и правые портальные громкоговорители зрительного зала.

При размещении хора или вокальной группы, сопровождающей сценическое действие за кулисами, с помощью микрофона можно «заставить» хор звучать в зрительном зале, тем самым создав иллюзию большого числа исполнителей. С помощью микрофона можно усиливать звучание отдельных шумовых аппаратов и приспособлений, особенно если они размещаются далеко за кулисами и их звучание в зрительном зале прослушивается невыразительно.

Усиление оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента — задача не только техническая, но и художественная. Творческий подход к решению этой задачи позволит существенно обогатить художественный замысел режиссера и более выразительно подчеркнуть характер музыкального и шумового оформления спектакля.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.