Билет 46. Понятие стереотипа в МКК. Отличие стереотипа от предрассудка, прецедентного феномена, концепта. Функции стереотипов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Билет 46. Понятие стереотипа в МКК. Отличие стереотипа от предрассудка, прецедентного феномена, концепта. Функции стереотипов.

2019-08-07 2550
Билет 46. Понятие стереотипа в МКК. Отличие стереотипа от предрассудка, прецедентного феномена, концепта. Функции стереотипов. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Стереотипы — это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нем порядок.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин.

Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь ко всем иностранцам.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений.

Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков — это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Однако предрассудки представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений — «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп.

Стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

* объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо-культурных особенностях;

* предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;

* формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

* защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной сокультурной группы;

* обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

* стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.

Функции стереотипов:

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских лежат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникает.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным механизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими. Стереотипы, создавая определенную реальность, консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существующие в каждой культуре. «Незваный гость - хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу - смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.