Что я могу сделать, чтобы у ребенка с самого начала было как можно меньше проблем? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Что я могу сделать, чтобы у ребенка с самого начала было как можно меньше проблем?

2019-08-07 131
Что я могу сделать, чтобы у ребенка с самого начала было как можно меньше проблем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начать вы можете с того самого момента, когда узнаете о беременности: не подвергайте себя стрессам, употребляйте только здоровую пищу, не контактируйте с химикатами. Позаботьтесь о себе хорошенько. Приобретите кресло-ка-чалку и старайтесь почаще сидеть в нем. Сколько бы вам ни было лет, качание всегда остается приятным способом расслабиться и дать вестибулярной системе положительные ощущения. Во время беременности расслабление служит профилактической мерой, полезной для здоровья будущего ребенка. Покой, мягкая, особенно классическая, музыка могут принести пользу вам обоим. Длительные прогулки, свежий воздух, расслабляющий массаж - всем этим тоже не стоит пренебрегать. Хотя это похоже на сказочный островок посреди суетной современной жизни, выкраивайте несколько минут ежедневно - и благотворные для здоровья стратегии, развивающие сенсорную интеграцию, станут органичной частью повседневной жизни вашей семьи.

Словарь терминов

Здесь приводятся определения основных терминов и понятий, встречающихся в этой книге.

Адаптивный ответ - обоснованное и целенаправленное действие индивида, возникающее в ответ на изменения, происходящие во внешней среде. В целом адаптивные ответы характеризуют способность человека взаимодействовать со средой и эффективно отвечать (реагировать) на какую-либо ее составляющую. Адаптивные ответы требуют хорошей сенсорной интеграции и, в свою очередь, способствуют интеграции сенсорных импульсов.

Апраксин - выраженное нарушение способности планировать и, следовательно, выполнять незнакомое действие. В случае апраксии сохраняется способность выполнять компоненты действия по отдельности, но индивид не может наметить нужную последовательность действий и реализовать ее. Менее выраженные нарушения носят название диспраксия.

* Для русского издания словарь терминов был дополнен пояснениями, касающимися употребления ряда терминов в русском языке, и определениями некоторых специальностей, которые приняты в американской системе помощи детям с нарушениями развития. Для отдельных терминов даются их контекстные синонимы. - Прим. перге, и науч. ред.

Аутизм - нарушение развития, проявляющееся в течение первых трех лет жизни. Оно характеризуется нарушением способности к социальному взаимодействию, нарушением коммуникации, включая отставание в речевом развитии, стереотипное или повторяющееся использование языка, ограниченные и повторяющиеся формы поведения. Поведение ребенка с аутизмом характеризуется явными нарушениями способности налаживать соответствующие возрасту социальные отношения, отсутствием естественного желания разделять свои интересы и успехи с окружающими, социальной и эмоциональной отстраненностью, также наблюдается неспособность к разыгрыванию ролей и социальной имитации в игре.

Вестибуло-спинальный тракт - нервные пути для импульсов, идущих от вестибулярных ядер к двигательным нейронам спинного мозга. Вестибуло-спинальные импульсы помогают сохранять мышечный тонус, удерживать тело в вертикальном положении, а суставы - выпрямленными.

Вестибулярная система - сенсорная система, реагирующая на положение головы по отношению к вектору действия силы тяжести и на ускорение или замедление движения.

Вестибулярная чувствительность - восприятие и обработка ощущений, получаемых от рецепторов, регистрирующих действие силы тяжести и движения головы. Эта информация позволяет мозгу определять, в каком положении находится голова по отношению к направлениюдействия силы тяжести, а также каким образом голова перемещается.

Вестибулярные рецепторы - расположенные в лабиринте внутреннего уха рецепторы, регистрирующие действие силы тяжести (гравитационные рецепторы) и движения головы (рецепторы полукружных каналов).

Вестибулярно-билатеральное нарушение - нарушение сенсорной интеграции, вызванное сниженной активностью вестибулярной системы. Характеризуется укороченной продолжительностью нистагма, плохой интеграцией импульсов от обеих сторон тела и полушарий мозга и проблемами с обучением чтению и счету. Также именуется билатеральным нарушением интеграции и последовательного планирования.

Вестибулярно-языковые нарушения - нарушение развития языка, вызванное сниженной активностью вестибулярной системы. Характеризуется укороченной продолжительностью нистагма и улучшением развития языка в ответ на терапию, основанную на сенсорной интеграции.

Вестибулярные ядра - группа клеток ствола мозга, которая обрабатывает вестибулярные импульсы и посылает их в другие области мозга для организации ответа. Кроме того, в вестибулярных ядрах происходит интеграция вестибулярных импульсов с импульсами, полученными по другим сенсорным каналам.

Вестибулярный нерв - восьмой черепно-мозговой нерв, передающий вестибулярные импульсы от гравитационных рецепторов и рецепторов полукружных каналов в вестибулярные ядра.

Выпрямительные реакции - постуральные реакции, которые обеспечивают поддержание вертикального положения тела в ответ на действие силы тяжести. Выпрямительные реакции включают согласованные сокращения мышц туловища и шеи.

Гиперчувствительность (повышенная чувствительность) - нарушение сенсорной модуляции, при котором обычные сенсорные импульсы оказываются для человека слишком сильными, и он реагирует тем, что защищается или избегает их; при этом нередко возникают негативные эмоции и вегетативные реакции (например, тошнота или головокружение).

Гравитационная безопасность - базовое чувство уверенности в стабильности и предсказуемости воздействия гравитационного поля земли на тело. Гравитационная безопасность позволяет индивиду планировать движения, экспериментировать с действием силы тяжести, например, лазать, прыгать, кататься на лыжах, получая удовольствие от движения. Отсутствие чувства гравитационной безопасности, или гравитационная неуверенность, связана с резко отрицательной эмоциональной окраской.

Гравитационная неуверенность - выраженная тревога и беспокойство, которые вызваны неадекватной модуляцией или подавлением ощущений, возникающих при стимуляции гравитационных рецепторов вследствие перемещения или изменения положения головы.

Двигательная интолерантность (непереносимость движения) - один из видов нарушения сенсорной интеграции, связанных с повышенной активностью вестибулярной системы. Нарушение модуляции сигналов, поступающих от рецепторов полукружных каналов, ведет к тому, что человек с непереносимостью движения испытывает сильный дискомфорт при быстром перемещении и вращении.

Двигательное планирование (планирование движений) - способность мозга представлять, организовывать и выполнять незнакомые движения. Одной из основных составляющих планирования движений является интеграция сенсорных стимулов, которая дает мозгу представление об исходном положении, в котором находится тело индивида, цели движения, которое нужно совершить, окружающем пространстве, которое создает условия для выполнения того или иного движения, то есть обо всех тех параметрах, которые могут влиять на стратегию и успешность выполнения движения.

Двигательные навыки - образцы движений, которым индивид учится в течение своей жизни. Каждый двигательный навык представляет собой организованную последовательность целенаправленных движений, которая управляется и корректируется посредством обратной связи. В норме освоенный навык характеризуется тем, что человек может успешно справляться с ним в условиях меняющейся среды. Процесс переноса навыка в новые условия называется генерализацией навыка, сами же переносимые навыки называются генерализованными. При отсутствии генерализации навыки формируются фрагментарно, в этом случае в любой новой обстановке индивид вынужден заново планировать и осваивать навык, не используя предшествующий опыт. О генерализованных и фрагментарных навыках см. главу 4.

Депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение) -лишение чего-либо, недостаток в чем-либо; состояние, при котором люди сталкиваются с недостаточным удовлетворением своих потребностей. Например, сенсорная депривация - это состояние, характеризующееся недостатком поступающих сенсорных стимулов.

Диспраксия - нарушение праксиса, или способности планировать действия. Это менее выраженное, но более распространенное нарушение, чем апраксия. В данной книге обсуждается двигательная диспраксия, то есть недостаточная способность к выполнению целенаправленных движений, связанная с нарушением организации и/ или планирования движений, и ее частный случай - диспраксия развития.

Диспраксия развития - специфическое нарушение развития ребенка, вызванное нарушением сенсорной интеграции и затрагивающее организацию тактильных, а иногда вестибулярных и проприоцептивных ощущений, и препятствующее планированию движений. В некоторых случаях у детей с диспраксией развития наблюдаются трудности с обучением.

Запрограммированные движения - движения, образцы которых изначально заложены в центральной нервной системе человека как представителя своего вида. Двигательные образцы, отличающие движения человека от движений животных, - ходьба, ползание, дотягивание до предмета и т.п. Запрограммированные функции находятся под влиянием среды, но развиваются они одинаковым образом у всех людей без нарушений нервной системы вне зависимости от образа жизни и культурного окружения конкретного человека.

Защитные реакции - постуральные реакции, возникающие при критическом приближении проекции центра тяжести тела к краю площади опоры или выходе проекции центра тяжести за пределы площади опоры. Включают сокращение мышц туловища и мышц конечностей, приводящее к перераспределению веса тела и увеличению площади опоры в направлении смещения центра тяжести. Например, шаг при угрозе падения в положении стоя или защитная опора на руку (защитное разгибание руки) при падении.

Коконтракция - одновременное, содружественное сокращение или одновременная активация всех мышц вокруг сустава, необходимая для его стабилизации.

Кора головного мозга - внешний слой полушарий головного мозга. Включает области точной обработки сенсорных импульсов, особенно зрительных и слуховых, а также ощущений от тела. Также управляет тонкими произвольными движениями тела и речью. Связана с мышлением, интеллектуальной и целенаправленной деятельностью.

Латерализация - тенденция к разделению функций между полушариями, когда определенные процессы более эффективно выполняются каким-то одним из них. У большинства людей правое полушарие эффективнее обрабатывает художественные образы, информацию о расположении предметов в пространстве и музыкальную информацию, а левое специализируется на вербальных и логических процессах.

Лимбическая система - отделы мозга, отвечающие за эмоциональное поведение человека и его эмоциональные ответы на сенсорные стимулы, движения и все виды поведения. Лимбическая система получает и обрабатывает импульсы, поступающие от всех сенсорных каналов.

Модуляция - регулирование мозгом собственной активности. Под этим термином понимается содействие передаче определенных нервных сообщений - например, сигналов, связанных с перцепцией, или адаптивных ответов - и подавление других сообщений: в результате избыточная активность ослабевает, а ненужная фильтруется.

Мозжечок - часть головного мозга, находящаяся в задней черепной ямке позади ствола мозга. Обрабатывает проприоцептивные и вестибулярные ощущения, помогающие придавать точность движениям. Также участвует в обработке всех прочих видов ощущений.

Нарушение (дисфункция) сенсорной интеграции -нестабильность или нарушение функции мозга, затрудняющие интеграцию сенсорных импульсов. Нарушения сенсорной интеграции лежат в основе многих, хотя и не всех, проблем с обучением.

Нейрон - нервная клетка, структурная и функциональная единица нервной системы. Состоит из тела, дендритов, принимающих нервные импульсы от других нейронов, и аксона, который передает импульсы от нейрона к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.

Неконтролируемые движения - движения, которые возникают непроизвольно и не могут контролироваться индивидом. Существует множество видов неконтролируемых движений: от подергивания лица при тике до гиперкинезов у ребенка с церебральным параличом. В 6-й главе описаны хореоатетоидные движения, которые являются результатом недостаточного подавления «шумовых» импульсов в двигательных путях. При этом из-за того, что до мышц доходит множество «лишних» сигналов, сокращения мышц становятся порывистыми, судорожными. При таких нарушениях теряется гладкость движений и способность к тонкой «настройке» движений.

Нервные пути - проводящие пути головного и спинного мозга (то же, что и тракт), в которых сгруппированы отростки нейронов, идущие в одном направлении и передающие одинаковую информацию из одной области нервной системы в другую. Например, двигательные импульсы от коры головного мозга к двигательным нейронам спинного мозга идут по пирамидному (кортико-спинальному) пути.

Нистагм - быстрые повторяющиеся рефлекторные движения глаза. Причиной появления этого рефлекса могут быть разные состояния. Наиболее частая причина - резкая остановка после продолжительного вращения тела. Продолжительность и регулярность (стабильность) постротаторного нистагма являются одними из критериев эффективности работы вестибулярной системы.

Обработка сенсорных сигналов (импульсов) - способ и процесс детекции (обнаружения), передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе.

Образцы (или паттерны) движений - однотипные двигательные ответы, возникающие после специфической стимуляции, перемещения или раздражения иногорода. Вне зависимости от того, нормальное это движение или патологическое, любое движение, например походка или то, каким образом человек садится на стул или тянется за предметом, имеет свой специфический «рисунок», этот «рисунок» и называется образцом (или паттерном) движения. Образцы движений, характерные для обычно развивающихся детей или взрослых без двигательных нарушений, называются нормальными образцами движений. Двигательные ответы, характерные для людей с теми или иными двигательными нарушениями, называются патологическими образцами движений.

Обратная связь - центростремительная информация, поступающая в мозг по мере выполнения или после завершения того или иного действия. Например, по мере дотягивания до стакана, стоящего на столе, от зрительной системы в мозг поступает информация о том, как выглядит движение нашей руки, и о том, действительно ли мы тянемся по направлению к стакану; проприоцепция дает нам информацию о суставах руки и фоновых постуральных движениях, а когда цель достигнута, мы получаем тактильную информацию о прикосновении к стакану. Обратная связь является важнейшим компонентом системы контроля за движением, который позволяет нам отслеживать успешность выполнения плана движения. Выделяют обратную связь, возникающую в процессе выполнения действия, и конечную обратную связь, которая сигнализирует о завершении выполнения движения и достижении его цели. См. также примечание к главе 6 (с. 129)

Обучение - приобретение человеком опыта и навыков. С точки зрения функционирования нервной системы обучение характеризуется структурными и функциональными изменениями в центральной нервной системе, в частности, увеличением количества связей между нейронами и скорости прохождения импульса через наиболее активно используемые синапсы.

Перцепция (восприятие) - осознание воспринимаемых сенсорных импульсов, объединение восприятия различных видов сенсорных сигналов в значимый для индивида опыт. В более широком значении перцепция - это процесс, объединяющий конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание. Например, перцепция тела - объединение всей сенсорной информации, получаемой мозгом от рецепторов тела, которое дает индивиду представление о положении частей тела, движениях, целостности тела и соотносит это с предшествующим опытом. Результатом перцепции тела является схема тела.

Подавление (ингибирование) - нервный процесс, уменьшающий проводимость определенных синапсов, из-за чего некоторые импульсы блокируются. Подавление играет важную роль, ослабляя чрезмерную нервную активность.

Полушария головного мозга - парные самые большие по размеру части головного мозга, расположенные сверху и по бокам от мозгового ствола. Продолжают обрабатывать сенсорные импульсы, поступившие с нижних уровней, и помогают формировать произвольные двигательные ответы и поведение.

Постуральные реакции - реакции, связанные с поддержанием и сохранением положения тела в пространстве, то есть позы. Примерами постуральных реакций являются выпрямительные реакции, реакции сохранения равновесия и защитные реакции.

Постуральные фоновые движения - незаметные движения тела и перераспределение активности в мышцах туловища, облегчающие движения конечностей; например движение руки при дотягивании до предмета. Это постуральное регулирование зависит от адекватности интеграции вестибулярных и проприоцептивных сигналов. Постуральные фоновые движения тесно связаны с реакциями сохранения равновесия.

Праксис - способность представлять и планировать новый вид активности и выстраивать необходимую для него последовательность действий, а также переходить от одного вида активности к другому. Одной из важнейших составляющих праксиса является планирование движений.

Произвольные движения - движения, которые сознательно планируются и контролируются индивидом. В отличие от рефлекторных движений или неконтролируемых движений выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью; непроизвольные движения совершаются бессознательно и/или автоматически.

Проприоцеиция (мышечно-суставное чувство) -ощущения, получаемые от мышц и суставов. Проприоцептивные импульсы «говорят» мозгу, где и как сокращаются или растягиваются мышцы, где и как изменяется положение в суставах, и какое растяжение или сдавливание испытывают суставы. Эта информация позволяет мозгу узнать, где находится и как двигается каждая из частей тела.

Равновесие - способность человека сохранять принятую позу (статическое равновесие) или параметры движения тела (динамическое равновесие), несмотря на действие внешних сил. Выделяют следующие реакции равновесия: выпрямительные реакции, реакции сохранения равновесия и защитные реакции.

Реакции сохранения равновесия - постуральные реакции, возникающие в ответ на смещение проекции центра тяжести тела в пределах площади опоры. Включают сокращение мышц туловища и мышц конечностей, приводящее к перераспределению веса тела на поверхности опоры и, как следствие, к увеличению устойчивости тела.

Регистрация сенсорных сигналов (импульсов) - детекция (обнаружение) сенсорной информации центральной нервной системой. С нее начинается процесс обработки сенсорных сигналов (импульсов).

Ретикулярная формация - группа клеток в центральной части ствола мозга, отвечающая за уровень общейактивации, возбуждения и торможения головного мозга. Ретикулярная формация получает сигналы от всех сенсорных систем, которые она затем пересылает в другие зоны головного мозга. См. также уровень активации.

Рефлекс - заложенная в нас природой автоматическая реакция на сенсорный импульс. Мы бессознательно рефлекторно избегаем боли, вздрагиваем в ответ на неожиданные ощущения. К рефлекторным реакциям относятся и выпрямительные реакции, возникающие в ответ на вестибулярные импульсы. Помимо этого, существует и множество других рефлексов.

Рефлекторные движения - автоматические двигательные реакции, которые возникают в ответ на определенные виды раздражителей и не контролируются индивидом. Двигательное поведение младенца во многом определяется рефлекторными движениями, например поисковым рефлексом или тоническими рефлексами; по мере двигательного развития рефлекторные движения встраиваются в произвольную двигательную активность ребенка и перестают доминировать в двигательном поведении. Однако у многих детей с дисфункцией работы мозга рефлекторные движения остаются чрезмерно выраженными.

Рецептор - сложная структура, обеспечивающая преобразование влияния факторов внешней или внутренней среды в нервный импульс. Внешняя информация может поступать на рецептор в виде света, механической деформации, химического раздражения. Рецепторы трансформируют ощущения в электрические импульсы и посылают их по сенсорным нервам в спинной и головной мозг.

Сенсорная интеграция - организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». «Осмысление» может находить выражение в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении или развитии каких-либо нервных функций. Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно, благодаря чему человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.

Сниженная активность вестибулярной системы – один из видов нарушения сенсорной интеграции, связанных с нарушениями обработки вестибулярных сигналов. Пониженная (замедленная) реакция на вестибулярные стимулы характеризуется отсутствием или уменьшением длительности постротаторного нистагма, а также плохой интеграцией импульсов от правой и левой сторон тела. См. также вестибулярно-билатеральное нарушение и вестибулярно-языковые нарушения.

Спинной мозг - часть центральной нервной системы, расположенная внутри позвоночного столба. Состоит из ядер спинного мозга, а также волокон всех нервных путей, идущих как от головного мозга к периферии, так и от периферии к головному мозгу. Без целостности и нормальной работы спинного мозга невозможна передача сенсорной информации от рецепторов в головной мозг и импульсов от мозга к мышцам и внутренним органам.

Повышенная активность вестибулярной системыодин из видов нарушения сенсорной интеграции, связанных с нарушениями обработки вестибулярных сигналов. Повышенная (слишком бурная) реакция на вестибулярные стимулы, как правило, характеризуется более длительным постротаторным нистагмом, чем свойственно в норме определенному возрасту. См. также гравитационная неуверенность и двигательная интолерантность (непереносимость движения).

Терапия, основанная на сенсорной интеграции (сенсорно-интегративная терапия) - терапия, ориентированная на развитие сенсорной системы и адаптивных ответов на сенсорный опыт в соответствии с неврологическими потребностями ребенка. Как правило, такая терапия стимулирует движения тела, порождающие двигательные (вестибулярные), мышечные, суставные, компрессионные (то есть проприоцептивные) и тактильные ощущения, а также ощущение давления. Обычно этот вид терапии не включает работу за столом, тренировку речи, уроки чтения или обучение конкретным навыкам восприятия или двигательным навыкам. Целью терапевтического вмешательства является улучшение обработки и организации сенсорной информации мозгом.

Сенсорный сигнал (импульс, сообщение, информация, данные) - поток электрических импульсов, идущий от рецепторов органов чувств в спинной и головной мозг.

Синапс - место, где два нейрона входят в электрохимический контакт и где происходит передача нервного импульса от одного нейрона к другому. Нервные импульсы проходят через множество синапсов, и каждый синапс что-либо добавляет к обработке этих сигналов.

Сниженная чувствительность - нарушение сенсорной модуляции или дискриминационной чувствительности (способности различать ощущения как в рамках одного вида чувствительности, так и в разных видах, например запах и вкус), причиной которого может быть плохая обработка сенсорной информации. Это приводит к снижению чувствительности к типичным сенсорным стимулам и неадекватной перцепции.

Специализация - процесс, благодаря которому какая-либо из областей мозга лучше других осваивает определенные функции. Большинство специализированных функций латерализованы, то есть «поделены» между полушариями мозга таким образом, что одно полушарие справляется с конкретной функцией успешнее второго.

Ствол головного мозга (ствол мозга) - самая нижняя и глубже всего расположенная часть мозга, являющаяся анатомическим продолжением спинного мозга. Содержит ядра черепно-мозговых нервов, а также образования, регулирующие возбуждение нервной системы в целом и простейшую обработку сенсомоторных сигналов.

Схема тела - результат восприятия (перцепции) человеком собственного тела. Состоит из сенсорного образа (картин, «карт») тела, хранящегося в мозгу. В литературе могут встречаться и другие термины: образ тела, нейронная модель тела.

Тактильная гиперчувствительность - нарушение сенсорной интеграции, при котором тактильные ощущения вызывают чрезмерно сильную эмоциональную реакцию или иные нарушения поведения.

Тактильная чувствительность - восприятие и обработка ощущений, получаемых от рецепторов кожи, которые реагируют на прикосновение.

Тесты на сенсорную интеграцию и праксис (SIPT)- ряд тестов, разработанных Э. Джин Айрес для оценки уровня развития сенсорной интеграции или ее нарушений. Исправленный и дополненный вариант - Южно-Калифорнийские тесты на сенсорную интеграцию (SCSIT).

* В научной литературе часто различают понятия «схема тела» и «образ тела», хотя встречается и смешение этих терминов. Под схемой тела понимается формируемое в результате перцепции неосознаваемое внутреннее представление, совокупность информации о структурной организации тела, о его динамических характеристиках, текущем и изменяющемся положении его частей. Это представление играет важную роль в процессах поддержания и регулирования позы, а также при организации движений. Образом тела называют осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле. - Прим. перев.

Трудности с обучением - проблемы, возникающие у ребенка при обучении чтению, письму, счету, при выполнении домашних заданий, но не связанные с нарушением зрения, слуха или отставанием в умственном развитии.

Уровень активации, или уровень возбуждения нервной системы - соответствует английскому термину «arousal»: это некий базовый уровень возбуждения и активации нервной системы, состояние готовности к действию, без которого невозможно дать быстрый ответ на внешнюю стимуляцию или на изменение внешней среды. Состояние общей активации и готовности к действию обеспечивает ретикулярная формация ствола головного мозга.

Английский термин – «arousal» с трудом поддается переводу на Русский язык. Он означает некий базовый уровень возбуждения и активации нервной системы, который наличествует в каждый момент действия. В этой книге мы используем термин -активация нервной системы» и говорим об уровне активации нервной системы, ее сниженной или повышенной активации. - Прим. науч. ред.

Физическая терапия - от англ. physiotherapy или physicaltherapy - медицинская специальность, в которой применяются физические (естественные или природные) методы воздействия на пациента, базирующиеся, прежде всего, на активном движении, а также мануальном и рефлекторном воздействии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Специалисты по физической терапии используют подходы, эффективность и безопасность которых были научно доказаны, для того, чтобы в максимально возможной степени восстановить способность пациентов к функциональному движению.

Центральная обработка звуковых сигналов - передача звуковой информации по нервным путям в слуховые зоны коры головного мозга; она позволяет человеку интерпретировать звуки.

Черепно-мозговые нервы - двенадцать пар нервов, отходящих от ствола мозга. Они обеспечивают двигательную и чувствительную иннервацию головы и шеи, а также вегетативную (симпатическую и парасимпатическую) иннервацию ряда внутренних органов и желез.

** Иннервация - это связь органов и тканей с центральной нервной системой, осуществляемая при помощи нервов. - Прим. ред.

Эрготерапия - от греч. ergon - работа, дело, действие, деятельность и терапия (англ. occupationaltherapy) - медицинская специальность, основанная на научном доказательстве того, что целенаправленная деятельность, имеющая для человека смысл, помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические). Цель эрготерапии - максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху). Понятие «деятельность, занятость» (occupation) в данном случае относится не к профессиям или «профессиональной реабилитации», а к различным видам деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл. В целом э вмешательство направлено на то, чтобы помочь человеку сформировать адаптивные ответы, которые позволяют его нервной системе работать эффективнее, благодаря чему он может лучше управлять своей жизнью.

Ядро - группа нервных клеток, организующих и интегрирующих определенную сенсорную, двигательную или вегетативную активность.

Э. Джин Айрес

Ребенок и сенсорная интеграция

Понимание скрытых проблем развития

Оформление, верстка Илья Бернштейн Фото на обложке Федор Мальгинов

Перевод с английского Юлия Даре Научное редактирование Екатерина Клочкова Литературное редактирование Марина Соколова Ведущий редактор Мария Дименштейн Редактор Рахиль Дименштейн

Корректор Екатерина Клитина, Екатерина Скульская

Подписано в печать 24.04.2009. Формат 100x70/16. Бумага офсетная. Гарнитура NewCenturySchoolbook, Orenburg. Печать офсетная. Печ. л. 17. Закаэ№ 3521

Издательство «Теревинф» 117334, Москва, ул. Косыгина, д. 5 для переписки: 119002, Москва, а/я 9 тел./факс: (495) 585 05 87 эл. почта: [email protected] сайт: www.terevinf.ru

Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.