Судьба человека. Отрывок из монтажного листа. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Судьба человека. Отрывок из монтажного листа.

2019-08-07 287
Судьба человека. Отрывок из монтажного листа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

479. Общ. 4 м 47 к. Из НПЛ. Солдаты и Соколов поднимают кружки. Голос солдата: Соколов, к командиру роты! Соколов уходит.

480. Общ. 4 м 43 к. В комнате два командира, входит Соколов.

Соколов: Рядовой Соколов по вашему приказанию…

Командир: К тебе, Соколов… (Песня).

481. Кр. 1 м 01 к. Смотрит Соколов.

482.Общ. 3 м 12 к. К Соколову подходит командир.

Командир: …мужайся, отец!

483. Ср. 2 м 42 к. Смотрит Соколов, мотает головой.

Голос командира: …твой сын, капитан Соколов… НПЛ.

484. Общ. с движ. 5 м 11 к. Из НПЛ. Бетонированное шоссе. (Музыка.) В НПЛ.

485. Общ. 7 м 48 к. Из НПЛ. Панорама по лицам солдат.

486. Ср. 7 м 11 к. В гробу лежит Анатолий, Соколов подходит и целует Анатолия.

487. Общ. 2 м 29 к. Плачет девушка на фоне строя солдат.

488. Кр. 4 м 06 к. Смотрит Соколов.

489. Общ. 1 м 02 к. Стреляют орудия.

490. Кр. 4 м 08 к. Смотрит Соколов.

491. Общ. отъезд. 7 м44 к. Памятник. Надпись: «Соколов А. А. 1924-1945». Панорама на здании, где висят белые флаги. Крики «ура».

492. Общ. 9 м 17 к.

Панорама. Бегут солдаты, кричат«ура». Проходят танки. Соколов и командир едут в машине.

493. Общ. 3 м 01 к. Соколов и командир проезжают мимо ликующих солдат.

494. Обш. 1 м 14 к. Идут танки.

495. Обш. 2 м 50 к. Идут танки с солдатами, мимо проходят немецкие пленные.

496. Обш. 1 м 28 к. Народ приветствует освободителей.

497. Кр. 2 м 35 к. Лицо Соколова.

498. Обш. 1 м 18 к. Пробегают солдаты.

Голос Соколова: Похоронил…

499. Кр. 7 м 34 к. Лицо Соколова.

Голос Соколова: …я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду… и словно что-то во мне оборвалось… куда же мне теперь? В Воронеж? Ни за что!

500. Общ. с крапом. 12 м 51 к. Вывеска: «Чайная Урюпинского РПС». Из чайной выходят люди. Ванюшка поднимает арбузную корку и начинает есть.

501. Ср. 5 м 00 к. Соколов сидит за столом.

502. Ср. 2 м 44 к. Ванюшка ест корку арбуза.

503. Общ. 8 м 08 к. Ванюшка ест корку. Мимо Ванюшки проходит шофер, дает ему булку.

504. Ср. 11 м 37 к. Панорама. Соколов встает, идет к выходу.

Соколов: Эй, Ванюшка!

505. Обш. 5 м 40 к. Около чайной стоит Ванюшка, ест булку.

Голос Соколова: Как сегодня дела?

Ванюшка: Вот! (Бежит к Соколову.) – А откуда вы знаете, дядя, что меня зовут Ваней?

506. Ср. 4 м 39 к. На пороге чайной стоит Соколов.

Соколов: Я человек бывалый, все знаю.

507. Ср. 2 м 40 к. Ванюшка провожает Соколова взглядом. В ЗТМ.

508. Общ. 11 м 45 к. Из ЗТМ. Соколов ходит по комнате. В ЗТМ.

509. Общ. 3 м 22 к. Машина Соколова подъезжает к чайной.

510. Ср. 1 м 01 к. Ванюшка сидит на бочке.

511. Ср. 1 м 08 к. Соколов в машине.

512. Обш. 13 м 00 к. Через Соколова на Ванюшку.

Соколов: Ванюшка! Садись скорее в машину. Прокачу на элеватор… (Ванюшка бежитк Соколову)… а оттуда вернемся сюда, пообедаем, ну быстро!

Панорама: Ванюшка садится в машину.

Соколов: Оп! Ну, вот…

513. Общ. 5 м 14 к. Соколов отъезжает от чайной. В НПЛ.

514. Ср. 2 м 22 к. Машина Соколова идет по дороге.

515. Кр. 3 м 00 к. Соколов сидит за рулем, рядом с ним Ванюша.

516. Кр. 2 м 38 к. Ванюшка смотрит на Соколова.

517. Ср. 18 м 21 к. Соколов и Ванюшка в машине.

Соколов: Где же твой отец, Ваня? Ванюшка: Погиб на фронте. Соколов: А мама?

Ванюшка: Маму убило бомбой, когда мы ехали в поезде.

Соколов: А откуда вы ехади?

Ванюшка: Не знаю, не помню…

Соколов: И никого у тебя тут родных нету?..

Ванюшка: Никого.

Соколов: А где же ты ночуешь?

Ванюшка: А где придется… НПЛ.

518. Общ. 4 м 12 к. Из НПЛ. Соколов едет по дороге.

519. Кр. 4 м 09 к. Соколов за рулем, рядом Ванюшка.

520. Ср. 2 м 07 к. Соколов смотрит на Ванюшку.

Соколов: Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?

521. Кр. 2 м 20 к. Ванюшка смотрит на Соколова.

Ванюшка: Кто?

522. Ср. 1 м 24 к. Соколов и Ванюшка в машине.

Соколов: Я твой отец.

523. Кр. О м 23 к. Ванюшка смотрит на Соколова.

524. Ср. О м 23 к. Ванюшка и Соколов в машине.

525. Кр. 1 м 49 к. Ванюшка бросается на шею Соколова.

Ванюшка: Папка!..

526. Ср. 1 м 27 к. Соколов и Ванюшка в машине. Ванюшка обнимает и целует Соколова. Ванюшка: …родненький. Я знал…

527. Кр. 1 м 36 к. Ванюшка обнимает Соколова.

Ванюшка: … я знал, что ты меня найдешь. Все равно…

528. Ср. 2 м 10 к. Ванюшка и Соколов.

Ванюшка: …найдешь! Я так долго ждал… когда ты меня…

529. Ср. 3 м 29 к. Соколов и Ванюшка.

Ванюшка: …найдешь! Родненький, папка!

530. Ср. 1 м 29 к. Руки Соколова еле справляются с рулем.

531. Общ. 2 м 00 к. Машина едет по дороге и съезжает в кювет.

Соколов заводит мотор, машина трогается. В НПЛ.

Эпизоду «усыновление Ванюши» предшествует эпизод «смерть сына Анатолия», который состоит из нескольких монтажных кадров. Начинается эпизод панорамой по лицам бойцов-друзей, стоящих у гроба Анатолия; затем показывается подход Соколова к гробу сына; в следующих кадрах мы видим сначала плачущую девушку на фоне солдатских шеренг, а потом от общего плана памятника герою идет прямая панорама на окна немецких домов, усеянных белыми флажками капитуляции. Становится ясно, что Анатолий погиб в последний день войны, что уже наступил величественный День Победы и что похоронен Анатолий на немецкой земле. И когда мы видим Соколова в машине вместе с командиром Анатолия, мы понимаем, что Соколову была оказана честь и почет, как солдату и отцу героя-солдата.

В этом сложном по драматургической теме эпизоде проявились специфические возможности кинематографа создавать обобщенную картину, где каждый кадр «читается» не как натуральная фотография объекта, а как образ, как метафора.

Такая трактовка изображения ставит перед оператором особые задачи изобразительной композиции.

Эпизод «смерть сына Анатолия» соответственно настраивает на восприятие следующего эпизода фильма – «усыновления Ванюши».

После своеобразного монолога Соколова: «…похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду… и словно во мне что-то оборвалось… Куда же мне теперь? В Воронеж? Ни за что!», на экране изображается вывеска чайной Урюпинского РПС и далее панорамой показывается мальчик, подбирающий арбузные корки (кадр 500). Нужны ли здесь, в этом драматически насыщенном эпизоде, такие натуралистические детали, как вывеска? Безусловно, нужны. Зритель, читая текст вывески, понимает, что Соколов не поехал в Воронеж, что он поселился в случайном, чужом месте, и, видя Соколова в чайной и на грузовой машине, зритель понимает, что Соколов работает шофером. В кадрах 502 и 503 показан Ванюша, собирающий арбузные корки, т. е. по его поведению ясно, что он беспризорный.

Непосредственно сцена Ванюши и Соколова начинается в 509 кадре, когда машина Соколова подъезжает к чайной. Здесь следует обратить внимание на экономное решение кадров эпизода по времени (длине). Средние планы Ванюши, который смотрит на подъехавшего Соколова, и кадры Соколова в машине занимают всего по 1 м, а сцена, когда Соколов приглашает Ванюшу в машину, снята как бы изнутри машины, через Соколова, с переводом камеры на садящегося в машину Ванюшу, и занимает всего 13 м.

Все дальнейшее действие, насыщенное душевной теплотой и драматизмом, происходит в кабине грузовика. Во время всей сцены Соколов продолжает управлять машиной. Диалог Соколова и Ванюши решен монтажно, крупными планами, с композиционными и световыми акцентами на отдельных важных моментах действия. Сначала Соколов и Ванюша показаны вместе, затем – каждый отдельно, крупными планами. Здесь монтаж позволил сопоставить лица актеров в наиболее напряженные и выразительные моменты. Следует учесть, что один из исполнителей – мальчик, и нам кажется, что именно благодаря монтажному решению режиссеру и оператору удалось сообщить его поведению на экране выразительность и естественность, создав впечатляющие портреты Ванюши.

 

Подпись: Кадры из фильма «Судьба человека»

 

Особенно важны для понимания происходящего кадры 530 и 531, где крупно показаны дрожащие от волнения руки Соколова на руле и финальный кадр сцены. Машина как бы неуверенно идет по дороге, медленно-медленно съезжает в кювет и останавливается. Затем начинается движение камеры – так же медленно подъезжает к машине и останавливается. В это время мы слышим, как Соколов вновь заводит мотор, и машина трогается с места.

Таким образом, зритель не видит Соколова и Ванюши, но благодаря оригинальному использованию возможностей художественно-образного выражения содержания фильма отчетливо ощущает то робкое, боязливое, но сильное чувство радости и счастья, которое испытывают они оба.

Показ неуверенно движущегося грузовика вместо непосредственного действия актеров является своеобразной зрительной кинометафорой, создаваемой в монтажном контексте всего эпизода.

Отдельные кадры, составляющие эпизод, приобретают силу, значение и выразительность лишь в монтажном контексте этого эпизода.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.