Тема 5. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 5. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст

2019-08-26 197
Тема 5. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младенческий возраст. Пренатальный период. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы. Сенсорная деятельность новорожденного.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Первая социальная потребность ребенка – потребность в общении. «Комплекс оживления». Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста.

Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности сооотношения развития сенсорики и моторики в период младенчества. Развитие зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.

Возникновение и развитие акта хватания. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка.

 Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Развитие образа «Я». Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Ранний возраст. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста.

Развитие моторики в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Основные закономерности развития речи ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Развитие памяти и внимания в раннем детстве.

Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности – начало самопознания и формирования образа Я. Возникновение самостоятельности и становление системы Я.

Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

Дошкольный возраст. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И. Лисина) и со сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Теории игры в зарубежной психологии (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюлер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже). Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.

Характеристика других видов деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, элементы труда и учения в деятельности дошкольника.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер). Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова).

Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие контекстной речи.

Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. «Параллелограмм» развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности.

Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие воли и произвольности управления поведением.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.