Развития ребенка раннего возраста. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развития ребенка раннего возраста.



 

Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П.Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями". (Сеченов И.М. Избр.произведения т.1М-Л, АН СССР, 1952, с.87). Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. У маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Исходя из этого предложения, были проведены следующие наблюдения. (Из книги Кольцовой М.М. Рузиной М.С. "Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг".Санкт-Петербург Издательский дом МмМ, 1998 год). Было отобрано 19 здоровых, но не говорящих детей в возрасте 1 года 2 месяца - 1 года 5 месяцев. Девяти из этих детей (будем называть их первой группой) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу.Остальные 10 детей (2 группа) находились в обычных условиях, т.е. перед бодрствованием проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок не пошл, он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи.

Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми. К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Во 2-й группе голосовые реакции возникли в среднем на 13-й день, т.е. вдвое позже, тоже были слабы и непостоянны, носили стереотипный характер, после 30 дней занятий существенных изменений отметить не удалось.

Сравнение результатов, полученных в обеих группах, показывает, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновения звукоподражания.

Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.



Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три "сделай так" - и показывают, как это надо делать). Кисти, которым удается изолированное движение пальцев,- говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые

("ватные") и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Выдающийся русский просветитель ХVШ века Н.И.Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В.И.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами, практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью "Пособия для развития мелкой моторики".

ПЕРВОЕ. Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, и в общении. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее или двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. два последних пальца -безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей 2-2,5 лет, так самые маленькие даже при стандартных упражнениях используют все пять пальцев.



ВТОРОЕ. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих - и сжатие, и расжатие, и расслабление.

Для получения максимального "коэффициента полезного действия" упражнения должны быть построены таким образом чтобы:

* сочетались сжатие ,расжатие, расслабление кисти;

* использовались изолированные движения каждого из пальцев.

По этим принципам построена программа "Пальчиковый игротренинг", С-Петербургских педагогов, основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Наиболее часты случаи, когда интересным, разнотипным движениям пальцев сопутствуют тексты типа:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются современными

детьми.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, и на коленях у мамы, бабушки или няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась покачиванием бездельника мизинца:

"Ты дров не носил, воды не носил".

Игра имела продолжение. Взрослый говорил:

"Знай наперед: здесь водичка холодненька".

(и поглаживал ребенка у запястья).

"Здесь тепленька"

(поглаживал у локтя);

"Здесь горяченька"

(поглаживал у плеча);

"А здесь кипяток, кипяток!"

(щекотал ребенка под мышкой)

Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете -сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.

Недаром игры, по типу движений аналогичные "Сороке-вороне", встречаются у очень многих народов. Приоритет пальчиковых игр официальной педагогикой, принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа.

Первый - fendtnplay - собственно пальчиковые игры, "сидячие". Второй – action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног,

головы. Фольклорные игры имеют множество различных версий - даже в соседних районах одной и той же области могут играть по-разному. Идентичным текстом могут сопутствовать разные движения. Игры часто "растут" вместе с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до творчества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений – к активным, от простейших условий - к трудным.

Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников.

Народные пальчиковые игры составляют основной блок программы "Пальчиковый игротренинг".

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.