История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-07 | 1423 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция на тему:
Введение в специализацию
«Легкая атлетика»
ТАШКЕНТ – 2010
Подготовила:
Шакиржанова К.Т. – кандидат педагогических наук, профессор.
Рецензенты:
Керимов Ф.А. – доктор педагогических наук, профессор.
Смурыгина Л.В. – кандидат педагогических наук, доцент.
Рассмотрена на заседании межвузовской научно-методи-ческой комисси при УзГИФК и рекомендованы к изданию.
© Издательско-полиграфический
отдел УзГИФК, 2010 г.
ПЛАН
1. Содержание, классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений.
2. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта.
3. Содержание и задачи курса "Теория и методика препо-давания легкой атлетики".
4. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками, метаниями.
5. Презентация к лекции.
6. Вопросы и задания для контроля знаний.
7. Приложения
8. Список использованной литературы.
I. СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Во все времена люди стремились достичь гармоничного развития и физического совершенства. Это предопределено тем, что жизнедеятельность человека требовала успехов на охоте, во время ведения военных действий и т.д.
Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в боьбе с таинственными силами природы зависело его охотничья удача, а значит – и жизнь. И так, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания – упражнения составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свиде-тельств, тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древную Грецию. Программой этих соревнований была в соновном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге. Начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н.э.) программа Игр обогатилась новыими видами – пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу.
|
Больших успехов чаще достигали те, кто обладал скоростью, выносливостью, силой и ловкостью.
Их называли атлетами.
Для достижения высокого уровня развития этих физических качеств применялись разные средства, которые совершенствовались в процессе изменений исторических формаций и развития человеческого общества. Средствами физического развития человека были бег, ходьба, прыжки, метания. Об этом свидетельствуют программы соревнований как древних Олимпийских игр, так и программ соревнований современности. Например, в античных Олимпийских играх, которые возникли задолго до нашей эры, весомое место занимают соревнования по бегу. Это бег на одну стадию (192 м 27 см), марафонский бег (42 км 195 м). Позже появились и другие разновидности бега, прыжков и метаний.
Новый значительный этап развития легкой атлетики начался с первых Олимпийских игр современности (1886 год, Афины). Во многих странах Европы и Америки начали проводить любительские соревнования по бегу, прыжкам и метаниям. Особенно популярным был бег.
В наше время легкая атлетика как вид спорта культивируется на всех континентах планеты, обретая все большую популярность в разных странах как средство физического воспитания и оздоровления.
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Это наиболее массовый, популярный, доступный, прикладной и естественный вид спорта.
|
Разновидности ходьбы
К классическим разновидностям ходьбы относятся: ходьба по беговой дорожке стадиона (дистанции 3, 5, 10, 20, 50 км), по дорогам и шоссе (дистанция 20,30,50 км) и ходьба на время (часовая и двухчасовая).
К неклассическим видам ходьбы относятся такие виды передвижения на местности, как пешеходные прогулки, туристские походы, передвижение в профессиональной деятельности и т.д.
Разновидности бега
Бег – циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости.
К классическим разновидностям бега относятся:
- спринт – бег на короткие дистанции (30, 50, 60, 100, 200, 300, 400 м);
- бег на средние дистанции (500, 600, 800, 1000, 1500, 2000 м);
- бег на длинные дистанции (3000, 5000, 10000 м), бег на время (час, двухчасовой); бег на шоссе (20 км, З0 км, 42 км 195 м (марафон); бег по пересеченной местности – кросс (500 м, 1 км, 2 км, 3 км, 8 км, 10 км, 12 км, 14 км);
- барьерный бег – по структуре смешанный вид, требую-щий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60 м в манеже, 100 м, 400 м у женщин на стадионе, 60 м у мужчин в манеже и 110, 300 м и 400 м на стадионе;
- бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, тре-бующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и у мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин – 2000, 3000 м;
- эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий прояв-ления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут прово-диться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Попу-лярностью пользуются и так называемые шведские эстафеты: 800+400+200+100 м у мужчин и 400+300+200+100 м у женщин;
- кроссовый бег – бег по пересеченной местности, смешан-ный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции – 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин – 1, 2, 3, 4,6 км.
|
К неклассическим разновидностям бега относятся: челночный бег, комбинированные эстафеты, бег с препятствиями (полоса препятствий), бег с препятствиями, бег в гору, бег с горы, бег как составная часть профессиональной деятельности (со служебной собакой, с пожарным шлангом и др.), бег по песку, водным путем, по снегу и т.д.
Разновидности прыжков
Прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальные препятствия и прыжки на дальность.
К классическим разновидностям прыжков принадлежат: прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, тройной прыжок, прыжок с шестом.
К неклассическим видам прыжков принадлежат: прыжок в длину с места толчком одной или двумя ногами, прыжок с места, прыжки в глубину, многократные прыжки (на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов головой, рукой, плечом, ногой, прыжки через препятствия /барьеры/. Перечисленные разновидности неклассических прыжков могут применяться в разных вариантах /например, прыжки через барьеры разной высоты, установленные на разных высотах/.
Разновидности метаний
Все метания относятся к ациклическим видам, требующим от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метания снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.
В процессе развития спортивной и профессионально-при-кладной физической подготовки применяются классические и неклассические метания.
К классическим метаниям принадлежат: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья, метение гранаты.
Следует отметить, что метание гранаты целесообразно при-менять как прикладной вид в военизированной подготовке допри-зивников, молодежи. Под этим углом зрения следует учить метанию гранаты с места и с разбега, с колена, из положения лежа и из окопа, а отдельно – метанию гранаты в цель (в окоп, в окно).
|
К неклассическим метаниям относятся: метание мячей (надувных, набивных и теннисных), метание ядер разного веса, метание гири, камней и других предметов.
Приведенное выше многообразие метаний широко использу-ется в качестве средства разносторонней подготовки разных слоев населения, начиная с раннего детского возраста и кончая пожилым возрастом.
Многообразие метаний в цель способствует совершенство-ванию кинематических и динамических характеристик движения, развивая в то же время ловкость.
Самоконтроль темпа бега
Наиболее приемлемым и реальным способом для установ-ления посильного темпа бега являются показатели ЧСС. Сначала с помощью известной формулы определите ваш максимально возможный пульс: из 220 вычтите ваш возраст (в годах). Далее вам нужно определить верхнюю границу для индивидуального скоростного режима. Её будет характеризовать пульс, равный 75% от максимального. Приведем пример. Если, скажем, вам 50 лет, то ваш максимальный пульс равен: 220–50=170 уд/мин, т.е. в условиях предельного напряжения ваше сердце способно сокращаться с такой частотой. Верхняя же граница скоростного режима будет соот-ветствовать:
После окончания пробежки восстановление пульса до исходной величины обычно наступает через 15-20 мин отдыха.
В процессе занятий бегом, прыжками и метанием решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В последнее время большую обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с ухудшением здоровья людей, увеличением количества и тяжести сердечно-сосудистых заболеваний, что требует разработки способов их профилактики.
Занятие легкой атлетикой имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на свежем воздухе (за городом), а в выполнении упражнений принимают участие все основные группы мышц, развиваются все двигательные качества (разносторонняя подготовка).
Легкоатлетические упражнения влияют на функционирование органов и систем организма занимающихся.
Отмечается, что у людей, которые систематически выполняют интенсивную физическую работу, занимаются физической культурой и спортом, заболевания сердечно-сосудистой системы встречаются значительно реже.
Значительная физическая нагрузка активизирует работу сердца и систем организма человека. Относительно этого нужно помнить, что разные виды физических упражнений имеют ту или иную подавляющую направленность влияния. Например, активная циклическая нагрузка приводит к увеличению пропускной способности сердца (около 23 л крови за минуту) и усилению периферического кровотока, в 2-3 раза увеличивается просвет сосудов, вдвое повышается количество раскрытых капилляров, значительно увеличивается объем воздуха, который проходит через легкие (100-120 литров за минуту). Под воздействием регулярной беговой нагрузки уже на 4-5-й неделе кровоток в работающих мышцах увеличивается в 1,5 раза. Это явление сопровождается экономизацией сердечной деятельности, снижением артериального давления и другими изменениями функций сердечно-сосудистой системы.
|
Наблюдаются позитивные изменения и в других функциях организма (дыхательной, в обменных процессах, терморегуляции и т.д.), что способствует увеличению работоспособности и повышению и сопротивляемости организма усталости.
Оздоровительное направление является одним из наиважней-ших принципов системы физического воспитания. Руководствуясь этим положением, нужно выбирать такие средства и методы физического воспитания, которые бы имели высокую оздорови-тельную эффективность, нагрузка во время их применения легко контролировалась бы и регулировалась, а условия занятий былы бы максимально доступными.
Такие требования полностью удовлетворяются разнообразием легкоатлетических упражнений. Отметим, что разновидности бега, ходьбы, прыжков и метаний имеют свойство избирательного влияния на отдельные органы и системы организма занимающихся. Напри-мер, ходьба и бег являются эффективным средством оздоравливаю-щего влияния на сердечно-сосудистую, дыхательную и вегетативную системы, развивают скорость и выносливость. Прыжковые упраж-нения влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, преимущественно развивают взрывную силу, скорость и ловкость. Использование разных метаний позволяет развивать практически все двигательные качества, но в большей степени влияет на уровень развития силы, скоростно-силовой подготовки, ловкости.
С учетом всего этого, решение оздоровительных задач осуществляется как в спортивной тренировке, так и в процессе физического воспитания в разных возрастных группах населения, занимающегося спортом.
Нужно учитывать, что в системе спортивной тренировки занимающиеся, развивая функциональные возможности организма и двигательные качества, пытаются достичь максимально возможного результата. В физическом же воспитании (в общеобразовательной школе, академических лицеях, колледжах, высших учебных заведениях, группах здоровья и т.д.) стремятся достичь оптималь-ного, жизненно необходимого уровня развития функционального состояния организма.
Своевременный и правильный отбор средств спортивной тренировки и физического воспитания является лишь предпосылкой качественного решения оздоровительных задач. Нарушение мето-дических правил может повлечь негативные последствия или снизить эффект оздоровления. Поэтому очень важно осуществлять педагогический и медицинский контроль за состоянием функцио-нальных систем организма занимающихся.
Исследования последних лет позволили определить, что во всех странах, особенно в высокоразвитых, резко выросло количество людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, нарушение периферического кровообращения). Наряду с сугубо вековыми изменениями, эти заболевания провоцируются излишне калорийным питанием, ограничением двигательной деятельности (гипокинезия), вредными привычками (курение, употребление спиртных напитков), нерациональным режимом труда и отдыха, избыточной эмоциональной нагрузкой. Наличие даже одного из отмеченных факторов в два-три раза увеличивает опасность возник-новения болезни сердечно-сосудистой системы, а при наличии трех факторов такой риск вырастает до 10 раз.
Если заниматься оздоровительным бегом, существенно акти-визируется энергетический обмен, потребление кислорода, деятель-ность эндокринной и нервной систем. Позитивные функциональные адаптационные перестройки деятельности сердечно-сосудистой системы наблюдались на 4-5-й неделе, что выразилось в снижении артериального давления, замедлении частоты пульса, улучшении сократительных свойств мышцы сердца в состоянии покоя и во время нагрузки.
Одной из болезней современного общества является снижение двигательной активности. Современный обитатель города выполняет в 100-120 раз меньше движений, чем обитатель города прошлых веков. Современный человек гораздо меньше ходит. Например, для выполнения 10 тысяч шагов (около 7 км) современные жители Японии организуют специальные занятия, а обитатели городов прошлого века за день преодолевали до 20 км. Недостаточное количество движений, как и их избыток, негативно отражается на функциональном состоянии организма человека. Особенно негатив-но гипокинезия влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.
Становится понятным, что большое количество заболеваний сердечно-сосудистой системы требует профилактических действий в виде оптимального объема циклических движений (ходьба, бег, плавание, передвижение на велосипеде).
Из многообразия легкоатлетических упражнений для решения оздоровительных задач чаще всего избираются ходьба и бег. Ценность этих средств заключается в простоте техники использо-вания, в доступности мест занятий, в наличии позитивного эмоционального фона (бег по пересеченной местности), легкости регуляции нагрузки (шведский бег, его длительность и т.д.), широких возможностях самоконтроля (самочувствие, частота дыхания, частота сердечных сокращений), доступности для людей разного возраста, возможности применения в течение всего года.
Занятия оздоровительным бегом способствуют улучшению осанки, помогают бороться с плоскостопием, способствуют ликви-дации избыточного веса, повышению жизненной емкости легких.
Занятия бегом проводятся на свежем воздухе в любое время года и при разных погодных условиях. Это способствует закалива-нию организма, что является профилактикой простудных заболе-ваний.
Учитывая сказанное, бег и ходьбу следует считать основными легкоатлетическими упражнениями, направленными на решение оздоровительных задач.
Преимущество бега по сравнению с другими циклическими упражнениями заключается в наличии биомеханического резонанса. Сущность этого явления заключается в том, что серия мелких ударных толчков в момент приземления на пятку стимулирует кровоток в нижних конечностях, а это также имеет большое оздоровительное значение.
Бег и ходьба, которые значительно влияют на развитие сердечно-сосудистой системы, оказывают воздействие и на дыха-тельную систему. Это выражается в увеличении жизненной емкости легких (ЖЕЛ), уменьшении частоты дыхания, оптимизации процесса возобновления дыхания после нагрузки, повышении эффективности аэробного и анаэробного энергообмена, оптимизации обменных процессов в организме, улучшении процессов выделения.
Однако наряду с возможностью бега достигать позитивного эффекта в решении оздоровительных задач, он может при неправильном использовании и наносить вред здоровью. Например, неоправданно интенсивный и длительный бег влечет переутомление сердечно-сосудистой системы, развитие разных патологических явлений. Бег по асфальту и другому твердому покрытию влечет перегрузку хрящевых соединений суставов нижних конечностей и позвоночника.
Следовательно, бег как средство оздоровления нужно при-менять только в соответствии с рекомендацией врачей и под руководством специалистов при условии соблюдения контроля за уровнем влияния беговых нагрузок на органы и системы организма.
Любая циклическая работа, и особенно бег, предъвляет повышенные требования к функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Повышение интенсивности обменных процессов сопровождается значительным увеличением потребления кислорода. В начале нагрузки циклического характера / бег/ возникает дефицит кислорода, который сохраняется в течение всего периода работы. После завершения работы кислородный долг возвращается на начальный уровень на 7-9-й минутах.
В процессе контроля за реакцией организма на получение нагрузки критерием оценки может быть количество сердечных сокращений за минуту. Легко доступным способом контроля является определение пульса после дозированной нагрузки (10 приседаний). Если разница пульса составляет 10-12 ударов за минуту, то нагрузка небольшая. Если разница превышает 30 ударов за минуту, то нагрузка значительная. Разница в 35-40 ударов за минуту свидетельствует о необходимости обращения к врачу.
Уже многие годы определенной популярностью пользуется 12-минутный тест Купера, который показывает уровень подготов-ленности к выполнению определенной работы. Содержание теста заключается в том, что исследуемый пытается преодолеть за 12 минут как можно более длинную дистанцию. Применение этого теста позволяет оценить подготовку разных групп населения с учетом их возраста (табл. 4).
Таблица 4
Стандарты оценки результатов теста Купера для студентов
Оценки | Женщины (n=738) | Мужчины (n=212) | ||
расстояние, м | % | расстояние, м | % | |
Очень плохо | <1700 | 9 | < 2375 | 5 |
Плохо | 1701-1925 | 21 | 2376-2600 | 22 |
Удовлетво-рительно | 1926-2175 | 42 | 2601-2850 | 46 |
Хорошо | 2176-2400 | 24 | 2851-3075 | 21 |
Отлично | >2401 | 4 | >3076 | 6 |
Минутный тест Купера
Степень |
| Возраст, лет |
| ||||
подготовки | до 30 | 30-39 | 40-49 | после 53 | |||
| Мужчины |
| |||||
Очень плохо | менее 1,6 | менее 1,5 | менее 1,3 | менее 1,2 | |||
Плохо | 1.6-1.9 | 1,5 - 1,84 | 1,3 - 1,6 | 1,2 - 1,5 | |||
Удовлетво-рительно | 2.0 - 2,4 | 1,85- 2. 24 | 1,7-2,1 | 1.6-1,9 | |||
Хорошо | 2,5 - 2.7 | 2,25-2,64 | 2,2 - 2,4 | 2,0 - 2,4 | |||
Отлично | 2,8 и больше | 2,65 и больше | 2,5 и больше | 2,5 и больше | |||
| Женщины |
| |||||
Очень плохо | менее 1,5 | менее 1,3 | менее 1,2 | менее 1,0 | |||
Плохо | 1,5-1,84 | 1,3 - 1,6 | 1,2-1,4 | 1.0-1.3 | |||
Удовлетво-рительно | 1,85-2,15 | 1,7 - 1,9 | 1,5 - 1,84 | 1.4 - 1.6 | |||
Хорошо | 2,16-2,64 | 2,0-2,4 | 1,85-2,3 | 1,7-2,15 | |||
Отлично | 2,65 и больше | 2,5 и больше | 2,4 и больше
| 2,2 и больше | |||
Целесообразность теста Купера (12-минутный бег) подтверж-дается применением его в большинстве стран мира. Это позволяет сравнивать результативность подготовленности людей к цикли-ческой деятельности в разных регионах мира, что, в свою очередь, дает возможность определить эффективность средств и методов оздоровительного бега.
Большинство приведенных способов педагогического контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время циклической работы могут проводиться и в форме самоконтроля, что позволит сделать контроль более оперативным и деятельным. Также следует отметить необходимость теоретического и практического обучения занимающихся оздоровительным бегом самым простым методам оценивания функционального состояния сердечно-сосудистой системы до нагрузки и после нее.
В системе физического воспитания среди средств, направ-ленных на решение оздоровительных задач, вместе с ходьбой используются разные прыжки и метания. Причем удельный вес неклассических прыжков и метаний значительно больший.
Направленность прыжков и метаний в прикладной легкой атлетике:
- для решения задач разносторонней физической подготовки;
- для решения задач специальной физической подготовки /развитие скоростно-силовых качеств/;
- с целью решения лечебных задач /закаливание, профи-лактика мочекаменной болезни, плоскостопия и т.д./;
- с целью изучения техники неклассических прыжков, метаний и бросков для решения лечебных задач;
- броски, метания для борьбы с контрактурами;
- броски и метание в системе подвижных игр.
Презентация
к лекции
Легкая атлетика
Разновидности ходьбы
Разновидности бега
Разновидности прыжков
Разновидности метаний
Разновидности их комбина-ций – многоборье
Две основных группы состя-зательных упражнений легкой атлетики:
– классические (входят в официальные программы)
– неклассические (не входят в официальных программ)
Разновидности ходьбы
Классические разновидности ходьбы:
- ходьба по беговой дорожке стадиона (на дистанции 10, 20, 50 км);
- ходьба по дорогам и шоссе (на дистанции 3, 5, 10, 20, 30, 50 км);
ходьба на время (часовая и двухчасовая).
Неклассические виды ходьбы:
- виды передвижения на мест-ности, как пешеходные прогулки
Разновидности бега
Разновидности прыжков
Классические разновидности прыж-ков:
Прыжок в высоту с разбега;
Прыжок в длину с разбега;
тройной прыжок в длину с разбега;
Прыжок с шестом.
Неклассические разновидности прыжков:
Прыжок с места;
прыжки в длину и высоту;
Прыжки в глубину;
Прыжок с шестом;
многоразовые прыжки (на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу);
Разновидности метаний
Для оценки выносливости:
Для оценки уровня ловкости:
Прыжков и метаний
во время решения задач разно-сторонней физической подготовки;
во время решения заданий специ-альной физической подготовки (раз-вития скоростно-силовых качеств);
с целью решения лечебных задач (закаливания, профилактика сердеч-но-сосудистых заболеваний, лечения мочекаменной болезни, плоскостопия и т.п.);
с целью изучения техники неклас-сических прыжков, метаний и брос-ков для решения лечебных задач;
броски, метания для борьбы с контрактурами;
броски и метание в системе подвижных игр.
VI. Вопросы и задания для контроля знаний
1. Охарактеризуйте значение бега, прыжков и метаний в жизнедеятельности человека.
2. Назовите причины популярности легкоатлетических упраж-нений.
3. Обоснуйте прикладность бега, прыжков и метений.
4. Какие упражнения в легкой атлетике называются класси-ческими и неклассическими?
5. Приведите примеры неклассических упражнений.
6. Чем отличаются специальные упражнения от подводящих?
7. Какие задачи решаются с помощью подготовительных упражнений?
8. Перечислите разновидности прыжков и метаний.
9. Перечислите виды спорта, в которых легкая атлетика имеет наибольший удельный вес.
10. Назовите упражнения легкой атлетики, которые применя-ются для оценивания разных сторон подготовки спортсменов.
11. Назовите тесты для оценки скорости.
12. Назовите тесты для оценки скоростно-силовой подготовки.
13. Назовите тесты для оценки выносливости.
14. Какое значение имеют бег, прыжки и метания для решения оздоровительных задач?
15. В чем заключается ценность оздоровительного бега?
16. Какие особенности техники оздоровительного бега?
17. Назовите критерии оценки объема и интенсивности оздоровительного бега.
18. Перечислите правила построения занятий оздоровитель-ным бегом.
19. Какие особенности врачебно-педагогического контроля во время занятий оздоровительным бегом?
20. Назовите способы самоконтроля во время занятий оздо-ровительным бегом.
21. Какое оздоровительное влияние имеют прыжки и метания?
22. Дайте классификацию видов легкой атлетики.
23. Какие виды легкой атлетики считаются циклическими, а какие ациклическими?
24. Сколько видов легкой атлетики входит в программу Олимпийских игр? Перечислите мужские и женские виды.
25. Какие виды легкой атлетики входят в десятиборье?
26. Охарактеризуйте технологию влияния оздоровительного бега на организм.
27. Как используются легкоатлетические упражнения в других видах спорта?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амосов Н.М., Муравов И.В. «Сердце и физические упражнения». - К., 1985.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Виноградов Г.Н. и др. Теория и методика здорового образа жизни. Учебное пособие. Алматы, 2004. 320 с.
4. Виру Э.А., Юримяэ Т.А. Об информативности теста Купера, используемого в практике физического воспитания студентов. Тартуский Государственный университет. Теория и практика физической куль-туры. № 2. С. 47-48.
5. Выдрин В.М. Введение в специальность. М., ФиС, 1980 г.
6. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва.: Академия, 2003. 464 с.
7. Жордочко Р.В., Полищук В.Д. Прыжок в высоту. - К.: Здоровья, 1985.
8. Легкая атлетика // Учебник для институтов физической культуры / под редакцией Озолина К.Г., Примакова Ю.Н. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
9. Легкая атлетика // Учебно-методическое пособие для коллективов физической культуры / Под редакцией Гринь Р.А. - К.: Высшая школа, 1985.
10. Легкая атлетика // Пособие для студентов высших учебных заведений из физической культуры / Под редакцией Жордочко Р.В., Полищука В.Д. - К.: Высшая школа, 1994.
11. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подросткововм возрасте. Практическое руководство для тренеров. М., Советския спорт, 2007. 404 с
12. Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литера-тура, 1995.
13. Полищук В.Д. Методические основы оздоровления, образования и воспитания средствами легкой атлетики // Лекция для студентов институтов физической культуры по базовому курсу "Легкая атлетика". - К.: КГИФК, 1991.
14. Шакиржанова К.Т. Легкая атлетика в Узбекистане: проблемы, задачи и дальнейшее развитие. Лекция. Т., УзГосИФК, 2008. с. 27.
15. Шакиржанова К.Т., Пулатов А.А. Кадровые проблемы развития физической культуры и спорта среди женского населения. Фан – спортга, 2006, № 2, С 24-27.
16. Шакиржанова К.Т. Итоги Олимпийских игр в Атланте, Сиднее и Афинах. Задачи по подготовке к Олимпиаде – 2008 на примере легкой атлетики. Фан – спортга, 2005, № 2. С. 3.
17. Шакиржанова К.Т., Адамбаев Ж. Легко-атлеты Узбекистана на Азиатских играх 1994-2006 г. Фан – спортга, 2007, № 1. С. 43.
18. Шакиржанова К.Т. Двигательная активность и здоровье. Фан – спортга, 2005, № 1. С. 44-47.
Приложения
(представленые рекорды на состояние 1 июня 2008 г.)
OLYMPIC GAMES RECORDS - MEN
Discipline | Perf | Athlete | DOB | Nat | Venue | Date |
100 Metres | 9.69 | Usain Bolt | 21/08/1986 | JAM | Beijing | 16/08/2008 |
200 Metres | 19.30 | Usain Bolt | 21/08/1986 | JAM | Beijing | 20/08/2008 |
400 Metres | 43.49 | Michael Johnson | 13/09/1967 | USA | Atlanta, GA | 29/07/1996 |
800 Metres | 1:42.58 | Vebjørn Rodal | 16/09/1972 | NOR | Atlanta, GA | 31/07/1996 |
1500 Metres | 3:32.07 | Noah Ngeny | 02/11/1978 | KEN | Sydney | 29/09/2000 |
5000 Metres | 12:57.82 | Kenenisa Bekele | 13/06/1982 | ETH | Beijing | 23/08/2008 |
10,000 Metres | 27:01.17 | Kenenisa Bekele | 13/06/1982 | ETH | Beijing | 17/08/2008 |
Marathon | 2:06:32 | Samuel Kamau Wanjiru | 10/11/1986 | KEN | Beijing | 24/08/2008 |
3000 Metres Steeplechase | 8:05.51 | Julius Kariuki | 12/06/1961 | KEN | Seoul | 30/09/1988 |
110 Metres Hurdles | 12.91 | Xiang Liu | 13/07/1983 | CHN | Athína | 27/08/2004 |
400 Metres Hurdles | 46.78 | Kevin Young | 16/09/1966 | USA | Barcelona | 06/08/1992 |
High Jump (высота) | 2.39 | Charles Austin | 19/12/1967 | USA | Atlanta | 28/07/1996 |
Pole Vault (шест) | 5.96 | Steven Hooker | 16/07/1982 | AUS | Beijing | 22/08/2008 |
Long Jump (длина) | 8.90 | Bob Beamon | 29/08/1946 | USA | Ciudad de México | 18/10/1968 |
Triple Jump (тройной) | 18.09 | Kenny Harrison | 13/02/1965 | USA | Atlanta | 27/07/1996 |
Shot Put (ядро) | 22.47 | Ulf Timmermann | 01/11/1962 | GER | Seoul | 23/09/1988 |
Discus Throw (диск) | 69.89 | Virgilijus Alekna | 13/02/1972 | LTU | Athína | 23/08/2004 |
Hammer Throw (молот) | 84.80 | Sergey Litvinov | 23/01/1958 | URS | Seoul | 26/09/1988 |
Javelin Throw (копье) | 90.57 | Andreas Thorkildsen | 01/04/1982 | NOR | Beijing | 23/08/2008 |
Decathlon (10-борье) | 8893 | Roman Šebrle | 26/11/1974 | CZE | Athína | 24/08/2004 |
20 Kilometres Race Walk | 1:18:59 | Robert Korzeniowski | 30/07/1968 | POL | Sydney | 22/09/2000 |
50 Kilometres Race Walk | 3:37:09 | Alex Schwazer | 26/12/1984 | ITA | Beijing | 22/08/2008 |
4x100 Metres Relay | 37.10 | Jamaica | JAM | Beijing | 22/08/2008 | |
4x400 Metres Relay | 2:55.39 | United States | USA | Beijing | 23/08/2008 |
WORLD OUTDOOR RECORDS – MEN
Discipline | Perf | Athlete | DOB | Nat | Venue | Date |
100 Metres | 9.69 | Usain Bolt | 21/08/1986 | JAM | Beijing | 16/08/2008 |
200 Metres | 19.30 | Usain Bolt | 21/08/1986 | JAM | Beijing | 20/08/2008 |
400 Metres | 43.18 | Michael Johnson | 13/09/1967 | USA | Sevilla | 26/08/1999 |
800 Metres | 1:41.11 | Wilson Kipketer | 12/12/1972 | DEN | Köln | 24/08/1997 |
1000 Metres | 2:11.96 | Noah Ngeny | 02/11/1978 | KEN | Rieti | 05/09/1999 |
1500 Metres | 3:26.00 | Hicham El Guerrouj | 14/09/1974 | MAR | Roma | 14/07/1998 |
One Mile | 3:43.13 | Hicham El Guerrouj | 14/09/1974 | MAR | Roma | 07/07/1999 |
2000 Metres | 4:44.79 | Hicham El Guerrouj | 14/09/1974 | MAR | Berlin | 07/09/1999 |
3000 Metres | 7:20.67 | Daniel Komen | 17/05/1976 | KEN | Rieti | 01/09/1996 |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!