Всем отцам благочинным Крымской епархии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Всем отцам благочинным Крымской епархии

2019-08-07 114
Всем отцам благочинным Крымской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных строго следить за проявлениями корыстолюбия священников, служащего нередко поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличенные в требовании определенной платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении.

11 марта 1948

Свт. Иоанн Златоуст:

Если же кто спросит: для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего в начале в сознание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого. Поэтому не допытывайся. А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего: однажды, когда Дух сошел, прежде употребления воды (Деян.10:44), апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа» (Деян.10:47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, – выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6:4); также: «ветхий наш человек распят с Ним» (Рим.6:6); или: «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим.6:5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. «Крещением, – говорит Христос, – которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10:39). И в другом месте: «крещением должен Я креститься»(Лк.12:50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел – воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня.

Уже не нужны ни мать, ни муки рождения, ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества нашего совершается уже свыше, — Духом Святым и водою. А вода употребляется, как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то — вода для верного: он в воде зачинается и образуется. Прежде было сказано: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» (Быт. 1:20). А с того времени, как Владыка снизшел в струи Иордана, вода производит уже не «пресмыкающихся, душу живую», а души разумные и духоносные. И что сказано о солнце: «выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс. 18:6), теперь более благовременно сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в воде — не так: здесь все совершается в одно мгновение.

 

  Св. Преп. Ефрем Сирин:

И Господь не оставил его в этом недоумении (слабости), но дал ему ясное учение, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное». Кто хотел понять, тот мог из этих предложенных ему слов и из этого примера заключить, что плоть нуждается в погружении в воды с сообщением Духа. (Толкование Иоанна 3:5)

 

Св. преп. Никодим Святогорец:

Св. Никодим пишет, что крещение латинян является "лжеименным"[73]. Также, "поскольку... латиняне не прорастают вместе с двуприродным зерном - Христом - в воде крещения, ни тело их не обожествляется, ни душа. И, если сказать просто, они не могут прозябнуть, но засыхают и погибают"[74]. " Господь, - продолжает св. Никодим, - законоположил рождение от воды и духа; рождает же не кропящая, но чревоносящая. Точно также рождается не окропляемый, но носимый во чреве плод." [75]

«Крещение латинян является лжеименным а потому неприемлемым ни по акравии ни по икономии».

«В крещении «три погружение и вынимания необходимы, поскольку в крещении ими изображается трехдневная смерть, гроб, и Воскресение Спасителя. Следовательно, латинское кропление по сути лишено погружения и вынимания (из воды), следовательно лишено и образа трехдневной смерти, и гроба, и Воскресения Господа. Если же так, то очевидно, по сути, и мы исповедуем, что (такое крещение) лишено всякой благодати и освящения и оставления грехов. Если же латиняне сопротивляются, говоря что их кропление посредством призывания Святой Троицы содержит освящение и благодать, то давайте вспомним, что Крещение не совершается только призыванием Троицы, но имеет необходимость и образе смерти, гроба и Воскресения Христа. Следовательно, крещаемого спасет не только вера в Троицу. Но и вместе с тем существует необходимость в вере и в смерть Мессии, а также посредством этих двух во спасение и блаженство совершается».

«Латиняне» некоторые льют воду на голову ребенка кисточкой из свиных волос, трижды борызгают немного капель воды на лоб ребенка. В других местах…немногие, погружая платок в воду для нуждающегося ребенка, и его крестят. Итак, латиняне некрещенные».

«Латинское крещение ложно называется этим именем: оно вовсе не есть Крещение, а лишь простое умовение. А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их. Латиняне – некрещеные, т.к. не совершают при крещении троекратного погружения, как это с самого начала передано Православной Церкви от святых апостолов». (Из труда «Педалион»)

Святитель Кирилл Александрийский:

«Сняв со Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: «если кто не родится через воду и Дух, не может войти в Царство Божие». Так как человек по своей природе есть нечто сложное и непростое, составленный из двух – чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждался в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы».

«Нисшедши мертвым грехами, восходишь оживотворенным правдою. Ибо, ежели ты сделался сообразным подобию смерти (Рим. 6:5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поелику, как Иисус, восприяв на Себя грехи вселенной, умер, дабы умертвивши грех, воскресить тебя правдою: так и ты нисшедши на воду, и некоторым образом погребшись в оной, подобно как Он во гробе каменном, восстаешь паки, дабы ходить во обновлении жизни (Рим.6:4). Потом когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражиими силами….. Приступи к крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой».

«Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: безтелесное для безтелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себе, но от действия Святаго Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Иисус Христос, имеющий в сем деле власть; Он говорит: аще кто не родится свыше и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:3-5). Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельскаго; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем, Писание говорит, что и после сей духовной благодати Петр повелел им креститься во имя Иисуса Христа, дабы по возрождении души верою, посредством воды прияло благодать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию дает благодать: тот найдет разрешение сего в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды. Земля есть обиталище человеков, но земля из воды. И прежде всего шестидневнаго устроения тварей, Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода; и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской; но и он заключен при посредстве воды, червленной волны и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сперва проходит чрез Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом сделан был Первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водою? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии… Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь еще не время тебе слышать сие».

 

200-е правило Номоканона при Большом Требнике:

Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель… или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святого Духа, аминь. И погружаешь его конечно. Затем взяв от купели, даешь его восприемнику

Святитель Григорий Нисский:

Глава 35

Смысл троекратного погружения при Крещении

Схождение же в воду и троекратное пребывание в ней человека заключает в себе другое таинство. Поскольку способ спасения нашего сделался действительным не столько вследствие преподанного предписания, сколько от того самого, что сделал Вступивший в общение с человеком, сам делом совершив жизнь, чтобы воспринятой Им и обоженной плотью спасено было все ей сродное и с ней однородное, то необходимо стало примыслить некий способ, в котором было бы некое сродство и подобие в происходящем между последующим и предшествующим. Поэтому надо видеть, в чем оказывается действующим Началовождь жизни нашей, чтобы, как говорит апостол, по Начальнику (Евр. 12, 2) спасения нашего благоуспевало подражание в последующих. Как учащиеся стройному в вооружении движению, по примечаемому ими у обучившихся военным порядкам, достигают воинской опытности, а кто не выполняет на деле того, что ему прежде показано, тот остается лишенным такой опытности: таким же образом и при равной тщательности о добре непременно одинаково необходимо последовать и подражать Началовождю нашего спасения, приводя в действие то, что Им прежде было показано. Ибо невозможно направить к равному пределу идущих неодинаковыми путями. Как затрудняющиеся проходить по извилинам лабиринтов, если встретят кого опытного в этом, следуя позади его, проходят по разнообразным и обманчивым изворотам зданий, где не пройти бы, если бы шли не по следам ведущего, так разумей, что и лабиринт этой жизни неисходен для естества человеческого, если не будет кто держаться того же пути, которым Бывший в этом лабиринте поставил Себя вне его ограды. Лабиринтом же называю иносказательно неисходное тление смерти, в котором заключен жалкий род человеческий. Что же видели мы в Начальнике спасения? Трехдневную мертвость и снова жизнь. Следовательно, надлежало, чтобы и в нас примышлено было некое такое же подобие. Поэтому какое же это примышление, которым и в нас исполняется подражание совершенному Им? Все умершее имеет для себя свое собственное и естественное место – землю, на которую склоняется и в которой бывает скрыто. Но великое между собой сродство имеют земля и вода, единственные из стихий, которые тяжелы, стремятся вниз, одна в другой пребывают и одна другой удерживаются. Поэтому, так как смерть Началовождя нашей жизни сопровождалась погребением под землей и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии. И как тот Человек свыше, восприняв на Себя мертвость вместе с положением в землю, трехдневным восстал опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспеть в том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, вместо земли наливая воду и погружаясь в эту стихию, троекратным повторением подражает трехдневной благодати воскресения.

Но подобное этому сказано было и прежде, а именно что по домостроительству Промыслом Божиим на естество человеческое наслана смерть, чтобы, по очищении от порока во время разрешения тела и души, человек снова воскресением воссоздан был здравым, бесстрастным, чистым и чуждым всякой примеси порока. Но в Началовожде нашего спасения домостроительство воспринятой смерти возымело окончательное совершенство, вполне приведенное в исполнение по особой цели; ибо смертью разъединено соединенное и снова сведено воедино разделенное, чтобы, по очищении естества разложением бывшего в единении, – разумею душу и тело, возвращение разрешенного в один опять состав сделалось чистым от чуждой примеси. А как в последующих Началовождю естество их не вмещает в себя точного подражания во всем, но, приняв в себя ныне, сколько возможно, прочее предоставляет последующему за этим времени, то чему же здесь подражание? Тому, что в образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого, покаяния согрешившего и подражания смерти, которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла. А если бы подражающему возможно было принять на себя совершенную смерть, то сделанное им было бы не подражанием, а отождествлением, и зло уничтожилось бы в целости естества нашего, так что, как говорит апостол, человек единожды навсегда умер бы греху (Рим. 6, 2). Но как, по сказанному, в такой мере подражаем высочайшей силе, в какой вмещает это нищета нашего естества, то, трижды возливая на себя воду и снова восходя от воды, подражаем спасительному погребению и воскресению, совершившемуся в трехдневный срок, представив в мысли то, что, как в нашей власти вода, и пребывание в воде, и нахождение из нее, так во власти Того, Кто владычествует над Вселенной, было, погрузившись в смерть, как мы в воду, снова войти в собственное Свое блаженство.

Поэтому если кто примет во внимание, что более согласно с разумом, если будет судить о совершаемом по силе каждого, то не найдет никакого разногласия в совершаемом тем и другим, сколько возможно по мере естества. Ибо, как человек, если захочет, может безопасно прикасаться к воде, так Божественной силе в бесконечное число крат легче смерть и то, чтобы принять ее и не подвергнуться страданию. Поэтому-то необходимо нам в воде усматривать мысленно благодать воскресения и через это познавать, что равно для нас удобно и креститься в воде, и снова воспрянуть от смерти. Но, как в делах житейских одно главнее другого, и, хотя дело не было бы успешно без этого другого, однако же, если кто начало сравнивает с концом, то сравниваемое с концом начало дела покажется ничем (ибо что равного между человеком и полагаемым в состав этого живого существа; однако же если нет последнего, не произойдет и первое); так и то, что в великом воскресении по естеству важнее, здесь имеет свои начала и причины; ибо невозможно совершиться тому, если бы не предшествовало это. Невозможно же, говорю, человеку без возрождения в бане крещения достигнуть воскресения, имея в виду не просто возрождение и изменение нашего естества (ибо к этому, без сомнения, должно идти естество по домостроительству Учредившего, побуждаемое даже и собственными нуждами, хотя человек получит благодать в бане крещения или останется и непричастным этого освящения), но восстановление в состояние блаженное, божественное и далекое от всяких печалей. Ибо не все, что воскресением снова возвращается в бытие, входит в ту же жизнь, но великая пропасть между очистившимися и имеющими нужду в очищении. Для кого в этой жизни предшествовало очищение баней крещения, тем будет исход к сродному, а чистому усвояется бесстрастие, и что в бесстрастии блаженство, – то несомненно. Но в ком огрубели страсти и не произведено никакого очищения скверны ни таинственной водой, ни призыванием Божественной силы, ни исправлением посредством покаяния, тем по всей необходимости должно быть в соответствующем этому состоянии. А поддельному золоту прилично горнило, чтобы по истреблении примеси к ним порока впоследствии долгие века естество их сохранялось чистым пред Богом. Поэтому, так как в огне и в воде есть некая очистительная сила, то таинственной водой омытые от скверны зла не имеют нужды в ином роде очищений, а не освященные этим очищением по необходимости очищаются огнем.

Блаженный Феофилакт в толковании на Колос.2*12: «Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек».

Святой Кирилл Иерусалимский во втором Тайноводственном слове так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении(Рим.6:4): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни».

Святитель Иоанн Златоуст (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна):

«Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек… потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек».

Святитель Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне):

«Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в водетроекратным погружением в оную».

Святитель Григорий Палама:

…После же священного помазания, он немедленно приводится к священной купели, чтобы предъосвятится ("прокатагиастиси") многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем иерарх крещает пришедшего, три раза погружая его в воду, при каждом погружении призывая каждую в отдельности из Трех Покланяемых (Божественных) Ипостасей. (Беседа на Крещение Господне)

!!!…в нее (в воду – от авт.) погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это — то, что говорит божественный Павел: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне, Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: востание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который «еже умре единою; аеже живет, Богови живет» (Рим.6:10); что и Сам Он говорит: «Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет554 ничесоже» (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного крещения, умерев греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос востал от мертвых, «смерть Им ктому не обладает» (Рим.6:9), так и нам, после востания, путем божественного крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. «Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:3). (Беседа на Крещение Господне)

…Господь же от Себя перестроил Иоанново крещение, таинственно внедрив от Себя в это крещение приснотекущий источник благодати. (Беседа на Крещение Господне)

Поскольку при воссоздании нашего естества, на Иордане явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно Первообраз запечатленного в наших душах Ее образа, то крещающиеся во Христа после Христа, крещаются тремя погружениями в воду; Иоанн же крестил единым погружением. И обозначая это, Евангелист Матфей говорит: «Крестився Иисус взыде абие (тотчас) из воды». (Разъяснение тайны Христова Крещения)

Св. преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»:

крещение есть образ смерти Христовой. Ибо троекратным погружением крещение знаменует три дня гроба Господня.

И Он дал нам заповеди — возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, так как человек — двусоставен — из души и тела, то Он дал и двоякое очищение, — водою и Духом; — Духом, возобновляющим в нас образ и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. Духом же, подающим залог жизни.

Ибо еще в начале Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2); и Писание издревле свидетельствует о воде, что она имеет очистительную силу. Водою при Ное Бог омыл мировой грех.

Водою очищался по закону всякий нечистый и даже так, что и самые одежды его омывались водою. Илия, попалив водою жертву всесожжения, показал благодать Духа, соединившуюся с водой. И почти все по закону очищается водою. Но видимое служит символом умопостигаемого.

Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе — крещение морем и облаком, ибо облако — символ духа, а море — воды. Третье — крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан.

Четвертое — крещение Иоаново, бывшее предуготовительным и приводившее крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Аз убо крещаю вы, говорит он, водою; грядый же пи мне, той вы, говорит он, крестит Духом Святым и огнем (Мф. Ill, II). Итак, Иоанн водою предочищал к принятию Духа.

Пятое — крещение Господне, которым Он Сам крестился. Он же крестился не потому, чтобы Сам имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоивши Себе мое очищение, сокрушить в воде главы змиев (Пс. СХ111, 3), потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама (сравни – крестить- греч. ваптизонтес – погружать, окунать, топить ко дну), освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером крещения. И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т. е. водою и Духом.

Свт. Игнатий Брянчанинов,

Аскетическая проповедь, глава 46:

Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Надо заметить, что на греческом языке, на котором апостолами написан весь Новый Завет, слово «крещение» (baptisma) в точном смысле значит «погружение». Везде, где в Новом Завете употреблены слова «крещение, крестить, крестился, крещен», надо понимать погружение, погружать, погрузился, погружен. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов (Мк. 7:8). Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением.

Аскетические опыты, 2 часть, глава 21:

С особенной точностью и подробностью объясняет таинство Крещения святой Апостол Павел: «Крестившиеся во Иисуса Христа», – говорит он, – погружались407 (погружались). Крещение и погружение – однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетии начали заменять в Риме погружение обливанием.

Агиографические и апологетические сочинения:

Вопрос. Но Римская Церковь, к которой принадлежал Лютер, находилась в заблуждении; почему спасение в недрах ее было весьма сомнительным. Что же сделал худого Лютер, отвергнув заблуждения Рима?

 

Ответ. Точно, в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергши заблуждения латинян, заменил сии заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил.

Вопрос. Чему, например, он последовал, и что усилил?

Ответ. Последовал учению о слиянии Святой Троицы, как выражается Константинопольский Патриарх Иеремия, удержав в Символе веры учение латинян, принятое Римом в IX веке по Р.X. о исхождении Святого Духа от Отца и Сына; между тем как сие лжеучение было главною причиною отторжения Запада от истинной Христовой Церкви, сохранившейся и сохраняющейся во всей чистоте своей на Востоке. Последовал Лютер заблуждению латинян по отношению к совершению таинства Святого Крещения, которое по сознанию самих латинян совершалось на Западе до XII столетия при троекратном погружении, а не обливании. В Евангелии от Матфея, глава 28, ст. 19, где Господь заповедует ученикам Своим научить все народы, крестя их, употреблено в греческом тексте слово βαπτίζοντες, что по-русски значит «погружая».

Сие слово употреблено и в прочих местах Нового Завета на греческом тексте, где говорится о крещении.

Св. преп. Иустин (Попович):

Собрание творений. Том 4 Догматика Православной Церкви

Святое таинство Крещения

Крещение – это святое таинство облечения во Христа (усвоения себя Христу), обогочеловечения и через то – отроичения: крещаемый всецелым своим существом облекается в Господа Иисуса Христа, переживая Его смерть и Воскресение; всего себя предает он Владыке Христу и принимает всего Владыку Христа, делается Христовым сотелесником, воцерковляется и оцерковляется – и всё Богочеловеческое становится его достоянием (Гал.3:27, 4:19; Рим.6:3–23, 13:14, 8:29; Кол.3:10–11). Сотворенное по образу Божию человеческое существо получает в Святом Крещении бессмертную задачу своей жизни: жить в Господе Иисусе Христе, вечно проживая себя как существо, уподобляющее себя Христу и непрестанно исполняющее себя Божественными силами Богочеловека. С момента крещения начинается жизнь христианина в Церкви, жизнь воцерковления и оцерковления, жизнь благодатно-добровольного сочетания со Христом с помощью святых таинств и святых добродетелей. Вся последующая жизнь христианина – это умножение талантов, полученных в Святом Крещении. Крещением христианин становится живым храмом Пресвятой Троицы; вся его жизнь протекает от Отца через Сына в Духе Святом. В христианине действуют все благодатно-добродетельные силы, соединяющие его со Христом, отроичивающие, оцерковляющие его существо, так что человек, этот богозданный потенциальный богочеловек, через Богочеловека в Церкви делается богочеловеком благодатным. Всё и во всем Христос – вот цель и направление жизни христианина и во времени, и в вечности (Кол.3:11).

 

Крещение – это святое таинство, в котором человек через троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищается от всех грехов, умирает для греха и греховной жизни и вновь рождается в жизнь духовную, святую – для усвоения себя Христу и отроичения. Крещением человеческое существо вживляется в Богочеловеческое Тело Церкви, и человек становится христианином, сопричастником этого Тела (Еф.3:6). Спаситель благовествует: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). В святой воде крещения человек очищается от всего греховного и возрождается Духом Святым. Если это младенец, то он очищается от прародительского греха; если же взрослый – то очищается к тому же и от личных грехов.

Таинство Крещения установил Сам Спаситель, дав по Воскресении Своем заповедь Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Своим примером Он освятил крещение, приняв его от Иоанна [Предтечи]. Таинство Крещения может быть совершено над каждым имеющим веру и кающимся в своих грехах. Это видно из слов Самого Спасителя и святого апостола Петра. Спаситель говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк.16:16), а апостол Петр: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:38). Поэтому взрослый исповедует при крещении свою веру, читая Символ веры. А когда крещаются дети, которые не в состоянии исповедать свою веру, тогда вместо них и за них это делает восприемник, то есть Символ веры читает он. Поэтому восприемник и принимает на себя обязательство научить своего крестника или крестницу, когда они подрастут, истинам веры и благочестивой жизни.

В священнодействии таинства Крещения самое важное – это троекратное погружение крещаемого в воду; при этом священник произносит слова: «Крещается раб Божий (называется имя, которое определил восприемник) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь». Это погружение означает погребение ветхого и воскресение нового человека, знаменуя собой смерть и Воскресение Спасителя (см. Рим.6:3–23).

Крещение не повторяется, ибо оно есть духовное рождение; и как человек однажды рождается, так он однажды и крещается. Потому и сказано в Символе веры: «Исповедую едино Крещение».

Свт. Димитрий Ростовский:

Во всех же церквах были б служебники и книги исправные печатные, и для крещения младенцев святое миро и елей было в чистых сосудех и стояло в алтаре покровенно, а на ку(л. 62)пели кади были б чистые и твердые; и священники крестили б младенцев в три погружения, а не обливанием, и воду после крещения лити в чистыя места под церковь, чтоб та священная вода от человек ногами в попрании не была. (Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г., глава 11, И.А. Шляпкин, 3 раздел)

Св. преп. Амросий Оптинский:

Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. (Ответ благосклонным к латинской церкви)

 

Свт. Филарет Черниговский (Гумилевский):

§ 238. Видимая сторона крещения, по учению слова Божия

Как самые слова Спасителя, устанавляющие крещение, так и изображения тайной силы крещения показывают, что видимую сторону крещения должно составлять троекратное погружение крещаемого в воду с присовокуплением слов: во имя Отца и Сына и св. Духа. Таинственная сила крещения состоит в очищении грехов и в возрождении духа: погружение в воду точным образом выражает эту невидимую сторону крещения. Что крещение в словах постановления о крещении означает погружение в воду, это видно из собственного значения слов βαπτισμός и βαπτίζειν (Мар. 8, 4. Лук. 11, 38). Тот же образ крещения определяется сравнением крещения с потопом (1Пет. 3, 20. 21), с погребением Христовым (Рим. G, 4. Кол. 2, 12), с переходом сквозь воды моря (1Кор. 10, 2). И апостолы, при совершении крещения, погружали крещавшихся в воду (Деян. 8, 36–38. 10, 47).-Что при крещении нужно троекратное погружение, на это указывает число лиц, в чье имя совершается крещение. (Православной Догматическое Богословие, том 2, часть 3)

В таком виде представляла видимую сторону крещения церковь. Ею за правило было принято, чтобы крещение всегда совершалось чрез погружение крещаемого в воде. Св. Киприан признавал дозволенным только над больными совершать Крещение чрез окропление243. Тертуллиан писал: nec semel, sed ter ad singula nomina in personas singulas tinguimur ter mergitamur244. Эти слова Тертуллиана свидетельствуют, что по правилу общему считали нужным не только погружать в воду, но погружать троекратно. Те же слова Тертуллиана показывают, то троекратное погружение совершалось с произношением слов: во имя Отца и Сына и святого Духа. Иначе Тертуллиан говорил: «образ крещения предписан» (formula praescripta est.), и в след за тем указывал на слова Спасителя о крещении245. Троекратное погружение во имя Отца и Сына и св. Духа строго предписывается в правилах апостольских. (Православной Догматическое Богословие, том 2, часть 3)

Спустя 40 лет после появление Батыя на Севере деятельный Митрополит Кирилл, осмотрев обширную, печальную паству свою, открыл (1274 г.) во Владимире Собор. Обозрение паствы открыло Митрополиту беспорядки разного рода в богослужении. Собор прежде всего обратил внимание па служителей алтаря. Повторив церковные правила не допускать до священства человека неизвестного и несвободного, Собор писал: «Хочет ли кто быть посвященным, пусть со всею подробностию испытают его, чиста ли жизнь его, соблюл ли он целомудрие, с девицею ли вступил в брак и законно ли вступил? Хорошо ли знает грамату? Притом не спешить поставлять, хотя бы были не кощунники, не хищники, не пьяницы, не охотники клясться, не сварливые; испытывать их... Если кто окажется свободным от всех вин за поручительством духовнаго отца, 7 священников и других надежных свидетелей: пусть поставляют». Не возводить вдруг на степень священства, но, поставив в чтеца, заставить изучить весь церковный порядок под руководством опытного церковника. Далее, Собор открыл и исправил беспорядки в совершении Крещения, Миропомазания, Литургии, вообще службы церковной. «Мы узнали, – говорит он о божественном Крещении, – что по какому-то смутному и неразумному смыслу смешивают божественное миро с маслом, и так помазуют все тело: безсмыслие самое худое! По оглашении пусть помазуют маслом – и только на челе, очах, ушах, ноздрях и устах…. потом пусть крестят,


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.