В течение пяти лет мы реализуем проект «Детский пресс-центр и освещение событий Кирилло-Мефодиевских чтений» в Томской области. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В течение пяти лет мы реализуем проект «Детский пресс-центр и освещение событий Кирилло-Мефодиевских чтений» в Томской области.

2019-08-26 140
В течение пяти лет мы реализуем проект «Детский пресс-центр и освещение событий Кирилло-Мефодиевских чтений» в Томской области. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 2015 году чтения были юбилейные, XXV Дни Славянской письменности и культуры в Томской области были посвящены 1000-летию князя Владимира, определившего цивилизационный выбор Руси. Именно с таким названием мы организовали и провели секцию в детской городской библиотеке города Северск.

Технология реализации проекта «Детский пресс-центр» уже по традиции имеет свои этапы деятельности. И первым является организация информационной кампании, старт которой даётся на презентации журнала «Воскресные чтения». Наш журнал выходит 1 раз в год. За пять лет освещения мероприятий Кирилло-Мефодиевских чтений составилась Летопись событий, которую пишут наши юнкоры.

Проблема заключается в том, что уровень православной культуры сегодня низок. И говорить, что детьми движут их духовные потребности, и поэтому юнкоры идут освещать события КМЧ – преждевременно. Как сделать, чтобы этот интерес возник на уровне персональной ответственности? Как вызвать личный интерес ребёнка?

Это и происходит в рамках такой формы деятельности, как презентация журнала «Воскресные чтения», где опубликованы статьи детей – участников предыдущих чтений. Юнкоры представляют свои тексты, напечатанные в красивом формате журнала. На экране высвечиваются их фотографии с проведённых мероприятий. Работы представляются ярко, эмоционально. И на этот детский опыт и интерес притягивается множество детей, которым тоже хочется быть опубликованными, хочется признания и даже минуты славы. Я, как педагог, понимаю, что эти ценности ложные. Но погружение детей в атмосферу истинных ценностей духовности и нравственности происходит уже на мероприятиях, которые они выбрали для посещения, а затем написали статьи о проведённом событии.

Такой подход в педагогике называется деятельностным. Ребёнок принимает участие в мероприятии православной направленности, возможно, ничего не зная об этом, пишет статью и получает результат своей деятельности, который виден сразу: статью опубликовывают на сайте чтений. И тогда приходит осознание того, что сделал.

Итак:

1. Действие

2. Результат

3. Осознание

А когда всё это приносит ещё и признание, которое приходит сразу (по окончании всех мероприятий мы проводим награждение), личный интерес становится устойчивым.

В процессе посещения мероприятий происходит распределение ролей внутри команды и взаимодействие членов разных команд. Так юнкоры из разных школ города и области знакомятся, общаются, и на следующий год они снова ждут Кирилло-Мефодиевские чтения, чтобы увидеть своих друзей и испытать радость совместного творчества. Очень важно уловить этот момент и уметь делегировать полномочия ребёнку, который обладает хорошими организаторскими способностями. Такие методы и приёмы очень значимы, потому что большее количество заинтересованных детей приходят на личный интерес таких же, как они, детей. Дети самостоятельно выбирают те секции, которые им хотелось бы посетить. Координатор отслеживает, чтобы это были разные секции, потому что события надо осветить всесторонне и масштабно.

Роль педагога сводится к кураторским функциям, направляющим детскую инициативу в нужное русло. И именно поэтому между руководителем – педагогом и руководителем – ребёнком должен быть очень сильный контакт, взаимопонимание и доверие. И тогда мы срабатываем как одна команда. И помогает мне в этом моя ученица Валерия Мещерякова. Так происходит уже не просто соприкосновение с православной культурой, а погружение в неё: через любовь к людям (учитель – ученик – много учеников) возможно, хочется в это верить, возникновение любви к Богу.

Заключительный этап деятельности по реализации проекта «Детский пресс-центр» - это «разбор полётов» и рефлексия каждого участника события.

Собственно это и происходило до момента награждения. Такой приём очень важен, потому что эксперты имеют возможность не только послушать историю каждого участника, но и познакомиться с ними очно. Профессиональные журналисты могут дать детям важные советы. Это удивительные минуты в жизни каждого ребёнка и взрослого, когда все слушают и слышат друг друга. Так происходит преемственность поколений. Так транслируется добро и впитывается опыт мудрых. Так множится любовь к людям. И происходят такие события непременно в Епархиальном управлении, где всё проникнуто любовью к Господу.

 За 5 лет детский пресс-центр создал Летопись Кирилло-Мефодиевских чтений в Томской области.

2. Наш авторский проект - Олимпиада по журналистике «Информационная этика» уже в течение 5 лет радует детскими текстами на духовно-нравственные темы. Сегодня олимпиада имеет статус Региональной.

Участники – учащиеся 5 – 11 классов школ Томской области в течение четырёх часов пишут рукописные тексты, в основе которых лежат факты современной жизни Томской области, описываются события, произошедшие на самом деле, рассказываются истории реальных людей.

Олимпиада по журналистике проводится в рамках Макариевских педагогических чтений.

В 2011 году мы с детьми разбирались с такими понятиями, как «Страсти и добродетели». Затем пришло осознание, что вера без дел мертва. И в 2012 году детям были предложены номинации «Милосердие и благотворительность». А в 2013 году событие было посвящено 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. И мы постарались сформулировать номинации так, чтобы дети прикоснулись к той высокой планке духовности и нравственности, которую всегда задавали святые на Руси. Пусть в детской памяти закрепится фундаментальное понятие «Русь Святая». Может это поможет вернуть нашей истории её высокий духовный смысл?

В 2014 году все мероприятия, проведённые в рамках Макариевских педагогических чтений, были посвящены 1000 – летию памяти князя Владимира. Православие как цивилизационный выбор Руси было основным вектором, направляющим авторскую мысль юных журналистов, которые рассуждали в рамках номинации «От ветхого человека к православию» и писали житейские истории на тему «Сегодня мы все ветхие люди. Почему?» «Как я победил в себе грех», «Что такое истинная свобода?»

Олимпиада по журналистике «Информационная этика» пятый год реализуется как проект социального партнёрства Томской Митрополии Русской Православной Церкви, Факультета Журналистики НИ ТГУ (декан Ю.Н. Ершов) и учителей русского языка и литературы. Олимпиада проходит на двух площадках: в «Северском физико-математическом лицее» и в Томске в Учебном центре Богородице – Алексиевского монастыря. Стр. 100 – 101 в № 6.

В 2015 году основная тема олимпиады - «Традиции и новации: культура, общество, личность».

Юным журналистам было предложено прочитать текст и задуматься, где традиции, а где новации:

«Господь говорит о заповедях – о любви к Богу и любви к ближнему, потому что все заповеди делятся на две части. Первая часть заповедей – это об отношениях человека и Бога, а вторая и большая часть – об отношении человека к человеку. Вот и всё. Просто так всегда удобней, чтобы научно исследовать какой-то объект, его мысленно расчленить. А так это всё одно. Как Блаженный Августин сказал: «Люби Бога и делай что хочешь». Потому что если ты любишь Бога так, как Бог это понимает, то тебе не надо говорить о любви к ближнему. Ты и кота будешь любить, и попугая Кузю будешь любить, ты будешь любить всякую тварь, ты будешь её миловать, потому что если ты любишь Бога, ты будешь любить всякое творение Божие. Ты никогда не будешь топать по траве, если есть тропинка. Ты никогда с парохода не кинешь в море окурок. Ты никогда в лесу не оставишь пластиковую бутылку, потому что она может лежать сто лет, и ничего с ней не будет. Ты не будешь гадить, а будешь, наоборот, украшать. Потому что ты любишь Бога, Который создал красоту. Ты же не будешь уродовать то, что Им создано. Для тебя не надо будет писать объявления: «не кури», «не плюй», «не размалёвывай лифт». Это не надо человеку. Заповеди даны человеку, который потерял разум. Ему пишут: не опивайтесь вином (Еф. 5, 18) или ещё проще: не убий (Втор. 5, 17), не кради (Втор. 5, 19). Тому, кто любит Бога, не надо говорить: «Чти отца и мать» (см. Втор. 5. 16), он всегда с почтением относится не только к своей матери, но и к чужой, к любому старшему человеку. Он не будет стоять у доски, руки в карманы: «А чё? А чё Вы мне говорите?». Человек с ним занимается, бесплатно учит его арифметике, а они ему хамят. И в ответ ничего нельзя сказать: тут же прокурор придёт.

Почему? Нет любви к Богу. И нет любви к ближнему».

(из проповеди Димитрия Смирнова http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/)

· Культура.

1. Раньше литература показывала, как человек старается победить грех, а сейчас показывает, как грех победил человека.

· Общество.

1. Заповеди даны нам для того, чтобы мы познали собственную немощь.

2. Большинству людей объяснить, что такое любовь к Богу, так же невозможно, как объяснить, что такое любовь к человеку.

3. Роль семьи в духовном становлении личности

4. Каждое новое поколение только от старшего поколения обучается или не обучается.

· Личность.

1. Нарушение любой заповеди обнажает для самого человека то, что у него находится внутри.

2. Большинство людей по гордости считают себя во всём правыми.

 

Итоги олимпиады по журналистике «Информационная этика» в журнале

Журнал № 2 стр. 58 – 86

Журнал № 3 стр. 50 – 83

Журнал № 4 стр. 74 – 117

Журнал № 5 стр. 197 - 218

Журнал № 6 стр. 102 – 136.

Результаты деятельности:

1. В течение 5 лет всю нашу деятельность курируют Приходы Храма Преподобного Серафима Саровского и Храма Владимирской Иконы Божией Матери. Как всё начиналось?

Настоятель прихода, священник Димитрий Сергеев, обозначил проблему выбора в рамках нового курса «ОРК и СЭ» модуля «Основы православной культуры». Дебаты, разгоревшиеся вокруг экспериментального в то время курса, приводили к тому, что родители выбирали для своих детей, учащихся четвертых классов, в основном такие модули, как «История мировых религий», «Светская этика». Это не могло не вызвать обеспокоенность сложившейся ситуацией в Томской Епархии Русской Православной Церкви.

По инициативе Архиепископа Томского и Асиновского Ростислава была разработана программа помощи в выборе родителями модуля «Основы православной культуры»: 1.Программа консультаций для педагогов, преподающих новый курс. 2.Рекомендации по проведению родительских собраний. 3. Организация экскурсий по Богоявленскому Собору и музею Томской Духовной семинарии. 4.Отражение концепции православного образования в газете «Томские Епархиальные ведомости». 5.Заключение договора о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Управлением Образования Томской области.

В городе Северск, который является закрытым пространством, информация распространяется медленнее. Только 10% родителей выбирали модуль «Основы православной культуры». Задача, стоявшая перед местными приходами, заключалась в следующем:

сделать этот курс лидирующим, потому что он показывает степень духовности, уважение к собственной культуре. Духовность – это индикатор ценностей, которыми наполнена русская культура. Эти ценности пригодятся ребенку в жизни. Этот курс дает положительную информацию.

В мае – сентябре традиционно проходят родительские собрания, в которых представители Епархии, без жесткой агитации, готовы принять участие и разъяснить родительскому сообществу преимущества курса, повернуть родителей и детей к собственной культуре: красоте, глубине, многообразию обычаев и традиций, к системе ценностных координат. Это не может быть изжито. Важно, чтобы люди это поняли.

 Нашу культуру насыщают Христианские ценности. И без православной культуры в школьной программе ребенок ничего не поймет, не научится узнавать себя в этой культуре. Реализацией проекта мы приобщаем детей к вечным ценностям, учим преодолевать все противоречия, потому что Христианство перестает разделять людей. И личность ребенка в этой глубине одухотворяется.

В эпоху, когда разрушены все ценностные ориентиры, почему бы не воспользоваться этим спасительным кругом, когда он рядом? Идея Христианства уже опробована. Зачем отметать то, что доказывало свою силу веками?» - такие аргументы мы приводим на родительских собраниях.

 2. Вся наша деятельность способствует появлению проектов социального партнёрства. Проект «Олимпиада по журналистике «Информационная этика» проводится совместно с факультетом журналистики НИ ТГУ (декан Ю.М.Ершов). Все мероприятия, которые мы организуем, есть проект социального партнёрства с Томской Митрополией. Настоятели Северских храмов, Дионисий Степанов (настоятель Храма Владимирской иконы Божией Матери) и Димитрий Сергеев (настоятель храма Преподобного Серафима Саровского) являются соучредителями журнала.

Не исключение и Сибирский химический комбинат, который оказывает информационную поддержку проекту и помогает расширить читательскую аудиторию культурно-просветительского журнала-альманаха для детей, их родителей и учителей «Воскресные чтения». Так в газете «Новое время» была опубликована статья о журнале (№ 6 стр.154 - 156), в которой сказано:

«Этот журнал издаётся по инициативе учителя русского языка и литературы Виктории Куренковой при поддержке настоятелей двух северских приходов отцов Димитрия и Дионисия. Несмотря на недолгий срок своего существования, журнал успел стать глотком истинной духовности, нравственным ориентиром для всех своих читателей – и юных, и совсем взрослых».

3. Результатом такой поддержки стало и приобщение учащихся школ Северска к музейной педагогике. СХК каждый месяц в течение учебного года выделяет на безвозмездной основе автобусы для экскурсий в музей Томской духовной семинарии. В журнале № 6 на стр. 170 – 171 опубликована статья педагога СОШ № 196, преподающего курс ОРКСЭ, «Экскурсия в Богоявленский собор».

4. Педагоги, участники проекта, выступили с инициативой, направленной на внедрение в школьную практику систематического и планомерного подхода к воспитанию в детях духовности и нравственности через уроки, через проведение внеурочных мероприятий, развивающих в детях медиакоммуникативные компетенции с позиции высокой духовности и нравственности и написание православного эссе по результатам событий; через организацию открытого информационно-коммуникативного пространства в закрытом городе и выпуск православного культурно-просветительского журнала - альманаха «Воскресные чтения».

Первоначальная цель проекта: создание открытого информационно-коммуникативного пространства, способствующего формированию высоконравственной и духовной личности ребенка, который умеет отличать в широком спектре медиапредложений высокое от низкого.

 И эта цель достигнута. Выбор родителями модуля «Основы Православной культуры» возрос до 20 %. На сегодняшний день у общественности сформировано позитивное отношение к православию как оплоту нравственности и духовности, на котором всегда держалась русская культура и литература в частности. А журнал «Воскресные чтения» стал действительно открытой медиа-коммуникативной площадкой для учащихся, их родителей и учителей всей Томской области.

 Наша православная инициатива заключается в том, что только введением в школьную практику курса «ОРК и СЭ» всех проблем духовного и нравственного воспитания не решить. Нужна систематическая и целенаправленная деятельность.

Проблема заключается ещё и в том, что 34 часа нового курса мало влияют на духовное и нравственное образование школьников. Тем более, что курс рассчитан на учащихся 4 классов. А как ликвидировать пробелы в знаниях и духовном воспитании детей, которых данный курс не коснулся? С этой целью мы организовываем особые коммуникативные пространства в виде внеаудиторной занятости, как внеурочную деятельность.

5. В рамках преподавания нового курса единственная конфессия, предложившая сотрудничество и курирование нового курса ОРК и СЭ, была Русская Православная Церковь.

1. Священники Димитрий Сергеев (Северский Храм Преподобного Серафима Саровского) и Дионисий Степанов (Храм Владимирской Иконы Божией Матери) организовали в Северске консультационную поддержку педагогам, преподающим новый курс, в рамках модуля «Основы Православной Культуры».

2. В течение учебного года 1 раз в месяц педагоги собираются на методические объединения, где присутствуют священники-кураторы. Учителя задают вопросы, обеспечиваются дополнительными методическими материалами. На методических объединениях обсуждаются проблемы, планируется совместная деятельность.

3. В результате было принято решение об организации 1 раз в месяц экскурсий в Храмы Томска. При поддержке Сибирского Химического Комбината, выделяющего автобусы, замысел был реализован. Педагоги напрямую поддерживают связь со священниками, которые сопровождают учащихся в роли экскурсоводов. В течение учебного 2015 – 2016 года проведено более десяти экскурсий.

4. И эти добрые традиции, заложенные нами ещё 5 лет назад, сегодня продолжают жить уже в новом статусе, когда литературный редактор журнала является руководителем городского методического объединения учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики».

5. Мы проводим городские Родительские собрания на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в современной семье», приуроченные к Дням славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия. И уже на новом собрании мы используем такую форму, как презентация журнала № 3 (стр. 8 – 12), где была опубликована статья о таком же мероприятии 3 года назад. Слово духовного наставника «Жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

6. В этом году мы провели круглый стол по проблемам преподавания курса «ОРКСЭ». Событие проходило в Управлении образования ЗАТО Северск 18 мая 2016 года. Педагоги, преподающие курс, и завучи по воспитательной работе совместно с представителями РПЦ подготовили проект по решению проблем, возникающих с выбором модуля «Основы православной культуры»: как найти дополнительные часы и преподавателей, если учащиеся одного класса выбирают несколько курсов? Как выстроить расписание и не лишить родителей и детей выбора? Педагог – катехизатор Анастасия Василенко готова индивидуально заниматься с детьми, кто не выбирает другие курсы, а хочет изучать православную культуру. Такое предложение было высказано Анастасией на одном из собраний с педагогами, которые мы проводим регулярно.

 Заключение (основные выводы, результаты апробации (реализации), перспективы развития).

 

Традицией в деятельности муниципальных методических служб, курирующих курс «ОРКСЭ», стало:

1. участие детей и педагогов в конкурсах православной направленности: «Светлый праздник Рождества» (Журнал № 4 стр. 185 - 187); «Пасха красная» (Журнал № 5 стр.226 - 230); «Праздник православной книги» (Журнал № 6 стр. 231); «За нравственный подвиг учителя» (Журнал № 4 стр. 124 – 128; Журнал № 5 стр.246 – 247, 250; Журнал № 6 стр. 25 - 26); «Православная педагогическая инициатива» (Журнал № 1 стр. 81 - 93)

2. Проведение методических объединений совместно с представителями РПЦ;

3. Организация экскурсий для детей по Храмам Северска и Томска.

4. Интеграция ресурсов (синоним конвергенция, то есть взаимопроникновение). Наметилась тенденция, когда учителя из СОШ приходят преподавать в Воскресные школы. Этот процесс мы поддерживаем. Например, О.Ю. Стыкалина, преподававшая долгое время модуль «Основы православной культуры» в СОШ № 76, ушла на пенсию. Мы поддержали хорошего педагога (выбор родителями модуля «Основы православной культуры» у Ольги Ювенальевны всегда был 100%) и дали ей возможность нести знания детям, посещающим Воскресную школу при храме Преподобного Серафима Саровского (№ 6 стр. 167).
Интеграция ресурсов происходит и на уровне детской аудитории. Так в этом году впервые на олимпиаду по журналистике «Информационная этика» наши дети пришли не только из общеобразовательных учреждений, но и участвовали команды из Воскресных школ. Такое явление особенно важно для детей невоцерковлённых, которые в обычной жизни и в храме-то не были. Для таких детей значимо увидеть и услышать уровень образованности и воспитанности, культуры ровесников, имеющих представление об истинных ценностях.

Инновации в нашей деятельности:

1.Использование авторской технологии в педагогической практике «Конвергенция: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества и журналистики на основе духовности и нравственности» на всех этапах деятельности, начиная от проведения мероприятий и заканчивая работой с текстами как медиа (носитель информации), а также издательским проектом Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения». Миссия педагога – научить детей истолковывать события с позиций духовности и нравственности, чтобы агрессивный информ-поток не изуродовал детскую душу. Дети должны быть защищены. Мы учим их ставить фильтр и понимать, что есть добро, а что зло. И происходит это через погружение их в мероприятия православной направленности.

2.Деятельностный подход (игра в писателей и журналистов)

3.Компетентностный подход к работе с текстами.

4.Трансляция высоких духовных ценностей на детскую аудиторию происходит в момент презентации детьми своих текстов, опубликованных в журнале. Такие события мы называем «Устный журнал».

Так вырабатывается позитивное отношение родителей, которые приглашаются на такие мероприятия, к православной культуре (№ 6 стр.139 – 142).

5.Выступления на всевозможных событиях перед педагогическим сообществом. Как пример приведу участие в последнем конкурсе учительского мастерства «Учитель года России – 2016». Первый этап – заочный – предполагал написание эссе. Мою работу прочитали эксперты и сделали замечание по поводу доминирующей православной составляющей уже в формулировке тезиса «Учитель – святой человек», которому свойственны смирение и послушание. Приложение № Также во время проведения методического семинара мне задали вопрос: «Почему вы освещаете именно Дни славянской письменности и культуры?» Мой ответ прозвучал так: «Я учитель русского языка и литературы. А русский язык, как Вам известно, возник на основе кириллицы, а не латиницы. Обязаны этим мы Святым братьям Кириллу и Мефодию. И русская литература изначально была духовна, её насыщали христианские ценности».

6.Наши проекты способствуют развитию в детях эмпатии (сопереживания) через участие в проведении акций, организуемых Северскими храмами. Например, «Тунгусовский детский дом». Посетив его в составе делегации, учащиеся пишут тексты о детях-сиротах. В № 3 стр. 48 – 49, № 5 стр. 194 – 195; № 6 стр. 137. В этом году на областном молодёжном Форуме «Новое поколение: кадровый резерв 21 века» на секции «Я автор» победили именно тексты на тему «Детский дом».

7.Информационное сопровождение всех мероприятий, в которых мы участвуем или проводим. Самое важное, что журнал состоит в основном из детских текстов. В течение года дети организуют деятельность пресс-центра, подключают детскую экспертизу, проектируют концепцию следующего номера, защищают проект на конференциях (№ 6, стр.152 - 153) Приложение – текст проекта

8.Проект Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» есть инновационный продукт, который не имеет аналогов в современных школах. Это действительно сетевой проект, открытая медиа-коммуникативная площадка на основе духовности и нравственности для молодёжи всей Томской области. Проект выполнен в лучших традициях русской журналистики 19 века, когда в первых русских журналах впервые появлялись имена поэтов, писателей, публицистов. Мы понимаем, что не все участники проекта станут писателями и журналистами, но те духовные и нравственные ценности, которые мы закладываем в них, несомненно, дают положительный результат.   

9.Инновационной составляющей является приобщение детей и учителей, преподающих «ОРКСЭ», к музейной педагогике чрез посещение каждый месяц Музея при Томской духовной семинарии. Как руководитель ГМО я отслеживаю школы, которые еще не воспользовались такой возможностью, совместно с социальными партнёрами (настоятелями Северских храмов и Сибирским химическим комбинатом) обеспечиваем учащихся бесплатным транспортом. Муниципальные методические службы выдают педагогам сертификаты участников мероприятия.

Образовательные эффекты

 Появились педагоги - последователи, кто всегда является активными участниками наших событий.

Данная технология легла в основу деятельности Ирины Александровны Беликовой, помогла осмыслить этапы деятельности по предмету. (№ 6 стр. 27 - 33). Методы и подходы в воспитании духовно-нравственной личности использует и учитель русского языка и литературы СОШ № 88 Лидия Михайловна Вершинина (№ 5 стр. 249).

Журнал предоставляет возможность познакомиться с лучшими педагогическими практиками педагогов Томской области в сфере духовно-нравственного воспитания. Опытом делятся учителя, умеющие донести до обучающихся истинные ценности государства Российского. Это Татьяна Белевич, учитель Новоколоминской школы (Журнал №,3 стр. 168 - 171), Людмила Ярославцева, СОШ № 43 г. Томск, (Журнал № 4 стр. 136 – 141)Лариса Шумейко, Александровская школа, (Журнал № 6 стр. 39 – 43). Их материалы используют учителя ЗАТО Северск в преподавании курса ОРКСЭ.

Перспективы развития

Реализовать разработанную нами модель «Муниципальные методические службы в курировании курса «Основы религиозных культур и светской этики» на все образовательные учреждения ЗАТО Северск с целью популяризации модуля «Основы православной культуры».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.