Тема 4. Основные этапы развития графического дизайна в России — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 4. Основные этапы развития графического дизайна в России

2019-08-07 156
Тема 4. Основные этапы развития графического дизайна в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Период предыстории (XYIII – I-я пол. XIX вв.).

Связь искусства петровского времени с задачами государственного строительства и оформлением изменившегося быта (массовых празднеств, театральных представлений, маскарадов, парадов, фейерверочных зрелищ). Введение в употребление гербовой бумаги и «клейм» на ряд товаров (1699 г.). Новые задачи печати. Первая газета «Ведомости».

Гражданский шрифт, причины и формы его введения.
Гравюра на металле XYIII в. как основной вид массового воспроизводства прикладной графики. Центры гравирования. Работы для Государственной мануфактур-коллегии. Деятельность Гравировальной палаты Академии наук (1730 – 1805 гг.). Исполнение пригласительных билетов («визитных», «зазывных»), пропусков, дипломов, патентов, филиграней для бумаги, «клейм табашных», клейм на различную продукцию (бумагу, текстиль), билетов на публичные собрания и пр.

Русская народная картинка XYIII в. Развитие лубка наряду с прикладной гравюрой. Их общие утилитарные функции и художественные задачи (синтез письма и графического изображения). Образная интерпретация лубком информации рекламного характера. Москва – центр производства лубков. Художественные средства выразительности. Роль цвета, взаимодействие слова и изображения, простота и доходчивость, отсутствие фона и перспективы, гротеск и деформация изображений. Лубок-афиша как средство информации. Сближение лубочной картинки с подачей газетной информации и хроникой событий.

Появление афиш для театральных представлений (1800-е гг.). Идентификация товара с помощью художественных знаков-изображений на протяжении XYIII – I-й пол. XIX вв. Традиции живописной вывески, использование ремесленных цеховых гербов, знамен и пр. атрибутики. Путь к индивидуализации товара, отличию каждого производителя от множества прочих. Эволюция от простейших эмб услуг в сторону более сложной разнообразной знаковости, в т.ч. с использованием геральдических атрибутов, живописных изображений-картинок, широкое использование мифологических фигур и гербов владельцев, городов и пр.

Законодательная деятельность в области охраны торгово-промышленной собственности в нач. XIX в., изменения в государственном делопроизводстве, переход на бланки типографского изготовления. Распространение прикладной графики в быту 1830 – 1840-е гг. (игральные карты, визитные карточки, графика для почтового ведомства). Техника цветной репродукционной литографии.

Типографское искусство I-й трети XIX в. слабая степень коммерциализации. Использование политипажей. Роль иллюстрации в журнале и газете, место рекламы в периодике. Газета «Северная пчела». Указ о клеймении фабричных изделий и их правовой охране (1830 год). Определение в Уставе значения фабричных клейм, порядка утверждения образцов и установление ответственности за подделку.лем, символа товара или предлагаемых

Развитие печатной рекламы в России в сер. XIX – нач. XX вв.

Становление видов прикладной графики, выделившихся в самостоятельный вид творчества («декоративная графика» или «графическое искусство»). Единичный характер проявлений рекламной графики, первые книгоиздательские плакаты (1840 – 1860-е гг.). Реформа 1861 г. Ускорение промышленного переворота, увеличение числа фабрик и заводов, торговых домов и акционерных обществ. Снятие запрета на публикацию объявлений в частных газетах и журналах (1863 г.). Зарождение первых рекламных агентств.

Открытие школ печатного дела в Москве и Петербурге (1880-е гг.). Распространение понятий «товарный знак», «плакат», «графические искусства», «реклама» (энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона). Необходимость новых мер в области охраны промышленной и торговой собственности. Закон о товарном знаке (1896 г.). Использование геральдической атрибутики в торгово-промышленной и корпоративной идентификации. Взаимосвязь товарного знака и других средств печатной рекламы.

Активизация выставочной деятельности кон. XIX – нач. XX вв. Первая Всероссийская выставка печатного дела, Международная выставка художественных афиш (Санкт-Петербург, 1895, 1897), Первая Международная выставка художественных афиш в Москве (1898) и Международная выставка художественных афиш и плакатов в Киеве (1900). Их влияние на развитие рекламной графики в России. Деятельность Р. Голике в области распространения печатной рекламы. Печатная реклама в городской среде и повседневной жизни горожан. Широкое развитие форм мелкой печатной графики (праздничные меню, прейскуранты, календарные стенки, буклеты, открытки и т.д.).

Истоки художественной образности в рекламе этого периода. Влияние русского лубка и живописной вывески на художественный язык коммерческой печатной рекламы кон. XIX – нач. XX вв. «Русский стиль», «модерн» и «неоклассицизм» в рекламной графике.
Проведение ежегодных выставок Главным Управлением по печати (с 1909). Отдел рекламной продукции на выставках. Разработка деловой документации и товарных знаков, формирование единого графического комплекса различных фирм и предприятий. Проблема стилевой целостности и взаимосвязи городской рекламы с конкретными архитектурно-художественными условиями. Отсутствие требований унификации и единства по размещению рекламной информации в городской среде.

Дизайн-графика советского периода (1920 – 1990 г.г.).

Политический плакат эпохи гражданской войны и коммерческая реклама эпохи НЭПа. Возрождение принципов народного лубка. Социальная ориентированность политической и коммерческой рекламы. Журнал «Вещь». Переводы германских теоретиков рекламы. Отечественные публикации по теории и практике рекламы (1920-е гг.). Выставка «Плакат и реклама после Октября» (Ленинград, 1926). Выставка плаката в залах Академии художеств (1926 г.), выставка «Графическое искусство в СССР. 1917 – X – 1927».

Начало сис художественно-проектных бюро (Моссельпром, 1928). Фотомонтажи А. Родченко, Г. Клу циса. Реклам-конструкторы В.В.Маяковский и А.Родченко, Эль Лисицкий, А. ГанЮ бр. Стенберги.

Фирменный стиль Моссельпрома как символ эпохи. Инструкция по применению постановления ЦИК и Совнаркома Союза ССР о товарных знаках (1926).

Отсутствие потребности в рекламе внутри страны в условиях нормированного распределения продукции. Развитие экспортной рекламы. Смена формально-художественных приоритетов, утверждение в художественной практике принципов станковизма (1930 – сер. 1950-х гг.). Появление государственных структур, отвечающих за рекламу («Союзпищепромреклама», Внешторгреклама» и пр.).

Изменение работы торгово-промышленных предприятий в условиях госраспределения. Реклама – один из факторов идеологической борьбы. Организация Бюро торговой пропаганды при Всесоюзной Торговой палате (1929). Общность идеологических и художественных установок в изобразительном искусстве и печатной рекламе. Художественное мифотворчество, идеи «большого стиля» в плакате. Утверждение стиля «живописного реализма» в рекламе. Изменения в российской промышленной графике в кон. 1950 – 1960-х гг. Постепенное возрастание необходимости в промграфике (небольшие проспекты, товарные знаки, ярлыки, этикетки). Организация мастерской прикладной и промышленной графики (Комбинат графического искусства МО Худфонда, 1951), Международный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международная выставка в Бросселе (1957), Международная конференция работников рекламы в Праге (1957).

Возобновление выставочной деятельности. Первые выставки прикладной графики в Москве и Ленинграде (1958), выставка промграфики Комбината графических искусств ХФ СССР к XXI съезду КПСС (1961), I-ая выставка советской прикладной графики (ретроспективный и современный разделы, 1963, ЦВЗ) и американской рекламной графики в Москве (1963). Острый интерес к промграфике как явлению рекламы по материалам периодических изданий, конференций, отчетов и т.д. на рубеже 1960-х гг. Рост сети магазинов самообслуживания, появление новых видов сырья (пластмасс, алюминиевой фольги, лаков и т.д.). Система получения заказов на исполнение работ, функционирование худсоветов, твердые расценки на все виды работ и стабильный профессиональный уровень.

Отсутствие задачи формирования массового спроса и потребления, создания визуально-коммуникативных систем в условиях постоянного дефицита товаров (1960 – 1970-х гг.). Путь от оригинала к тиражу, проблема качества полиграфической печати. Наиболее часто исполняемые работы (плакаты, каталоги, упаковки для сигарет или парфюмерии, грампластинок, оформление экспортной продукции). Стилевой переход от натурализма и помпезного стиля позднего тоталитаризма к строгости, цветографической условности и лаконизму 1950 – 1960-х гг.).

Международный симпозиум по вопросам прикладной графики и упаковки в Москве (1964 г.). Превышение спроса на печатную рекламу и упаковку по сравнению с возможностями соответствующих производств.

Выход бюллетеня «Техническая эстетика», журнала «Декоративное искусство», Участие в международных выставках, включение дизайн-графики в экспозицию на выставках (медицинские упаковки, промышленные каталоги, меню, появление «фирменных стилей» конгрессов, фестивалей, спартакиад и т.д.).

Подготовка специалистов для работы в рекламной графике. Введение специальности «промышленная графика и упаковка» (1965). Открытие отделения на кафедре «Промышленного искусства» ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (1965 г.), организация «Кафедры графического дизайна» (1988 г.). Процесс обновления теоретических представлений о возможностях и месте дизайна и рекламы в системе культуры, переход к комплексной методике проектирования для фирм и производителей темной проектно-художественной деятельности, организация первых


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.