Как мы учились любить историю — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Как мы учились любить историю

2019-08-07 170
Как мы учились любить историю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды летом бабушка предложила мне поиграть в одну очень необычную игру. Она попросила меня принести моих кукол, но только без одежды.

–     Что это за игра? – удивилась я.

А бабушка ответила:

–     Будем играть в первобытных людей. Но сначала послушай.

Давно это было, тогда еще не было фабрик, где ткут ткани, не было ножниц, чтобы кроить, не было ниток, иголок. Люди выглядели так, как твои куклы без одежды. А времена года менялись в том же порядке: были холодные зимы, потом наступала весна, затем лето и осень. Люди мерзли от холода, мокли под дождем, болели и часто погибали.

Теперь представь себе, что ты – первобытный человек, а куклы – твои соплеменники. Ты в этой семье будешь старшей, и поэтому все заботы о сородичах ложатся на твои плечи. Вот и подумай, как и во что ты оденешь их, из чего смастеришь одежду. Вокруг леса, поля, реки – это твой мир и мир твоих предков. В природе ты найдешь все, что тебе нужно. Итак, за дело!

Мы собирали и изучали травы, листья, кору – сушили, мяли, мочили. Снова и снова думали о тех, кто когда-то жил в пещерах, ел сырое мясо и создавал одежду. А вот из чего они делали ее, мы хотели понять. В ход пошли камыши, берестовые ленты, листья кувшинки, тонкие, гибкие прутья ивы, мох, стебли крапивы, перья и пух птиц, сосновая смола, рыбья кожа. Мы искали сами и обращались к пожилым людям, чья память и житейская мудрость нам очень помогли.

Однажды вечером мы отправились к бабушкиной подруге. Она встретила нас низким поклоном и пригласила войти в дом. Мы сняли обувь, перекрестились и вошли. Дарья Ивановна пригласила нас сесть. Мы с бабушкой объяснили, чем занимаемся, и попросили помочь советом. Дарья Ивановна принесла охапку травы и объяснила, что это льняные стебли, из них делали и делают сейчас ткань – рогожку. Этому искусству учили девочек с детства. А еще она подарила нам овечью шерсть, лыко и показала старинную одежду из большого сундука. Запомните! Только потрудившись, вы поймете, как непросто шли люди по жизни. Многие годы они трудились, передавали свой опыт детям, внукам и правнукам, чтобы из простой травы сделать то, что называется тканью.

Надо было посеять, собрать, потрепать, помыть, высушить, расчесать, скрутить и переплести. Они учились обувь делать из кожи, одеяло – из гусиного пуха и стеблей, юбки – из осоки, лапти – из лыка. Шерстью расшивали, из камней драгоценных делали пуговицы.

Мы играли целый год. Я сделала одежду для кукол из травы, листьев, перьев, ткани и шерсти. Мы учились вышивать и плести кружева. И все, чему я научилась в детстве, играя с бабушкой, мне пригодилось в жизни: вязать, шить, лечить травами, плести кружева, вышивать, лепить посуду и игрушки, раскрашивать их, готовить простые похлебки.

Вопросы:

1. Какие бывают игры?

2. Как жили наши предки?

3. Кто является хранителем народных традиций?

4. Почему надо знать свое прошлое?

5. Из чего делали одежду?


Общение и время

Пословицы:

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

Молодец красив, да на душу крив.

 

С самого рождения каждого из нас сопровождают встречи. Они могут быть случайными, например, на улице, в транспорте, в магазине. Но бывает, что встречи заканчиваются знакомством, а случайное знакомство перерастает в дружбу. Таких историй много, и случаются они в самых неожиданных местах.

Итак, наша история произошла в парке, где в летний погожий день гуляли бабушка Нина Ивановна и ее внучка Маша.

Девочка играла на травке с куклой, а бабушка, удобно расположившись на скамейке, читала книгу. Прошло уж много времени, и пора было идти домой обедать, но девочка на все уговоры отвечала недовольным голосом: «Hy, сейчас, подожди, не мешай мне, я еще поиграю! У меня ничего не получается, у меня плохое настроение». «Как я устала от твоего непослушания! – возмутилась бабушка. Пора обедать, завтра доиграешь, и все получится. Ты не Машенька, ты – капризуля!»

Девочка перестала играть и с удивлением посмотрела на бабушку. «Это что еще за новое имя?.. Я не капризуля, я Маша!» – возмутилась она. «Нет, – ответила Нина Ивановна, – я не вижу моей внучки». Она посмотрела по сторонам, не обращая внимания на Машу, и развела руками. «А я тогда кто?» – удивилась девочка. «А ты каприза, что означает "коза" или "козлиная манера", – строго ответила бабушка. – Да ты и похожа на козу. Они такие же упрямые и непослушные, как и ты. Разница только в том, что ты понимаешь человеческое слово, а она нет. Поэтому упрямство животного можно простить, а вот твое упрямство понять трудно», – с горькой обидой на свою внучку продолжала бабушка. «Не надо меня ругать, я играть хочу», – бубнила себе под нос Маша.

За всем происходящим наблюдала женщина, которая сидела на той же лавочке. Женщина повернулась к ним, извинилась за то, что оказалась свидетелем их разговора, и сказала: «Вы знаете, когда мой сын был маленьким, как ваша внучка, он тоже был «козленком». Да, Машенька, это ужасно, но некоторые взрослые в детстве были похожи не на детей». «А на кого они были похожи?» – удивленно спросила Маша. «Кто на кого: одни упрямые, как барашки; другие кривляются, как обезьянки; бывают болтли­вые, как попугаи, и вот как ты – капризные, как козлята». «А потом что с ними происходит?» – заволновалась Маша... «А что с нами произойдет, если мы не научимся настраивать себя на добрый лад? Судьба у каждого человека складывается по-разному. Одни дети понимают, что упрямство, болтливость, кривляние, капризы приносят одни неприятности, и избавляются от них, а другие так и живут вместе с ними, отчего сами страдают и всем окружающим рядом с ними жить – одно мучение».

Маша встала перед бабушкой и серьезно сказала: «Я не хочу быть "козой" всю жизнь». «Мало одного хотения, надо много работать над собой, чтобы стать хорошим человеком», – ответила ей бабушка. Маша подошла к незнакомой женщине и обратилась к ней: «Скажите, как избавиться от капризов?».

Женщина ласково посмотрела на девочку и серьезно ответила: «Я постараюсь тебе помочь, но ты, сударыня, прежде должна научиться простым правилам общения». – «А что это за слово – "общение"? И почему оно имеет свои правила?» – «Правила помогают людям жить, а правила общения – жить в мире и согласии с людьми, с природой, с животными, то есть со всем тем, с чем встречается человек с утра до вечера. Человек не может жить без общения, и меня в детстве научили всем его премудростям. Первое правило его: научиться вежливо разговаривать. И с кем бы ты ни разговаривала, ты должна помнить об этом». Женщина улыбнулась и добавила: «Ты и я – мы сейчас вместе нарушили закон общения. Сначала надо представиться друг другу. Меня зовут Елена Петровна, а тебя – Маша. Теперь мы знакомы. Если обращаешься к человеку, не забывай о правилах общения: всегда добавляй к просьбе или к обращению слова «будьте добры», «извините, пожалуйста» или «простите», «разрешите к Вам обратиться»; можно и так: «будьте любезны», а уж потом говори о своей просьбе. Не забывай здороваться с людьми, которых ты знаешь. Бели они старше тебя, здоровайся первой. Правил общения очень много. А сейчас наша встреча закончилась. Я буду ждать тебя завтра, ровно в 10 часов утра. На этой, теперь уже знакомой нам с тобой скамейке, и мы продолжим. А сейчас отбрось капризы, извинись перед бабушкой за «непослушную девочку» и иди обедать».

Маша обрадовалась, что у нее появился взрослый друг, и она подбежала к бабушке, нежно поцеловала ее, извинилась и, улыбаясь, сказала Елене Петровне: «До свидания, до встречи!». А бабушка поблагодарила новую знакомую и вежливо пожелала: «Всего самого доброго!».

Закончилась случайная встреча. Опустела скамейка. Свидетелем каких еще удивительных встреч, бесед и разговоров станет она? И что ожидает Машу завтра?

Вопросы:

1.Почему они подружились?

2.За что бабушка поблагодарила Елену Петровну?

3.Почему понравилась Маше встреча с Еленой Петровной?

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.