Педагог и педагогический процесс. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Педагог и педагогический процесс.

2017-05-18 209
Педагог и педагогический процесс. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика – не директивная наука, это наука о возможных наиболее эффективных и благоприятных методах воспитания и обучения в тех или иных условиях. Главное – взращивать и приводить все силы человека в гармоническое соответствие. Этот процесс непрерывен, поскольку непрерывна вся жизнь. Центральной фигурой, подлинным инициатором воспитания является субъект (педагог).

Для того, чтобы быть педагогом, нужно учитывать связь:

1) блок индивидуально-личностных качеств

2) блок надиндивидуальных качеств

Профессионализм. Технология преподавания. В современном звучании технология – система последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к намеченным результатам. В педагогике кроме знания технологии нужно иметь еще и педагогическое искусство. Из технологии и искусства составляется педагогический профессионализм. Технология – содержание педагогической деятельности, искусство – форма педагогической деятельности. Педагогические технология и искусство базируются на науке. В технологии больше объективного, в искусстве больше субъективного. Искусство – умение решать конкретные педагогические задачи. Только когда человек обладает единством этих сторон педагогики, то можно говорить о профессионализме. Педагогический профессионализм – творческий процесс. Нужно учитывать много моментов. Образовательный процесс очень динамичен.

Нужно уметь отличать профессионала от дилетанта. У непрофессионала присутствует больше оценочного, чем аналитического. У дилетанта меньше охват связей, опосредований. У дилетанта больше абсолютизации, у него имеет место плеоназм (смысловая избыточность). Профессионал базируется на всей системе знания, в меньшей степени полагается на обыденное, его определения фиксирующие, а не описывающие, они более структурированы. Профессионал больше работает с определениями, он углубляется в сущность вещей. У профессионала большой охват связей, у него нет абсолютизации, его указания не столько поучающие, а советующие. Профессионал сопереживает воспитуемому. Профессиональный педагог – человек, который всегда устремлен вверх, помимо конкретной ситуации; он выходит за рамки конкретики, тем самым выходя за свои собственные пределы (трансцендирование). Трансцендирование – важнейший признак профессионала.

Общий принцип профессионала и дилетанта – не навреди.

Может ли современный педагог рассматриваться субъектом? Маргарет Мит рассматривает в истории 3 типа культуры:

1) Постфигуративный – дети учатся у своих предшественников

2) Конфигуративный – дети и взрослые учатся у своих сверстников

3) Префигуративный – образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим; сейчас все люди в мире объединены электронной коммуникативной сетью и у молодежи возникла общность опыта, которой никогда не было старшего поколения

В этой связи роль учителя роль педагога в наше время меняется. Приходят компьютерные технологии, и ученик может получить любую информацию простым нажатием кнопки. Кроме того, есть много руководств и учебников.

Не смотря на все это, учитель нужен. Роль учителя – дать ориентацию, научить системному видению. Всю школу самому пройти невозможно, нужен помошник.

Обучение рационально или иррационально? – Конечно рационально. Педагог с его технологией спасает ученика от хаоса, стихийности и непредсказуемости. Педагог в префигуративном типе также остается медиатором. Педагог является носителем живого знания. Педагог по глазам судит, есть понимание или нет.

32. Технология и искусство педагогической деятельности.

В современном звучании технология – система последовательных и апробированных алгоритмов, применение которых ведет к намеченным результатам. В педагогике кроме знания технологии нужно иметь еще и педагогическое искусство. Из технологии и искусства составляется педагогический профессионализм. Технология – содержание педагогической деятельности, искусство – форма педагогической деятельности. Педагогические технология и искусство базируются на науке. В технологии больше объективного, в искусстве больше субъективного. Искусство – умение решать конкретные педагогические задачи. Только когда человек обладает единством этих сторон педагогики, то можно говорить о профессионализме. Педагогический профессионализм – творческий процесс. Нужно учитывать много моментов. Образовательный процесс очень динамичен.

Признаки педагогической технологии:

1. Содержательность – наличие педагогической концепции, представленной в виде модели. Другими словами, педагогическая деятельность должна осуществляться только тогда, когда существует соответствующая научно-теоретическая база. Как только действия педагога теряют систематичность и логическую взаимосвязь, возникает опасность негативных последствий для развития объекта педагогической деятельности.

2. Эффективность – гарантированное достижение результата. Педагог все время должен руководствоваться тем, что его действия должны быть такими, чтобы наиболее целесообразным путем воздействовать на личность воспитываемого и подводить его к намеченной педагогом цели.

3. Экономичность – оптимизация труда педагога и воспитанника. Ему ни к чему выстраивать сложные конструкции, когда существует более легкий, но вместе с тем равнозначный по степени эффективности и корректности метод или прием.

4. Воспроизводимость – возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности.

5. Корректируемость – возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, технических средств, тренингов.

Педагогическая деятельность – это довольно сложный процесс, и субъекту педагогической деятельности, или педагогу, нужно постоянно следовать определенным методологическим основам. Педагог должен знать основные принципы работы с личностью, над развитием которой он работает, и следовать определенному плану педагогического воздействия на подопечного:

1. Постановка цели взаимодействия.

2. Анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач.

3. Осуществление целенаправленного воздействия на личность воспитанника, взаимодействие с ним и управление учебно-воспитательным процессом.

4. Передача опыта речевыми и невербальными способами общения.

5. Предъявление педагогических требований.

6. Оценка воспитанника и ее положительная подкрепление.

7. Разрешение возникающих конфликтов.

8. Умение педагогом управлять своим поведением и реакцией. Здесь целесообразно привести в пример мысль, которую высказывал в своем время А. С. Макаренко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет и не почувствует того, что нужно».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.