Девиантное поведение и возможности его педагогической коррекции. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Девиантное поведение и возможности его педагогической коррекции.

2017-05-18 217
Девиантное поведение и возможности его педагогической коррекции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Девиантность – важная проблема для социума, педагогики и прочего. Это поведение субъекта, отклоняющееся от нормы. Deviatio – лат. «отклонение». Девиантное поведение было всегда. Первое объяснение девиации было предложено Э. Дюркгеймом. Он так объяснял: социальные нормы, которые сложились в обществе, усваиваются людьми и определяют их поведение, но в обществе случаются кризисы, когда происходят радикальные изменения, реформы приводят к тому, что старые нормы разрушаются, а новые еще не созданы. Это явление Дюркгейм назвал аномия. Аномия – дезорганизация общества. Обычно вычленяют следующие формы девиации:

1) антидисциплинарное поведение

2) асоциальное поведение – нарушение нравственности общежития или общественно-договорных отношений

3) делинквентное (криминальное) – все то, что расходится с уголовным законодательством

4) аутоагрессивное (аутодеструктивное) – наркотики, алкоголизм, суицид

Наша задача – не допустить такого рода девиации. Нам нужно знать причины, а потом способ корректировки.

Причины:

1. Генетический фактор (45%)

2. Социальный фактор (35%) – воспитание, среда, которая формирует, социализирует людей

· влияние макросреды – система сложившихся общественных отношений (производство, политическая, духовная сфера)

· влияние микросреды – ближайшее окружение человека (семья, родственники, трудовой коллектив)

3. Сама личность (20%)

Социальная среда может ограничивать воздействие генетического фактора. У каждого есть адаптационная агрессивность, которая заложена в каждом человеке. Общество может контролировать эту агрессивность. Стремление привлечь к себе внимание может стимулировать агрессивность. Ущемлением достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Может быть защита и месть. Стремление быть главным (особенно часто после неудачной попытки занять свое место в строю). Стремление получить желанный предмет. Агрессия также может быть противовесом состоянию зависимости. Здесь сталкиваются две потребности человека:

a) потребность близости, преданность к другому человеку

b) стремление сохранить собственную личностную идентичность

Часто подростки хотят приобрести новую идентичность; это выражается в играх. Это вылилось в образовании в молодежной среде квентов – психологическое переключение со своей личности на личность другого человека. Это результат того, что происходит кризис идентичности. Нередко квенты сопровождаются кризисом гендерной идентичности. Однако ролевая игра имеет и положительные стороны: она обучает; развивается толерантность – способность становиться на другую точку зрения; это хороший способ посмотреть на себя с другой точки зрения.

Девиантное поведение часто является результатом травм в детском возрасте. Например, травма «холодной мамы». Она часто оставляет ребенка одного, редко берет на руки, мало ласкает; ребенок ощущает заброшенность, пустоту. Последствие – постоянно ищет опоры, которые должны помочь. Проблема стигматизации. Стигма (греч. «клеймо») в нашем обществе – социальный атрибут, который дискредитирует человека или группу людей по тому или иному признаку, считающемуся пороком. Стигматизация – несправедливое навешивание ярлыка. Человек может и сам себя стигматизовать (скинхеды например). Обычно выделяют три типа стигмы:

1. Физические и психические недостатки (инвалиды, калеки, слабоумные и прочее)

2. Индивидуальные недостатки характера (слабая воля, преступники, наркоманы, пьяницы, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, бомжи, радикальные инакомыслящие)

3. Родовые стигмы (расы, национальности, религии)

Человек ведет себя так, как его стигматизируют.

До недавнего времени девиантное поведение считалось прерогативой людей, воспитанных в неблагополучной среде (семья алкоголиков, тунеядцев, алкоголиков).

Способ снятия девиации: не должно быть скуки. ребенка нужно держать в постоянной загруженности (музыка, спорт и прочее).

Все люди нуждаются в системе ценностей. Поэтому ребенка нужно научить:

1. Выстраивать отношения «я-ты»

2. Обязательна продуктивная (творческая) деятельность

3. Любви

Чувство общности всегда ориентировано на какую-то группу (референтная группа). Эта группа становится эталоном. Она выполняет две функции: а) нормативная, б) сравнительная. Очень важно, на какую группу себя ориентирует человек. Лучшей формой реагирования является превенция – профилактика: общесоциальная (воздействие на среду) и специальная (обеспечение мер безопасности, воздействие на группы риска), индивидуальная. Группы риска:

I. Аддиктивные личности. Для этих людей характерна зависимость от внешних факторов, это люди с изначально скудными, множественными меняющимися интересами. У них быстро развивается скука. Аддиктивная личность как правило очень слабо мотивирована. Ей свойственно, что ее завлекают извне яркие вещи, сами они ничего не инициируют.

II. Группа людей с низкой самооценкой. Они не способны выразить свои чувства.

III. Люди с игровой зависимостью. В России это обусловлено эмоциональной психологией. Люди стремятся к удаче, к успеху, не прикладывая никаких усилий.

44. Единство образования и самообразования.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы развития отечественной образовательной системы рассматривается как составная часть непрерывного образования,выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

 

 

45. Университет и его роль в развитии современного общества (по С.И.Гессену).
46. Информационное общество и образование.

Сильное влияние информационных технологий на современную культуру приводит к изменению традиционных сфер коммуникаций. Кроме функций передачи культуры, знания и размножения информации современные средства придают качественно другой уровень процессу коммуникации. К настоящему времени освоение всех возможностей коммуникации, предоставляемых современными информационными системами, только начинается. Образование, которое по своей сути является процессом трансляции культуры, осваивает эти возможности достаточно активно.
К особенностям процесса образования в едином информационном пространстве можно отнести следующие явления, которые условно можно разделить на "положительные":
- уникальные возможности доступа к информации: возможность получения информации, находящейся на сколь угодно удаленном сервере, без существенных денежных и временных затрат;
- интерактивный характер взаимодействия с информацией - возможность построения индивидуального "сценария" нахождения в информационном пространстве;
- разнообразие "форматов" представления информации: гипертекст, видео, звук и другие формы создания "виртуальной реальности", способной сделать процесс образования увлекательным и интересным;
- "открытость" информационной среды для индивидуального творчества;
и "отрицательные":
- наиболее серьезным отрицательным явлением называют психологическую зависимость, сопровождающуюся, в том числе ослаблением социальных связей и другими негативными последствиями "ухода" в виртуальную реальность. Статистика показывает примерно одинаковый процент людей, склонных к той или иной форме "аддикции", вне зависимости от способов "ухода", так что виртуальная реальность - не единственное "зло", с которым невозможно бороться "поверхностными методами". Данная проблема выходит за рамки и психологии, и педагогики, и наш взгляд отражает более глубокие кризисные состояния культуры в целом;
- чрезвычайно низкий уровень массовой, в том числе распространяемой с помощью сети, культуры, позволяющей говорить о неблагополучной "экологии" в духовной сфере. Эта проблема также выходит за рамки собственно образования, хотя здесь, в отличие от случая интернет-зависимости, у педагогики есть разработанные и опробованные подходы;
- негативным фактором можно считать изменение отношений в системе "учитель-ученик", наиболее ценным аспектом которой является процесс традиционной устной передачи знаний. С другой стороны, изменение отношений в этой системе происходит в направлении, которое можно охарактеризовать как снятие противостояния в оппозиции "учитель-ученик". В настоящее время все чаще говорят об изменении роли учителя, о смещении его роли в сторону "консультанта". Частичное снятие напряжения в оппозиции "учитель-ученик" не означает полной замены роли "учитель" на роль "консультанта". В полной мере замена традиционной системы распределения ролей не произойдет никогда, так же, как никогда не произойдет полной замены книги текстом на экране компьютера. Устное, непосредственное и живое общение в паре "учитель-ученик" останется в сфере образования в тех случаях, когда можно и нужно говорить о передаче культурной и духовной традиции. Но в большинстве случаев роль учителя - консультанта в случае развития информационных образовательных систем оправдана со всех точек зрения и потому абсолютно неизбежна;
- использование информации, доступной через Интернет, без малейшей творческой "переработки" приводит к обучению "искусству компиляции" взамен "искусства выработки креатива" - в данном случае имеется в виду способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей информации. Этот процесс ведет к механическому накоплению знаний, что является тревожным симптомом, подменяющим истинное образование процессом подготовки к тестам и другим (поверхностным) способам проверки знаний.
Перечисленные выше отрицательные стороны обсуждаемых явлений могут быть дополнены и другими, сформулированными иначе, но в основном сводимыми к двум первым - к неспособности сохранять индивидуальность и "внутреннюю дистанцию" в увлекательном и захватывающем существовании в "виртуальной реальности", а также неумение (не неспособность) противостоять давлению массовой культуры. Нетрудно заметить, что эти два негативных аспекта связаны между собой сильнее, чем это кажется на первый взгляд, и сводятся в один на уровне взаимодействия человека с современными средствами масс-медиа, в том числе созданными на базе информационных систем.
47. Дидактика и методика преподавания религиоведения.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.