Волевые качества , связанные с целеустремленностью — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Волевые качества , связанные с целеустремленностью

2019-08-07 1616
Волевые качества , связанные с целеустремленностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В учебном пособии «Психология спорта высших достижений» [1979]

целеустремленность определяется как сознание важнейших жизненных целей, их четкое и ясное представление, вера в эти цели, умение вникнуть в их сущность. Сходное определение дали Н.П. Гуменюк и В.В. Клименко: «Целеустремленность лично­сти спортсмена характеризуется предвидением в сознании продукта своей дея­тельности, на который она направлена» [1987, с. 267]. При таком понимании це­леустремленность является не волевым, а мотивационным свойством личности, ее направленностью. Более адекватное понимание целеустремленности дается в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова [1985]: целеустремленного человека автор определяет не только как имеющего ясную и определенную цель, но и стре­мящегося к ее достижению.

Когда говорят об устремленности к чему-то, то при этом, как правило, имеют в виду наличие удаленной цели, хотя явно это и не обозначают. Однако для иллю­страции целеустремленности и силы воли приводят примеры, связанные именно с долговременностью достижения цели.

Недаром А. С. Макаренко отмечал, что человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть чело­век самый слабый.

Н.Д. Левитов [1958] считал, что целеустремленность может быть как близкой (направленной на ближайшие цели), так и перспективной (когда ставятся отда­ленные, последовательно достигаемые цели).

Близкое к этому определение дала и В. И. Жуковская — как «умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей деятельности и жизни, подчинять им свое поведение» [1970, с. 334].

Итак, целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение ближайшей или отдаленной по времени цели. Целеустрем­ленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она поддерживается интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности;

 Целеустремленный человек ясно видит перспективную цель, сосредоточен на ре­шении близких и далеких задач, мобилизует волевые усилия на преодоление все­го, что мешает достижению намеченной цели.

 

  Терпеливость. В психологии в качестве волевого проявления чаще всего рас­сматривается терпение. Однако терпение проявляется во многих несходных ситуациях и потому получает различное наименование: выдержка, стойкость, упорство и т. д. Поэтому терпение и терпеливость нередко отождествляют, да и саму терпеливость понимают по-разному: о ней часто говорят как о длительно­сти поддержания волевого усилия (В. К. Калин [1983]), о специальной выдерж­ке (К. Л. Бабаян [1977]).

Мы рассматриваем терпеливость как волевое качество, являющееся одним из ви­дов проявления терпения. Выделяя это волевое качество (Е. П. Ильин [1980]), мы руководствовались следующими соображениями. Во-первых, термин «терпели­вость» постоянно употребляется тренерами для характеристики воли спортсме­нов, деятельность которых связана с выносливостью при нагрузках, при этом понятие «терпеливость» не отождествляется с понятием «выносливость». Во-вто­рых, терпеливость отражает специфическое проявление волевых усилий, направ­ленных на преодоление состояний, препятствующих продолжению физической работы (утомление, недостаток кислорода в крови и т. п.).

Таким образом, терпеливость — это свойство человека длительное время тер­петь с помощью волевого усилия неблагоприятные, в основном — физиологические состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль.

Начиная с 5- летнего возраста у детей появляются метаволевые знания о том, какие контрольные стратегии распределения внимания и переработки информации следует при­ менять для того, чтобы получать большее вознаграждение.

  Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. С. 316

Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение. В отличие от настойчивости, как отмечает В. К.Калин, при проявлении терпеливости мобилизация ресурсов осуществляется по механизмам инициативной регуляции.

    Е.П. Щербаков [1986] утверждает, что введенное в теорию физического воспитания волевое качество «терпеливость» (почему только в теорию физиче­ского воспитания?) не отражает характера деятельности в физическом воспитании и спорте, поскольку, по Д. Н. Ушакову, терпеливый — это тот, кто не жалуясь, без­ропотно переносит, мирится и т. п. «Смысл “терпеть” не носит главного назначе­ния в физическом воспитании и спорте», — пишет Е. П. Щербаков. Странно, но Е. П. Щербаков не учел, что кроме выделенного им значения сло­ва «терпеливый» есть и другое, при котором терпеливый описывается как обладающий настойчивостью, упорством и выдержкой («Толковый словарь русского языка»). Именно ввиду наличия такого значения термин «терпеливость» повсе­местно употреблялся в спортивной практике даже в советское время и именно в таком значении он отвечает сущности волевого проявления, которое должен обо­значать. Терпеливость связана с принуждением, но только с осо­бым его видом — самопринуждением, которое и есть одна из форм активного са­мовыражения личности. Е. П. Щербакову нравится обозначать терпеливость как настойчивость. Но от этого идейность этого качества не повышается: настойчиво можно стремиться к осуществлению и неблаговидных целей.

Вообще, понимание волевых качеств и их места в спортивной деятельности у Е. П. Щербакова весьма своеобразное. Например, гибкость тела, управление мышцами, наблюдение за расходом энергии он связывает с проявлением самооб­ладания, ловкость — с инициативностью, быстроту — с самообладанием, реши­тельностью и настойчивостью, максимальное проявление силы — с решимостью.

     Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состо­янием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение и переживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости.

Упорство и упрямство. Изучению упорства как самостоятельного волевого качества психологи уделили значительно меньше внимания, чем изучению настойчивости, по той причине, что упорство и настойчивость часто рассматрива­ются как одно и то же проявление силы воли. Больше говорят об упрямстве как негативном проявлении упорства.

П. А. Рудик определял упорство как волю к победе. Он акцентировал важную для понимания упорства как особого волевого качества характеристику: упорный человек не пасует перед неудачей.

Итак, упорство понимается как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. од­номоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели, например когда ученик пытается решить трудную математическую задачу, или когда юный музыкант разучивает гаммы, или когда спортсмен осваивает новый элемент техники спортивного упражнения, и т. п. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз, но, как говорится, за один присест. Упорство часто характеризует волевые уси­лия при решении интеллектуальных задач, а не только двигательных.

Неудача — пробный камень настойчивости и железной воли. Она или разбивает жизнь, или закаляет ее. А. Н. Афиногенов

Х. Хекхаузен [2003] понимал упорство как устойчивость тенденции действия (намерения) и выделял несколько уровней его проявления. На первом уровне сво­его выражения упорство проявляется в способности незавершенной тенденции дей­ствия напоминать о себе, если актуальная ситуация не отвлекает внимание на что-то иное и если не имеют место более сильные тенденции. На более высоком уровне упорство проявляется в том, что тенденция действия, будучи незавершенной, спо­собна погасить сильные возбуждающие стимулы, исходящие из окружения. Нако­нец, третий уровень проявления упорства характеризуется тем, что человек может сохранить временное преимущество имеющейся тенденции действия перед вновь появляющейся более сильной тенденцией.

Упрямство — это тоже волевое проявление, но, в отношении его целесообразности в данной ситуа­ции, имеющее негативную направленность или кажущееся таковым (правда, не с точки зрения самого субъекта). Решения, требования и просьбы при упрямстве носят формальный характер, поскольку они выдвигаются человеком вопреки ра­зумным доводам, советам, указаниям других людей.

В быту нередко настойчивость отождествляют с упрямством. Между тем это противополож­ные свойства личности. Настойчивость — целесообразное упорство, необходимое условие для решения поставленной задачи. Человек сознательно идет на трудности, ибо нет других воз­можностей, чтобы завершить нужное дело. Упрямство, напротив, — упорство для того, чтобы избежать трудностей борьбы, упорство ради минутного желания, в силу того, что «я так хочу». Упрямство — это проявление негативизма, которое выражается в тенденции противоречить, действовать наперекор советам других и часто вопреки собственным убеждениям… Иногда упрямство — не что иное, как «эмоциональный бунт» против справедливых требований дру­гих людей, но высказанных в оскорбительной форме.В какой бы форме ни выражалось упрямство, оно является признаком слабой воли.

Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. С. 137 – 138

Правда, нельзя не отметить, что упрямство оценивается как негативное воле­вое проявление не всегда справедливо. Целесообразность прикладываемых для достижения цели усилий — весьма относительна

Упрямство чаще всего проявляется у эмоционально возбудимых и интеллектуаль­но ограниченных людей. Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством личности.

  Настойчивость. Важность настойчивости для характеристики поведения чело­века признана давно.

  Настойчивость характеризуется как волевое качество, на­правленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, доби­ваться осуществления цели.

Исследование этого волевого проявления, обозначенного английским словом persistence, стало для зарубежных психологов самостоятельным направлением изучения мотивации, при этом понятию «воля» в американской психологии, на­пример, вообще не нашлось места. Термин «persistence» имеет довольно широ­кое семантическое поле и помимо настойчивости включает в себя упорство, тер­пение, стойкость, последовательность и т. д.

В исследовании настойчивости западные психологи выделяют три направле­ния. В одном из них настойчивость рассматривается как черта характера, ста­бильно определяющая поведение человека (отсюда название исследований — «trait studies»). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются, так как считается, что они перекрываются чертами личности. В другом случае настойчи­вость изучается как устойчивость к угасанию: исследуется зависимость проявле­ния настойчивости от ожидания успеха или неудачи.

Настойчивость по В. К. Калину — это эмоционально-волевое качество, в кото­ром эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному. При проявлении настойчивости имеет место вы­раженная сосредоточенность усилий человека на объекте, сознание обращено к предметному плану деятельности, который имеет отчетливую жизненную зна­чимость. В поведении человека проявляется эмоциональная привязанность к цели деятельности. Мобилизация ресурсов происходит с широким использованием механизма эмоций. Замечу, что все это можно отнести не только к настойчивости, но и к таким волевым качествам, как упорство и терпеливость.

  В «Психологическом словаре» [1983] настойчивость определяется как каче­ство личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодо­левая при этом внешние и внутренние препятствия. Настойчивость характери­зуется упорным стремлением достичь желаемого. Но и в этом определении не указано, о какой цели идет речь — о ближней или отдаленной по времени. А это при выделении настойчивости в качестве самостоятельного волевого качества имеет принципиальное значение.

В учебнике «Психология» [1984] настойчивость (вместе с упорством) опреде­ляется как проявление воли, характеризующееся длительным сохранением (неред­ко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели, в преодо­лении многих (в том числе неожиданно возникающих) препятствий.

В. В. Богословский [1973] определял настойчивость как волевое свойство лич­ности, которое проявляется в способности длительное время направлять и конт­ролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

Настойчивость — необходимая черта характера современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Мы определяем настойчивость как систематическое проявление силы воли по реали­зации долговременной мотивационной установки, как стремление человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Проявление настойчивости в значительной мере зависит от:

 1) степени уверен­ности человека в достижимости цели; 2) мотивации достижения (стремления к успеху); 3) уровня притязаний; 4) наличия волевых установок на преодоление зат­руднений. Роль последних в успешности учения отмечалась А. И. Самошиным [1967]. Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и тер­пеливости, следовательно, наличие у человека этих волевых качеств обусловливает в значительной степени и его настойчивость.

Волевые качества, характеризующие самообладание

   П. А. Рудик определял самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.

По П. И. Иванову, самообладание — это власть человека над самим собой. Кон­кретизируя это определение, автор отмечал, что самообладание предполагает нали­чие сильной воли, выражающейся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленных целей. При этом в состав подавляемых состояний у автора попали не только страх, гнев, но и усталость, боль. Кроме того, самообладание означает подавление привычки, стремления, рефлекса. Таким путем под самообладание можно подвести любое проявление силы воли и сделать эти понятия синонимичными.

  Более адекватное определение самообладания дано, в «Словаре по этике» [1983], где это волевое проявление понимается как моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (эмоции, чувства, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению созна­тельно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Отсутствие же самообладания приводит к трусости, бестактности, грубости, рас­пущенности.

  Самообладание является собирательной волевой характеристи­кой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вы­зывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограниче­нием эмоционального реагирования и зависит, как отмечал С. Л. Рубинштейн, от соотношения между аффектом и интеллектом.

  Выдержка. По В. И. Селиванову, «выдержка — это способность и умение сознательно затор­маживать импульсы, мешающие осуществлению цели. Выдержка в поведении че­ловека проявляется в разных формах: в задержке моторной импульсивности; в сдер­живании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек; в общем замедлении или ослаблении психических процессов и др.

  Выдержка явля­ется основой формирования самообладания — способности в любой ситуации вла­деть собой, контролировать свое поведение. Без выдержки нет дисциплинирован­ности, организованности, самостоятельности и мужества как высшего проявления воли» [1992, с. 138].

Выдержка включает в себя умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия поставленной цели, несмотря на возникаю­щие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от на­меченных задач (упорство); верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному и активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость); умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкнове­нии с сопротивлением окружающих

Более адекватно, выдержка охарактеризована В. К. Калиным [1983] и в учебном пособии «Психология спорта высших достижений» [1979].

В. К. Калин определяет выдержку как способность волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки.

В учебном пособии выдержка и самообладание характеризуются как способность осознанно владеть собой, своими эмоциями, мыслями, действиями.

Итак, выдержка понимается, как устойчивое проявление способности подав­лять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться ис­кушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внеш­ней невозмутимости,

 

  Смелость. Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими си­нонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, муже­ство, храбрость, лихость, удаль, доблесть.

   К. К. Платонов родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его фор­мы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Плато­нова, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упое­ния опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством дол­га.

  Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значи­мость целей для самого человека и для общества.

  Отсутствие у человека смелости также характеризуется многими понятиями: робость, боязливость, осмотрительность, пугливость, трусость.

  Смелость тесно связана с такими моральными качества­ми, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществле­ние справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бун­тарства, нигилизма и авантюризма.

  Противоположна смелости - трусость. Она рассматривается в словаре как от­рицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от амо­ральных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

Такое понимание, а главное — отношение к трусости не может не вызвать удив­ления и сожаления. Выходит, каждый человек обязан преодолевать страх, а неспо­собность его преодолеть становится для человека клеймом, превращается, с точки зрения авторов словаря, в нежелание преодолеть этот страх.

П. А. Рудик определял смелость как способность активно действовать для до­стижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например возможность получить травму.

В учебном пособии «Психология спорта высших достижений» [1979]о смело­сти говорится, что это способность правильно действовать в опасных ситуациях, продуманно идти на риск.

По В. К. Калину, смелость — это способность при возникновении опасной си­туации (для жизни, здоровья, престижа) сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятель­ности.

   Таким образом, страх часто парали­зует волю, т. е. способность сопротивляться обстоятельствам.

В то же время относить страх к отрицательным волевым качествам, что имеет место у П. А. Рудика, нет никаких оснований, так как страх — это эмоциональное состояние, а не волевое качество «трусливость».

Решительность. Решительность и сме­лость - это два самостоятельных волевых качества.

    Решительность — это умение человека без колебаний принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь. Признак обдумывания предстоящего действия отли­чает решительность как положительное свойство личности от импульсивного, безвольного принятия решения. Когда принятие решения и проведение его в исполнение сопряжены с определенным риском для личности, тогда говорят уже о смелости.

В экстремальных условиях решительность у человека проявляется в быстроте принятия решения. И в этих условиях волевой человек способен трезво оценить возможности и послед­ствия предпринимаемого действия, тогда как слабовольный в спешке и часто под влиянием страха хватается за первую попавшуюся возможность.

Н. Гоноболин [1973] и В. И. Селиванов [1992] опреде­ляли решительность как отсутствие излишних (ненужных) колебаний и сомне­ний при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.

Необходимой особенностью реши­тельности К. Н. Корнилов считал энергичный переход от выбора действий и средств к выполнению действия. Для такого перехода существенной предпо­сылкой является смелость, полагал К. Н. Корнилов, так как выбирая, человек рискует.

  В понимании К. Н. Корниловым решительности имеются очевидные противо­речия. С одной стороны, он подчеркивал, что решительность — это не безрассуд­ная смелость; идя на риск, человек тщательно обдумывает и подготавливает необ­ходимые действия. С другой стороны, он утверждал, что решительный умеет в случаях, когда это необходимо, действовать быстро, невзирая ни на какую опас­ность.

Н. Д. Левитов, В. В. Богословский при определении решительности делают ак­цент на быстроте принятия решения;

Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Г. Д. Луков, А. Ц. Пуни — на своевременности и обдуманности принятия решений;

П. А. Рудик, Н. П. Гуменюк и В. В. Клименко связывают решительность с наиболее правильным в данных условиях решением.

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют решительность как способность быс­тро оценивать обстоятельства и принимать решения, причем, приняв их, уже не ко­лебаться, а действовать. В некоторых учебниках решительность характеризуется как качество или умение, которое помогает без колебаний принимать обдуманные реше­ ния в сложных ситуациях и неукоснительно их выполнять.

По А. Ц. Пуни, решитель­ность — это проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманно­стью решений, своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять на себя ответственность за решение и его исполнение.

В «Психологическом словаре» [1983] подчеркивается другая сторона реши­тельности. Там это волевое качество понимается, как способность человека само­стоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в де­ятельности. Отмечается, что решительность особо ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

Решительность, предпола­гает наличие у человека способности смело брать на себя ответственность за принятое решение, своевременно предпринимать необходимые действия, выпол­нять эти действия быстро или задерживать их выполнение.

Решительность как волевая характеристика личности чаще всего проявляется при неуверенности в правильности принимаемого решения, когда от этого решения многое зависит как для самого человека, так и для других людей. В основе решительности лежит волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомнений, прекращение колебаний. А это значит, что проявление ре­шительности связано с обдуманностью принимаемого решения.

Самостоятельность и инициативность. К. Н. Корнилов определял самостоя­тельность как отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способ­ность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого реше­ния, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями. Нетрудно заметить, что под это понятие подведены несходные в принципе явления. Одно дело — стремиться самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и т. п., т. е. проявлять поле независимость, другое дело — проявлять стойкость в своих убеждениях, стремлениях, т. е., скорее, проявлять принципиальность.

     В. И. Селиванов понимал самостоятельность как «подчинение своего поведе­ния собственным убеждениям и умение без помощи других осуществлять свои действия и поступки… Самостоятельность, — писал он, — предполагает упорство, стойкость в преодолении трудностей. Но она, как и настойчивость, противополож­на упрямству…» [1992, с. 141].

 Итак, Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность как волевая черта лич­ности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разного возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения част­ных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом подростки проявляют позицию максимализма: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально осуществимо. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности служит стремление испытать себя, проверить свои возможности.

Частный случай проявления самостоятельности — инициативность.

Инициатива (от лат. initiare — начинать) выражается в почине, т. е. в таких дей­ствиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, став­шее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превраща­ется в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она характеризует­ся социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативно­сти, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая ха­рактеристика поведения человека.

Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

Дисциплинированность и организованность. В. И. Селиванов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «спо­собность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и пра­вилам общежития» [1992, с. 142].

Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного поряд­ка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в не­подходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения.

Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.

Различают: а) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; б) дисциплину из соображений выгоды; и в) дисциплину по принуждению. Внутренняя дисцип­лина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регу­лирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности, чув­ства долга. Такая дисциплина не требует принудительных мер и внешних санкций. Это дисциплина, основанная на убежденности в том, что так поступать или делать необходимо. Вследствие этого человек испытывает потребность следовать нор­мам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чув­ство вины, теряет самоуважение.

Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние санкции — положительные и отрицательные. Человек действует дисциплиниро­ванно в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания. Это дисципли­на-послушание.

Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинирован­ности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управ­лять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологиче­ской основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дис­циплинированность становится привычкой (К. К. Платонов).

Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.

  Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самосто­ятельное волевое качество (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов, В. К. Калин).

  Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связа­на и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыва­нием того, какие средства нужны для достижения цели.

Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он оха­рактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельно­сти. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.

Организованность обычно определяется как умение человека планировать свои действия и поступки, умение руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении. Об орга­низованности судят прежде всего по тому, как человек использует свое рабочее и свободное время: умеет ли он расходовать время целесообразно и экономно или не дорожит им, тратит часы и дни зря, не получая полезного эффекта. В развитой форме организованность стано­вится привычкой личности. Но это такая обобщенная привычка, которая постоянно требует волевой регуляции, поскольку условия применения организованности постоянно меняются.

Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. С. 140 – 141

В. И. Селиванов (см. вышеприведенную цитату) полагал, что организован­ность — это одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Но на соотношение организованности и дисциплинированности можно посмот­реть и по-другому: именно дисциплинированность как волевое проявление позво­ляет человеку быть организованным, т. е рационально использовать свое время.

Старательность (усердие) и энергичность.

Старательность — это стремле­ние выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в ста­рательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.

 Энергичность. В. К. Калин выделил еще одно мобилизационное волевое каче­ство — энергичность — и характеризовал его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го.

Героизм и мужество. Единого понимания героизма и мужества нет. Героизм (от греч. heros — герой) и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий.

Н. Д. Левитов считал мужество (наряду с настойчивостью и выносливостью к лишениям, неблагоприятным условиям) одним из выражений стойкости и оп­ределял его как подчинение делу самых дорогих личных интересов. Думается, что этого слишком мало, чтобы говорить о стойкой воле и нравственном характере волевого поведения человека.

П. А. Рудик тоже рассматривал мужество как одно из проявлений стойкости, но определял его как отсутствие страха перед препятствием и опасностями. Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии других свидетелей.

В «Словаре по этике» [1983] мужество определяется как моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство соб­ственного достоинства. Мужество выражается в способности человека действо­вать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Это смелость новатора, призна­ние собственных ошибок, несмотря на потерю престижа, открытая и принци­пиальная критика, невзирая на лица и возможные неприятности, стойкое пере­несение тяжелой болезни, утраты близких.

На основании вышесказанного можно рассматривать мужество как обобщен­ное понятие, характеризующее такое нравственно-волевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам резуль­таты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание. Мужество имеет различные формы прояв­ления в виде храбрости, героизма, стойкости, выдержки, самоотверженности и самопожертвования, принципиальности.

  Самоотверженность. В «Словаре по этике» самоотверженность определяется как моральное качество, характеризующееся такими действиями, которые пред­ставляют собой акт самопожертвования — добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни, ради интересов других людей. Проявляется это качество в исключительных (экстремальных) обстоятельствах, когда от чело­века требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в по­вседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, или когда не­обходимо предельное волевое напряжение для перенесения возникших лишений. Выражением самопожертвования является героизм.

 Принципиальность. О принципиальности (от лат. principium — осн


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.