Особенности внимания у младших школьников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности внимания у младших школьников

2019-08-07 637
Особенности внимания у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в данном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с наиболее близким мотивом - перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом -получить высокую оценку учителя [4].

В целом младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех свойств внимания: повышается его устойчивость, возрастает объём, улучшается способность к распределению и переключению. Активное развитие произвольного внимания в процессе учебной деятельности происходит параллельно и взаимосвязано с формированием навыков учебной деятельности. Необходимость использовать свойства внимания адекватно выполняемым учебным задачам приводит к тому, что у большинства школьников формируется организованность внимания как особый навык, призванный целенаправленно управлять вниманием, обеспечивать оптимальные условия для достижения целей учебной работы.

Особенностью детей младшего школьного возраста является неустойчивое произвольное внимание. Дети в этом возрасте легко отвлекаются и их внимание чрезмерно эмоционально. Ребенок в этом возрасте еще не умеет владеть своими чувствами, но его непроизвольное внимание сосредоточено, длительно и устойчиво. Путем волевых усилий и постепенным путем упражнений ребенок начинает управлять своим вниманием. Школа занимает основное место в развитии произвольного внимания, особенно в первые годы обучения. У младшего школьника постепенно формируется способность контролировать свое поведение, усидчивость. Произвольное внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста. Самый благоприятный период формирования - младший школьный возраст. Многие проблемы, с которыми сталкивается младший школьник, возникают вследствие недостатка развития внимания.

Указывая на значимость внимания в процессе обучения, следует подчеркнуть, что его необходимо развивать не как отдельное психическое явление, а в плане психологии личности, на основе глубокой его связи со всеми ее сторонами. Согласно В.И. Страхову, в учебном процессе внимание учащихся необходимо воспитывать путем рациональной организации их учебной деятельности и формирования у них различных умственных операций, которые являются познавательной основой умственного сосредоточения в учебной работе [12].

По данным A.B. Петровского, Л.Ф. Плеуховой, развитию внимания учащихся в процессе обучения способствует формирование положительной мотивации учения. В организации внимания важную роль играет индивидуальный подход, основанный на глубоком знании личности учащегося, его способностей, особенностей мышления, эмоциональной сферы, а также условий его жизни и воспитания [16].

Степень развития у младшего школьника таких свойств внимания, как хорошая переключаемость, распределение, устойчивость, зависит от развития личности школьника, в частности, общего умственного развития, интеллектуальной активности, от наличия интересов, навыков и умений, а также общей дисциплинированности, организованности, чувства ответственности. К таким выводам приходит в результате экспериментального исследования внимания младших школьников Н.П. Диева.

Вопросы развития внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется из-за влияния многих факторов. Информатизация общества оказывает на младших школьников особенно негативное влияние. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале. Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет большую часть всех жалоб со стороны родителей и учителей.

Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость.

Известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно. Зачастую произвольность развивается стихийно, причём ребёнок не редко приспосабливается к условиям учёбы.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.