Год – юбилейный год города. 22июля - 65 лет со дня основания. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Год – юбилейный год города. 22июля - 65 лет со дня основания.

2019-08-07 229
Год – юбилейный год города. 22июля - 65 лет со дня основания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Превращая короткие дневниковые записи в рассказы о забытых эпизодах на строительных площадках Великой стройки века, вношу некоторые подробности о свидетелях в эпизодах реальной действительности, затопленной на веки вечные волжской водой. Участников исторической стройки осталось очень мало, а тех, кто еще способен описать или рассказать о своем участии – единицы.

Год – юбилейный год города. 22июля - 65 лет со дня основания.

                                                                                                                            

      

 

 

           

                        2019 год. Актив  клуба первстроителей.

                  

Сидят: - Серебрякова Зинаида Матвеевна. Власов Петр Павлович. Мохов Виктор Георгиевич. Калиниченко Марк Петрович. Бондаренко Василий Иванович. Дроздецкий Валентин Данилович.

Стоят: - Вязовиков Юрий Михайлович. Заболотников Юрий Александрович. Рожнов Александр Георгиевич. Башлыкова Тамара Афанасьевна. Полякова Нина Петровна. Кириченко Николай Петрович. Любазнова Фаина Александровна. Любивый Владимир Петрович. Яковлев Сергей Александрович. Старосельский Петр Самуилович. Щербатых Виктор Григорьевич. Косолобов Михаил Михайлович.

        

           ЭПИЗОДЫ КОТРЫЕ НЕ ЗАБЫВАТСЯ.

 

 

     

 

 

             

                                      

         

                              Осадная Балка до затопления.

                                      ОСАДНАЯ БАЛКА

Воспоминания вернули в период строительства гидростанции, когда приходилось не один раз мерить шагами главную плотину, склоны и дно Осадной балки в должности прораба 6-го участка управления Гидромеханизации. На этот раз отправился к маяку на собственном «жигуленке». Огромное оранжевое Солнце на горизонте поднималось медленно, прикрываясь обрывками облаков. У бетонных откосов появлялись редкие всплески играющей рыбы. Первые чайки, парившие над поверхностью водной глади, пронеслись над головой в сторону аванпорта. Взглянул на вспышку лампы маяка, с грустной усмешкой произнес вслух.

- Кому мигаешь голубчик? Горизонт на водохранилище пустой, а на шлюзах застой! Сомкнул глаза, стараясь представить обозреваемую поверхность акватории аванпорта и водохранилища.  Взобрался на парапет, поправив очки, всматривался в бетонный откос 30-го шлюза, уходящий к дамбе, разделяющей водохранилище от аванпорта…

Погружаясь в воспоминания, старался представить картину подготовки Осадной балки к затоплению. Внизу балки стояло несколько вагончиков, в которых размещались прорабские, раздевалки, склады. Самосвалы загружались строительным хламом, стройматериалами отправлялись вверх, преодолевая крутые склоны. Трактор надрывно урчал, тащил вагончик с платформой загруженной бочками, Я остановился на бетонном откосе, всматриваясь в сторону прорана с башнями будущих маяков.

Два бульдозера с поднятыми ножами медленно выползали из-за дамбы со стороны будущего водохранилища. Следом появился третий. Пришлось спускаться к ним. Направился по бетонному откосу дамбы в сторону прорабской.

На изгибе дамбы группа женщин вязала пассатижами паутину арматурных секций, уложенных на песчаную отсыпку. Послышалась популярная песня «Синий платочек». Ладно пели, связывая узлы арматурных прутьев проволокой. Неожиданно песня затихла. Женщины о чем-то разговаривали, громко смеялись.

- Девчата, здравствуйте! Обратился, подойдя к уложенной арматуре.

- Здорово, коли не шутишь, - ответила полная непонятного возраста женщина с белым клочком бумажки на носу и выбеленным лицом. На всех мрачная, темного цвета спецовка с засученными рукавами курток, широкими штанами подвязанными тесемкой на поясе. Мрачная спецовка скрывала женскую особенность, только разноцветные косынки, приспущенные до глаз, подсказывали передо мною женщины.

- Красавицы от кого вы прячете лица?

- От солнца дорогой, от солнца, ответила женщина.

-  Что, не нравятся наши маски? Улыбаясь, задала вопрос другая женщина. Приходи вечером на танцы, там и поговорим.

- Не могу девчата, не могу, я занят.

- Женат, что ли? – Спросила самая разговорчивая.

Бульдозеры подъезжали к прорабской, отрыгивая порцию дыма замолкали. Водители скрывались в вагончике. Из открытой двери слышался смех и беззлобный мат. Улыбаясь, подумал: - Вот баламут, без мата не может слова сказать.

В 1960-е годы после окончания строительства Сталинградской ГЭС Великая река Волга лишилась возможности быть инкубатором осетровых пород рыб. Рыба разных пород буквально кишела у плотины ГЭС и шлюзов. Она искала выход и способ преодоления неожиданной преграды. Останавливаясь у бетонной плотины, стаи рыб набивались в водосбросы фильтрующих вод насыпных плотин. Блуждали в камерах шлюзов в непривычной обстановке с резко меняющимся уровнем воды.

Пронырливые браконьеры открывали чугунные крышки контрольных колодцев, спускались по скобам вниз галерей железобетонных труб, глушили ударами прутьев осетров, вырезая икру,  оставляли туши на месте до тех пор, пока государево око в лице рыбнадзора не узнало о варварском подпольном способе уничтожения ценной породы рыб. Было  принято решение заварить прутьями все выходы и входы дренажных труб.

В то время волжане и гости города свободно прохаживались по мосту плотины, наблюдая за пируэтами рыбных танцев у ее основания. Представьте себе. Вы стоите с детьми на мосту у ограды пешеходного перехода. Смотрите на водную поверхность, местами прикрытую клочками пены, с водоворотами и рябью потоков от турбин и водосброса. Наблюдаете за огромным аквариумом, где осетры, белуги, стерлядь, сазаны, судак и другие породы рыб, соревнуясь друг с другом в невероятном танце, совершают пируэты от безысходности своей участи.

Посетители, прохаживаясь по мосту, с восхищением рассматривали живой природный аквариум. Это было зрелище, трагической достопримечательности города энергетиков. Но, нагрянула в России перестройка, которая разрушила не только политический режим, но и богатую флору, фауну страны.

Клич первого господина России: - «Берите суверенитета столько, сколько сможете!» обернулся трагедией не только для страны Советов, ее населения, но и для природы, животного мира, и водных обитателей рек и озер.

Этот клич содержал в себе и второй не гласный лозунг. Обогащайтесь, кто как может, ибо капитализм построить в Социалистической стране без капиталистов не возможно. В бывшей стране Советов их не было, чужих пускать опасно, оставалась одна возможность развязать руки ушлым перестройщикам. И начался «цивилизованный» грабеж природного богатства огромной страны.

Во время хода рыбы на нерест, осетровая порода стояла в несколько слоев, не имея возможности преодолеть плотину. Рыбоподъемник не оправдал надежды в решении искусственного продолжения возможности прохода рыб на нерест в верховья Волги и ее притоков. Попытки шлюзовать осетра в связке нескольких прорезей (лодки с двойным дном) не решали проблему. Было создано несколько рыборазводных заводов, где искусственно выращиваются мальки осетровых пород и выпускаются в воды реки. Вряд ли этот способ решит проблему возвращения насыщения реки ценной породой рыб.

Что стало с водохранилищем? Исчезли косяки селедки, вывелись все виды частиковой рыбы. Одни окуньки  с хилой красноперкой, мутированными бычками, блуждают вдоль берегов и бетонных откосов в позеленевшей от времени застоявшейся воде. Мы достигли совершенства в освоении энергии Волги для блага Российского народа, лишив себя в удовольствии пользоваться природными богатствами реки.

Хочется верить, что пройдет период времени становления Новой России и вновь по мостовому переходу пойдут зрители, с восторгом наблюдая за бесплатным представлением в искусственном аквариуме у плотины ГЭС. А малыши с родителями на мосту плотины будут восклицать:

 - Мама, Папа, смотрите, как рыбка радуется!.. Слова ребенка правдивые, но он не произнесет их, количество рыбы у плотины критически уменьшается.

Когда мы строили ГЭС, не имели представления о последствиях. Цель была одна, к лучшему будущему не нам, так внукам. Мы в это верили и трудились, не считаясь со временем! Но, увы! Сменилась эпоха – сменились приоритеты. ГЭС продолжает выполнять свою миссию в городах и селах Великой России, забыв о своем долге восстановления флоры и фауны когда-то Великой реки Европы.

                                   

                                              ПРОРАБ …

В отделе кадров Управления «Гидромеханизации» мне предложили должность Прораба. Незнакомое слово смущало, непривычно лишало удовольствия чувствовать себя в роли руководителя бригад бульдозеристов участвующих в намыве главной плотины ГЭС. Вручив направление, объяснили, как пройти в Котлован. Направляясь вдоль речки, по грейдерной дороге, в сторону котлована провожал глазами встречные и обгоняющие машины. Впереди остановился самосвал. Из кабины высунулась голова водителя, с улыбкой спросил, на прогулке или подвести? Не отвечая на реплику водителя, с удовольствием забрался в кабину. Машина тронулась. Водитель обратился все с той же улыбкой: - И охота была топать в такую жару? - А что делать, автобусы здесь не ходят, ответил я. – Чудак, подними руку, любой подвезет тебя без вопросов. Машина въезжала на территорию котлована.

- Пожалуйста, остановитесь у вагончиков. У одного из них вывеска над входом «участок механизации упр. «Гидромеханизации». В приемной комнатушке, девушка, не обращая внимания, продолжала, глядя в осколок зеркала в руке подводить брови.

- Я к Петру Ефимовичу! Продолжая свое занятие, кивнула в сторону двери, тихо ответила, - проходите. Мужчина, с шевелюрой седых волос лет пятидесяти поверх очков смотрел на меня изучающим взглядом.

- Здравствуйте! Я к вам, подал направление. – Садись дорогой, рассказывай кто вы, откуда, образование, профессия. Выслушав меня, ответил: - кораблей у нас нет, плавучие земснаряды есть, но они выполняют роль плавучих насосов. Тебе предлагаются бригады бульдозеристов обеспечивающих намыв главной плотины, дамб судоходного канала.

- Петр Ефимович я не могу представить себя в этой роли, да и должность не понятно звучит.

                                                       

       

 

 

           Мое участие в намыве грунта на очередной карте намыва.

                     

 

 

 

 

Брига бульдозеров на подготовке откосов Осадной балки к бетонированию.

 

                       

 

                                          У котлована.

 

 

– Не обращай внимания. Слово «прораб» - производитель работ. А обязанности простые. Твоя задача обеспечить бесперебойную работу бульдозеров на рабочих площадках. Простой твоей техники не допускается. Земснаряды работают по твердому графику под контролем Сталинградгидростроя. Сейчас мы с тобой отправимся на 41-ю карту намыва главной плотины. Подъехали на попутной машине к устою. Минут десять, добирались к месту работы. Огромная карта заполнялась из дюкера земснаряда массой воды с грунтом. Бульдозеристы у своих машин беспокойно рассматривали ходовую часть, двигатели. Не заметив нас, перебрасывались репликами с матом. Петр Ефимович недовольно произнес – горбатого могила исправит.

– Мужики! Отвлекитесь на минуту. Знакомьтесь, ваш бригадир. Со всеми вопросами к нему. Кстати он – моряк.

- На долго?!

- Это вы спросите у него.

Понял, меня разыгрывают. Забрался в кабину, запустил двигатель, улыбаясь, смотрел на водителя. Обратился к остальным. – Есть желающие пошутить со мной? Давайте серьезно относится друг к другу. Старший по возрасту извиняющим тоном произнес: - Василий Иванович, простите нас.

- Да не за что Вас прощать. Я бы хотел услышать от Вас подробности работы на карте и особенности процесса обвалования. Но, сначала, давайте познакомимся. Поочередно смотрел на каждого: Григорий Иванович, Дмитрий, Гришка, Александр Сергеевич, Трофим.

- Кто тут у вас за старшего – давай выкладывай.

- Работа наша не хитрая, начал говорить Григорий, но требует особой, я бы сказал, сноровки и  ответственности. Техника работает в необычных условиях. При обваловании карты намыва  останавливаться без движения нежелательно. Непрерывные движения взад-вперед. Так что, работа однообразная.

- Что значит останавливаться не желательно?

- Масса бульдозера огромная. Работает в мокром песчаном плывущем грунте. Движение траков гусениц быстро погружаются. В начале намыва плотин бульдозер погрузился до верхних траков, вынуждены были замыть его совсем. Правда или нет, но байка об этом есть между нашим братом.

- Что является слабым узлом?

- Катки и пальцы. Быстро изнашиваются. Пробовали наплавлять, срок работы уменьшился.

Го октября 1958 года. Эта информация вызывало двойное чувство. Радость участия в строительстве и сожаление о том, что следы твоего беспокойства смоются волжской водой. Память не сможет сохранить все, которые до затопления бы для меня и моих бригад проблемами. И все-таки, настроение с утра в день затопления было необычным. Сожалел лишь об одном – жена не сможет быть зрителем исторического события в городе. Уроки в школе №1.

                   

 

                              Взрыв на перемычке котлована.

                    

                                       Поток воды в котлован

                        Свидетели затопления котлована.

 

День затопления был пасмурным. Волжане в группах и одиночки отправлялись, не ожидая автобуса, в сторону котлована.  Люди шли с шутками и разговором на торжественный митинг открытия первой страницы окончания строительства ГЭС. У левого парапета плотины толпа увеличивалась. Оживленный разговор и смех прекратился. Короткий рассказ и поздравления участников строительства. Послышался тихий разговор из динамиков. Щелчок и громкое объявление. -  Внимание, внимание! Сейчас будет взорвана перемычка котлована! Все взоры в сторону перемычки. Тишина. Взрыв – огромный столб черного дыма с грунтом быстро осел. Вода не появлялась. Рядом со мной мужчина разочарованно произнес: - Пожалели порох!.. И вдруг появилось два мужичка, вручную лопатами быстро создавали канавку, удалились в сторону на безопасное расстояние. Вода маленькой змейкой направлялась в сторону котлована. Поток воды  увеличиваясь, мгновенно обрушился в сторону котлована. Зрелище достойное восхищения. Возгласы, хлопки, удовлетворенные улыбки зрителей надолго остались в памяти участников этого зрелища.

Внизу на волнорезах сброса пять человек в рабочих спецовках бегали, прыгали, подбрасывая головные уборы вверх с выкриками и улыбками. Из динамиков строго обращались к ним: - Внизу, на волнорезах, немедленно поднимайтесь вверх! Первые языки воды лизали основания волнорезов. Только после повторного строгого приказа смелая пятерка удалилась в сторону открытого шандора плотины. Конечно, они рисковали. Успокоившись, толпа зрителей восторгалась поступком рабочих, обсуждая подробности, возвращалась в город.

Октября 1958 года. Подготовка ко второму историческому событию велась без нашего участия. Бригада бульдозеристов работала на последней карте намыва плотины в районе сегодняшней подстанции. Установленный понтонный мост через Волгу принимал самосвалы с бетонными пирамидами, изготовленными у речки Мечетка. До сих пор, неиспользованные бетонные глыбы, заросшие травой и кустарником, спокойно лежат у Мечетки, являясь наглядным памятником бывшей Великой стройки в Социалистическую эпоху. Один из них занял почетное место в мемориале Первостроителям на улице Фонтанной.

       

 

                       Первый этап перекрытия русла Волги.

 

                           Второй этап перекрытия русла Волги.

 

Ко мне подошел Григорий, с восторгом отзываясь о процессе перекрытия, с сожалением произнес: - жаль, ребята не присутствовали.  Мы закончили работы с 42й картой и куда нас на этот раз отправят, в Осадную Балку?

- Двое на Мечетку, будет намыв перемычки под объездную дорогу. Решайте сами кого на Мечетку, кого в Осадную Балку.

 А собственный вопрос после предложения Петра Ефимовича отправится на стройку Саратовской ГЭС вместе с управлением «Гидромеханизации» беспокоил и тревожил не один день. Жена, на отрез, отказалась. Юрий Мамедов посоветовал, пройди в отдел кадров, если вопрос не решиться, что-нибудь придумаем.

Мне предложили на курсы подготовки операторов для волжских шлюзов. Не представляя новую профессию, ответил неопределенно. Инспектор настойчиво убеждала. – Вы же моряк, будете шлюзовать речной флот! - А, что, она дело говорит. Работать с бульдозерами ты согласился, а с флотом…

Трех месячные курсы без отрыва от производства окончил. Направлен оператором на 31-й шлюз. Формировалось и временное Управление шлюзами. Два шлюза – 30-й и 31-й. Тридцатый для шлюзования плотов, тридцать первый для флота.

                                                ШЛЮЗ №31

До пуска шлюзов еще около месяца. Если монтаж механического оборудования был закончен, то автоматика на устоях и в помещениях башен управления отставала. Нас включили в бригады монтажников. Под их руководством в две смены устраняли отставание, продолжали работать и во время пуско-наладочных работ. Начальник Управления Виноградов Вадим Алексеевич, главный инженер Ермин Ростислав Сергеевич, начальник шлюза №31 Никитин Николай Яковлевич на планерках благодарили эксплуатационников шлюза за успешные выполнения монтажных работ.

Акватория аванпорта заполнялась судами. Формировалась для шлюзования диспетчером порта. Начали прибывать первые плоты. Колесные буксирные пароходы оставляли их на плотовом рейде вдоль дамбы водораздела.

Сплоченность коллектива шлюза, чувства уважения друг к другу, душевное равновесие, вызывало удовлетворенность и желание чувствовать себя постоянно в хорошем настроении. Забыть это невозможно. Это был особенный коллектив и в этом заслуга перечисленных руководителей имеющих уже опыт работы на Волго-Донских, Московских шлюзах.

Простой, но оригинальный проект этажа, представляет возможность, обозримо наблюдать за водохранилищем, рейдом судов и барж на акватории аванпорта и у причальной стенке. Такой же обзор нижнего судоходного канала. Видимость отличная в дневное время. И в то же время чувствуешь постоянное напряжение. Отсутствие связи с судном, особенно в ночное время, сказывалось на скорости шлюзования. Простой флота на рейдах отстоя в ожидании шлюзования свыше нормы не допускался. Но он был. Требовалась идеальная связь с командой и диспетчерской службой порта.

Монтажные и холостые наладочные работы были закончены. Продолжали наводить порядок в помещениях устоев. Коллектив ревниво ухаживал за посадками фруктовых деревьев у верхней камеры в ожидании затопления водохранилища. На второй день собрались на оголовке верхней причальной стенке в ожидании появления воды из водохранилища.

Поток беспокойной воды, как языком смывал отходы строительных материалов, смешивая с грязной пеной, захватывал в свои объятия на веки вечные дно Осадной Балки. Зрелище вызвала восторги. Вода уже не текла на ощупь, а бешенным широким фронтом тащила за собой мусор с грязной пеной в сторону оврага, заполняя карманы 30-го и 31-го шлюзов.

Честно говоря, плохо представлял, как будет выглядеть аванпорт, каково его предназначение, хотя, в общих чертах был ознакомлен с процессом шлюзования флота. Смотрел на искусственное половодье, вспоминая заполнение котлована.

Грязный поток воды начал обнимать опоры причальной стенки, расползался в стороны верхних устоев шлюзов. Минуя опоры причальной стенки, направился в строну оврага в Осадной балке и в карманы обеих шлюзов.

Заинтригованные необычным затоплением зрители расходились. Предложил Николаю Яковлевичу покинуть кривую палу причала. Прошли к верхней голове шлюза. У причальной тумбы, перед воротами входа в шлюз, остановился, поманил пальцем к себе.

- Смотри! У порога ворот собирается плывун. Этот мусор придаст нам много хлопот.

- Но он не вечно будет здесь. На первое время поставим катер, работая винтами, выгонит его за кривую палу, высказал ему свои соображения.

- Выгонит… Я посмотрю, как ты будешь выгонять этот мусор в первые шлюзования. Не стал возражать. Его опыт работы на шлюзах страны и мое первое  шлюзование, конечно, разнились в знании и понимания специфики работ на гидротехнических сооружениях.

                  

                  

 

                     Вид шлюзов со стороны судоходного канала.

 

 

           

       

Не забываемый сюжет первого шлюзования оставил в памяти торжественные и тревожные минуты. Временный пульт управления шлюзованием разместился на правом устое средней головы, в помещении первого этажа башни управления 31 шлюза. Малогабаритный коммутатор, обеспечивал связь со всеми местными постами. Присутствовали; начальник управления Виноградов Вадим Алексеевич, главный энергетик - Ермин Ростислав Сергеевич, начальник 31 шлюза – Никитин Николай Яковлевич, механик шлюза – Кондрахин Александр Дмитриевич и представитель гидроэлектромонтажа.  Начальник вахты Макарычев Леонид сидел на стуле у пульта. Желваки под ушами дергались. Он волновался. Я сидел рядом готовый выполнить его команду.

Вадим Алексеевич волновался не менее других. Конечно. Шлюзования в «потемках» на сооружении с совершенно новыми механизмами, вызывало тревогу и опасения. Каждая операция производилась медленно с дублирущим контролем на местных постах управления.

Наконец створки средних ворот разошлись, образовав вертикальную щель, медленно открылись. На мостике у телеграфа стоял капитан судна. Я вышел, подошел к парапету, крикнул: - Поздравляем с первым шлюзованием на нашем шлюзе! Желаем счастливых рейсов!

Он улыбнулся, посмотрел в нашу сторону, что-то ответил. Через четверть часа теплоход выходил из нижней камеры в судоходный канал. У выхода из канала протяжно загудел и скрылся за поворотам. Это было очередным сюжетом формирования моей судьбы.

                                      

                                          ОБРАЗОВАНИЕ

Донская Балка.

Мое село. Начало жизни и образования. К сожалению старой школы нет.

Да и село изменилось в лучшую сторону! Православный храм с позолоченным куполом, продолжает служит жителям во имя Отца, Сына и Святого духа.

  

40 – 46 годы. Напряженные годы детства. Начало и конец детского увлечения за партой сельской школы. Помню подробности своего участия в первых попытках желания окончить семилетку. В то время десятилетка была только в Районных селах. Да и надеяться было не на кого. Старшая сестра умерла в голодные годы. Родители – отец окончил два класса церковно-приходской школы, мама - один класс. Она хотела учиться, родители твердили «Расписаться умеешь, этого достаточно». Возможно, поэтому желание учиться, получит образование, с возрастом не угасала. Всю жизнь карабкался, пробиваясь к вершине Олимпа под названием «Образование».

                                         

                                         

                                  ДЕТСТВО

1933 – 1939гг выпали из памяти. 1940 год - начало учебы в первом классе семилетки…

- «Вася, сынок одевайся, нам пора идти в школу! Мать хлопотала вокруг меня, поправляя воротник рубашки. Подвязала сплетенный пояс темного цвета с махрами, поправила пояса штанов. Василий снял со спинки кровати сшитую матерью сумку с карандашом и листом бумаги, накинул через плечо, уставился счастливым взглядом на мать в ожидании одобрения.

- Сыночек, поздравляю!..

Школа располагалась в здании бывшего владельца. У крыльца собралось девять родителей с детьми. На ступеньках крыльца стояла сияющая учительница, перебрасываясь словами с родителями. В стороне стояло группа взрослых – родственники учащихся.

- Дети, здравствуйте! Сегодня вы станете учащимися нашей школы…

Й и 4й класс в помещениях рядом с Храмом, в бывшем церковно - приходском училище.  5й, 6й, 7й классы вновь в усадьбе. Классы размещались в двух этажном здании. Первый этаж полуподвальный. Огромный коридор второго этажа во время перемен заполнялся учащимися. Напротив классных комнат кабинет директора, учительская, комната комсомола и пионерская.

Й год – война. Село в оккупации. Местная полиция потребовала заклеить во всех учебниках руководителей страны, коммунистов. Постоянно отсутствовали преподаватели русского языка и литературы, математик.

Неудачные попытки в Ростовском киноматографическом техникуме, Тбилисском нефтяном техникуме, на шахтах в городе Тквибули, не сломили мою волю к продолжению поиска учебных заведений. И наконец, мне повезло.

Мореходная школа в городе Баку. Владивосток, через год снова, но уже в Бакинском морском училище. Каспийская флотилия. Участие в строительстве Сталинградской ГЭС. Здесь, в молодом городе Волжский, формировалась моя судьба. Здесь, мои поиски увенчались успехом.

 Если честно, мы с женой сожалели, что обстоятельства не предоставили нам возможность получить высшее образование.      Смена местожительства в Азербайджане на город Волжский предоставила нам возможность заочного образования в ВУЗах страны. Надя поступила в Волгоградский пединститут на заочное отделение.

В 1961году в средней школе Волгограда, у центрального рынка, открылся Факультет заочного образования Горьковского института инженеров водного транспорта, 12 человек, в том числе и я, работников Волжского района гидросооружений(шлюзы) стали студентами этого факультета. Консультации и зачеты проводились в городе Волжском. Эти условия позволяли учиться семейным.

На втором курсе понял, профессия эксплоатационника меня не устраивает. Ведь я с детства увлекался профессией механика флота. Послал запрос в Ленинградский институт инженеров водного транспорта с просьбой перевестись на механический факультет. Просьбу удовлетворили.

В 1969 году окончил, получив профессию инженер – механика. Защита дипломного проекта проводилась с присутствием студентов очного и заочного образования в переполненном зале. Результат доклада на тему – «Защита шлюзующихся судов от навала на ворота камер» оценена на отлично.

Зав. Кафедрой Гагеман И. Н. предложил продолжить учебу в аспирантуре. Обещал предоставить комнату в общежитии. – «Мы будем открывать кафедру гидротехнических сооружений, у тебя будет возможность роста».

Жена выслушала меня. – «Вася мы,  наконец, получили отдельную квартиру. Дети устроены. Опять в общежитие. Я не поеду!..». Она была права.

Так закончился мой марафон получить высшее образование.

Не было смысла продолжать работать на шлюзах. Отсутствовало возможность роста на многие годы. Выбрал Абразивный завод. В течении первого года работал начальником участка по ремонту плавильных печей, заместителем начальника РМЦ. Через пол - года начальником РМЦ. В следующем году зам. главного механика. Вскоре главным механиком завода. Завод лихорадило. Итальянская автоматика быстро выходила из строя. Плавильные печи останавливались из-за трещин в несущих балках.

Часто бывал в минстанкопроме, решая вопросы ремонта печей и оборудования плавильного и формовочного цехов. В приемной начальника главка встретил своего однокурсника в Бакинском морском училище. Предложил мне временно сменить местожительство и работу. Финансовые проблемы исчезнут, появится возможность приобрести лучшую мебель для пустой квартиры, автомобиль модели «Жигули».

Как устоять от такого соблазна. Дома меня ожидала повестка в горвоенкомат. Предлагали заключить договор с педприятием войсковой частит 81226. Бронируется квартира. Оплачиваются расходы на переезд в город Петропавловск Камчатский.

Новый современный судоремонтный завод в бухте Завойко. Уютный войсковой городок в раскошной природной роще с трехэтажными домами и современным Дворцом Культуры встретил меня двухкомнатной квартирой в новом доме рядом с площадью и зданием Политотдела войсковых частей. Окружающие сопки,  прикрытые густыми зарослями лиственниц и невероятно высокими зарослями шиповника и калины, каменной березой, создавали фантастический уют с приятным удовольствием постоянно любоваться окружающей средой обитания.

Быстрый рост в должностях от начальника участка, заместителя начальника ремонтно-механического цеха, заместителя руководителя технического отдела. (Начальники цехов и отделов завода офицеры в званиях не ниже капитанов третьего ранга). При заводе открылся вечерний судостроительный техникум. Вечерами работал в техникуме преподавателем. 10 лет прошло быстро, оставив след в памяти хорошие воспоминания. Город Волжский постоянно манил меня вернуться. Камчатка временное явление без следа участия в моей судьбе.

Литературное творчество не прихоть выделиться, а ежегодный кропотливый труд, дающий мне право обладать запасом духовной прочности, позволяющей поддерживать творческую атмосферу, в которой вращался. Сегодняшнее поколение Социалистической эпохи – люди знающие ценности в жизни. Их душевный мир, богатство, постепенно забываются, трансформируясь в современные способы погони в финансовых вопросах.

С детства – душевный романтик. Моя вера, особенность восприятия жизни, ракурс ее отражения, вызывают желание постоянно участвовать в эпизодах жизненного пространства города. В 1958 году - попытка работы над книгой «Жизнь в трех поколениях». Издал и понял, литературное творчество – путь бесконечный и непрерывный. Что бы познать особенность жизненного пространства, начал работать в области культуры нашего города, продолжая период формирования своей судьбы в городе.

Что такое судьба? Это совокупность событий, происходящих в моей жизни. Это прошлое, настоящее и будущее. Чаще принимаю позитивную энергию от окружающего пространства. Негативную не принимаю осознанно. Жизненные обстоятельства сложились так, что благоприятные события овладели моим сознанием и мой авторский труд в области культуры, искусства города превратился в необходимость, которая свойственна моей натуре. Трудоголик и романтик с детства, постоянно нахожусь в эмоциональном и физическом напряжении. Мои взгляды и мысли, в меру моих способностей, воодушевляют и вдохновляют на свершения в своей жизни добрых поступков в общественной жизни.

                    

     

 

Превращая короткие дневниковые записи в рассказы о забытых эпизодах на строительных площадках Великой стройки века, вношу некоторые подробности о свидетелях в эпизодах реальной действительности, затопленной на веки вечные волжской водой. Участников исторической стройки осталось очень мало, а тех, кто еще способен описать или рассказать о своем участии – единицы.

год – юбилейный год города. 22июля - 65 лет со дня основания.

                                                                                                                            

      

 

 

           

                        2019 год. Актив  клуба первстроителей.

                  


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.