Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий

2019-08-07 1649
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий. 6

1.1. Понятие внимания и его виды.. 6

1.2. Особенности внимания у младших школьников. 11

1.3. Последовательность изучения арифметических действий в начальной школе 14

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания при изучении арифметических действий у младших школьников. 23

2.1. Особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики. 23

2.2. Вариативный подход к решению арифметических задач. 32

2.3. Использование различных способов решения арифметических задач в развитии внимания младших школьников. 38

Заключение. 47

Список использованной литературы.. 50

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

Арифметические действия – ключевые понятия теории чисел и важ­нейшая характеристика числовых множеств. Их изучение – неотъем­лемая часть формирования понятия числа и вычислительных умений и навыков.

Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий и раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов и на системе соответствующих текстовых задач.

Если по двум данным числам определяют третье число, удовлетворяющее некоторым условиям, то этот процесс в математике называют действием.

Все существующие ныне альтернативные системы обучения опираются на теоретико-множественный подход при формировании свойств арифметических действий.

Для объяснения обычно используют множества предметов не ссылаясь на задачи. Не каждый учитель ясно представляет, что изучение арифметических действий и их свойств в процессе работы с задачей усваиваются лучше. Исходя из важности изучения свойств арифметических действий, из-за отсутствия единого подхода к изучению данной проблеме в различных системах обучения возникает необходимость рассмотрения, выяснения и уточнения особенностей формирования понятия свойств арифметических действий.

Проблема исследования: какими приемами работы, видами деятельности детей можно добиться развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Цель исследования: выявление особенностей развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий в начальных классах.

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Гипотезой исследования выдвигается, положение о том, что раскрытие конкретного смысла свойств арифметических действий учителями поможет развитию внимания младших школьников: лучше усвоить ее, применять свойства и действия при решении задач и примеров.

  Задачи исследования:

- рассмотреть формирование вычислительных навыков у младших школьников;

- изучить последовательность изучения арифметических действий в начальной школе;

- рассмотреть особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики;

- изучить вариативный подход к решению арифметических задач ;

- рассмотреть опыт использования различных способов решения арифметических задач в развитии мышления младших школьников.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, методической и учебной литературы; изучение опыта работы учителей начальных классов.

Структура исследования: данная выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий

Понятие внимания и его виды

 

Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Г.Лейбниц, И.Кант, И.Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции предложен немецким философом Г.Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

В работах В.Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Э.Титченером определяет внимание как состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты. Определение внимания, данное У.Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их[12,c.34].

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе).

Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.

Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – внимание это деятельность контроля.

Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [34,c.15].

Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности[7,c.25].

Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.

Современный отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

Он различает два термина: “внимание” и “сосредоточение”. В традиционном определении внимания понятие “сосредоточение” фигурирует как “разъясняющее”, как уточнение сути определяемого явления, соответственно в ранговом положении оно оказывается сниженным.

Внимание есть сосредоточение, сосредоточение есть внимание. Их разведение – “разрыв” внимания, выхолащивание его сути. Внимание реализуется в соединении и фокусировке необходимых в каждом случае психических функций на объекте съема, на определенном поле (точке) - это именно сосредоточение. Внимание, как это и присуще психологическим состояниям, имеет синтетическую организацию – структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения, решаемой задаче, личностному фактору и другим обстоятельствам.

Очевидно, что внимание в учебном процессе является одним из главных психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности младших школьников. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов справедливо указывается на большую роль внимания в различных видах деятельности, в частности, в процессе усвоения знаний, овладения навыками и сложными умениями.

О значимости отдельных свойств внимания в учебном процессе свидетельствуют исследования, проводившиеся Н.Ф. Добрыниным и его учениками. Например, К.В. Мишакова, изучая внимание у подростков, отмечает значительную неоднородность в развитии устойчивости, распределения, переключения внимания у испытуемых. Этот факт имеет важное значение. Ведь если имеются различия в развитии свойств внимания у испытуемых, то при учете этих особенностей в процессе обучения можно ожидать более качественного усвоения ими изучаемого материала.

На важность изучения распределения, устойчивости и переключения внимания в мыслительной деятельности указывала И.Л. Баскакова [10].

О.Ю. Ермолаев и соавторы рассматривают свойства внимания «как итог взаимодействия трёх относительно независимых составляющих: физиологических предпосылок, определяемых индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности; обученности или натренированности в навыках поддержания внимания, его переключения и распределения; индивидуальных особенностей мотивационно-потребностной сферы человека» [15].

Говоря о роли внимания в учебной деятельности учащихся младших классов, мы имеем в виду ведущую роль формирования произвольного внимания, совокупность всех основных его свойств. В процессе усвоения материала нельзя исключить роль того или иного свойства внимания, они все важны, но последовательность их включения зависит от учебной цели, поставленной педагогом или психологом.

В психологии традиционно принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - внимание, возникшее без сознательно поставленной задачи, цели и каких-либо волевых усилий. Известно также, что непроизвольное внимание зависит не только от объективных особенностей раздражителей, но и от субъективных состояний самого человека, от его потребностей и интересов, а также от прошлого опыта, знаний человека в той области, к которой относится объект его внимания. Оно связано с эмоциями, вызываемыми у человека объектом внимания. Считается, что физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочная реакция [25].

Возникновение и поддержание произвольного внимания зависит от интереса человека к той деятельности, в которой оно проявляется, и значимости ее результатов для него.

О наличии послепроизвольного внимания можно говорить, когда труд захватывает, увлекает человека, возникает интерес к предмету труда, к самому процессу труда

В зависимости от характера деятельности человека внимание может быть внешним и внутренним. Внешним называют внимание, проявляющееся во внешних, перцептивных и практических действиях, направленных на лучшее отражение воспринимаемых объектов и овладение предметами, с которыми человек действует. Объекты внешнего внимания находятся вне сознания человека

Внутренним же называется внимание, проявляющееся во внутренних, умственных действиях. Оно имеет место тогда, когда индивид про себя думает, рассуждает, следит за процессами, происходящими в его сознании, припоминает что-то, фантазирует [12].

Внимание обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены качественно. Так, внимание характеризуется: концентрацией (сосредоточенностью), устойчивостью, распределением, объёмом, переключением. Некоторыми авторами выделяется ещё такое свойство внимания как оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [16].

Концентрацию внимания характеризует степень сосредоточенности человека на объекте или отвлечение от всего постороннего, не связанного с данным объектом. Дети легко концентрируют свое внимание на том, что им нравится и хочется, и мгновенно становятся рассеянными в отношении того, что им не интересно и чем заниматься им не хочется. К концентрации внимания детей нужно не столько учить - они это умеют! - сколько приучать.

Понятие устойчивости внимания представляется различными авторами по-разному. Так, A.A. Смирнов, П.А. Рудик, MC. Лебединский, В.Н. Мясишцев принимают устойчивость внимания как удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Мы же в своем исследовании устойчивость внимания изучали, исходя из определения, данного A.B. Петровским, Рубинштейном С.Л., где устойчивость внимания характеризуется определенным временем, в течение которого человек сосредоточивается на одном предмете или на одном виде деятельности.

Распределение внимания рассматривается как свойство, проявляющееся в одновременном, успешном выполнении человеком двух и более действий.

Объем внимания характеризуется тем числом объектов, которое может быть охвачено субъектом в единицу времени. В психологической литературе имеют место различные точки зрения относительно понятия переключения внимания. В.И. Страхов определяет переключение внимания как деятельность с одним и тем же объектом, но при условии переноса на другие объекты его стороны и свойства.

Известно, что внимание развивается и воспитывается в течение всей жизни человека. Как справедливо отмечали ряд авторов [4], развитие внимания тесно связано с развитием личности в целом, ее индивидуальных качеств: умственных, эмоциональных, волевых. В исследованиях О.Ю. Ермолаева, Т.М. Матюшиной, Т.А. Мешковой [15], Л.Б. Ермолаевой - Томиной [16] установлено, что свойства внимания связаны со свойствами нервной системы.

М.Н. Акимовой было замечено, что подвижность, инертность, сила и слабость нервной системы оказывают влияние на протекание всех свойств внимания [3].

Заключение

 

В теоретической части исследования нами было установлено, что к понятию «внимание» относится избирательная направленность восприятияна тот или иной объект. К свойствам внимания относятся: концентрация, устойчивость, распределение, объём, переключение.

В связи с тем, что проблемой исследования является недостаточная концентрация внимания у младших школьников, в теоретической части была выделена характеристика этого свойства внимания, а именно: концентрацию внимания характеризует степень сосредоточенности человека на объекте или отвлечение от всего постороннего, не связанного сданным объектом.

Кроме того, были выделены особенности детей младшего школьного возраста влияющие на нарушения свойств внимания таких как, неустойчивое произвольное внимание. Были определены следующие направления педагогического воздействия для эффективной работы по развитию внимания: использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение; использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Изучение и усвоение арифметических действий является неотъемлемой частью обучения математике. Знания арифметических действий, их компоненты в терминологии является одним из основных требований программы математики начальной школы. На их знание и их свойств фактически основывается вся остальная математика, основные ее понятия и программный материал.

Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий и раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов и на системе соответствующих текстовых задач. На их основе доводится до сознания детей связь между компонентами и результатами действий, связь между действиями, рассматриваемые свойства действий и изучаемые математические отношения.

Учителя начальных классов должны целенаправленно вести работу по формированию свойств арифметических действий. Также учитель сам должен хорошо уметь анализировать и решать задачи, знать с какой целью, где какая задача должна быть использована для формирования и усвоения теоретических вопросов. Широко использовать наглядный материал, который помогает лучшему усвоению темы урока.

Особый интерес у обучающихся вызывают приемы занимательности. Под занимательностью мы понимаем те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, космического вызывают у детей интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановке.

В связи с тем, что существуют различные методические подходы к обучению детей решать текстовые задачи, то необходимо уметь их решать различными способами. Чтобы решить задачу, ее нужно перевести на язык математических знаков и формул, т.е. построить решающую (математическую) модель.

Вариативный подход к решению арифметических задач предусматривает использование следующих приемов:

1) составление задачи, обратной данной; поиск различных способов решения; решение задачи через введение переменной; составление аналогичной задачи с новыми данными; постановка дополнительных вопросов к решенной задаче; запись решения задачи выражением;

2) составление задачи по выражению. На уроках математики необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у младших школьников умения решать арифметические задачи различными способами и выбирать из них наиболее рациональный. При этом можно использовать методические приемы (прием сравнения, обсуждение готовых способов решения задачи, отыскивание решения задачи по предложенному плану, наглядная интерпретация задачи, прием сравнения решений задачи).

Решение арифметических задач благоприятно влияет на развитие мышления младших школьников и способствует формированию у них таких качеств мышления, как самостоятельность и критичность, гибкость и сложность, рациональность и умение выделять существенное.

Кроме того, умение решать арифметические задачи содействует развитию интереса учащихся начальных классов к математике, повышению их активности на уроке.

 


Список использованной литературы

 

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года. подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб: Питер,2016. - 240с.

3. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. -2015. - №11. - С. 38-43

4. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 2016. - № 11. - С. 38-43.

5. Бескоровайная, Л.С. Методика современного открытого урока математики. 1-2 кл.: учеб. пособие / Л.Бескоровайная, О.Перекатьева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 416 с. - (Серия «Учение с увлечением»).

6. Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников // Начальная школа. 2018. № 9. 76 c.

7. Битянова М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога// Школьный психолог. -2016.- №32.- С.1-16.

8. Большой толковый психологический словарь. Т.1. /АО/; Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО Издательство АСТ; Издательство Вече, 2016. – 592 с.

9. Борисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2015. – 450 с.

10. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2017. – 416 с.

11. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - СПб.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2015. – 620 с

12. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. - Ростов н/Д: Мини Тайп, 2015. – 445 с.

13. Василюк Ф.Е. Риск соприсутствия//Школьный психолог. - 2016. - № 22. – С. 27-29.

14. Вачков  И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2016. – 224 с.

15. Введение в психологию: Учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений /А. В. Брушлинский и др.; Под общ.ред. А. В. Петровского. - Издательский центр "Академия", 2019. – 520 с.

16. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Смысл, 2016. – 510 с.

17. Выготский Л. С. Детская психология// Собр. соч.: т. 4. Под ред. Эльконина Д.Б. Изд. «Педагогика» - М., 2016. – 566 с.

18. Выготский Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2009. - Т.4.

19. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2015. - 534 с.

20. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2015.  - 558 с.

21. Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся / Н.И.Гребцова // Начальная школа. – 2016. - № 11. – С.24-26.

22. Гусев А.Н. Обнаружение звуковых сигналов человеком-оператором в особых условиях: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989.

23. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. - М.: МГУ, 2018. – 520 с.

24. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Роль активации субъекта в решении сенсорных задач различной сложности: ресурсный и функциональный подходы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 21-31.

25. Даниленко П.Р. Детская психология. - М.: Атлас. 2017. – 560 с.

26. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Приемы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. - 2017. - №2. - С. 94-103.

27. Дендюк, Л.Н. Решение текстовых математических задач разными способами в системе развивающего обучения Л.В.Занкова / Л.Н.Дендюк // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». – 2015. - № 5. – С.13-14.

28. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2015. - 533 с.

29. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2017. - 339 с.

30. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2018. - 56 с.

31. Зимовец Н.А., Пащенко В.П. Интересные приемы устных вычислений // Начальная школа. - 2018. - №6. - С. 44-46.

32. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. 1-2 классы. - М: Линка-Пресс, 2016. - 400 с.

33. Клецкина А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 2001. - 20 с.

34. Комарова, В.А. Формирование умения решать задачи в начальной школе / В.А.Комарова // Начальная школа. – 2017. - № 1. – С.66-68.

35. Марушенко, Л.Ю. Функциональный подход к решению текстовых задач на прямо пропорциональную зависимость / Л.Ю.Марушенко // Начальная школа. – 2017. - № 7. – С.44-48.

36. Смирнова, В.В. Обучение решению составных задач в начальных классах аналитическим способом рассуждения / В.В.Смирнова // Начальная школа: плюс до и после. – 2015. - № 5. – С.52-56.

37. Смолеусова, Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В.Смолеусова // Начальная школа. – 2015. - № 12. – С.62-67.

38. Фаддейчева Т.И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. - 2015. - №10. - С. 66-69.

39. Федотова, А.Н. Обучение младших школьников вариативному подходу к решению задач / А.Н.Федотова // Начальная школа: плюс до и после. – 2017. - № 4. – С.41-43.

40. Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач / М.М.Халидов, В.М.Мукина // Начальная школа. – 2016. - № 9. – С.54-61.

41. Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений. - М.: Просвещение, 2018. - 238с.

42. Экономика для всех: популярный словарь / Под ред. О.В. Амуржуева. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2017. - 389 с.

 

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий. 6

1.1. Понятие внимания и его виды.. 6

1.2. Особенности внимания у младших школьников. 11

1.3. Последовательность изучения арифметических действий в начальной школе 14

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания при изучении арифметических действий у младших школьников. 23

2.1. Особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики. 23

2.2. Вариативный подход к решению арифметических задач. 32

2.3. Использование различных способов решения арифметических задач в развитии внимания младших школьников. 38

Заключение. 47

Список использованной литературы.. 50

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

Арифметические действия – ключевые понятия теории чисел и важ­нейшая характеристика числовых множеств. Их изучение – неотъем­лемая часть формирования понятия числа и вычислительных умений и навыков.

Каждое из четырех арифметических действий должно прочно связаться в сознании детей с теми конкретными задачами, которые требуют его применения. Смысл действий и раскрывается главным образом на основе практических действий с множествами предметов и на системе соответствующих текстовых задач.

Если по двум данным числам определяют третье число, удовлетворяющее некоторым условиям, то этот процесс в математике называют действием.

Все существующие ныне альтернативные системы обучения опираются на теоретико-множественный подход при формировании свойств арифметических действий.

Для объяснения обычно используют множества предметов не ссылаясь на задачи. Не каждый учитель ясно представляет, что изучение арифметических действий и их свойств в процессе работы с задачей усваиваются лучше. Исходя из важности изучения свойств арифметических действий, из-за отсутствия единого подхода к изучению данной проблеме в различных системах обучения возникает необходимость рассмотрения, выяснения и уточнения особенностей формирования понятия свойств арифметических действий.

Проблема исследования: какими приемами работы, видами деятельности детей можно добиться развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Цель исследования: выявление особенностей развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий в начальных классах.

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

Гипотезой исследования выдвигается, положение о том, что раскрытие конкретного смысла свойств арифметических действий учителями поможет развитию внимания младших школьников: лучше усвоить ее, применять свойства и действия при решении задач и примеров.

  Задачи исследования:

- рассмотреть формирование вычислительных навыков у младших школьников;

- изучить последовательность изучения арифметических действий в начальной школе;

- рассмотреть особенности методики обучения арифметическим действиям и формирования вычислительных навыков в начальном курсе математики;

- изучить вариативный подход к решению арифметических задач ;

- рассмотреть опыт использования различных способов решения арифметических задач в развитии мышления младших школьников.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, методической и учебной литературы; изучение опыта работы учителей начальных классов.

Структура исследования: данная выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при изучении арифметических действий

Понятие внимания и его виды

 

Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Г.Лейбниц, И.Кант, И.Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции предложен немецким философом Г.Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

В работах В.Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Э.Титченером определяет внимание как состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты. Определение внимания, данное У.Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их[12,c.34].

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе).

Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.

Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – внимание это деятельность контроля.

Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [34,c.15].

Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности[7,c.25].

Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.

Современный отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

Он различает два термина: “внимание” и “сосредоточение”. В традиционном определении внимания понятие “сосредоточение” фигурирует как “разъясняющее”, как уточнение сути определяемого явления, соответственно в ранговом положении оно оказывается сниженным.

Внимание есть сосредоточение, сосредоточение есть внимание. Их разведение – “разрыв” внимания, выхолащивание его сути. Внимание реализуется в соединении и фокусировке необходимых в каждом случае психических функций на объекте съема, на определенном поле (точке) - это именно сосредоточение. Внимание, как это и присуще психологическим состояниям, имеет синтетическую организацию – структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения, решаемой задаче, личностному фактору и другим обстоятельствам.

Очевидно, что внимание в учебном процессе является одним из главных психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности младших школьников. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов справедливо указывается на большую роль внимания в различных видах деятельности, в частности, в процессе усвоения знаний, овладения навыками и сложными умениями.

О значимости отдельных свойств внимания в учебном процессе свидетельствуют исследования, проводившиеся Н.Ф. Добрыниным и его учениками. Например, К.В. Мишакова, изучая внимание у подростков, отмечает значительную неоднородность в развитии устойчивости, распределения, переключения внимания у испытуемых. Этот факт имеет важное значение. Ведь если имеются различия в развитии свойств внимания у испытуемых, то при учете этих особенностей в процессе обучения можно ожидать более качественного усвоения ими изучаемого материала.

На важность изучения распределения, устойчивости и переключения внимания в мыслительной деятельности указывала И.Л. Баскакова [10].

О.Ю. Ермолаев и соавторы рассматривают свойства внимания «как итог взаимодействия трёх относительно независимых составляющих: физиологических предпосылок, определяемых индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности; обученности или натренированности в навыках поддержания внимания, его переключения и распределения; индивидуальных особенностей мотивационно-потребностной сферы человека» [15].

Говоря о роли внимания в учебной деятельности учащихся младших классов, мы имеем в виду ведущую роль формирования произвольного внимания, совокупность всех основных его свойств. В процессе усвоения материала нельзя исключить роль того или иного свойства внимания, они все важны, но последовательность их включения зависит от учебной цели, поставленной педагогом или психологом.

В психологии тра


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.