Жилищное строительство 1960-х годов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Жилищное строительство 1960-х годов

2017-05-18 1379
Жилищное строительство 1960-х годов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным направлением советского градостроительства этого периода было комплексное строительство крупных жилых массивов на свободных территориях. В планировке микрорайонов преобладала свободная застройка, которая в противовес квартальной раскрывала пространство, придавая ему живописность и динамичность.

С середины 1960-х начинается строительство многоэтажных жилых домов.

Квартал № 9 в жилом районе Новые Черемушки в Москве

1956-1957 гг. Арх. Н.Остерман. Планировка этого жилого массива основывалась на принципе создания жилой среды, которая была бы благоприятной для человека и в практическом и в эстетическом отношении. Здания разной высоты и различных форм располагались на участке свободно и в то же время упорядоченно; помимо жилых домов, предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания (количество которых оказалось недостаточным).

По подобному принципу построены микрорайоны и кварталы во многих городах СССР.

Применяя «свободную застройку», многие архитекторы видели в ней лишь новый формальный прием расположения зданий, пришедший на смену периметральной за­стройке. Нередко принцип «свободной застройки» приводил к неупорядоченному расположению зда­ний, затрудняя ориентацию в архитектурной среде жилого района.

 

Общественные здания 1960-х годов

Вследствие необходимости в ко­роткий срок решить практическую задачу массового жилищного строительства повсеместно выросли жилые комплексы типовой, невыразительной застройки. Выхо­дом из этого положения стало проектирование отдельных зданий (общественных, а в ряде случаев и жилых) таким образом, чтобы они играли роль выразительных акцентов на общем фоне рядовой архитектуры.

Таким образом, возросла роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Все большее число общественных зданий стали строить по индивидуальным проектам.

Спортивный комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках

1954-1956 гг. Арх. А.Власов, Н.Уллас, И.Рожин и др. Основные сооружения комплекса были возведены из сборного железобетона, что способствовало быстрым тем­пам строительства. Это сооружение не отличалось изысканностью архитек­турных форм; но для того времени существенными были общая сдержанность, простота, отказ от украшательства.

Дворец съездов в Московском Кремле

1959-1961 гг. Арх. М.Посохин, А.Мндоянц, Е.Стамо, П.Штеллер, Н.Щепетильников, инж. Г.Львов, А.Кондратьев, С.Школьников, Т.Мелик-Аракелян. Принят как эталон крупного монументального здания. Здание Дворца стало контрастным относительно кремлевских соборов. В расчлененных мраморными пилонами стеклянных ограждениях Дворца отражаются стены и главы соборов. Строгое решение здания может казаться несколько холодноватым в соседстве с пластикой, полной неожиданных эффектов, которая характерна для живописной группы исторических построек. Дворец Съездов благодаря своему нейтральному членению стал фоном, подчеркнувшим изящество и художественную ценность памятников старины.

Главное ядро внутреннего пространства здания — Зал заседаний (он же служит и театрально-концертным) — рассчитан на 6 тыс. человек. Расположенный над ним банкетный зал вмещает до 4500 человек при проведении приемов. Комплекс взаимосвязанных, «перетекающих» пространств фойе и кулуаров с трех сторон охватывает центральное ядро. Все вместе образует компактный прямоугольный объем, имеющий кубатуру окоте 400 тыс. куб. м. Чтобы такой громадный монумент «вписать» в систему кремлевского ансамбля, его заглубили более чем на 15 м от уровня земли. Благодаря этому приему высота главного объема здания была связана с высотой основных построек кремлевского ансамбля.

Гостиница «Юность»

1961 г. Арх. Ю.Арндт, Т.Баушева, В.Буровин, Т.Владимирова; инж. Н.Дыховичная, Б.Зархи, И.Мищенко. Гостиница возведена с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. Облик здания простой, формы геометрически четкие. Четкое функциональное членение объема (жилье в вертикальной пластине, функции обслуживания — в горизонтальной пластине); фасадная стена, расчлененная на горизонтальные ленты.

Использование больших площадей остекления привело к появлению негативного термина «занавесочная архитектура» (характерный прием для архитектуры 1960-х гг., разнообразие в колористическом решении здания достигается за счет различного цвета занавесок).

Кинотеатр «Россия» («Пушкинский»)

1961 г. Арх. Ю.Шевердяев, Д.Солопов, Э.Гаджинская. Главную особенность композиции здания определяет сочетание клинообразного глухого объема зрительного зала на 2500 мест и расположенного под ним остекленного со всех сторон фойе. Такой прием обеспечил удобную функциональную организацию здания. Ко входу в главное фойе, расположенное на уровне второго этажа, ведет от площади мостик, перекинутый над оживленным проездом.
Интерьер зала отличают целостность и рациональная организация. При скупости деталей и простоте приемов отделки (древесно-волокнистые плиты и вертикальная деревянная рейка) интерьер получил своеобразную характерность и выразительность.

Кинотеатр «Первомайский»

1969 г. Арх. Д.Солопов, М. Казарновский. Основная композиционная идея, определяемая сочетанием мощного «клина» зрительного зала с крутым амфитеатром и остекленного фойе, реализована здесь четко и смело. Решительность организации объема здания авторы подчеркнули суровой естественностью форм, основанных на обнажении конструкций, не скрытых облицовкой или какими-то декоративными приемами. Архитектура интерьеров крупномасштабна. Интересно фойе, расположенное в двух уровнях, причем нижний, уходящий в цокольный этаж, освещен через дворик, дополняющий его в летнее время. В зале эффектно переплетение металлических ферм, образующее потолок с включенными в него медными светильниками.
Дом шахматистов в Ере­ване

1970 г. Арх. Ж.Мещерякова. Формы здания пластичны. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответст­вует свойствам материала, из которого они выполнены, - литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.

Пионерлагерь «Артек»

На основе применения ограниченного числа типоразмеров деталей построены корпуса «Морской», 1960-1961 гг., «Прибрежный», 1960-1964 гг., «Горный» 1972 г., арх. А.Полянский и др. За счет увеличения вариантов компоновки типовых зданий, секций и отдельных элементов было достигнуто разнообразие решений. Строительные конструкции и функциональные устройства (козырьки, навесы, солнцезащитные решетки) являются одновременно и архитектурными формами.

К 1969 году в "Артеке" насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия "Артекфильм", 3 плавательных бассейна, стадион на 7 тысяч мест и детские площадки.

Комплекс Дворца пионеров на Воробьёвых горах

1959-1962 гг. Арх. В.Егерев, В.Кубасов, Ф.Новиков, Б.Палуй, И.Покровский, М.Хажакян, инж. Ю.Ионов. Представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией. Авторы создали подчеркнуто живописную композицию, общий характер непринужденности и спокойствия которой подчеркивался деликатным масштабом форм, обращенных прежде всего к детскому восприятию. Главное здание расчленено на несколько коротких корпусов, примыкающих к протяженному объему, где создано эффектное пространство двусветного зимнего сада. Функция сооружения продиктовала широкое привлечение средств изобразительного искусства. Художественные образы, создаваемые в содружестве архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, органически вошли в единую среду, служащую для организации воспитательной работы с подрастающим поколением. Торцы коротких корпусов главного здания, обращенные кпарку, превращены в выложенные из цветного кирпича живописные панно.Особый интерес представляет рельеф над входом в концертный зал («Музыка»). Этот изобразительный символ привлекает внимание своей сочной пластикой.

Музей истории космонавтики им. К. Э. Циол­ковского в Калуге

1961-1967 гг. Арх. Б.Бархин, Е.Киреев, Н.Орлова, В.Строгий, К.Фомин. Перед авторами стояла задача создания соору­жения, которое явилось бы памятником великому ученому и архитектурный образ которого выражал бы идею освоения космоса. Музей расположен в сво­бодной от застройки зоне на высоком берегу реки. Его формы контрастны естественной природе, что согласуется со смысловым содержанием архитектур­ного образа. Существенным элементом здания, придающим остроту его компо­зиции, является покрытый алюминием эллиптический купол планетария, кото­рый прорезает массивную бетонную плиту крыши. Внешняя форма объема, в котором находится зал планетария, вызывает ассоциации с космическим аппаратом; эта изобразительно-символическая деталь композиции здесь уместна, поскольку здание является музеем, а следовательно, и само служит как бы экспонатом. Первый камень в фундамент здания будущего музея заложил 13 июня 1961 года Ю.А.Гагарин.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.