Развитие волевых качеств на уроках физической культуры. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие волевых качеств на уроках физической культуры.

2019-08-07 535
Развитие волевых качеств на уроках физической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков [3, 34].

   Младший школьный возраст или период второго детства в физиологической возрастной периодизации, во многом определяет последующее становление и развитие индивида. Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым возраст 6-7 лет является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании как физиологических, так и психофизиологических процессов. Эти изменения в организме столь выражены и оказывают такое заметное влияние на поведение и деятельность ребенка, что принято характеризовать данный период как один из кризисов развития. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает продолжительное и интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, связанное с учебой, создает предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Поэтому чрезвычайно важно четко представлять сущность происходящих в организме ребенка качественных изменений, которые определяют направление и перспективы развития на протяжении всего младшего возраста. Необходимо с самого начала правильно организовать учебный процесс в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, определяющими его функциональные возможности, что является залогом успешности всей последующей деятельности ребенка [11, 67].

   Дети 7-10 лет любят уроки физической культуры. Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений – важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста [10, 61].

   Психическим новообразованием этого возраста является рефлексия – способность к анализу собственного состояния, закономерно проявляется и способность к анализу состояния поведения других людей. Определяющим фактором для деятельности ребенка становится внутренняя речевая инструкция. Речь является основой формирования мышления младшего школьника, и особенности речевой деятельности определяют специфику организации мыслительных операций [11, 61].

   В период младшего школьного возраста в центр психического развития выдвигается развитие самой произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка, возникает способность действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ними задачами. Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает учиться в школе, положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования [13,56].

   Так процесс восприятия – начальное звено в обеспечении контактов организма со средой. Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность. В тесном взаимодействии с системой восприятия развивается внимание. В этом возрасте у младших школьников формируются механизмы произвольного внимания, которые обеспечивают отбор наиболее значимой информации, соответствующей поставленным перед ребенком задачам. Закономерные изменения претерпевают с возрастом и процессы памяти (мнемические), во многом определяющие особенности интеллектуальной деятельности. Происходит постепенное развитие и совершенствование словесно - логической, абстрактной памяти. Время обучения в начальной школе это период значительных прогрессивных изменений в организме. Возраст 8-10 лет наиболее благоприятен для развития познавательной деятельности ребенка, его мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, причем к этому времени на 38-40% возрастет умственная и физическая работоспособность по сравнению с началом обучения. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным как для развития физических способностей, так и для развития эмоционально-волевых качеств. В процессе систематических занятий физической культурой происходит не только развитие физических способностей младших школьников, особенно включении соревновательных моментов, повышается сила нервных процессов, что означает увеличение способности нервных клеток головного мозга, выносить все больше напряжения учебной деятельности младших школьников. Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. В этот период занятия физической культуры являются одним из эффективных средств формирования социально сильной личности, которые способствуют развитию физических и эмоционально – волевых качеств, а также оказывает существенную помощь младшему школьнику в преодолении кризиса школьного возраста [19, 52].

   Развитие на уроках физической культуры волевых качеств содействует решению сложных задач учебной деятельности, помогает в преодолении кризиса младшего школьного возраста. Развитие волевых качеств младших школьников на уроках физической культуры зависит от многих факторов: правильная постановка задач урока, создание положительного фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Существует несколько основных факторов, способствующих повышению уровня развития волевых качеств младшего школьника на уроках физической культуры:

1. Обстановка на уроке и поведение учителя.

   Важно, чтобы дисциплина, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами похвалы за успехи в учебной деятельности. Учитель физической культуры должен быть примером для учащихся на уроке, то есть быть волевой, сильной личностью. С помощью метода показа и примера учитель должен развивать у учащихся стремление к преодолению трудностей, благодаря чему будет происходить развитие волевых качеств [17, 23].

2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у младших школьников сильную эмоциональную реакцию, способствует развитию волевых качеств [17, 23].

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов также оказывают положительное влияние на развитие эмоционально-волевых качеств младших школьников [17, 23].

   Показатели сформированности волевых качеств младших школьников на уроках физической культуры необходимо рассматривать с двух сторон: внешней (эмоции, уверенные действия, движения) и внутренней (наличие волевых качеств, сильного характера) [17, 23].

   Исходя из всего вышесказанного, можно определить следующие критериальные показатели сформированности волевых качеств у младших школьников на уроках физической культуры:

Проявление уверенности, сдержанности в действиях прим выполнении упражнений, заданий.

Проявление целеустремленности, настойчивости, смелости, решительности в различных видах деятельности.

Данные критериальные показатели дифференцируются по следующим уровням:

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.