![](/img/CyberPedia.jpg)
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теория искусства
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью и задачами дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков. Курс предполагает обращение к ряду самых известных текстов этих периодов, касающихся следующих вопросов: сущность изобразительного искусства и архитектуры, специфика этих видов искусства, общие законы развития искусства, феномен художественного творчества, проблема восприятия и проблема научного исследования как «истории искусства», так и отдельных произведений.
Особое место в курсе занимает обсуждение вопроса о становлении собственно искусствоведческого взгляда на общие вопросы, связанные с искусством (вторая половина XVIII – XX в.). Как в период своего становления, так и в настоящий момент искусствоведческая наука тесно связана с такими отраслями знания, как философия, эстетика, историческая и социологическая науки, исследование психологии и физиологии визуального восприятия, профессиональное художественное образование, семиология и др. Отсюда обращение к различным по своему подходу источникам теорий искусства в искусствоведении XX в., обсуждение их влияния на возникновение отдельных направлений в искусствоведении и многообразие методов искусствоведческого исследования. В курсе также выявляется и отношение различных опытов теоретического осмысления искусства к актуальным событиям художественной жизни.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- типичные для каждой изучаемой эпохи представления о природе искусства и творчества;
- типичные для каждой эпохи требования к профессиональному образованию художника;
|
- типичный для каждой эпохи подход к оценке мастерства художника и художественных достоинств произведения;
- основные тезисы теории искусства ренессансного периода в Италии, классицизма в Европе XVII - XVIII вв., романтизма;
- основных теоретиков искусства с периода формирования искусствоведения как научной дисциплины до настоящего времени;
- основные этапы теоретической рефлексии по проблеме красоты и формообразования в искусстве и архитектуре;
- основные этапы теоретического обсуждения проблемы стиля; эволюцию оценки различных стилей и направлений и этапы их конкретно-исторического исследования;
- специфику теоретического обсуждения разных видов художественной деятельности (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство)
- уметь:
- определять форму, задачи и адресата текста по теории искусства;
- отличать теоретическое рассуждение об искусстве от исторического исследования, текста из области художественной критики;
- самостоятельно восстанавливать культурные и научные контексты для изучаемых теоретических источников;
- самостоятельно сопоставлять тексты и художественную практику у художников-теоретиков искусства;
- анализировать отношение теоретической концепции к событиям и явлениям художественной жизни той или иной эпохи, в том числе к стилям и направлениям.
Содержание учебной дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса
Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания, основных терминов, а также общей и специальной литературы по курсу.
Основные термины: теория искусства, метод научного исследования
Тема 2. Классицистические теории искусства и становление Академий (конец XVI - XVII век)
Общая характеристика теорий, а также художественной и архитектурной практики конца XVI – XVII века. Великие мастера прошлого как учителя современного художника. Абсолютное превосходство античных художников в области скульптуры. Основание Академий в Италии и Франции и вопросы художественного образования в конце XVI – XVII веке. Теория французского классицизма. Теоретики живописи французского происхождения: Н. Пуссен, Ш. Лебрен. Спор пуссенистов и рубенсистов о колорите. Письмо Н. Пуссена о «модусах» (1647). «Теория экспрессии» Ш. Лебрена (трактат «О методе изображения страстей» (1698). Иерархия жанров в живописи классицизма и специфика трактовки исторического жанра у классицистов. Взаимоотношения теории классицизма с идеалистической философией: «Идея живописца…», доклад Дж. П. Беллори в Академии св. Луки в Риме (1664)
|
Основные термины: Классицизм, колористическая традиция, академия изящных искусств (художеств), теория выражения/экспрессии, идеализм
Словарь основных терминов
1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств), творчества, вопросов художественного восприятия
2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства
3. Ренессанс — эпоха в истории культуры и искусства, у некоторых авторов определяемая как позднее средневековье. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на периоды и датируют второй половиной XIII – XVI вв.
4. Трактат — традиционное, восходящее к римской античности название для научных сочинений, ставящих перед собой цель детального и всестороннего анализа отдельного предмета (например, «трактат о живописи»).
5. Манера — в современном искусствоведении и художественной критике — индивидуальные стилистические особенности работы того или иного мастера. В эпоху итальянского Ренессанса — также стиль больших исторических периодов или поколений художников (например, «манера древних»)
6. Учение о перспективе — один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, предлагающий разные варианты изображения пространства на плоскости и особенно ценимый в эпоху Ренессанса
|
7. Учение о пропорциях - один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, соприкасающийся с математикой и концепцией гармонии. В случае мастера изобразительного искусства — также с реальным натурным изучением человеческого тела.
8. Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.
9. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем.
10. Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (см. Академия изящных искусств (художеств).
11. Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса
12. Академия изящных искусств (художеств) — важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства, а также учреждение, осуществляющее практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Образцовое учреждение — Королевская Академия изящных искусств в Париже (была основана в 1648 г.)
|
13. Теория выражения/экспрессии — одна из сфер наблюдения и изучения человеческого тела в области изобразительного искусства и художественной педагогики, исследующая преимущественно связь между эмоционально-физиологическими состояниями и мимикой. Вопросы теории выражения были в целом разрешены в XVI — XVII вв.
14. Идеализм — философские направления разных эпох, отталкивающиеся от рассуждений Платона о мире идей - пробразов объектов и ситуаций реального физического мира.
15. Рококо — стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры.
16. Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на социальные, моральные и иные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии
17. Живописцы эпохи Просвещения — ряд французских художников, в творчестве которых воплотились идеи французских и европейских просветителей — с точки зрения выбора сюжета, интереса к определенным жанрам или их трактовкам, формальной ориентации на искусство Голландии XVII в. и тому подобное. Основные представители: Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз.
18. Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Характерные представители: А. Р. Менгс, Ж. М. Вьен, А. Кауфман, А. Канова.
19. Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.
20. Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).
21. Философия искусства — термин, обычно обозначающий рассуждение о вопросах искусства и творчества, предпринятое с философских позиций. Например, «Философия искусства» Шеллинга — случай идеалистической интерпретации целей и задач художника. Наоборот, у И. Тэна «философия искусства» - условный термин, появление которого связано с неустойчивой научной терминологией, и концепция этого автора не имеет отношения к каким-либо философским учениям.
22. Искусствоведческий очерк — форма искусствоведческого текста, нацеленная на задачу популяризации каких-либо художественных явлений или доступного изложения научной проблемы, профессиональной дискуссии. Аналитические аспекты при этом могут присутствовать в изложении, однако автор очерка опускает строгую аргументацию своей позиции, позволяет себе субъективные и эмоциональные высказывания и др. Становление этой формы связано с деятельностью Дж. Рёскина (например, «Прогулки по Флоренции»). Одно из важнейших требований к очерку — литературные достоинства изложения
|
23. Проблема формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»).
24. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин.
25. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника.
26. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ.
Источники
Другая литература
1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
2. Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н. (ред.) История европейского искусствознания. - М.: Наука, 1963 – 1969
3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.
4. Петракова А. Е. История изобразительного искусства Древней Греции и Рима в отечественных трактатах второй половины XVIII — начала XIX вв. // Из истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. ст.: СПбГУКИ. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 6 - 30
5. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.
http://gen.lib.rus.ec/– Библиотека научных публикаций
Задание
Будет уточнено в следующем году по обстоятельствам: зачет в форме собеседования либо предъявление конспектов лекций
+ обязательно домашнее задание (чтение одного источника из списка ниже). Ответ в устном виде!
Теория искусства
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью и задачами дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков. Курс предполагает обращение к ряду самых известных текстов этих периодов, касающихся следующих вопросов: сущность изобразительного искусства и архитектуры, специфика этих видов искусства, общие законы развития искусства, феномен художественного творчества, проблема восприятия и проблема научного исследования как «истории искусства», так и отдельных произведений.
Особое место в курсе занимает обсуждение вопроса о становлении собственно искусствоведческого взгляда на общие вопросы, связанные с искусством (вторая половина XVIII – XX в.). Как в период своего становления, так и в настоящий момент искусствоведческая наука тесно связана с такими отраслями знания, как философия, эстетика, историческая и социологическая науки, исследование психологии и физиологии визуального восприятия, профессиональное художественное образование, семиология и др. Отсюда обращение к различным по своему подходу источникам теорий искусства в искусствоведении XX в., обсуждение их влияния на возникновение отдельных направлений в искусствоведении и многообразие методов искусствоведческого исследования. В курсе также выявляется и отношение различных опытов теоретического осмысления искусства к актуальным событиям художественной жизни.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- типичные для каждой изучаемой эпохи представления о природе искусства и творчества;
- типичные для каждой эпохи требования к профессиональному образованию художника;
- типичный для каждой эпохи подход к оценке мастерства художника и художественных достоинств произведения;
- основные тезисы теории искусства ренессансного периода в Италии, классицизма в Европе XVII - XVIII вв., романтизма;
- основных теоретиков искусства с периода формирования искусствоведения как научной дисциплины до настоящего времени;
- основные этапы теоретической рефлексии по проблеме красоты и формообразования в искусстве и архитектуре;
- основные этапы теоретического обсуждения проблемы стиля; эволюцию оценки различных стилей и направлений и этапы их конкретно-исторического исследования;
- специфику теоретического обсуждения разных видов художественной деятельности (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство)
- уметь:
- определять форму, задачи и адресата текста по теории искусства;
- отличать теоретическое рассуждение об искусстве от исторического исследования, текста из области художественной критики;
- самостоятельно восстанавливать культурные и научные контексты для изучаемых теоретических источников;
- самостоятельно сопоставлять тексты и художественную практику у художников-теоретиков искусства;
- анализировать отношение теоретической концепции к событиям и явлениям художественной жизни той или иной эпохи, в том числе к стилям и направлениям.
Содержание учебной дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса
Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания, основных терминов, а также общей и специальной литературы по курсу.
Основные термины: теория искусства, метод научного исследования
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!