Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника

2017-05-13 1079
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ.

 

Чтобы понять ребенка, найти подход к нему, необходимо взглянуть на ребенка с точки зрения его развития. Не следует рассматривать детей как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Педагог с помощью игры может не только обучать, но и лучше узнать ребенка. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, воспитатель должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспериментальный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра.

На значение игры в педагогике и воспитании обращали внимание классики-педагоги -Н.К. Крупская,А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.А.Аркин (20-30-е годы),позднее игре были посвящены работы Р.Я. Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И.Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А.Марковой и другие...

Макаренко писал:"Есть еще один важный метод-игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте - игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... к ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать время ему поиграть всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра".[16]

(Макаренко А.С. 1991 г.)

Игра как бы создает зону ближайшего развития ребенка Л.С. Выготский писал: "В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного по ведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в тенденции развития; ребенок в игр как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения".

Игра является средством ознакомления детей с окружающей жизнью. Сейчас в нашем государстве многие профессии стали невостребованными и большое количество мам и пап осталось без работы. Поэтому есть такие дети, которые не имеют представления о той или иной профессии. таким образом у детей сменились ценностные ориентации. Актуальность проблемы влияния игры на развитие личности дошкольника очевидна. Именно в этом возрасте перед ребенком открывается жизнь с её особой стороны, перед ним встают задачи: освоить нормы и правила поведения в лице людей, сформировать собственные ценности. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребенка определенных поступков, выявления личностных свойств и качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со своими сверстниками. Это первая школа воспитания общественного поведения. Повседневно встречаясь друг с другом в детском саду, дети обращаются в различные моменты их жизни и активнее всего это происходит в играх. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, умение действовать совместно, понимая свои ещё очень простые, но общие интересы, развивается целенаправленность действий, оценка личных и общих достижений. Вместе с этим формируются чувства сотрудничества, подчинения и равенства.

В контексте этого хочется привести высказывания А.С.Макаренко: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре".

У всех народов во все времена первыми играми ребенка были и есть игры типа “Сорока-ворона”, ”Ладушки” – то есть игры с собственными ручками, пальчиками. И эти первые игры ребенка с мамой являются одними из первых средств социализации в раннем возрасте.

Опыт использования игр в развитии детей первых трех лет жизни определил выбор темы дипломного проекта и позволил выдвинуть гипотезу: систематическое применение пальчиковых игр с детьми раннего возраста способствует ускорению темпов развития мелкой моторики, речевых навыков, навыков общения и других показателей развития детей.

Целью данной работы является исследование возможностей использования «пальчиковых игр» в развитии детей данного возраста.

Для реализации цели поставлены задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам игры ребенка-дошкольника

Подобрать и внедрить в практику работы с детьми раннего возраста многообразные “пальчиковые” игры и упражнения (на занятиях и в повседневной жизни)

Подобрать и апробировать методы диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста

Провести сравнительный анализ результатов использования “пальчиковых” игр и упражнений в группах раннего возраста

5. Разработать рекомендации воспитывающим взрослым

Объект исследования: особенности развития детей раннего возраста.

Предмет исследования влияния “пальчиковых” игр на психологическое развитие детей раннего возраста.

 

Глава I Психолого-педагогические особенности

Ребёнка-дошкольника

Генетические корни игры.

Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком знает, какое большое место в его жизни занимает игра. Вот годовалый малыш забавляется с погремушкой или кубиками, вот 2-летний ребенок часами крутит какой-нибудь новый предмет; вот группа 5-летних играет в магазин. А бесчисленные "догонялки" и "застукалки" на школьных переменах, "морской бой", "крестики-нолики"- чего только не придумает живой детский ум! В современных европейских культурах существует просто-таки культ детской игры: такое большое место занимает она не только в жизни детей, но и взрослых. но всегда ли так было? Была ли детская игра у наших далеких предков?

Вот некоторые факты. Немецкий археолог Шиман, обнаруживший один из древних городов - Трою, организовал раскопки, в ходе которых были найдены детские игрушки: терракотовая кукла, погремушка с металлическими частицами внутри маленькая игрушечная посуда.

В Египте рядом с мумиями детей, пролежавшими тысячи

лет, находили куклы и другие игрушки. Много игрушек было обнаружено в раскопках римского города Помпей, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен бронзового века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней - погремушка, сделанная из морской раковины.

В большинстве известных нам архаичных культур, за

исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем элементы детской игры. Так, у американских индейцев мальчик 2-3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде, часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет. 5-летние индейские девочки нянчат тряпичных кукол в игрушечной колыбели. У австралийских аборигенов малыши, перед тем как включится в трудовую жизнь взрослых, играют с маленьким бумерангом, копьем, щитом, палкой, собираясь группами, дети имитируют охоту, приготовление пищи, прием гостей. В Африке маленькие кафры, лепят из глины игрушечные дома, кукол, коралле для скота, а потом разыгрывают сюжетные игры.

Дети имитируют не только труд и семейные отношения взрослых, но такие обряды и ритуалы, которые им удается подсмотреть. В игре ребенок не просто воспроизводит предметы и действия взрослых, но и проявляет творчество. Современные дети имеют больше времени для игры, чем дети наших далеких предков, у наших детей больше игрушек, чем у детей древности, но суть игры не изменилась по-прежнему дети упражняют свои умения в играх с волчком, веревочкой, трещоткой и т.п. Так ли это? Возьмем, например, игрушку. Для чего нужна ребенку кукла? Ответ известен: для того, чтобы было кого кормить, одевать, купать... Ведь такая тренировка пригодится девочке в её будущей жизни, поможет выполнять нелегкие обязанности матери. Но это с нашей европейской точки зрения. А вот носители паралогического мышления думают иначе. Конечно, кукла нужна и для тренировки, но основное не это. Главное - в той магической силе, которая заключена в ней и которая, конечно же, поможет девочке стать матерью, убережет от бесплодия. Советский исследователь Богораз-Тан, наблюдая за игрой чукотских девочек, писал об их основной игрушке-кукле: "Куклы эти считаются н только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия.

Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы воздействием их получить скорее детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, т.к. вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы, причем старается разделить их между дочерьми. Постепенно, по мере исчезновения паралогического мышления в европейских культурах, игрушка освобождалась от своих магических свойств и становилась обычной игрушкой, такой какой знаем мы ее.

Известный современный психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. Маленький эскимос играет с волчком, жужжалкой - прекрасно. Так он овладевает вращательными движениями, которые пригодятся ему в дальнейшем, чтобы сделать крепления для нарт. Негритянский ребенок играет с веревочкой - это поможет ему впоследствии, постичь искусство плетения сетей.

Современные европейские дети играют в продавцов, докторов, моряков - разве такие игры не помогут им через 10-12 лет определить свою будущую профессию и овладеть ею? Конечно, не следует думать, что ребенок станет именно тем, в кого он любит играть. Но какие-то общие навыки, умения ориентироваться в отношениях взрослых, знания о мотивах и смысле деятельности взрослых людей, безусловно, пригодятся ему в будущем. А зачем ребенку тренировать себя именно в игре? Разве он не может приобретать навыки, помогая взрослым в их делах? Дело в том, что на определенной ступни развития цивилизации труд и его орудия настолько усложнились, что ребенок просто не может освоить их в натуральном виде. Психические и физические способности малыша явно не дотягивают до того, чтобы он был в состоянии охотиться на бизона с большим тяжелым луком или вести самосвал. А желание есть, и еще какое! Тут-то и приходит на помощь игра. Маленький лук, игрушечный самосвал, немного воображения - и малыш уже охотиться в прериях или везет тяжелый груз. А это значит, что в тех культурах, где ребенок с первых лет жизни включается в труд взрослого, его игра либо должна быть очень примитивной, либо отсутствовать вообще. Там она просто не нужна. В самом деле, зачем малышу играть в сбор съедобных растений, если он и так собирает с матерью и отцом; зачем ему играть в няню, если он уже нянчит младшего брата; к чему лепить из глины овец, если он пасет настоящих. И еще любопытный факт. В большинстве архаичных культур игрушки детей - миниатюрные копии орудий труда взрослых. Из маленького лука можно стрелять, как из большого; маленький аркан кидают так же, как и большой аркан. Вся разница в размерах. В современных индустриальных культурах игрушки - лишь внешнее подобие предметов, используемых взрослыми. Иными словами, чем сложнее делаются формы и орудия труда, тем меньше игрушки становятся простой имитацией орудий. И тем больше детская игра из тренировки на владение орудиями превращается в тренировку умения исполнять какие-то обязанности в обществе. Итак, игра есть деятельность, которая заполняет досуг ребенка по мере того, как ход истории освобождает его от труда.

РЕБЕНКА.

 

Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное, нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

Игра - это серьезно и для самого ребенка. Игра -это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра - н всегда милая забава, часто -это труд, преодоление себя. Словом, игра - это целый мир. Чем игра отличается, например, от трудовой деятельности? Как различить, когда ребенок играет "с ложкой", а когда "работает ею? Когда он "работает" ложкой, то ест, а когда играет- только воображает, что ест. Игра - это воображение. Суть ее в том и состоит, что она понарошку. А значит, в игре не вырабатывается тот полезный продукт, который производится в труде: играть в няню - значит нянчить куклу, а не живого малыша; 3-летний пожарник тушит воображаемый, а не реальный пожар. Разумеется игра игре

рознь. Одно дело - игра 2-летнего малыша, другое коллективная игра 5 - летних, третье - игра с правилами у маленьких дошкольников. И все же есть общее. Ведь продуктом игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра - это работа ребенка над самим собой. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б.Эль-

конин пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи". Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов, именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффектно - отраженных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка[33]

Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчинятся различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он -"пограничник", ни какие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры, пальчиковые игры, пальчиковый игротренинг. Преимущественно игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является "школой морали в действии, а не только с представлении" (Л.С.Выготский). [6]

Игра создает, как показывают исследования А.В.Запорожца, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль, он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В.Ендовицкой). В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и,например, запоминает больше количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М.Истомина).

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре

развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных

действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоению.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте" сообразным природе ребенка".

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР.

 

Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.

Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:

1) Сюжетно-ролевые творческие игры

2) Игры с правилами.

Таблица N 1


1)Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумываются самими детьми. В играх отражаются знания, впечатления, представление ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" [34] Д.Б.Эльконин.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины. Как писал Л.С. Выготский в своих работах, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Таблица N 2

 
 

2)Игры с правилами - группа игр, имеющих готовое содержание, разнообразное разработанное взрослыми, четкие игровые правила. В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет в них разыгрываются роли.

В подвижных играх основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности. Однако нельзя рассматривать игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как метод умственного развития. Во первых, развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игра с правилом служит средством формирования личности ребенка.

Следует подчеркнуть, что творческие игры с правилами имеют общие признаки. логические объективные связи и отношения: условная игровая цель, воображаемая ситуация, разыгрывание роли, игровые действия, игровые правила, которые предусматривают возможность перехода

игры одного типа в игру другую.

Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмористическим началом.

Они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости. Первые игры в жизни ребенка имеют большое значение

Это такие игры как пальчиковые

Таблица N 3

 
 

 

3) "Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево","вверх", "вниз" и т.д. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их

деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается - ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетие дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

 

1.4 "Пальчиковые игры" и их значение для

ДЕТСКОГО САДА.

Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщения ею всей жизни в детском саду. В связи с этим игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время до завтрака и после него, после занятий на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода домой.

Утром целесообразно создать условия для игр, не требующих большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. По содержанию наиболее желательные игры с дидактическими игрушками, настольные-печатные и сюжетно - ролевые.

Время на прогулках может быть использовано для организации подвижных игр, игр с природным материалом, строительно-конструктивных игр не требующих сложного игрового оборудования.

Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр; творческих, подвижных, дидактических, пальчиковых.

Установление в режиме дня специального времени для игры важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использование ее как формы организации детской жизни.

В игре осуществляется показание ребенка окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствование не является мотивом игры или целью. Ребенок играет не ради приобретения или закрепления знаний к игре его побуждают другие мотивы: желание действовать как взрослые, стремление к общению. К активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревнование и т.д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научится чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, совершенно непреднамеренно.

В учебной деятельности формирования знаний осуществляется целенаправленно. На занятиях у детей постепенно формируются познавательные интересы как специфические мотивы этой деятельности; взрослый, воспитатель является ее организатором, она ощущается под его непосредственным руководством, по определенной программе, в определенной системе и последовательности. Взрослый сообщает детям знания и формирует у них элементарные навыки учебной деятельности - умение слушать воспитателя и действовать по его указанию, наблюдать, выражать в слове результаты своей познавательной деятельности. Содержание и характер обучения оказывают влияние на содержание и развитие игр. Хорошо поставленное обучение оказывает самое благотворное влияние на игры детей. Знание, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые интересы, находят отражение в разнообразных играх. Особенно важны для развития игры - глубина и яркость получаемых впечатлений, эмоций, вызываемых содержанием занятий. С другой стороны, в процессе обучающих знаний,

проводимых разнообразными методами, используются различные игровые приемы, иногда роль, игровая имитация движений, голоса и т.д. Эти приемы поддерживают внимание детей, активизируют их восприятие, обеспечивают более полное освоение знаний.

Таким образом анализ литературы педагогики и психологии по данной теме доказывает важность, необходимость использования игр с детьми раннего возраста, в воспитании детей. В решении проблем адаптации и социализации детей первых лет жизни.

 

Немного о пальчиковых играх

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,

На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.) Bоm твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми

десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку), Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки), Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут — каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),

Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

Тянем -потянем, тянем,- потянем!

Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

 

Простые правила игры

Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).

Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Пальчиковые игры в быту

• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);

• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает; • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Таблица № 1

Уровень адаптации детей экспериментальной и контрольной групп.

 
 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

 
 

ГРУППА ГРУППА

 

Таким образом, из диаграммы наглядно видно, что уровень адаптации в экспериментальной группе (по мнению родителей) на несколько баллов выше, по отношению к группе сверстников контрольной группы.

б) По результатам качественного анализа ответов на анкету для воспитателей “оценка эффективности использования игр” (составленную нами, приложение 5), которая была проведена в экспериментальной группе, были получены следующие данные:

Дети очень много знают пальчиковых игр и любят в них играть, яасто являются инициаторами их проведения. Например: “Поздороваемся”, “Пианисты”, “Биноколь”, “Сорока-белобока” и тд.

Это доказывает, что данные игры играют большую роль в развитии речи, мелкой моторике рук, смекалки, воображения, а так же забавляют и радуют детей. Ребёнок чувствует себя более раскованно. Воспитатели детского сада считают, что эти игры можно применять на занятиях (3-4 раза в неделю), в свободное время утром и вечером, с привлечением родителей дома. Воспитатели предлагают заниматься пальчиковыми играми со всеми возрастными группами детского сада, так как они очень интересны детям и развивают память, воображение, внимание, речь.

1) Для подтверждения итогов экспериментальной работы в конце года были продиагностированы дети экспериментальной и контрольной групп по следующему тесту: “Методика психолого -педагогического обследования детей 3 го года жизни” разработанный Л. Стребелевой (приложение 6)

Методика направлена на определение уровня сформированности основных показателей развития детей раннего возраста (умственных действий, мелкой моторики, зрительного восприятия, знаний об окружающем).

В тест вошло 6 заданий:

· лови шарик;

· спрячь шарик;

· разборка и складывание матрёшки;

· разборка и складывание пирамидки;

· парные картинки;

· разрезные картинки.

1. Лови шарик

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребёнка со взрослым, понимание ребёнком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладёт шарик на желобок и просит ребёнка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!”. Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребёнок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3 раза), как это надо делать, т. е. Обучение идёт по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведёт себя

неадекватно бросает шарик, берёт в рот и тд.);

2 балла –ребёнок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить

шарик, но это не всегда удаётся практически;

3 балла –ребёнок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удаётся из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;

4 балла –ребёнок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

 

2. Спрячь шарик.

Задание направлено на выявление практической ориентировки ребёнка на величину, а также наличие у ребёнка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырёхугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладёт большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик –в маленькую коробочку и просит ребёнка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребёнку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребёнок подбирает крышки не верно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой –маленькою. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения –ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не понял задания, не стремиться к цели, после обучения

задания не понял.

2 балла –ребёнок не понял задания; после обучения, стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;

3 балла –ребёнок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;

4 балла –ребёнок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

 

3 Разборка и складывание матрёшки

Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребёнка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трёхсоставные) матрёшки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку двухсоставную (трёхсоставную) матрёшку и просит её раскрыть. Если ребёнок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрёшку и предлагает собрать её. В случаях затруднения взрослый берёт ещё одну двухсоставную матрёшку, раскрывает её, обращая внимание ребёнка на матрёшку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрёшкой (раскрыть её). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребёнка спрятать маленькую матрёшку в большую. Далее предлагается ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не научился складывать матрёшку; после обучения самостоятельно действует не адекватно: берёт в рот, кидает, стучит, зажимает её в руке и тд.;

2 балла –ребёнок выполняет задание в условиях подражания действия взрослого; самостоятельно задания не выполняет;

3 балла –ребёнок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрёшку;

4 балла –ребёнок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

 

4. Разборка и складывание пирамидки.

Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка практической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трёх (четырёх) колец.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрат


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.