Священное Писание о крещении: — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Священное Писание о крещении:

2019-08-07 118
Священное Писание о крещении: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таинство Святого Крещения

Символ Веры о крещении:

Оригинал (греч.) ЦСЯ
10. Ομολογώ έν Βάπτισμα εις άφεσιν αμαρτιών. Βάπτισμα (Ваптизма) – погружение, окунание, омовение путем окунания в воду 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов

Хочется прежде всего обратить особенное внимание на Символ Веры Святой Христовой Православной Церкви, читая его, мы провозглашаем, что исповедуем едино погружение (рус. «крещение», греч. «ваптизма») во оставление грехов.

Глагол «крестить» - греч. Βαπτίζοντες (ваптизонтес)погружать, окунать, пускать/топить ко дну; омытие водой полностью.

 Символ Веры - это слово истины Святого Духа. Изменять Символ Веры было запрещено Богом через Вселенские Соборы – нельзя добавлять в его текст даже самые правильные утверждениям, которые являются 100%нтной точнейшей истиной, а изменять существующие слова Символа Веры на другие, с иным значением и смыслом тем более. Но произошло изменение Символа Веры в жизни при том, что формально текст не менялся.

Что если отныне на богослужениях Символ Веры будет петься следующим образом «исповедую едино окропление во оставление грехов»? Трудно себе такое представить в то время, как к изменению Символа Веры в жизни уже многие привыкли и не видят в этом ничего страшного. Давайте помнить, что изменение Символа Веры людьми, нарушение его и распространенность таких нарушений не изменяет истину, озвученную в нем Богом - оставление грехов происходит через ваптизму – 10 пункт Символа Веры не подлежит никакому изменению.

В случаях, когда погружение в воду невозможно по каким-то причинам, может быть совершено выливание на человека одновременно большого количества воды сверху - так, чтобы он 100%нтно целиком был «погружен» в эту воду, облит, омыт ею. Известен случай из житий древних святых, когда по молитве заключенных верующих, не успевших принять крещение, Бог послал воду крещения в виде внезапно обрушившегося сильного проливного дождя, во время которого Ангелы пели «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Все жаждущие крещения были всецело покрыты, облиты этой водой. Очень важно, чтобы произошло не лишь соприкосновение части тела с водой крещения, но важно чтобы весь человек, всё его тело, имеющее заразу греховную, приобщилось Христу, ведь именно так креститься заповедал Господь, а не как-либо иначе.  1Сол.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

«Крещение» путем окропления малым количеством воды, посыпания песка, «воздушного крещения», совершается лишь в безвыходных ситуациях и при выживании крещаемого, над ним проводится потом правильное полное крещение, что мы и читаем в истории об умирающем иудее, крещенном в пустыне песком, выжившем чудом после этого и затем крещенном правильно погружениями в воду по единогласному решению отцов.

Формула крещения:

В православных статьях пишется: Сердцевиной и обязательным действием самого тайносовершения является крещальная формула: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь»

Но можно ли произносить словами одно, а делать при этом  другое? Часто теперь произносится «Крещается раб Божий...» (т.е. «погружается»!), а на деле лишь смачивается часть тела водой.

Святые отцы пишут, что одних слов формулы недостаточно для совершения таинства крещения, необходима и вода, в которую следует погружать крещаемого при произнесении формулы. При словах «погружается раб Божий во имя Отца…» следует выполнить собственно само погружение, слово претворить в дело.

О необходимости помимо одной словесной формулы, собственно, погружения в воду, сказал и Сам Господь: Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится отводы (греч. εξ – «из, движение изнутри наружу») и Духа, не может войти в Царствие Божие.! Лк.1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

! 49 Апостольское правило «Если кто, епископ или пресвитер, крестит

не по Господню учреждению (в три погружения), во имя Отца и Сына и Святаго Духа … да будет извержен»

Из церковных песнопений:

«Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает» (повечерие, канон, 7-я песнь, 3-й тропарь)

Из акафиста Богоявлению Господню:

Слава Тебе, струям Иорданским спогребшемуся, да и мы в крещении в смерть и воскресение Тебе спогребемся. "

Славянская кормчая. Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единым глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый, Не рече бо Господь в смерть мою крестите: но шедшее научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 116)

 

 

Не написано «окропляйте» или «поливайте» во имя Отца и Сына и Святого Духа, но «погружайте». Указание к конкретному действию. Господь установил таинство именно ваптизмы (погружения), а не смачивания, окропления или поливания.

«Крещение» – не абстрактное понятие, а совершенно конкретное смысловое слово, как, например, «ядите Тело Мое» или «пейте Кровь Мою» - это именно есть и пить, а не что-либо другое, так и таинство ваптизмы (погружения) - это именно погружение в воду, а не любое без различия употребление воды человеком.

Всё тело человека, рождающегося в мир, имеет греховную заразу, а не лишь голова или рука, и все тело нуждается в омытии водами крещения. Деян.22:16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись (греч. Βάπτισαι, ваптисай – «погрузись в воду») и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

Также важно заметить – то, как Иисус Христос совершил наше спасение никогда не изменится, никогда не изменится тот факт, что, когда Он умер, Его тело было погребено и три дня пребывало внутри гроба, а потом Он воскрес, восстал из гроба. Поэтому и установленная Иисусом Христом форма крещения не может никогда изменится в силу неизменяемости того, как Иисус умер, как был погребен и воскрес. Оно должно происходить только путем именно трех и именно погружений в воду, как во гроб.

! • «мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим.6:5). Греч.ομοιώματι – подобие, сходство, образ, изображение

Римл. 6: 3-6. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением (греч. δια τοũ βαπτίσματος «через погружение в воду/окунание») в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним (через крещение происходит распятие плоти со страстями и похотями, толкует свт. Иоанн Златоуст), чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

 

Тело должно быть погружено в воду именно целиком и полностью, т.к. по слову великого духоносного пророка Божия Космы Этолийского «и туда способен проникнуть сатана» (в «площадь размером с глаз блохи»). Не часть человека должна стать причастна Христу, а весь человек без остатка. Он должен быть погружен в Тело Христово.

А св. Косма Этолийский, как упоминалось уже, говорит, что в неомытую водой, не погруженную в воду часть тела даже «размером с глаз блохи» «способен проникнуть сатана» и вот так «неправильно крещенные» имеют серьезные, по его словам, потом, духовные, душевные и телесные последствия.

Как важно, чтобы таинство крещения (т.е. таиинство погружения во Христа) было выполнено по заповеди Христовой, чтобы новокрещенного касались эти слова: Ин.14:30…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27)

• В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением (! греч. ἀπέκδυσις

совлечение, снятие) греховного телаплоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых… Колос. 2:11,12

Мы читаем здесь о всецелом снятии греховного тела плоти человека в крещении (а не части его!) через погружение этого самого тела в воду и о погребении ветхого человека через погружение тела в воду, как во гроб. Свт. Василий Великий пишет о цели крещения «истребить тело греховное». Св. Ефрем Сирин говорит: «плоть нуждается в погружении в воды с сообщение Духа» (т.е. и то, и другое необходимо при совершении великого таинства крещения, но к сожалению есть пренебрегаюющие погружением в воду, весь упор делая на словесное призывания Троицы)…, см. полные цитаты святых отцов ниже.

• Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится (греч. βαπτισθήτω - пусть будет погружен в воду) каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехови получите дар Святого Духа. (Деян.2:38)

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои (греч. βάπτισαι – погрузись, окунись в воду; απόλουσα – смой с себя), призвав имя Господа Иисуса, Деян.22: 16

В этом тексте хорошо видна необходимость погружений в воду наряду со словесными призываниями.

• Еф.5:26, 27 чтобы освятить ее, очистив банею водною (греч. λουτρω̣ – купель, баня) посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (и слово небходимо при таинстве крещения, и водная баня)

• Тит.3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

• Мар.16:16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (греч. βαπτισθεις – будет погружен)

• Ин.3:23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься (греч.ориг. – погрузиться )? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (греч.ориг.– погрузил). Деян.8:36-38

• Мф.3:15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Мф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить..

• Иоан.1:33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

Евр.10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою

Святые отцы (канонизированные Церковью) о крещении:

 

Евр.10:22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,

Толкование св. Ефрема Сирина: «и омоем тело наше крещением освящения».

Толкование св. Иоанна Златоуста: «И омыв тело водою чистою». Здесь он говорит о купели (крещения), которая очищает не тело, а душу.

Толкование свт. Кирилла Иерусалимского: Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достичь совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий в этом деле власть. Он говорит: если кто не родится свыше, — и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:3, 5). Ни тот, кто крещается водой, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус.

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти (греч. απεκδύσει – совлечение, снятие ), обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, (Кол.2:11-13)

  Толкование Феодорита Кирского блж.: «Совлечением» же «тела греховнаго плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха; и всесвятое крещение есть образ будущего, в жизни же будущей тело, соделавшись нетленным и бессмертным, не может уже принимать на себя греховной скверны.

Толкование Феофилакта Болгарского блж.: Совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, — жизнь греховную и вообще плотскую.

!!! Св. Равноапостольный Косма Этолийский:

"Честные отцы, вам нужно иметь в церквях большие купели, чтобы ребенок весь помещался в них и никакая часть его тела (даже размером с глаз блохи) не оставалась неомытой. Поскольку и туда способен проникнуть сатана, и из-за того, что ваши дети неправильно крещены, они потом беснуются (демонизированы, одержимы, во власти демонов), имеют страхи, становятся лунатиками, убогими (др. варианты перевода - несчастны, неудачливы, неуспешны)".

Если кто-то ради спасения своей души захочет пожертвовать в храм большую купель, пусть поднимется ко мне, я научу его, как следует поступить, и попрошу всех христиан простить его – и он получит прощение такой силы, какое не купил бы ни за какие деньги.

("Слова". Слово 2-е)

 

Свт. Василий Великий:

 !!! «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения»

«Поскольку в Крещении предположены две целиистребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, оживить же Духом и иметь плод во святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь…
Каковы цель и сила Крещения? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что и Родивший его»

«Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения»

«Если бы Израиль не перешел через море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь через воду <крещения>, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства.» (свт.Василий Великий, 8, 195).

 

Свт. Григорий Нисский:

Как смерть Начало вождя нашей жизни сопровождалась подземным погребением, и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии <воде>. И как оный Человек свыше, восприняв на Себя мертвость вместе с подземным положением, тридневным восшел опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспеть в том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, — вместо земли наливая воду и погружаясь в этой стихии, троекратным повторением подражает тридневной благодати воскресения (свт. Григорий Нисский, 21, 91)

Почему очищение (совершается) водою? И для какой потребности принимаются три погружения? Чему и отцы научили, что и наш ум согласно с ними принимает, есть следующее. Мы признаем четыре стихии, из которых слагается мир, они известны всем... огонь, воздух, земля и вода. Итак, Бог и Спаситель наш, совершая о нас Домостроительство, снисшел на четвертую из сих стихий, под землю, чтобы отсюда воссиять жизнь. Мы же, приемля крещение, по подражанию Господу и Учителю и Вождю нашему, хотя в землю не погребаемся (ибо она бывает покровом совершенно умершего тела, сокрывая немощь и тление нашего естества), но нисходя в сродную с землею стихию — воду, сокрываемся в ней, как Спаситель в земле. Делая же сие трижды, отображаем на себе тридневную благодать Воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имен трех Святых Ипостасей, в Которые мы уверовали, на Которые и уповаем, от Которых происходит и настоящее наше бытие, и будущее существование. Может быть, ты, дерзновенно ратующий против славы Духа, недоволен этим, и завидуешь чести Утешителя, которою чтут Его благочестивые? Перестань же препираться со мною и противоречь, если можешь, словам Господа, которыми законоположено для людей призывание при крещении. Что же говорится в повелении Владыки? Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Почему во имя Отца? Потому что Он — Начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он — Зиждитель твари. Почему во имя Духа Святаго? Потому что Он — совершительная Сила всего. Итак, преклонимся Отцу, дабы освятиться, преклонимся и Сыну, да будет то же самое, преклонимся и Святому Духу, да будем тем, чем Он есть и именуется (т. е. святыми). Нет различия в освящении, как будто бы Отец освящает более, Сын же менее, и Святый Дух менее их обоих. Итак, для чего же ты раздробляешь три Ипостаси на различные естества и соделываешь трех богов, не подобных друг другу, когда от всех (Их) приемлешь одну и ту же благодать? (свт. Григорий Нисский, 25, 9—11).

 

Свт. Игнатий Брянчанинов,

Аскетическая проповедь, глава 46:

Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Надо заметить, что на греческом языке, на котором апостолами написан весь Новый Завет, слово «крещение» (baptisma) в точном смысле значит «погружение». Везде, где в Новом Завете употреблены слова «крещение, крестить, крестился, крещен», надо понимать погружение, погружать, погрузился, погружен. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов (Мк. 7:8). Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением.

Аскетические опыты, 2 часть, глава 21:

С особенной точностью и подробностью объясняет таинство Крещения святой Апостол Павел: «Крестившиеся во Иисуса Христа», – говорит он, – погружались407 (погружались). Крещение и погружение – однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетии начали заменять в Риме погружение обливанием.

Агиографические и апологетические сочинения:

Вопрос. Но Римская Церковь, к которой принадлежал Лютер, находилась в заблуждении; почему спасение в недрах ее было весьма сомнительным. Что же сделал худого Лютер, отвергнув заблуждения Рима?

 

Ответ. Точно, в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергши заблуждения латинян, заменил сии заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил.

Вопрос. Чему, например, он последовал, и что усилил?

Ответ. Последовал учению о слиянии Святой Троицы, как выражается Константинопольский Патриарх Иеремия, удержав в Символе веры учение латинян, принятое Римом в IX веке по Р.X. о исхождении Святого Духа от Отца и Сына; между тем как сие лжеучение было главною причиною отторжения Запада от истинной Христовой Церкви, сохранившейся и сохраняющейся во всей чистоте своей на Востоке. Последовал Лютер заблуждению латинян по отношению к совершению таинства Святого Крещения, которое по сознанию самих латинян совершалось на Западе до XII столетия при троекратном погружении, а не обливании. В Евангелии от Матфея, глава 28, ст. 19, где Господь заповедует ученикам Своим научить все народы, крестя их, употреблено в греческом тексте слово βαπτίζοντες, что по-русски значит «погружая».

Сие слово употреблено и в прочих местах Нового Завета на греческом тексте, где говорится о крещении.

Св. преп. Иустин (Попович):

Собрание творений. Том 4 Догматика Православной Церкви

Святое таинство Крещения

Крещение – это святое таинство облечения во Христа (усвоения себя Христу), обогочеловечения и через то – отроичения: крещаемый всецелым своим существом облекается в Господа Иисуса Христа, переживая Его смерть и Воскресение; всего себя предает он Владыке Христу и принимает всего Владыку Христа, делается Христовым сотелесником, воцерковляется и оцерковляется – и всё Богочеловеческое становится его достоянием (Гал.3:27, 4:19; Рим.6:3–23, 13:14, 8:29; Кол.3:10–11). Сотворенное по образу Божию человеческое существо получает в Святом Крещении бессмертную задачу своей жизни: жить в Господе Иисусе Христе, вечно проживая себя как существо, уподобляющее себя Христу и непрестанно исполняющее себя Божественными силами Богочеловека. С момента крещения начинается жизнь христианина в Церкви, жизнь воцерковления и оцерковления, жизнь благодатно-добровольного сочетания со Христом с помощью святых таинств и святых добродетелей. Вся последующая жизнь христианина – это умножение талантов, полученных в Святом Крещении. Крещением христианин становится живым храмом Пресвятой Троицы; вся его жизнь протекает от Отца через Сына в Духе Святом. В христианине действуют все благодатно-добродетельные силы, соединяющие его со Христом, отроичивающие, оцерковляющие его существо, так что человек, этот богозданный потенциальный богочеловек, через Богочеловека в Церкви делается богочеловеком благодатным. Всё и во всем Христос – вот цель и направление жизни христианина и во времени, и в вечности (Кол.3:11).

 

Крещение – это святое таинство, в котором человек через троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищается от всех грехов, умирает для греха и греховной жизни и вновь рождается в жизнь духовную, святую – для усвоения себя Христу и отроичения. Крещением человеческое существо вживляется в Богочеловеческое Тело Церкви, и человек становится христианином, сопричастником этого Тела (Еф.3:6). Спаситель благовествует: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). В святой воде крещения человек очищается от всего греховного и возрождается Духом Святым. Если это младенец, то он очищается от прародительского греха; если же взрослый – то очищается к тому же и от личных грехов.

Таинство Крещения установил Сам Спаситель, дав по Воскресении Своем заповедь Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Своим примером Он освятил крещение, приняв его от Иоанна [Предтечи]. Таинство Крещения может быть совершено над каждым имеющим веру и кающимся в своих грехах. Это видно из слов Самого Спасителя и святого апостола Петра. Спаситель говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк.16:16), а апостол Петр: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:38). Поэтому взрослый исповедует при крещении свою веру, читая Символ веры. А когда крещаются дети, которые не в состоянии исповедать свою веру, тогда вместо них и за них это делает восприемник, то есть Символ веры читает он. Поэтому восприемник и принимает на себя обязательство научить своего крестника или крестницу, когда они подрастут, истинам веры и благочестивой жизни.

В священнодействии таинства Крещения самое важное – это троекратное погружение крещаемого в воду; при этом священник произносит слова: «Крещается раб Божий (называется имя, которое определил восприемник) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь». Это погружение означает погребение ветхого и воскресение нового человека, знаменуя собой смерть и Воскресение Спасителя (см. Рим.6:3–23).

Крещение не повторяется, ибо оно есть духовное рождение; и как человек однажды рождается, так он однажды и крещается. Потому и сказано в Символе веры: «Исповедую едино Крещение».

Свт. Димитрий Ростовский:

Во всех же церквах были б служебники и книги исправные печатные, и для крещения младенцев святое миро и елей было в чистых сосудех и стояло в алтаре покровенно, а на ку(л. 62)пели кади были б чистые и твердые; и священники крестили б младенцев в три погружения, а не обливанием, и воду после крещения лити в чистыя места под церковь, чтоб та священная вода от человек ногами в попрании не была. (Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г., глава 11, И.А. Шляпкин, 3 раздел)

Св. преп. Амросий Оптинский:

Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа. (Ответ благосклонным к латинской церкви)

 

Свт. Филарет Черниговский (Гумилевский):

§ 238. Видимая сторона крещения, по учению слова Божия

Как самые слова Спасителя, устанавляющие крещение, так и изображения тайной силы крещения показывают, что видимую сторону крещения должно составлять троекратное погружение крещаемого в воду с присовокуплением слов: во имя Отца и Сына и св. Духа. Таинственная сила крещения состоит в очищении грехов и в возрождении духа: погружение в воду точным образом выражает эту невидимую сторону крещения. Что крещение в словах постановления о крещении означает погружение в воду, это видно из собственного значения слов βαπτισμός и βαπτίζειν (Мар. 8, 4. Лук. 11, 38). Тот же образ крещения определяется сравнением крещения с потопом (1Пет. 3, 20. 21), с погребением Христовым (Рим. G, 4. Кол. 2, 12), с переходом сквозь воды моря (1Кор. 10, 2). И апостолы, при совершении крещения, погружали крещавшихся в воду (Деян. 8, 36–38. 10, 47).-Что при крещении нужно троекратное погружение, на это указывает число лиц, в чье имя совершается крещение. (Православной Догматическое Богословие, том 2, часть 3)

В таком виде представляла видимую сторону крещения церковь. Ею за правило было принято, чтобы крещение всегда совершалось чрез погружение крещаемого в воде. Св. Киприан признавал дозволенным только над больными совершать Крещение чрез окропление243. Тертуллиан писал: nec semel, sed ter ad singula nomina in personas singulas tinguimur ter mergitamur244. Эти слова Тертуллиана свидетельствуют, что по правилу общему считали нужным не только погружать в воду, но погружать троекратно. Те же слова Тертуллиана показывают, то троекратное погружение совершалось с произношением слов: во имя Отца и Сына и святого Духа. Иначе Тертуллиан говорил: «образ крещения предписан» (formula praescripta est.), и в след за тем указывал на слова Спасителя о крещении245. Троекратное погружение во имя Отца и Сына и св. Духа строго предписывается в правилах апостольских. (Православной Догматическое Богословие, том 2, часть 3)

Спустя 40 лет после появление Батыя на Севере деятельный Митрополит Кирилл, осмотрев обширную, печальную паству свою, открыл (1274 г.) во Владимире Собор. Обозрение паствы открыло Митрополиту беспорядки разного рода в богослужении. Собор прежде всего обратил внимание па служителей алтаря. Повторив церковные правила не допускать до священства человека неизвестного и несвободного, Собор писал: «Хочет ли кто быть посвященным, пусть со всею подробностию испытают его, чиста ли жизнь его, соблюл ли он целомудрие, с девицею ли вступил в брак и законно ли вступил? Хорошо ли знает грамату? Притом не спешить поставлять, хотя бы были не кощунники, не хищники, не пьяницы, не охотники клясться, не сварливые; испытывать их... Если кто окажется свободным от всех вин за поручительством духовнаго отца, 7 священников и других надежных свидетелей: пусть поставляют». Не возводить вдруг на степень священства, но, поставив в чтеца, заставить изучить весь церковный порядок под руководством опытного церковника. Далее, Собор открыл и исправил беспорядки в совершении Крещения, Миропомазания, Литургии, вообще службы церковной. «Мы узнали, – говорит он о божественном Крещении, – что по какому-то смутному и неразумному смыслу смешивают божественное миро с маслом, и так помазуют все тело: безсмыслие самое худое! По оглашении пусть помазуют маслом – и только на челе, очах, ушах, ноздрях и устах…. потом пусть крестят, погружая в три погружения. По крещении помазуем миром чувства, заграждая вход первой лести; становясь нетленными действием пречистаго Духа Божия, навсегда охраняемся от злокозненнаго врага, чтобы не преклоняли нас на зло чувства... После крещения пусть каждаго сподобляют пречистаго Божияго тела и честной крови, где бы ни случился крещаемый, в городе ли, или в селе. Пусть более не обливают никого: обливанье нигде не предписано, а предписано погружение, в особенном сосуде». (История Русской Церкви. Период II)

 

Свт. Николай Сербский:

Что самое важное в таинстве Крещения?

Троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа при соответствующих молитвах священника.(Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, Глава 3)

Св. прав. Кавасила:

Поелику же сей вид облекает вещество и сокрывает безобразие, потому таинство сие называем одеждою и погружением (Baptisma). И Павел, объясняя то, что одежда и печать указывают на сие таинство, иногда говорит, что Христос написуется и воображается в христианах, иногда – что облекает их подобно одежде. Сказано также о приемлющем таинство, что он облекается и погружается. Первое – в послании галатам: «Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал.4:19), и «Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят» (Гал.3:1); другое в том же послании: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). (Семь слов о жизни во Христе, Слово 2)

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Мысль, что Господь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, – эта мысль, залегшая в головах пап и католиков и растолкованная ими в пользу преемников Петра пап, как глав Церкви и наместников Христа, – поставила все вверх дном в Церкви католической: они, по их мнению, – наместники Христа с неограниченною властию, с преобладанием над всею Церковию Христовою; будто они – судьи всех епископов; они – учредители и толкователи догматов; они могут будто изменять в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водою крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т.д. (Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского Часть 4)

Свт. Иннокентий Херсонский:

Слово 3.

Думали ли мы, братие, когда-нибудь о том, что все мы уже были во гробе, и что над каждым из нас совершено уже погребение? По крайней мере, помыслим о сем теперь, у сего гроба. Ибо в нем именно, в сем гробе были погребены все мы.

Как это и когда? – В крещении, отвечает апостол. Ибо «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся: спогребохомся... Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6:3–4).

Креститься в смерть! Спогребаться в смерть! Ах, братие, как ни изъяснять слова сии, все они чрезвычайно сильны и разительны. И смерть человека есть нечто весьма важное, тем паче смерть Богочеловека. И мы все крестились в сию смерть! Все погребались в сию смерть!..

 

Откуда сие дивно ужасное крещение? Для чего сие непостижимо Божественное спогребение? – Почему купель наша была гробом, и гробом Христовым?

Чтобы яснее уразуметь сие, братие, для сего должно обратить внимание на цель нашего крещения...

Для чего мы крещаемся? –«Во оставление грехов», – ответствует сама Церковь. То есть, изъясняя ту же мысль раздельнее, мы крещаемся для освящения оскверненного грехом естества нашего, для восстановления в нем образа Божия, для возвращения ему первобытной невинности и способности к добродетели и блаженству. Но что очищает и освящает нас в крещении? – Ужели вода, коею омываемся в купели? Но водой может очищаться токмо тело, и то по наружности, а не душа, не совесть, не ум и воля. Для души, оскверненной грехом, для духа, ниспадшего в бездну зла, потребно очищение высшее, внутреннейшее, духовное. И оно совершается в крещении; – иначе для чего бы совершалось само крещение? Что же производит его, если не может произвести вода? – Производит всеосвящающая кровь Богочеловека. Нас очищает купель потому, что в воде сокрыта благодать Духа, низведенная на землю воплощением Сына Божия; нам оставляются при крещении грехи потому, что за сии грехи принесена жертва на кресте; мы выходим из купели чадами Божиими с правом наследовать жизнь вечную потому, что в купели облеклись верой в заслуги Искупителя, Коему принадлежат все блага жизни вечной. Таким образом, крещаясь во оставление грехов, мы видимо погружаемся в воду, а невидимо в смерть и Кровь Христову, в благодать Духа Святаго. И сие-то невидимое погружение соделывает так действительным видимое крещение водой, которое само по себе не имело бы никакого действия на душу. Удалите от купели веру в Распятого: вместе с ней удалится благодать; а посему не будет никакого оставления грехов, отнимите крест, и не станет крещения.

Сие-то самое выражает, братие, апостол, когда говорит, что мы «крещаемся в смерть Христову». Но можно креститься в смерть, не разделяя сей смерти. – Христианин не так крестится в смерть своего Господа: погружаясь в смерть сию, он сам умирает, или, по выражению апостола, «спогребается Христу».

Спогребение сие весьма явственно выражается уж


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.