Н. Б. Гафизова, И. Н. Кодина — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Н. Б. Гафизова, И. Н. Кодина

2019-08-07 64
Н. Б. Гафизова, И. Н. Кодина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Важной особенностью современной российской действительности является интеллектуализация всех сфер социальной жизни. Развитость интеллектуального потенциала того или иного региона играет решающую роль в его конкурентоспособности, экономическом росте, повышении уровня жизни населения, способствует нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, а также в духовно-нравственной сфере. Именно поэтому его изучение сегодня особенно актуально.

Исследования интеллектуального потенциала изначально были сосредоточены в русле экономической науки. В экономической литературе достаточно публикаций, посвященных определению места и роли интеллектуального потенциала в реализации экономической политики государства, выявлению направлений его эффективного использования в условиях перехода к рыночной экономике. Значительное место в разработке этих проблем принадлежит таким ученым, как А. Анчишкин, М. Воложенской, Л. Абалкин, С. Климов, А. Косьмин[66] и др.

В качестве самостоятельного объекта исследования в социологической науке интеллектуальный потенциал стал выступать лишь во второй половине 90-х гг. ХХ столетия. Истоки его становления и оформления были связаны с развитием концепции постиндустриального общества, представлений о роли знаний и информационных потоков в социальной жизни, содержании и характере интеллектуальной деятельности индивида. Проблемы, касающиеся интеллектуального потенциала, отражены в работах М. Н. Руткевича, Б. Г. Юдина, Г. Р. Аглямовой, В. К. Левашова, М. А. Нугаева, Т. И. Заславской и др.[67]

Интеллектуальный потенциал региона представляет собой совокупность знаний и информации, ценностей, умений и навыков деятельности, которыми располагает население, и измеряется через уровень образованности населения и степень его интеллектуальной активности[68]. Своеобразным ядром интеллектуального потенциала региона будут выступать дипломированные специалисты, применяющие полученные знания в своей профессиональной деятельности, а также студенты средних специальных и высших учебных заведений.

В процессе рассмотрения интеллектуального потенциала Ивановского региона целесообразно учитывать его качественные и количественные характеристики, которые дает нам статистика.

Ивановская область по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. характеризуется высокими характеристиками образованности населения. Так, доля лиц с высшим образованием (включая послевузовское) в общей численности взрослого населения составляла 13,8 %; лиц с неполным высшим образованием — 2,3 %; средним профессиональным — 25,8 %,.

Расходы федерального бюджета и консолидированного бюджета области на образование в 2005 г. составили 4249,0 млн руб., или 9,2 % валового регионального продукта. Основная часть расходов на образование приходилась на областной и местные бюджеты — 69,9 %.

Число средних специальных учебных заведений в настоящее время составляет 28, в том числе государственных и муниципальных — 26, негосударственных — 2. Высших учебных заведений насчитывается 9, в том числе 8 государственных, 1 негосударственное. Число филиалов высших учебных заведений — 9, в том числе филиалов государственных высших учебных заведений — 5, негосударственных — 4.

Численность студентов высших учебных заведений по состоянию на начало 2006/07 учебного года составила 56 119 человек. В государственных высших учебных заведениях обучалось 52 990 человек, из них на очных отделениях — 27 966 человек. В негосударственных вузах обучалось 3129 человек, в том числе на очных отделениях — 267 человек.

В результате на каждые 10 000 жителей области приходилось 513 студентов вузов.

В 2005 г. научные исследования и разработки выполняли 30 организаций, из них 10 научно-исследовательских организаций, 4 конструкторских бюро, 1 проектная организация, 11 высших учебных заведений, 3 промышленных предприятия. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 1105 человек (0,2 % занятого населения области), из них исследователей — 679 человек, в том числе 48 докторов и 196 кандидатов наук.

Внутренние затраты на исследования и разработки (капитального и текущего характера) составили в 2005 г. 228 804 тыс. руб. (около 5 % валового регионального продукта).

По данным «Роспатента», в 2005 г. на территории Ивановской области было зарегистрировано 46 изобретений, 2 полезных модели и 2 промышленных образца.

Сравнительный анализ показателей образованности населения Ивановской области и других регионов Российской Федерации, в том числе субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, показывает, что наш регион занимает 7-е место по выпуску специалистов государственными высшими учебными заведениями и 2-е место по количеству мест в вузах, приходящихся на одного выпускника школы. Индекс образования в 2004 г. составил 0,913[69]. Несмотря на то что Ивановская область отстает по уровню финансирования образования от других регионов Центрального федерального округа, здесь мы также наблюдаем устойчивую положительную динамику (рис. 1).

g   Ивановская область
  Российская Федерация

2000
2001
2004
2003
2002
Рис. 1. Расходы регионального консолидированного бюджета
на образование в расчете на душу населения
(с учетом коэффициента удорожания условной единицы
бюджетных услуг, без учета расходов на НПО, р.)[70]

Это позволяет сделать вывод, что наша область по показателям образованности населения занимает достойное место в Российской Федерации.

Обратимся теперь к анализу эмпирических данных и рассмотрим качественные характеристики интеллектуального потенциала населения области.

Среди опрошенных нами жителей Ивановской области 17,5 % имеют среднее специальное, 28,8 % — незаконченное высшее, 42,6 % — высшее и 4,3 % — поствысшее (ученая степень) образование. Из них 85,7 % получили/получают образование на бюджетной основе, 13,7 % — на коммерческой основе в государственном образовательном учреждении, 0,6 % учатся в негосударственном учебном заведении. Наилучшие образовательные характеристики демонстрируют жители областного центра и других городов Ивановской области: среди ивановцев имеют среднее специальное образование 12 %, незаконченное высшее 31,3 %, высшее 48,1 %, ученую степень 6,0 %, среди жителей городов Ивановской области — 31,7, 18,8, 33,0 и 0 % соответственно. Однако показатели уровня образования жителей поселков городского типа и сельской местности также достаточно высокие: 15,4 и 21,4 % из них имеют среднее специальное образование, 42,3 и 64,3 % — незаконченное высшее. Высокие показатели лиц с незаконченным высшим образованием (а это прежде всего студенты) говорит о том, что молодежь, причем независимо от места проживания, рассматривает получение высшего образования как процесс инвестрирования в собственное будущее. При этом важное значение уделяется тому, чтобы образование соответствовало изменениям, происходящим в обществе, и удовлетворяло потребностям самих «инвесторов». Этот вывод подтверждается и данными, приведенными в диаграмме (рис. 2).

Мы видим, что 83 % респондентов удовлетворены качеством образования. Так, среди предпринимателей 17,1 % полностью удовлетворены и 82,9 % скорее удовлетворены качеством своего образования, среди работающих по найму соответственно 28,5 и 51,4 %, среди ищущих работу — 40 и 60 %, среди работающих студентов — 32,5 и 54,5%. Это позволяет нам судить о том, что достаточно большому количеству жителей области удается найти полученному образованию применение в жизни.

Рис. 2. Степень удовлетворенности
качеством полученного образования (N = 850)

 

Вместе с тем данные исследования говорят и о том, что почти 2/3 респондентов (61,6 %) хотели бы получить дополнительное образование. Причем это в основном люди, живущие в области (до 71,3 %), а также работающие (55,7 %), занимающиеся предпринимательской деятельностью (60 %) и временно не работающие — безработные, находящиеся в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком (до 100 %). Это связано, с нашей точки зрения, во-первых, с тем, что респонденты осознают необходимость регулярного повышения квалификации, во-вторых, с их пониманием, что без обновления собственного интеллектуального потенциала практически невозможно стать успешным человеком и добиться в жизни желаемого результата. Каковы возможности получения респондентами новой профессии?

Из рис. 3 мы видим, что 61 % опрошенных имеет устойчивое желание получить новую профессию, но более 40 % испытывают затруднения материального плана и затруднения, диктуемые семейными обстоятельствами. Материальной возможности получить новую профессию не имеют в основном женщины (29,7 %) и люди старше 36 лет. Эти данные позволяют нам предположить, что именно женщины и работники старше 36 лет составляют «группу риска» и в отношении их необходимо прини
 

мать меры государственной поддержки и реализовывать специальные образовательные программы.

 

Рис. 3. Возможности получения новой профессии, % (N = 850)

Высокую степень стремления получить новую профессию демонстрируют респонденты моложе 30 лет, даже несмотря на возникающие трудности (до 31,4 %). Данное обстоятельство и выявленные прежде отличительные черты молодежной группы позволяют предположить, что студенчество как особая категория населения нашей области нуждается в дополнительном изучении.

Среди респондентов, опрошенных в рамках проекта, студенты вузов и колледжей составили 43,2 %, из них 23,5 % только учатся, а 18,6 % совмещают учебу и работу.

Данная социальная группа характеризуется высокими показателями удовлетворенности качеством получаемого образования. Варианты «удовлетворен» и «скорее удовлетворен» выбрали 21,2 и 60,1 % занимающихся только учебой, а также 32,5 и 54,5 % совмещающих учебу с работой. Кроме того, более 3/4 студентов высказывают серьезное желание не останавливаться на достигнутом и получать дополнительное образование.

Поскольку студенты представляют собой значимый компонент интеллектуального потенциала региона и потенциальное ядро профессионального, целесообразно выяснить, какую роль образование играет в их жизни. Данные об этом представлены на рис. 4 в виде рейтинга.

Образование — это:

%

Рис. 4. Роль образования в представлениях студентов (N = 349)

Мы видим, что образование для них является прежде всего инструментальной ценностью, поскольку служит важным шагом на пути обретения профессии, карьерного роста. Но при этом непотерянными остаются его терминальные аспекты, потому что получение образования связывается молодыми людьми также с возможностью саморазвития и повышения культурного уровня.

Однако следует учитывать, что в Ивановской области обучаются не только жители области, но и достаточно много представителей других регионов нашей страны. Поэтому будущее интеллектуального потенциала региона во многом будет зависеть от того, останутся ли молодые люди с высшим образованием там, где его получили (рис. 5).

Рис. 5. Планы на переезд из Иванова после окончания учебы (N = 349)

Данные этой диаграммы свидетельствуют о том, что 47 % студентов планируют жить и работать в нашей области, а 53 % — уехать.

Таблица 1

Планы на переезд из г. Иванова после окончания учебы
в зависимости от места рождения респондентов, % (N = 349)

Планы на переезд
после окончания учебы

Место рождения респондентов

Иваново Другой город Ивановской области Поселок городского типа Сельская местность
Планирую остаться 44,6 39,7 17,6 33,3
Планирую переехать в другой район Ивановской области 2,0 8,7 11,8 16,7
Планирую уехать из Ивановской области 53,4 51,6 70,6 50,0

Мы видим, что в зависимости от места рождения планы студентов различаются. Намерения студентов образуют своеобразную ступенчатую миграцию: из сел и поселков городского типа планируют переехать в областной центр (до 70,6 %), а живущие в областном центре — за пределы Ивановской области (53,4 %).

В этой связи представляет интерес, почему, с точки зрения студентов, люди уезжают из области (табл. 2).

Таблица 2

Распределение мнений об основных причинах отъезда жителей
из Ивановской области в зависимости
от места рождения респондентов, % (N = 349)

Причины отъезда
из Ивановской области

Место рождения респондентов

Районы Ивановской области Другие области России Иваново
Низкий уровень заработной платы 75,3 89,5 78,1
Отсутствие работы 56,8 44,7 46,1
Отсутствие перспектив у региона 30,9 31,6 27,4
Отсутствие перспектив для детей 27,2 28,9 21,0
Отсутствие перспектив профессионального роста 21,0 23,7 29,7
Желание посмотреть мир и страну 19,8 15,8 18,4
Невозможность устроить личную жизнь 8,6 7,9 10,6
Климатические условия 11,1 2,6 4,5
Другое 6,2 7,9 1,3

Итак, ответы респондентов показывают, что главными причинами желания уехать из области являются низкий уровень заработной платы (причем этот вариант чаще всего выбирали студенты, приехавшие в Ивановскую область для получения образования, — 89,5 % против 75,3 % приехавших из районов и 78,1 % проживавших в г. Иванове), а также отсутствие работы (почти 50 % опрошенных). Кроме того, мы видим, что респонденты в целом достаточно низко оценивают перспективы региона и собственного профессионального роста здесь. Это позволяет сделать вывод о том, что, имея высокий интеллектуальный потенциал, студенчество как социальная группа при этом низко оценивает возможность его приложения и реализации в своей профессиональной жизни.

Этот вывод подтверждается и эмпирическими данными, полученными в отношении взаимосвязи профессионального образования и профессиональной деятельности респондентов. Среди опрошенных 66,7 % имеют один или несколько дипломов о профессиональной подготовке, но только 18,7 % считают себя востребованными специалистами, 30,8 % сталкиваются с трудностями в поиске рабочего места и 40,2 % отметили, что их специальность востребована, но заработная плата их не удовлетворяет. На вопрос, совпадает ли профессиональная подготовка с профессиональной деятельностью, респонденты указывали чаще всего варианты «да» и «частично» (47,0 и 24,7 %). Это позволяет нам сделать вывод о том, что те специальности, по которым осуществляют подготовку колледжи и вузы области, являются востребованными, однако проблемы поиска рабочего места и низкий уровень оплаты труда приводят к возникновению желания искать работу в других регионах.

Кроме того, дипломированные специалисты Ивановской области характеризуются стремлением обновлять свои знания и навыки (табл. 3).

Данные табл. 3 показывают, что с возрастанием уровня образования увеличивается регулярность обновления большинства представленных в ней знаний и навыков. В большей степени ориентированными на регулярное знакомство с новшествами (новые методики в профессии, компьютерные технологии, деловое общение, изменения в политике и экономики и др.) являются респонденты с высшим и поствысшим образованием. Кроме того, анализ результатов показывает, что наибольший интерес к новшествам проявляют респонденты 18—24 и 30—35 лет. Это можно объяснить тем, что студенты, которые в основном составляют возрастную группу от 18 до 24 лет, в силу специфики своего основного занятия — учебы — активно включены в процесс обновления знаний. Респонденты 30—35 лет входят в период активной профессиональной самореализации и карьерного роста. Поэтому стремление обновить полученные знания и навыки является для них важной ступенькой в достижении успеха.

Таблица 3

Регулярное обновление знаний и навыков
в зависимости от уровня образования респондентов, % (N = 349)

Знания и навыки

Уровень образования

Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее Ученая степень
Знакомство с новыми методиками и технологиями в рамках моей специальности 23,8 16,9 45,9 66,7
Овладевание навыками пользования новыми компьютерными технологиями 15,9 22,7 20,5 33,3
Знакомство с новыми достижениями в смежных науках и специальностях 4,4 6,3 8,2 22,2
Изучение иностранных языков 5,2 10,1 4,7 22,9
Развитие навыков делового общения 18,0 17,7 21,7 31,4
Отслеживание изменений в законодательстве 11,6 11,3 21,8 8,3
Отслеживание изменений в экономике страны и мира 15,3 15,5 23,3 27,8
Знакомство с политическими событиями в стране и мире 26,8 18,7 28,4 41,7
Знакомство с новинками литературы и искусства 9,5 7,7 12,4 19,4

Исследование также показало, что независимо от места проживания жители Ивановской области стараются следить за всем новым. Так, жители сельской местности особое внимание уделяют отслеживанию изменений в политической и экономической жизни страны и мира, развитию навыков делового общения, знакомству с новыми методиками в рамках своей специальности и смежных наук. С нашей точки зрения, это позволяет им адаптироваться к условиям жизни в городе, требующим высокой степени информированности и знакомства с инновациями (табл. 4).

Таблица 4

Регулярное обновление знаний и навыков
в зависимости от места проживания респондентов, % (N = 850)

Знания и навыки

Место проживания

Иваново Другой город Ивановской области Поселок городского типа Сельская местность
Знакомство с новыми методиками и технологиями в рамках моей специальности 33,2 30,8 19,2 42,9
Овладевание навыками пользования новыми компьютерными технологиями 21,3 19,1 12,5 28,6
Знакомство с новыми достижениями в смежных науках и специальностях 8,9 5,2 15,4
Изучение иностранных языков 7,2 10,4 7,7
Развитие навыков делового общения 15,3 32,7 4,3 25,0
Отслеживание изменений в законодательстве 12,8 22,6 8,7 14,3
Отслеживание изменений в экономике страны и мира 20,0 19,3 4,3 21,4
Знакомство с политическими событиями в стране и мире 26,2 25,2 9,1 21,4
Знакомство с новинками литературы и искусства 11,4 10,3 8,7 7,1

Жители ПГТ, напротив, демонстрируют более низкую степень активности в обновлении знаний и навыков, за исключением овладения новыми методиками в специальности и компьютерными технологиями. Это обусловлено спецификой социальной среды этих небольших населенных пунктов. Они, как правило, монофункциональны и замкнуты. Поэтому их жители интересуются только теми новшествами, которые непосредственно касаются их профессиональной деятельности.

Жители городов Ивановской области и областного центра в целом демонстрируют высокую склонность к обновлению знаний и навыков. При этом наблюдается особый интерес к знакомству с новинками законодательства, что объясняется, скорее всего, муниципальной реформой, а также к знакомству с навыками делового этикета, что позволяет косвенно судить об обновлении атмосферы и среды делового мира не только в областном центре, но и в малых городах.

Таким образом, регулярность обновления знаний и навыков свидетельствует о том, что жители Ивановской области признают значимость и важность знакомства с новшествами и это связано с их профессиональной самореализацией.

 

Важным показателем интеллектуальной активности жителей региона является ее креативный аспект, выражающийся в участии в инновационной деятельности (рис. 6).

Рис. 6. Участие респондентов в создании чего-либо нового
за последние пять лет (N = 850)

Данные исследования позволяют судить о том, что более 1/3 респондентов принимали участие в инновационных разработках.

Наибольшую степень включенности в инновационный процесс демонстрируют такие категории респондентов, как учащиеся вузов и колледжей, предприниматели, работники образования, науки, культуры, управления. Также выявлена закономерность повышения вовлеченности в инновационный процесс в зависимости от уровня образования (табл. 5).

Таблица 5

Степень вовлеченности респондентов в инновационный процесс
в зависимости от уровня образования, % (N = 789)

Участие
в инновационной
деятельности

Уровень образования

Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее Ученая степень
Участвовал как организатор 3,4 6,6 12,3 34,3
Участвовал как исполнитель 14,3 17,3 33,1 54,3
Не участвовал 82,3 76,1 54,6 11,4

Из табл. 5 видно, что респонденты с высшим (45,4 %) и поствысшим (88,6 %) образованием являются непосредственными участниками инновационной деятельности. Это позволяет говорить о высоком креативном потенциале данной категории жителей.

Кроме того, исследование показало, что креативный потенциал имеет тенденцию к повышению в связи с увеличением профессионального мастерства и опыта, что приходит с возрастом (табл. 6).

Таблица 6

Степень вовлеченности респондентов в инновационный процесс
в зависимости от возраста, % (N = 789)

Участие
в инновационной
деятельности

Возраст, лет

18—24 25—29 30—35 36—40
Участвовал как организатор 7,0 11,4 14,0 9,0
Участвовал как исполнитель 14,5 25,2 35,7 35,7
Не участвовал 78,6 63,4 50,3 55,3

Мы видим, что масштабы участия в инновационной деятельности существенно расширяются после 25 лет и дальше стабилизируются.

Однако представляет интерес, насколько респонденты, вовлеченные в инновационную деятельность, оценивают перспективы самореализации в нашей области. И здесь мы видим несколько противоречивую картину (табл. 7).

Таблица 7

Взаимосвязь пожеланий респондентов жить и работать
в Ивановской области и их участия
в инновационной деятельности, % (N = 850)

Участие в инновационной деятельности

Хотели бы Вы жить и работать
в Ивановской области всю жизнь?

Да Нет Не знаю
Участвовал как организатор 21,8 37,2 41,0
Участвовал как исполнитель 35,1 29,3 35,6
Не участвовал 26,6 36,9 36,5

Полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты, участвующие в инновационной деятельности в качестве организаторов, демонстрируют самые высокие показатели неуверенности в том, что хотели бы жить в Ивановской области всегда. Может быть, это связано с тем, что организаторы не ощущают перспектив собственного роста и простора для реализации своих идей и разработок. Этот вывод подтверждается и тем, что более 50 % организаторов высказали желание переехать в другой регион страны или за границу (42,1 и 10,5 % соответственно). Чаще всего респондентами назывались такие регионы, как Москва и Московская область, Нижегородская, Ярославская, Владимирская, Ленинградская области.

Что касается тех, кто участвовал в инновационной деятельности в качестве исполнителей, то здесь мы видим бóльшую заинтересованность в том, чтобы остаться в области (более 50 %). Поэтому представляется важным проанализировать, как эти респонденты оценивают собственные перспективы и перспективы своих детей.

Таблица 8

Оценка изменений в будущем в зависимости от степени
включенности в инновационную деятельность, % (N = 850)

Участие в инновационной деятельности

Через 5 лет моя жизнь…

значительно улучшится немного улучшится останется такой же немного ухудшится значительно ухудшится
Участвовал как организатор 50,0 23,0 23,0 4,0
Участвовал как исполнитель 36,9 30,8 22,7 5,6 4,0
Не участвовал 42,6 34,4 17,7 3,1 2,2

Мы видим, что достаточно большая доля (более 60 %) респондентов оценивает собственные перспективы как позитивные. Вопрос состоит в том, где эти перспективы будут реализованы: в Ивановской области или за ее пределами?

Таблица 9

Оценка возможности проживания детей в Ивановской области
в зависимости от степени вовлеченности в инновационный процесс,
% (N = 850)

Участие
в инновационной
деятельности

Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети жили там,
где живете сейчас Вы?

Да Нет Затрудняюсь ответить Свой вариант
Участвовал как организатор 20,5 42,3 33,3 3,8
Участвовал как исполнитель 23,6 39,4 34,6 2,4
Не участвовал 19,8 39,8 38,9 1,4

Данные, представленные в табл. 9, свидетельствуют о том, что более трети респондентов затруднились при ответе на вопрос, хотели бы они, чтобы их дети жили в Ивановской области. Это говорит о том, что люди еще не определились и при создании соответствующих условий они могли бы перейти в разряд желающих остаться. Это косвенно подтверждает наш предыдущий вывод о том, что для того, чтобы снизить отток интеллектуалов из нашей области, для них должны быть созданы соответствующие условия, причем условия не только для их собственной инновационной деятельности, но и для их детей.

Таблица 10

Представления респондентов о причинах отъезда жителей
из Ивановской области, % (N = 850)

Причины отъезда
из Ивановской области

Участие в инновационной деятельности

Участвовал как организатор Участвовал как исполнитель Не участвовал
Низкий уровень заработной платы 87,2 87,1 87,1
Отсутствие работы 42,3 43,1 48,4
Отсутствие перспектив у региона 38,5 29,7 28,1
Отсутствие перспектив для детей 16,7 30,1 23,2
Отсутствие перспектив профессионального роста 23,1 21,1 19,4
Желание посмотреть мир и страну 17,9 13,4 16,2
Невозможность устроить личную жизнь 9,0 8,1 12,6
Климатические условия 2,6 4,8 4,5
Другое 1,5 2,4 2,0

Итак, мы видим, что для вовлеченных в инновационный процесс важными причинами отъезда выступают: низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив у региона, отсутствие перспектив профессионального роста, а также отсутствие перспектив для детей. У тех, кто не участвовал в инновационной деятельности, — невозможность устроить личную жизнь и отсутствие работы. Таким образом, подтверждается наш вывод о том, что развитие интеллектуального потенциала напрямую связано с возможностью реализовать полученные знания в профессиональной деятельности. Если перспективы профессиональной самореализации в нашем регионе будут сужаться, то за счет миграционных процессов начнется обеднение и интеллектуальных характеристик человеческого потенциала.

Анализ количественных и качественных показателей, характеризующих интеллектуальный потенциал Ивановской области, позволяет нам сделать ряд выводов.

Количественные показатели образованности населения и объемы финансирования науки и образовательной сферы в целом характеризуются как высокие и, следовательно, создают необходимые условия для формирования качественного интеллектуального потенциала региона.

Однако анализ качественных характеристик на основе полученных эмпирических данных позволяет нам выявить несколько противоречий и обозначить ряд возможных тенденций в использовании и возможности реализации интеллектуального потенциала Ивановской области.

Во-первых, мы можем констатировать, что социальные характеристики жителей региона, уровень их образования во многом определяют способы проявления ими интеллектуальной активности. Так, студенты, учащиеся и недипломированные работники в основном демонстрируют стимульно-продуктивный способ[71], так как их интеллектуальная деятельность прежде всего определяется внешними стимулами. Дипломированные специалисты всех отраслей занятости и работающие студенты — эвристический способ, так как в процессе применения знаний в профес­сиональной деятельности они могут выявлять и открывать некие закономерности. Ученые и предприниматели, часть студенчест­ва — креативный способ, характеризующийся максимальной ин­теллектуальной активностью, за счет которой происходит проникновение в сущность явлений и постановка новых проблем.

Во-вторых, отмечен высокий показатель познавательной мобильности жителей нашего региона, в том числе касающийся желания и возможности получать среднее специальное и высшее образование, обновлять знания и навыки, получать дополнительное образование и проходить переквалификацию.

В-третьих, исследование зафиксировало достаточно высокую степень востребованности тех специальностей, по которым проходят подготовку студенты колледжей и вузов нашего региона, что позволяет судить о том, что наша система профессионального образования учитывает потребности региона в представителях самых разных профессий.

В-четвертых, исследование выявило наличие достаточно устойчивой группы жителей области, вышедших на эвристический уровень интеллектуальной активности, то есть участвующих в разработке инноваций.

Однако, несмотря на вышеизложенные позитивные в целом тенденции, ответы респондентов позволяют нам сделать вывод о том, что основная проблема интеллектуального потенциала области сводится к отсутствию условий для его эффективной реализации.

Поскольку интеллектуальная активность индивидов проявляется прежде всего в рамках их профессиональной деятельности, то возможности применения интеллектуальных ресурсов на практике во многом обусловливают количественные и качественные характеристики интеллектуального потенциала региона. По свидетельству опрошенных нами респондентов, они испытывают в этой области ряд затруднений, среди которых проблема поиска рабочего места, неудовлетворенность уровнем заработной платы, отсутствие перспектив профессионального роста и пр. В свою очередь, это приводит к увеличению миграционных (выездных) намерений, как внутрирегиональных, так и межрегиональных. Отметим, что эти намерения в большей степени сформировались у наиболее образованной, активной и предприимчивой части ивановцев и жителей области.

Таким образом, отсутствие либо недостаточность условий реализации интеллектуальных ресурсов может привести как к негативным последствиям для профессионального потенциала нашей области, так и к возможному обеднению интеллектуального потенциала.


А. В. Смирнова

 

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ НАСЕЛЕНИЯ
КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Необходимым аспектом изучения человеческого потенциала выступает анализ жизненных стратегий населения. Жизненная стратегия — это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Она выбирается соответственно ценностным ориентациям личности и, с одной стороны, определяет восприятие индивидом различных сторон жизни, а с другой — представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т. д. В этом смысле исследование тех жизненных стратегий, которые выбирает население Ивановской области, позволит понять, как люди оценивают сложившуюся в регионе ситуацию с точки зрения возможностей развития их личностного потенциала. В соответствии со своими жизненными установками люди принимают решение, уезжать из области или остаться, рожать ребенка или отложить это на отдаленную перспективу, профессионально совершенствоваться или это не обязательно и т. д. Все эти индивидуальные решения в суммарном выражении влияют на расширение/сужение демографического, профессионального, интеллектуального потенциала региона, который в данном исследовании понимается как своеобразное богатство области.

В большей степени целям данного исследования соответствует типология жизненных стратегий, разработанная по результатам мониторингового исследования О. А. Хасбулатовой и Л. С. Егоровой. Они обозначают 3 вида стратегий: стратегию выживания, патерналистскую стратегию и стратегию развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства. Отличительными особенностями стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи, как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, приобретение одежды. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие[72]. Оптимальную основу для реализации потенциала региона в современных условиях составляет стратегия развития. Вместе с тем люди со стратегией выживания, предполагающей наличие творчества, инициативы по вопросу поиска средств обеспечения семьи, могут рассматриваться в более длительной перспективе как определенный резерв для воспроизводства человеческого потенциала. При стабилизации социально-экономической ситуации в области они скорее всего перейдут


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.