Связка – новая служебная часть речи в современном русском языке? Способы распознавания слов-связок — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Связка – новая служебная часть речи в современном русском языке? Способы распознавания слов-связок

2019-08-07 259
Связка – новая служебная часть речи в современном русском языке? Способы распознавания слов-связок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Далеко не все ученые квалифицируют связку как особую служебную часть речи, и вопрос о ней и ее составе остается открытым в современной лингвистике. Сведения об этой уже зародившейся части речи слишком фрагментарны и очень разрозненны, но мы попробуем представить в наиболее полном объеме тот материал, в котором отражен этот грамматический класс слов.

Впервые в советское время о связках заговорили в курсе синтаксиса современного русского языка, далее на них обратил внимание В.В. Виноградов, рассматривая их как частицы речи (при широком понимании частиц как служебных слов) и указывая на выражение ими логических отношений между субъектом и предикатом [Виноградов, 1947, с. 675].

В настоящее время существует следующая грамматическая характеристика связки: К.В. Габучан определяет ее как «служебное слово, функцией которого является дополнительное указание на синтаксические отношения между главными членами двусоставного предложения. К связкам относятся слова (или слово в одной из своих значений) это (застывшая форма местоименного слова), есть и суть (застывшие формы 3 л. ед. и мн. ч. наст. вр. глагола быть), а также спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться» [ЭРЯ, с. 450–45]. Н.Д. Арутюнова отмечает, что связку «характеризуют две функции: формальная – выражение синтагматической связи… между подлежащим и сказуемым (категории лица, числа…) и содержательная – утверждение истинности суждения (время, модальность)» [ЛЭС, с. 435–436].

Относительно состава слов-связок мнения ученых тоже расходятся. Л.В. Щерба полагал, что в русском языке существует только одна связка быть в разных формах (в настоящем времени происходит ее опущение, т.е. присутствует так называемая нулевая связка), а все остальные слова «являются более или менее знаменательными, т.е. представляют из себя контаминацию глагола и связки, где глагольность может быть более или менее ярко выражена» [Щерба, 1928, с. 21]. В.В. Виноградов [Виноградов, 1947, с. 675] отозвался критикой на это заявление: связка быть – не глагол, хотя и имеет глагольные формы. Ей чуждо значение действия (быть в значении глагола существовать – лишь омоним связки, а сама она утратила лексическое значение бытия). Она мыслится вне категории вида и залога. Следует также отличать связку быть от глагола, который используется как вспомогательный для образования формы будущего времени несовершенного вида. В этом случае оно выражает значение не только времени, лица и числа, но и вида (совместно с формой инфинитива) – буду читать, будет работать.

Во второй половине ХХ века разные типы связок получили широкое описание в области синтаксиса. Были выделены так называемые чистые связки (отвлеченные), полузнаменательные (неполнознаменательные) и знаменательные (вещественные).

Чистые связки (отвлеченные) лишены временного значения и не обозначают никакого процессуального признака (действия) (см.: [Белошапкова, 1977; Валгина, 1978]). Е.М. Галкина-Федорук считает связками только слова «глагольного образования, утратившие в большей или меньшей степени вещественное значение и выполняющие служебную функцию: связь сказуемого с подлежащим» [Современный русский язык, 1964, с. 327], и к разряду отвлеченных относит только быть. Однако в настоящее время чистыми связкам признаны и слова глагольного происхождения (есть, суть, быть), и местоименного (это, вот).

Связка есть употребляется в собственно отождествительном значении, суть и это – в значении ‘есть’. Есть и суть стилистически окрашены [ЭРЯ, с. 450]: первая обычно употребляется в книжной, научно-деловой и публицистической речи – Квадрат есть равносторонний прямоугольник; вторая в современном русском языке встречается редко и используется как средство стилизации архаической речи и свободно может заменяться связкой это или естьГрамматика и арифметика суть науки (Буслаев). Связка это стилистически нейтральна и употребляется очень широко: Самое дорогое у человека – это жизнь. В роли неглагольных связок могут употребляться и другие слова – как, словно, точно, будто, как будто, что, вот: Каждая разлука словно стихийное бедствие, Профессиональная инициатива – вот залог успеха. Среди них есть те, которые 1) сохраняют местоименное или местоименно-наречное значение: таков (-а, -о, -ы) (Летать – такова его мечта), вот (Чтение – вот лучшее учение) и 2) совмещают связующее значение со значением союза – как, будто, словно, ровно, точно: Каждая встреча будто праздник, Эта новость словно гром среди ясного неба, Платье точно новое.

Некоторые связки способны сочетать в себе собственно связующее значение с указанием на время – это есть (было, будет, было бы), значить (значило, значит, значило бы), означать, являться, явиться, называться: Этот молодой человек является (являлся) образцом честности; Любить человека означает понимать его; У нее кричать называется воспитывать.

Наряду со связками могут использоваться и связочные образования со значением а) идентификации и отождествления (это и есть, то же самое что, не что иное как, не кто иной как, это и означает, это и значит, это и называется), б) толкования (это значит, это означает, это называется), в) указательности (вот это, вот таков), г) сопоставления (это как, всё равно как, это всё равно как, всё равно то, это всё равно что).

Все связки и связочные образования распределены между разными типами предложений, т. е. будучи обязательными и характерными для одних, они необязательны для других: связки есть, это нужны в простом нераспространенном предложении со значением тождества, когда подлежащее и сказуемое выражены одной и той же или синонимичной по значению словоформой: Дети есть (это есть, и есть, это и есть) дети, Мать – это (это есть, и есть, это и есть) мать. Связка может и опускаться: Дети везде дети, Мать всегда мать. В разговорной речи в таких предложениях возможно употребление личных местоимений: Дети они и есть дети, Мать она и есть мать. Связка обязательна в предложениях, где грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) представляют два инфинитива: Любить человека – значит его понимать, Написать это все равно что рассказать. Бессвязочные образования (или присутствие нулевой связки) возможны только в конструкциях с отрицанием: Жизнь прожить – не поле перейти, Ломать – не строить.

Полузнаменательные (неполнознаменательные) связки «заключают в себе значение собственно связей со значением становления, перехода из одного состояния в другое, выявление состояния» [РСС, т. 4, с. 3] и его приписанности носителю извне [Белошапкова, 1977], ср.: стать/становиться, остаться/оставаться, казаться/показаться, слыть/прослыть и др. Полузнаменательные связки сохраняют элементы своего лексического значения и обладают значениями синтаксического времени, наклонения, не теряют категорию вида: бывать (бывал, бывал бы), делаться (делалось, делалось бы)и т. п.: Вечера становятся холодными, Проблема оказалась сложной, Летать стало его мечтой. Эти полусвязочные глаголы коррелируют со связками, но всё же указанные выше признаки не позволяют их относить к связкам, они остаются в рамках своей части речи – глаголов – и в синтаксисе предложения выполняют определенную функцию – функцию вспомогательных глаголов, их название «связки» никак не относится к их морфологическому статусу[1].

Иногда к полузнаменательным или полусвязочным глаголам относят также глаголы с узкой закрытой сочетаемостью, образующие вместе с именем устойчивые сочетания: вести разговор, нести ответственность, иметь значение, оказывать влияние и т.п. Однако их роль в предложении отличается от роли связок: они вместе со следующим далее именем образуют лексикализованное единство (и часто могут быть заменены одним словом: вести разговор – разговаривать, нести ответственность – отвечать, иметь значение – значить, оказывать влияние – влиять).

Знаменательные (вещественные) связки – это глаголы с конкретным значением, полностью сохраняющие свое лексическое значение, обозначающие состояние, движение, модальность и т. д. (стоять, сидеть, лежать, ходить, возвратиться, вернуться, прийти, прибежать, идти, желать, думать, пытаться, хотеть, жить, мочь, сметь и др.) и обладающие свойствами присоединять к себе либо прилагательное в именительном или творительном падеже, либо существительное с качественно-характеризующим значением в творительном падеже; такие глаголы могут употребляться в качестве самостоятельных сказуемых, ср.: Он пришел уставший – Он пришел домой; Он родился счастливчиком – Он родился 21 августа 1987 года (см.: [Белошапкова, 1977; Валгина, 1978]). Знаменательные связки тоже выполняют определенную синтаксическую функцию в предложении и присутствие в их названии слова «связка» не свидетельствует об их отнесенности к нарождающейся в русском языке части речи. Однако они так же, как и полусвязочные образования, используются наряду с чистыми и полузнаменательными связками: Она сидит (= была) покойна и вольна (П.), Я желал бы навеки так заснуть (Л.). У знаменательных связок лексическое значение глаголов тесно связывается со значением тех причастий или прилагательных, которые вместе с ними (в качестве именной части) входят в составное сказуемое.

Исходя из вышеизложенного, мы допускаем, что в морфологической системе давно сформировался особый класс слов, которые претендуют на собственный частеречный статус, – связка. К ним можно отнести следующие лексемы – это есть, суть, быть (в разных формах), а также, с учетом десемантизации и возможности синонимической замены названными выше связками, слова и словесные комплексы – это есть (было, будет, было бы), значить (значило, значит, значило бы), означать, являться, явиться, называться – и связочные образования со значением идентификации и отождествления, толкования, указательности, сопоставления. Всесторонняя грамматическая характеристика связки, можно не сомневаться, позволит решить вопрос о ее частеречном статусе.

Основным способом распознавания частеречного статуса слова можно назвать прием замены, подразумевающий использование в качестве индикаторов чистые связки есть, суть, это, ср.: Каждая встреча будто (это) праздник. – Летать – такова (это) его мечта. – Дети везде (это, есть) дети.

      

В целом при определении модальных слов, частиц и слов-связок не надо упускать из виду, что, будучи незнаменательными словами, они обладают следующими признаками:

- они не являются членами предложения;

- к ним нельзя поставить вопрос;

- их можно легко опустить (убрать из предложения).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.