Каковы предпосылки развития характера человека? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Каковы предпосылки развития характера человека?

2019-08-07 823
Каковы предпосылки развития характера человека? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование характера – это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условий, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.

Можно выделить такие основные предпосылки формирования характера, как: биологические, социальные, фактор субъектности.

1. К биологическому фактору мы можем отнести особенности функционирования головного мозга – (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды. Человек рождается с различными особенностями функционирования мозга, нервной системы, генетической предрасположенностью, все эти предрасположенности могут привести к развитию различных черт под влиянием среды. Кроме того, к биологическому фактору относится также темперамент.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

¾ от темперамента зависят динамические особенности проявления характера (например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному);

¾ темперамент влияет на развитие отдельных черт характера (одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют);

¾ в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

¾ существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Важно отметить, что темперамент стимулирует, делает более легким и быстрым развитие одних черт характера, но сдерживает и затрудняет развитие других: к примеру, у сангвиника легко развиваются такие качества, как общительность и любознательность, но при этом он характеризуется как субъект, у которого отмечается слабая усидчивость; либо холерик – легко развиваются инициативность, общительность и спонтанность, однако, вспыльчивость и агрессивность – нет.

2. Социальный фактор: важным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда, все люди, которые окружают человека, оказывают влияние на процесс становления характера.

Можно выделить 2 основных уровня влияния социального фактора:

¾ макроуровень – определяет типическое в характере (культура, тип общества, язык);

¾ микроуровень – осуществляется посредством агентов социализации личности (к примеру, семья, школа создают условия для жизнедеятельности растущей личности: возможности для развития и собственную защищенность);

3. Фактор субъектности заключается в том, что субъект сам регулирует влияние биологических и социальных факторов на становление характера:

¾ о субъекте мы можем говорить в процессе деятельности;

¾ проявляется в рефлексии (выбор людей, общества, деятельности, круга общения);

¾ человек рассуждает о себе в процессе самоуправления;

¾ как уже говорилось, человек начинает влиять на биологический и социальный факторы при формировании характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства: обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности (сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками).

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Весьма важны для становления характера ребенка является стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности (этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания).

Таким образом, можно еще раз отметить, что характер проявляется и формируется в делах и поступках человека, это не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни.

Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него. Процесс становления характера осуществляется в противоречии между потребностями индивида и внешними обстоятельствами, между его растущими физическими способностями и духовными запросами, старыми формами деятельности и новыми требованиями к процессу самореализации. Характер имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, а также от активного взаимодействия с другими людьми [9].


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.