Тема 9. Психология зрелых возрастов. Пожилой и старческий возраст — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 9. Психология зрелых возрастов. Пожилой и старческий возраст

2019-08-26 794
Тема 9. Психология зрелых возрастов. Пожилой и старческий возраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология зрелых возрастов. Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.

Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.

Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сенситивность к социальным оценкам. Построение карьеры.

Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Основные феноменологические признаки кризиса середины жизни. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости (Д. Левинсон). Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типология жизненного пути.

Основные задачи развития в зрелых возрастах. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия. Формирование субъекта деятельности в период «акме». Стадии профессиональной жизни. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства. Возможности обучения в зрелых возрастах. Непрерывное образование как условие саморазвития личности в зрелом возрасте.

Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Проблема развития познавательных процессов. Гетерохронность в развитии сенсорно-перцептивных и познавательных функций (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова). Факторы, влияющие на развитие и сохранность сенсорно-перцептивных и познавательных функций в период взрослости. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон, С. Гоулд).

Старение и старость. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Период старения и старости. Понятие и законы геронтогенеза (М.Д. Александрова). Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Модели развития в старости. Роль психологического и личностного факторов в динамике процесса старения. Качество жизни пожилых людей. Конвергентный и дивергентный типы старения (Б.Г. Ананьев).

Ведущие потребности пожилого человека. Особенности самосознания в период взрослости. Смысложизненные ориентации и Я-концепция в позднем возрасте. Потенциал трудоспособности и долголетие. Направления самоактуализации в позднем возрасте.

Кризис позднего возраста и особенности его протекания. Психологическая поддержка пожилых людей. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Задачи развития (принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости). Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Выход на пенсию. Типы адаптации, приспособления к старению (И.С. Кон, Д.Б. Бромлей). Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Особенности эмоциональной сферы в период старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы сохранности психического здоровья в период геронтогенеза.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные, семинарские занятия, коллоквиумы, анализ случаев (кейсы), смысловые конспекты статей, самостоятельная работа студентов, портфолио, написание рефератов, составление презентаций, разбор конкретных психолого-педагогических ситуаций, ролевые и деловые игры, дискуссии, вебинары и др. интерактивные технологии.

С целью формирования и развития профессиональных навыков у обучающихся по дисциплине «Возрастная психология» применяются инновационные технологии обучения с привлечением визуализирующих компонентов в лекционном курсе, а также проблемное обучение с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.

Элементы интерактивного обучения используются для развития способностей анализировать и систематизировать

Развитию способностей понимать … предложенные гипотезы опровергаются или подтверждаются на семинарских занятиях путем привлечения студентами дополнительного материала по темам.

Навыки индивидуальной и групповой работы с различными видами источников развиваются с помощью кейс-метода на практических занятиях по темам: «», «», «Крестовые походы», «». Студентам предлагается проанализировать различные источники информации (письменные и наглядные) с целью выявления ключевых факторов развития ….

Игровые методы обучения используются с целью развития навыков групповой работы, коммуникации, ведения дискуссий и аргументирования собственной точки зрения. Они используются на практических занятиях по темам: «..», «….», «...». Студенты разбиваются на несколько групп по 4-5 человек в каждой. На основе учебного текста и … источников (материалы одинаковы для всех групп) каждая группа должна составить максимальное количество вопросов разного уровня сложности. Затем вопросы последовательно задаются остальным группам. Оценивается сложность вопроса, корректность его формулировки, а также правильность данных ответов. Побеждает группа набравшая наибольшее количество баллов.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах.

Виды работ и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1 Модуль 2 Итого

1. Обязательная учебная работа студента

Посещение лекционных занятий 4 5 9
Посещение практических и лабораторных занятий 3,5 5,5 9
Активное участие в обсуждении проблем учебного курса на занятии  7 11 18
Подготовка и выступление с докладом на занятии 4 4 8
Конспектирование научных источников по курсу 9 9 18
Подготовка компьютерной презентации по теме занятия 4 4 8
Выполнение заданий учебно-творческого характера (вид и содержание задания определяет преподаватель) 5 5 10

2. Дополнительные виды учебной работы студента

Контрольная работа 10 10 20
Итого за работу в семестре 46,5 53,5 100
Итоговый контроль (зачет)     20
Итого по дисциплине 46,5 53,5 100

Итоговый контроль (зачет)

Форма контроля – зачет Количество баллов Студент не владеет знаниями по учебному курсу, в речи преобладает бытовая лексика и рассуждения житейского плана, наблюдаются значительные неточности в использовании научной терминологии 0 Ответы на вопросы выстроены недостаточно логично, студент затрудняется в раскрытии современных психологических концепций, выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Студент подменяет научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана, характерны отдельные неточности в использовании научной терминологии. 6 Ответы на вопросы выстроены логично, всесторонне представлены и оценены различные подходы к рассматриваемой проблеме, выдвигаемые положения подтверждаются примерами. При этом наблюдается недостаточная интеграция психологических знаний, некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении подходов к решению проблем возрастной психологии и обосновании своей точки зрения, некоторая противоречивость методолого-теоретических позиций. 13 Ответы на вопросы выстроены логично, обнаруживается ярко выраженная субъектная позиция, глубокое знание современных психологических теорий и концепций, умение рассматривать проблему в общем контексте развития психологической науки, выделять неизученные аспекты, возникающие противоречия, перспективы развития педагогической психологии. 20 Всего за зачет 20 Итого 100

6.2. Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

 

Составление таблиц:

«Методы возрастной психологии»,

«Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет» (Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986); или Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997):

 

№ п/п

Форма общения

Параметры форм общения

Время появления Место общения в системе жизнедеятельности ребенка Содержание потребности в общении Ведущий мотив общения Основные средства общения Значение формы общения в общем развитии психики
               

 

«Периодизация психического развития в детском возрасте», «Эпигенетическая теория периодизации психического развития человека в онтогенезе (Э. Эриксон)», «Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)», «Стадии развития моральных суждений (Л. Кольберг)».

Форма отчетности: таблицы.

 

Решение психологических задач.

Форма отчетности: письменный отчет.

Изучение особенностей:

личности подростка (старшего школьника, студента), особенностей общения подростков (старших школьников, студентов), познавательной сферы подростков (старшего школьника, студента); личности старшеклассников (подростков, студентов), сферы профессиональных интересов старших школьников (студента).

Форма отчетности: протоколы.

 

Составление психологического словаря.

Форма отчетности: словарь психологических терминов

 

Задания для конспектирования

1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 60-77. Или Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 23-43.

2. Слободчиков В.И. Духовное развитие ребенка // [http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37867.php?ELEMENT_ID=37867&PAGEN_2=3]

3. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38–50.

4. Бернс Р. Я-концепция и индивидуальное развитие // Райгородский Д.Я. Ребенок. От рождения до подросткового возраста. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2011. – С. 343-372.

5. Цукерман Г.А. Ничья земля в психологии // (Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 17-31.)

6. Казанская В.Г. Формы трудностей взросления подростка. // (Казанская В.Г. Подростки: трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006. – С. 122-145.)

Форма отчетности: конспекты.

 

6.3. Тематика контрольных работ (контрольные работы не предусмотрены)

6.4. Тематика рефератов (докладов)

 

1. Актуальные проблемы возрастной психологии.

2. Психологическое знание и педагогическая деятельность.

3. Вклад в возрастную психологию различных научных школ и направлений психологии.

4. Подходы к изучению возрастного психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

5. Стратегии исследования в возрастной психологии.

6. Лонгитюдные исследования в психологии.

7. Возможности и ограничения использования методов психологии в изучении возрастно-психологического развития.

8. Факторы психического развития.

9. Психоаналитические теории детского развития.

10. Теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.

11. Теории социального научения.

12. Проблема развития в гуманистической психологии.

13. Роль деятельности и общения в психическом развитии человека.

14. Развитие общения в детском возрасте по М.И. Лисиной.

15. Сензитивные периоды в психическом развитии.

16. Периодизация психического развития по З. Фрейду.

17. Периодизация психического развития по Э. Эриксону.

18. Периодизация морального развития Л. Колберга.

19. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

20. Периодизация социального развития личности по Д.И. Фельдштейну.

21. Периодизация развития субъектности человека В.И. Слободчикова.

22. Психическое развитие новорожденного.

23. Психологические особенности кризиса одного года.

24. Развитие предметных действий в раннем детстве.

25. Развитие мышления и речи в раннем детстве.

26. Психологические особенности кризиса трех лет.

27. Теории игры (Гросс, Спенсер, Бюлер, Холл).

28. Генезис и развитие детской игры.

29. Развернутая форма игровой деятельности детей.

30. Особенности «картины мира» у дошкольников.

31. Развитие воображения в дошкольном возрасте.

32. Эмоции и чувства дошкольника.

33. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте.

34. Общение и взаимодействие дошкольников со сверстниками.

35. Психологические особенности детей 6-летнего возраста.

36. Адаптация детей к школе.

37. Мотивация учебной деятельности.

38. Леворукий ребенок в школе.

39. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

40. Подходы в объяснении подросткового кризиса.

41. Особенности протекания подросткового кризиса в современных условиях.

42. Развитие личности в подростковом возрасте.

43. Интересы и увлечения современных подростков.

44. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.

45. Подросток и учитель.

46. Подросток и родители.

47. Психосексуальное развитие в подростковом возрасте.

48. Телесный образ Я в подростковом возрасте.

49. Нравственное развитие в подростковом возрасте.

50.  Подростковые поведенческие реакции и отклонения в поведении подростков.

51. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте.

52. Формирование ценностных ориентаций в ранней юности.

53. Проблема смысла жизни и ценностных ориентаций в ранней юности.

54. Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте.

55. Выбор профессии в ранней юности.

56. Психологическая классификация профессий.

57. Юношеская дружба и любовь.

58. Юношеская субкультура.

Темы для презентаций

«Психоаналитические теории детского развития»

«Теория социального научения»

«Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского»

«Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка»

«Основные закономерности психического развития»

«Трудности и ошибки периодизации развития личности»

«Периоды и стадии психического развития в детском возрасте (по Д.Б. Эльконину)»

«Виды подростковых групп»

«Подростковые поведенческие реакции»

«Профессиональное и нравственное самоопределение в старшем школьном возрасте»

6.6. Примерный перечень вопросов к экзамену (экзамен не предусмотрен)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1.Основная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М., 2003. (Или другое издание)

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М., 2006. (Или другое издание)

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2003. (Или другое издание)

7.2. Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития /Пер. с англ. – М., 2000.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984.

5. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. –М.: Педагогика, 1984.

6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М., 1999.

8. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. –1992. – № 1-2.

9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте /Вопросы психологии.1972. №2.

10. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2005.

13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.

14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

15. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. – М., 1988.

16. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Возрастная психология. – М.,1995.

17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.

18. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

19. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

20. Психология человека: от рождения до смерти. Под. ред. А.А.Реана. – СПб, 2002.

21. Развитие личности ребенка /Пер. с англ. Общ. ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001

25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

27. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов н/Д, 2004.

28. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – 2-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.

29. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

30. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.,1994.

31. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М., 1993.

32. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

33. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

34. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

37. Эриксон Э. Детство и общество. – 2-е изд. – СПб.: ИТД Летний сад, 2000.

7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

ONWEBINAR, MOODL, SKYPE, PPT, MIMIO и др.

http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm Сервер, посвященный Л.С. Выготскому
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО
http://www.voppsy.ru/ Сайт журнала "Вопросы психологии"
http://flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml Электронная версию книги Обуховой Л.Ф.
http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html Сайт Центра психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии"
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лаборатория психологии учения ПИ РАО
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm Статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития"
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996048.htm Статья Фридмана Л.М. "Еще один взгляд на феномен Пиаже
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951053.htm Статья Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий"
http://www.maro.newmail.ru/licnie_str/elkonin_db/index.htm Личная страничка, посвященная Д.Б. Эльконину
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html Кафедра возрастной психологии МГУ
http://www.pirao.ru/ Сайт Психологического института РАО
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985029.htm Статья А.В. Брушлинского "О развитии В.В. Давыдовым своей теории психического развития"
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996003.htm Статья Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности"
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm Статья Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?"
http://psychol.ras.ru/ Сайт Института психологии РАН
http://www.psy.msu.ru/ Сайт факультета психологии МГУ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лаборатория теоретических и экспериментальных проблем психологии личности ПИ РАО
http://psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html Психологические тесты
http://psy.1september.ru/2001/02/5_12.htm Тест мотивации достижения для детей 9-11 лет. (Н. Афанасьева)
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991013.htm Статья А.Н. Поддъякова "Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема"
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека"
http://www.ipk.alien.ru/education/helpuch/vvedenie/posob11.html Статья В.В.Давыдова "О понятии развивающего обучения"
http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php Сайт международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерные классы, оснащенные современным оборудованием, позволяющим осуществлять образовательные задачи по учебной дисциплине; обеспечение студентов компьютеризированными рабочими местами с доступом к сети Интернет, доступ WI-FI, общеинститутская и кафедральная библиотеки, презентации иллюстративного материала в Power Point.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.