Педагогическое сопровождение учебной деятельности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Педагогическое сопровождение учебной деятельности.

2019-08-26 182
Педагогическое сопровождение учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяются обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора академической группы, психолога университета, куратора секций общежития, заместителя директора/декана по воспитательной и социальной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.
Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

1. Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

2. В случае низкой успеваемости — направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

3. Если проблема в отношениях с преподавателем — обратиться к психологу за консультацией.

4. Если у студента не складываются отношения с одногруппниками — обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей — с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.

Немаловажным аспектом в становлении личности студента-первокурсника играет профессионально-нравственная культура будущих специалистов, структура которой включает в себя:

— уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубину убеждений;

— нравственные чувства, характеризующие отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство, самоопределение);

— наличие навыков и умений реализации нравственных норм деятельности (профессионализм, мастерство, морально-деловые качества);

— деловую культуру и деловой этикет.

Безусловно, профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы — преподаватель и старший товарищ, с которыми сталкиваются бывшие абитуриенты, ставшие студентами первого курса. От того, насколько куратор сам по себе личность, от того, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит формирование профессионально-нравственной культуры студентов.

Деятельность куратора должна опираться на ряд принципов:

1. «Уважай». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятии любого, даже самого нерадивого или недисциплинированного студента, как самостоятельной и сформировавшейся личности. Критика действий студентов должна быть аргументированной; нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание помочь должны стоять на первом месте.

2. «Обучай». Этот принцип включает в себя следующее:

2.1. Информирование студентов о практических сторонах жизни в деятельности университета: о расположении корпусов и системе взаимосвязи между ними, индексации учебных аудиторий, о службах, которые есть в университете и о том, в каких случаях к ним можно и нужно обращаться, о структуре института/факультета и о его руководстве.

2.2. Формирование морально-психологического климата в группе, привитие традиций ЛНУ имени Тараса Шевченко, обучение правилам достойного поведения и элементарным основам культуры, внедрение навыков общения.

3. «Доверяй, но проверяй». Студент высшей школы отличается от школьника более широкими рамками свободы. Куратор не обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя студентам в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина». Понятно, что достигается это достаточно жестким и систематическим контролем.

4. «Формируй». Этот принцип работы куратора имеет долговременный и стратегический характер. Куратор выступает здесь активным фактором воздействия на студента: на базе изменения личности необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать студенту, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны проявления некоторых черт характера; сориентировать студента на достижение реальных целей; научить реально оценивать свой потенциал. Действенным средством формирования профессионально-нравственной культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во внеучебной работе в любом ее направлении. Постоянная, систематическая занятость в различных формах внеучебной деятельности позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих специалистов, соответствующие новому уровню требований культуры:

«Умение проявить себя». Выбор сферы творчества, любимого занятия, хобби и желание получить общественную оценку своего выбора, прежде всего, заставляет молодых людей определять свои возможности и способности, учит критически относиться к себе, объективно выявлять свои «плюсы» и «минусы». Без реального участия в общественных мероприятиях, навык «проявить себя» не дает о себе знать. Кроме того, зачастую студенты даже не нацелены на выявление всех своих способностей.

«Умение «подать себя» (заявить о себе). Это умение вырабатывается методом проб и ошибок, когда личность определяет ту линию поведения, которая наилучшим способом соответствует ей адекватно выражать свои устремления. Необходимо иметь в виду, что желание заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих — активное начало деятельности и важный мотиватор, ведь пассивное ожидание (тебя сами заменят) непродуктивно. Кроме того, умение «подать себя» учит внимательно относиться к партнерам (окружающим), определять ответную реакцию на конкретные действия. Внимательное и уважительное отношение к другим — важный момент социально активного поведения.

Без сомнения, выработка умений «подать себя» и «проявить себя» требует, в свою очередь, умелого руководства со стороны старшего поколения. Роль куратора сводится не только к стимулированию художественного творчества, но и к критической оценке проявлений этого творчества не только со стороны «старшего поколения», но и со стороны сокурсников.


Приложение 2

Занятие «ЗНАКОМСТВО»

Цель: Знакомство с группой; осознание личностных качеств, проявляющихся в общении; отработка навыков эффективного взаимодействия.
Ход занятия:

Введение. «Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений».

Снежный ком»

Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т. д. Первый участник называет свое имя и качество, второй — называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.

При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.

2. «Доверие» (Время выполнения 10-15 минут).

«Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования. В этой игре нельзя разговаривать (1 мин).

Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом.

А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие? Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин).

Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве (1 мин).

Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными».

Обсуждение:

– Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?

– Когда я чувствовал неуверенность?

– Когда я чувствовал себя уверенно?

– Как я воспринимал руки разных людей?

– Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?

– Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?

3. «Интервью» (Выполняется в парах).

«У вас есть 20 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».

4. «Визитка»:«Я за тебя отвечаю»

Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.

5. «А еще я…»

«А сейчас каждый из вас может сказать, насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…».

При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу.

6. «Рисунок вдвоем»

«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, разговаривать с партнером не разрешается.

Инструкция: Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения — 3 минуты.

По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?».

Обсуждение:

– Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?

– Что помогало и что мешало вам выполнять задание?

– Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?

– Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе?

– Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?

7. «Факс»

Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу.

Все участники становятся в колонну один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение.

Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, что значит, что ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные.

Обсуждение:

– Довольны ли вы результатом работы?

– Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно?

– Что можно сказать о слаженности работы группы?

– Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции?


8. Рефлексия

Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:

— С какими чувствами вы заканчиваете занятие?

— Что было для вас самым эффективным?

— Что на занятии вам удалось, а что не получилось?

— Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес?


Приложение 3

Семинарское занятие «ЭКЗАМЕН БЕЗ СТРЕССА»

(рекомендуется проводить за 2-3 недели до начала сессии)

Цели:

– снять эмоциональное напряжение перед экзаменами;

– научить студентов не допускать негативного воздействия стрессоров;

– научить конкретным методам борьбы со стрессом перед экзаменом и во время него;

– повысить у студентов уверенность в собственной успешности на экзамене.

Ход занятия:

1. Приветствие, объяснение темы занятия, напоминание правил тренинга (5 минут).

2. Разминка с мячом. Участники по кругу передают мяч, каждый отвечает на вопросы: какое у меня настроение сейчас? какие у меня ожидания от предстоящей сессии? (5 минут).

3. Теоретический блок. Напоминание о том, что такое стресс, эустресс, дисстресс. (Теория находится в приложении). (5 минут)

4. Симптомы стресса (10 -15 минут)

Рассказ о том, что симптомы разделяют на четыре группы: физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Далее все участники разбиваются на 4 группы, группам дается задание описать физиологические, эмоциональные, поведенческие и когнитивные проявления экзаменационного стресса (на эту работу дается 5-7 минут). Далее группы докладывают о том, что написали. Тренер слушает, дополняет, комментирует.

5. Самодиагностика (10 минут)

Каждый участник оценивает свое состояние перед сессией в первом семестре от 1 до 10 по шкалам «тревожный — расслабленный», «собранный — несобранный», «неуверенный — самоуверенный», «знающий (опытный) — неопытный». После этого идет обмен мнениями. Изменилось ли состояние в сравнении с предыдущей сессией. Если да, то почему?

 

6. Способы борьбы со стрессом на сессии (15 минут)

Каждый участник рассказывает о своем опыте, кто как боролся со стрессом перед экзаменами. Психолог слушает, дополняет, дает советы как справиться с волнением на экзамене. (Советы о том, как преодолеть экзаменационный стресс находятся в приложении).

7. Позитивное мышление (10 -15 минут)

Тренер объясняет, почему важно оставаться всегда позитивно настроенным. Даже когда возникают негативные мысли, важно научиться их отслеживать и переделывать в позитивные.

Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны негативные мысли. Задача — переделать эти высказывания в позитивные. (Карточки находятся в приложении).

8. Релаксация-визуализация «Успех» (15 минут)

(Текст релаксации находится в приложении).

Рефлексия

— Что понравилось, что нет?

— Что оказалось полезным?

— Что удивило и заставило задуматься?

 

Приложение 3.1

«Теория»

Ганс Селье (1907-1982) — ученый-психофизиолог, основоположник теории стресса.

Стрессstress (англ) — давление, нажим, напряжение. Стресс, по Гансу Селье, есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявление ему требования.

Дистресс (англ) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс». Иногда вместо термина «дистресс» используется термин «неотработанный стресс».


Советы для экзамена

Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники — это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя несколько раз «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо».

Если вы ощущаете в своей голове пустоту — не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.

После экзамена не нужно попусту тратить время, осуждая и критикуя себя за то, что, по вашему мнению, вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что вы могли бы, по вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию.

Как пройти через экзамен. 10 полезных советов от психологов.

1. Ищите помощи: спросите у вашего преподавателя или репетитора как наиболее эффективным способом подготовить себя к экзамену и как вести себя во время экзамена.

2. Устраивайте себе короткие передышки во время подготовки к экзамену. Если ваш мозг устал, он не сможет запомнить больше.

3. Планируйте свое время.

4. Отведите достаточно времени на сон; питайтесь разумно.

5. Занимайтесь физическими упражнениями — прогуливайтесь, бегайте, занимайтесь спортом или любой физической активностью, которая доставляет вам удовольствие.

6. Оставайтесь позитивно настроенным — не думайте о возможном провале.

7. Настройтесь на победу и будьте готовы сделать максимально от вас зависящее.

8. Будьте бдительны: если вы почувствуете себя нездоровым, поговорите с кем-нибудь о своем беспокойстве.

9. Не будьте слишком расслабленным! Небольшой стресс даже полезен, так как заставляет вас готовиться интенсивнее.

10. Поступайте разумно. Если обсуждение сданного экзамена с друзьями расстраивает вас — не делайте этого! Забудьте о сданном экзамене! Что прошло, того не изменить и не исправить!

11. Если вы занимаетесь вечером, не ложитесь спать сразу после учебы. Ваш мозг будет продолжать анализировать информацию и нескоро успокоится. Лучше устройте себе небольшую вечернюю прогулку. Займитесь чем-нибудь расслабляющим и успокаивающим, переключитесь на другие заботы.

В день экзамена

1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе «кусок не лезет в горло», нужно обязательно хоть немного поесть.  

2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами.

3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка.

4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться! Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.

Приемы борьбы со страхом

1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо».

2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.

3. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»,синхронизируя их с ритмом своего дыхания.

При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» — на выдохе.

4. Можно также проговорить про себя: «Я спокоен и уверен в себе», «Моя память работает хорошо. Я все помню», «Я могу доказать, что много работал и все выучил» Аутотренинг — эффективная техника, мозг прекрасно подчиняется подобными командами.

5. Научись никогда не думать о провале на экзамене. И чтобы результат нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: «У меня все получится, в нужный момент я все вспомню».

6. Не заражайся чужим волнением. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.

7. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх. В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.

8. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых «мудр». Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации. Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше. При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.