Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-05-16 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Художники-теоретики искусства XX-го - начала XXI-го вв. Теоретические публикации об искусстве у искусствоведов и специалистов смежных гуманитарных дисциплин. Взаимодействие искусствоведения с философией, эстетикой, социологией и другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, а также современными идеологиями. Формирование новых научных тенденций и исследовательских методов искусствоведения на базе этих связей, их достоинства и недостатки. Проблематика теоретических текстов русскоязычных авторов конца XX-го - начала XXI-го в. (С. Даниэль, М. Алленов, В. Паперный, Б. Гройс, Б. Бернштейн, А. Раппапорт, В. Мириманов и др.)
Основные термины: Теория искусства, интерпретация произведения искусства, метод научного исследования
Словарь основных терминов
1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств), творчества, вопросов художественного восприятия
2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства
3. Ренессанс — эпоха в истории культуры и искусства, у некоторых авторов определяемая как позднее средневековье. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на периоды и датируют второй половиной XIII – XVI вв.
|
4. Трактат — традиционное, восходящее к римской античности название для научных сочинений, ставящих перед собой цель детального и всестороннего анализа отдельного предмета (например, «трактат о живописи»).
5. Манера — в современном искусствоведении и художественной критике — индивидуальные стилистические особенности работы того или иного мастера. В эпоху итальянского Ренессанса — также стиль больших исторических периодов или поколений художников (например, «манера древних»)
6. Учение о перспективе — один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, предлагающий разные варианты изображения пространства на плоскости и особенно ценимый в эпоху Ренессанса
7. Учение о пропорциях - один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, соприкасающийся с математикой и концепцией гармонии. В случае мастера изобразительного искусства — также с реальным натурным изучением человеческого тела.
8. Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.
9. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем.
10. Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (см. Академия изящных искусств (художеств).
|
11. Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса
12. Академия изящных искусств (художеств) — важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства, а также учреждение, осуществляющее практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Образцовое учреждение — Королевская Академия изящных искусств в Париже (была основана в 1648 г.)
13. Теория выражения/экспрессии — одна из сфер наблюдения и изучения человеческого тела в области изобразительного искусства и художественной педагогики, исследующая преимущественно связь между эмоционально-физиологическими состояниями и мимикой. Вопросы теории выражения были в целом разрешены в XVI — XVII вв.
14. Идеализм — философские направления разных эпох, отталкивающиеся от рассуждений Платона о мире идей - пробразов объектов и ситуаций реального физического мира.
15. Рококо — стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры.
16. Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на социальные, моральные и иные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии
17. Живописцы эпохи Просвещения — ряд французских художников, в творчестве которых воплотились идеи французских и европейских просветителей — с точки зрения выбора сюжета, интереса к определенным жанрам или их трактовкам, формальной ориентации на искусство Голландии XVII в. и тому подобное. Основные представители: Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз.
18. Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Характерные представители: А. Р. Менгс, Ж. М. Вьен, А. Кауфман, А. Канова.
|
19. Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.
20. Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).
21. Философия искусства — термин, обычно обозначающий рассуждение о вопросах искусства и творчества, предпринятое с философских позиций. Например, «Философия искусства» Шеллинга — случай идеалистической интерпретации целей и задач художника. Наоборот, у И. Тэна «философия искусства» - условный термин, появление которого связано с неустойчивой научной терминологией, и концепция этого автора не имеет отношения к каким-либо философским учениям.
22. Искусствоведческий очерк — форма искусствоведческого текста, нацеленная на задачу популяризации каких-либо художественных явлений или доступного изложения научной проблемы, профессиональной дискуссии. Аналитические аспекты при этом могут присутствовать в изложении, однако автор очерка опускает строгую аргументацию своей позиции, позволяет себе субъективные и эмоциональные высказывания и др. Становление этой формы связано с деятельностью Дж. Рёскина (например, «Прогулки по Флоренции»). Одно из важнейших требований к очерку — литературные достоинства изложения
23. Проблема формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»).
|
24. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин.
25. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника.
26. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ.
Источники
|
Другая литература
1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
2. Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н. (ред.) История европейского искусствознания. - М.: Наука, 1963 – 1969
3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.
4. Петракова А. Е. История изобразительного искусства Древней Греции и Рима в отечественных трактатах второй половины XVIII — начала XIX вв. // Из истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. ст.: СПбГУКИ. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 6 - 30
5. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.
http://gen.lib.rus.ec/– Библиотека научных публикаций
Задание
Будет уточнено в следующем году по обстоятельствам: зачет в форме собеседования либо предъявление конспектов лекций
+ обязательно домашнее задание (чтение одного источника из списка ниже). Ответ в устном виде!
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!