Эффективность реализации Программы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эффективность реализации Программы

2019-08-26 120
Эффективность реализации Программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность реализации Программы адаптации студентов 1-го курса к условиям получения высшего профессионального образования в ЛНУ имени Тараса Шевченко оценивается по показателям, характеризующим их социальную интеграцию в общество. Для оптимальной адаптации студентов к обучению в вузе важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения. Специфика первого курса ни у кого не вызывает сомнений, первый из пяти лет, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладываются еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется личность студента, закладывается фундамент на все последующие годы. Большое значение имеет нацеленность будущего студента на конкретный вуз. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и вузе приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление. Поэтому уже в первые месяцы учебы в вузе просто обязательны встречи руководства факультетов/институтов со всем курсом, заведующих кафедрами со своими группами, а также активная работа кураторов.


Формы работы со студентами первого курса по адаптации к условиям получения высшего профессионального образования в ЛНУ имени Тараса Шевченко:

— Анкетирование;

— социологические опросы;

— диагностирование;

— лекционно-практические занятия;

— коррекционно-ознакомительные занятия;

— ролевые и ситуативные игры;

— дискуссии;

— беседы;

— социально-педагогическое сопровождение;

— психологическое сопровождение;

— включение студентов во внеучебную деятельность.

Календарно-тематическое планирование реализации Программы адаптации студентов-первокурсников

 

Номер занятия Наименование мероприятия и форма проведение Кол-во часов Ответственный
1 Занятие «Знакомство». сентябрь Кураторы групп
2 Семинар для кураторов «Адаптация первокурсников к учебному процессу». сентябрь Практический психолог, кураторы групп
3 Анкетирование студентов «Определение социального статуса студентов-первокурсников» с целью знакомства с группой. сентябрь Кураторы групп
4 Компьютерное тестирование студентов на выявление личностных особенностей. сентябрь Практический психолог  
5 Коррекционно-ознакомительное занятие «Стрессоустойчивость». октябрь ноябрь Практический психолог, кураторы групп
6 Коррекционно-ознакомительное занятие «Сплочение группы». ноябрь   Практический психолог, кураторы групп
7 Коррекционно-ознакомительное занятие «Экзамен без стресса». ноябрь   Практический психолог, кураторы групп
8 Индивидуальное консультирование студентов относительно эффективной адаптации к условиям обучения. сентябрь-ноябрь Практический психолог
9 Анализ результатов анкетирования студентов первокурсников по выявлению уровня адаптации к условиям обучения в вузе.   декабрь Кураторы групп

 


Приложение 1

Семинар для кураторов

«Работа кураторов со студентами
первого курса в процессе их адаптации к условиям получения высшего профессионального образования в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко»

Цель семинара — ознакомление кураторов академических групп с особенностями процесса адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, обучение кураторов групп работе со студентами первого курса в процессе их адаптации к условиям получения высшего профессионального образования в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко.

Особенности работы куратора со студентами. Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий. У многих студентов в связи с бытовыми и психологическими трудностями отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

ü отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах);

ü небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

ü недостаточным социальным опытом и др.

Цель куратора — помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации к обучению в университете.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию, ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода мероприятия, проводимые структурными подразделениями и студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество — это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.

При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях студент воспитывался.
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой — сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.

Беседа может состоять из нескольких этапов:

1. Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

2. В начале беседы стоит выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после — спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

3. Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, его правами и обязанностями, об общественных организациях, функционирующих в университете.

4. По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т. п.).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». Каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива. Поэтому:

ü осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

ü не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.