Жанр произведения. Признаки жанра. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Жанр произведения. Признаки жанра.

2019-08-26 241
Жанр произведения. Признаки жанра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

4.Тема произведения.

Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

6.Идейное содержание рассказа.

7.Главные герои и их подробная характеристика:

-особенности имён и фамилий персонажей;

-поступки персонажей и их мотивация;

-предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

-отношение к герою произведения других персонажей;

-самохарактеристика персонажей;

-авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Второстепенные персонажи. Их роль в произведении.

9.Своеобразие композиции рассказа. Деление текста произведения на части, смысл такого деления. Идейно-смысловая нагрузка отдельных частей: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

10.Художественное своеобразие рассказа. Творческая манера писателя: пейзаж; изобразительные средства; особенности языка произведения, художественные детали; символика.

Смысл названия рассказа.

12. Ваши впечатления о рассказе.

Место рассказа в детском чтении, его воспитательная и познавательная ценность

Рекомендации по выразительному чтению.

Примерный план анализа русской народной бытовой сказки

 

1. Жанровая особенность сказки

2. Тема, проблема (о мудрых советах, критике социального устройства, о мудром отгадывании загадок, об одурачивании чертей, о ленивых и нерадивых людях).

3. Композиция сказки (элементы волшебной сказки - нет традиционных формул, повторов), очень часто присутствует последовательное сцепление однотемных мотивов (каждый элемент может служить для самостоятельной сказки).

4. Сюжет сказки (очень краткий, лаконичная композиция), его движущая сила - конфликт (главный, второстепенный, их характер), основные компоненты: (завязка, кульминация, развязка). Завязка кроется уже в начальной ситуации, в социальной обозначенности персонажей.

5. Сказочное пространство реально, но условно (одна деревня, один дом, один лес или одна улица).

6.   Характеристика героев сказки (эта сказка прибегает к обобщенным типовым характеристикам и уже в самом названии персонажей: крестьянин, батрак, барин; определен будущий конфликт, ибо действующие силы представляют антогонистические стороны; гротескное изображение барина…позволяет представить в такой ситуации, которая невозможна в действительности, т. е. сказочная фантастика становится средством выявления сущности отрицательных персонажей).

7. Анализ художественных изобразительных средств (т. к. сказка часто строится на сопоставлении поступков героев, то используется:

а)синтаксический параллелизм: (…Ерема схватил палку, а Фома косарь: как Ерема не докинул, так Фома через перекинул);

б) основными средствами раскрытия образов становится гипербола и антитеза (противопоставление, заключенное в начальных характеристиках, усиливается намеренным выделением в персонажах какой-то одной определяющей черты- на этом основано создание сатирических образов);

в) скупо используется эпитет (богатый, бедный, скупой, злая ленивая), но прибавляется суффикс или приставка, чтобы придать большую выразительность герою;

г) стиль разговорной речи, художественная отточенность языка проявляется хорошо в диалогах (речь характеризует персонажи);

д) обороты, пословицы, поговорки, сказовый стих).

Главная мысль сказки.

Место сказки в детском чтении, её воспитательная и познавательная ценность

Рекомендации по выразительному чтению.

Примерный план анализа русской народной волшебной сказки

1. Тема, проблема сказки, ее актуальность сегодня.

2. Композиция сказки (присказка, зачин, концовка, наличие в основной части традиционных, типовых структурных элементов).

3. Сюжет сказки, основные его компоненты (завязка, кульминация, развязка), характеристика, суть главного и второстепенных конфликтов (внешних и внутренних), характерная особенность развития сюжета в отличие от литературной сказки.

4. Сказочное пространство (1-е-реальное, наше, где находится царский дворец и 2-е-ирреальное, потустороннее, чужое), граница между двумя мирами, кем и чем она представлена, что символизирует.

5. Сказочное время, его неопределенность (давным-давно…. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).

6. Образы сказочных персонажей, их строгое деление на положительных и отрицательных, олицетворяющих добро и зло, что они символизируют? Характеристика, словесное рисование (с использованием текста), мотивы поведения героев (с учетом исторических корней волшебной сказки, языческих и христианских обрядов).

7. Анализ художественных изобразительных средств: формулы обращения, утешения, оповещения, роста, перехода от одного события к другому, повторы, постоянные эпитеты (красна девица, темный лес), метафоры, сравнения, уменьшительно- ласкательные суффиксы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные выражения.

8. Волшебные предметы, их роль в победе добра над злом; предметы быта, что они символизируют: символика чисел, цвета, растительного мира и т. д. (подчеркнуть, что в русской народной волшебной сказке нет ничего случайного).

9. Главная мысль (соотнести с мировоззрением народа, его обычаями, традициями, уходящими в языческие времена, христианской моралью).

10. Место сказки в детском чтении, её воспитательная и познавательная ценность

Рекомендации по выразительному чтению.

                                                                                                               

 

Примерный план анализа русской народной сказки о животных

1. Жанровая характеристика сказки, которая пишется специально для детей в иносказательной форме (в сатирической сказке – аллегористическое иносказание), ее отличие от бытовой и волшебной.

2. Тема, проблема, (как правило, они очень понятны детям: о дружбе, смелости и отваге, хитрости и коварстве, о знании и незнании, о создающей и разрушающей силе и т. д.).

3. Композиция сказки, отличающаяся ярко выраженной функциональностью (присказка, зачин, шутливая прибауточная концовка в тоне балагурной народной речи, которая говорит об отношении народа ко всякому рода ловкачеству…).Кумулятивная композиция – последовательное, цепочное соединение сюжетных элементов (каждый последующий значительнее предыдущего).

4. Сюжет сказки, который строится на основе взаимоотношений героев, какой в его основе конфликт (внутренний или внешний, какой из них главный), основные компоненты сюжета (завязка, кульминация, развязка с ее частой непредвиденностью) – обычно в простом сказочном сюжете раскрываются причинно – следственные связи, диалектика жизни. В основе многих сказок лежит мотив встречи, порядок появления животных (встреча) определен идейным замыслом сказок, последний, как правило, разрешает сюжетный конфликт.

5. Сказочное пространство ограничено обстановкой русской деревни, оно горизонтальное, плоскостное, все события разворачиваются на земле и мы наблюдаем земные потребности и интересы. Лес – это та сфера, где с наибольшей очевидностью проявляется власть сильного.

6. Сказочное время (реальное, но условное).

7. Характеристика сказочных персонажей (образы кота, петуха, зайца), мир зверей одухотворен и домыслен человеческим воображением, он предстает как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Например, охотники считают волка хитрым и опасным зверем, но в сказке он глуп, т. к. сильный и жестокий враг крестьянина должен быть осмеян (в сказке сильные звери противопоставлены как друг другу, так и домашним животным и человеку). Сказочные образы раскрываются в сюжетном действии, иногда юмористическое отношение к персонажам придает даже драматическим событиям характер веселой небылицы или своеобразной притчи. Перенесение свойств человека на животных, поэтому введение образа человека как одного из действующих лиц закономерно.

8. Анализ художественных изобразительно – выразительных средств (прием варьирования одного и того же мотива через просьбы, обращения, повторяющейся жалобы, которые служат лейтмотивом сказок, усиливает напряженность действия, подготавливают неожиданную концовку; величание зверей по имени и отчеству усиливает пародийность, прозвища зверей помогают запомнить саму сказку детям); традиционны в сказках эпитеты (медведь – толстопятый, толстокожий, косолапый; заяц – косой; волк – серый); особую роль играет речь персонажей, особую выразительность которой придают обращения, словесные и синтаксические повторы, восклицательно – вопросительные формы, суффиксация, прибаутки, диалоги.

Язык, как и композиция, отличается ярко выраженной функциональностью, что позволяет учителю инсценировать сказку с детьми.

9. Главная мысль, смысл названия сказки (будучи иносказаниями, сказки, их главная мысль может трактоваться по – разному в завмисимости от подготовленности аудитории (дружба, готовность помочь, помогают решить даже самую сложную задачу, роль послушания, знания или нелепость хвастовства, безнравственности, предательства и т. д.)).

10. Место сказки в детском чтении, её воспитательная и познавательная ценность

Рекомендации по выразительному чтению

Примерный план анализа лирического произведения

 

1. О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

2.Вид лирического стихотворения (пейзажная лирика, философская, любовная, гражданская).

3. Тема стихотворения, основные мотивы (настроение, чувства поэта).

4.Композиция стихотворения.

5. Система художественных образов стихотворения.

6.Черты лирического героя.

 7.Художественные средства создания образа. Основные особенности поэтического языка: тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).

8. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

9. Мое восприятие произведения.

10. Место стихотворения в детском чтении, его воспитательная и познавательная ценность

11. Рекомендации по выразительному чтению.

 

 

План анализа литературной сказки

1. Автор и творческая история произведения.

2. Тип сказки (сказка – поэма, научно - художественная, автобиографическая и т.п.)

3. Тема, проблема (общечеловеческая, значимая для всех или же важная для конкретного времени, автора, героя), идея (авторская позиция, его отношение к поставленной проблеме) 

4. Сюжет и его особенности (а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.), б) завязка, в) развитие действия, г) кульминация, д) развязка; однолинейное или многоплановое построение сюжета)

5. Композиция и ее особенности (присказка, зачин, концовка, роль эпизодов и сцен)

6. Система образов. Образ лирического героя. Образы основные и вспомогательные. Взаимоотношения между персонажами. Способы характеристики персонажей.

7. Особенности речевой организации произведения. Речь персонажей.

8. Особенности языка (слова и выражения литературного языка, народной речи, книжного языка).

9. Средства выразительности (наличие тропов - эпитет, сравнение, гипербола, метафора). Афористичность речи (наличие пословиц, поговорок).

10. Место литературной  сказки в детском чтении, её воспитательная и познавательная ценность

11. Рекомендации по выразительному чтению.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.