Тема 6. Информационная система крупного сооружения или пространства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 6. Информационная система крупного сооружения или пространства

2019-08-07 130
Тема 6. Информационная система крупного сооружения или пространства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Визуальные коммуникации.

Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы дизайнерский подход в прикладной графике начал осуществляться через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.

Елена Черневич, в те годы еще начинающий искусствовед, увлекающийся наукообразием, писала о коренном отличии (на ее взгляд) задач и объектов промграфики от задач и объектов искусства. Графический дизайн «превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер-график становится визуальным коммуникатором».

Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний.

Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев.

Первый слой, с которым имеют контакты практически все, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.

Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т. д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними.

При проектировании элементов третьего слоя, прежде всего для случаев производственных интерьеров, организации рабочих мест, диспетчерских служб и эксплуатации другого технически сложного оборудования, основными становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Главенствующими выступают эргономические требования, а художественная сторона несколько отодвигается на второстепенные роли.

Разработка элементов второго слоя, в частности пиктограмм, указателей, табличек и пр. для производственных и общественных интерьеров (медицинские учреждения, вокзалы, автостанции, аэропорты) также требует в первую очередь выявления и учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия, характерного для возможно большего процента персонала и обслуживаемого контингента населения. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического языка

В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, более явственно проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения как в содержании, так и в форме.

Наиболее эффективным является комплексное «сквозное» решение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм в частных случаях, но предпочтительнее глобальный масштаб с охватом отраслей народного хозяйства, транспорта, социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, больших мероприятий государственного или даже международного масштаба, в том числе олимпиады, фестивали и пр.

Наличие зрительной информации необходимо в местах большого скопления людей, таких как вокзалы, торговые центры, крупные магазины, выставки и др. Эта область графического дизайна называется архиграфика. То есть система визуальной коммуникации, суперграфика, пиктограммы и другие графические элементы интерьерного архитектурного пространства.

Пиктограмма (от латинского pictus – нарисованный) – условный рисунок с изображением каких-либо действий, событий, предметов и т.п., как древнейшая форма письменности. Область пиктография – это древнейшая форма письма при помощи пиктограмм.

В общественных зданиях, транспортных сооружениях наличие указателей, пиктограмм и других средств визуальной коммуникации не является самоцелью, а выступает как составная часть функционального архитектурного замысла. Например, в Новосибирском аэровокзале в качестве основных визуальных средств выступают схемы воздушных линий, план подъезда к городу, надписи, указатели, пиктограммы, табло и т.п. элементы системы зрительной информации. Сложно и насыщенно решение интерьера аэропорта Шереметьево в Москве. Здесь используются эмблемы авиакомпаний, с которыми аэропорт заключил соглашения о взаимных полетах, а также система указателей, надписей, схем воздушных линий, электронных табло и других элементов архиграфики. В качестве зарубежного опыта можно привести пример оформления современного фирменного стиля авиакомпании КЛМ и Люфтганза. Их фирменный шрифт применяется от большой городской вывески на здании до надписи на бланках и документах авиакомпании. В вокзалах английской компании БЕА с успехом используется система изобразительных символов (пиктограмм) для обозначения помещений. Такой прием оправдан там, где проходит большой поток иностранных пассажиров. Система визуальной информации должна занимать значительное место не только в интерьерах вокзалов, но и в решении подъездных путей от города к аэропорту, в оформлении привокзальных площадей и перронов, где она становится частью архитектуры. Архиграфика в выставочном пространстве.

Широкое использование визуальных систем в интерьере крупного архитектурного сооружения можно проследить на примере организации большой выставки. Для образного изображения содержания выставки используется шрифт, фотография, иллюстрация, схемографика, диаграмма и т.д.

Все это необходимо привести в систему. Как правило, на выставке существует несколько уровней графической информации, формирующейся сверху вниз и от общего к частному. Это обозначение разделов или крупных тем, направлений движения, собственно экспозиционные плакаты и этикетки к экспонатам. Художественные решения на всех уровнях должны быть декоративно связаны.

Поиск системы зрительного ряда – серьезная задача проектанта экспозиции. Ее подсказывает само пространственное решение выставочного ансамбля. Членения и размеры плакатов могут определяться ритмом модулей оформительского оборудования. Приемов графики очень много. В суперграфику могут быть включены разнообразные фактуры и текстуры, соответствуюшие теме данной выставки, цветовые полосы, рамки, пятна, полиграфические тангиры и растры.

Применение того или иного приема графики связано с технологическими возможностями подготовки выставки. Цветовые линейные или пятновые мотивы выполняют выкраской по плоскости или колеровкой и т.д.

Шрифт как сигнальная система экспозиции на выставке играет значительную роль. Необходимо чтобы шрифт хорошо читался. В графическом решении обычно применяют ограниченное число гарнитур числа. Сама тема выставки подсказывает выбор графического языка шрифта. Палитра современных технических приемов шрифта разнообразна, предполагает нестандартный подход в применении оформления выставок. Применяются также объемные шрифты из различных материалов: пенопласта, оргстекла, бумаги т.д.

Иногда, предварительно выклеенные таким способом надписи, фотографируют в боковом или рассеянном свете и увеличивают фотоспособом. Во всех случаях необходимо знать, что шрифт на выставке является основой информативного ряда. Если по каким-либо причинам на выставке нельзя показать сам экспонат как натуральный объект, пользуются его фотографией. Фотография помогает увидеть то, что нельзя представить иным способом. Например, Земля из Космоса, строение клетки и т.д. Применение фотографии в качестве фона, создающего реальную среду окружения экспоната, этот прием пришел из театральной практики. Он создает эффект присутствия или наиболее полное эмоциональное ощущение среды. Фотография применяется там, где необходим исторический факт, документальность, достоверность события. Популярным приемом оформления выставки является фотомонтаж. Его формы становятся все более разнообразными и сочетаются с графикой, цветом, объемом. Фотомонтаж может быть еще назван коллажем, способным заставить работать на экспозицию все компоненты.

В настоящее время художник-график широко использует технику, компьютерную графику, устройства со множеством экранов или дисплеев, с помощью новых средств аудиовизуальных систем достигается большая художественная выразительность и информативность выставки.

Активным динамическим средством является система воспроизведения видео одновременно на нескольких телеэкранах – мультивидео. Демонстрацию видео можно проводить, собирая мониторы в огромный блок или распределяя телеприемники по маршруту основного движения зрителя с показом на них программ. Телемониторы, собранные в блок, применяются при создании активных акцентов в экспозиции выставки.

 

Раздел 2. Практические задания


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.