Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Функциональные и органические нарушения голоса в детском возрасте

2017-05-12 662
Функциональные и органические нарушения голоса в детском возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Функциональные нарушения голоса. С первых дней жизни голос ребенка приобретает эмоциональную окраску — это плач, когда он плохо себя чувствует, ощущает боль, голод и т. п. С 3—6 месяцев наступает период гуления, т. е. дети начинают произносить звуковые сочетания. К 9 месяцам и несколько позже появляются первые слова. В этот период голос своей эмоциональной окраской помогает ребенку выражать желания..

У детей младшего дошкольного возраста часто наблюдаются небольшие уплотнения на свободном крае голосовых складок — «узелки крикунов». В основе данного заболевания лежат голосовое перенапряжение и длительная травматизация голосовых складок. Предрасполагающим моментом для появления «узелков крикунов» могут быть острые воспаления верхних дыхательных путей и коревой ларингит, а также и то, что многие дети в этом возрасте подолгу кричат. Крик в грудном возрасте, выражающий недовольство, сопровождается твердой атакой, в результате происходит перенапряжение голосовых складок.

При появлении у дошкольника охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все невротизирующие и травмирующие ребенка факторы, стараться, чтобы дети меньше раздражались, плакали. В более старшем возрасте в этот период нельзя петь и читать вслух.

В начальной стадии болезни эти меры чаще всего помогают. При большей длительности заболевания необходимо лечение у врача-оториноларинголога. Проводить занятия с логопедом не рекомендуется, так как в этом возрасте они не будут иметь желаемого результата.

В детском саду дети начинают петь, что чрезвычайно благотворно действует на формирование личности ребенка, а также на его эмоциональную сферу. Они быстро запоминают мелодию, любят петь. Музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию ребенка. У маленьких детей голосовой аппарат и голосовая мышца еще не полностью сформированы, слабо развиты дыхательный аппарат и резонаторная функция. Музыкальные работники и преподаватели пения должны знать о возрастных особенностях детского голоса и учитывать их.

Одним из часто встречающихся нарушений голоса дошкольников является дисфония, при которой голос становится слабым, быстро истощаемым, иногда хриплым. Часто у детей это является результатом пения недетского репертуара в несвойственном ребенку диапазоне.

Известно, что голосовая мышца формируется к 10—12 годам, так как к этому времени, кроме перстне-черпаловидных мышц, включаются и голосовые (с 14- 15 лет). В детских садах необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное — не форсировать голос ребенка.

Обладающие музыкальными способностями дети, имеющие в предмутацнонном периоде правильные навыки певческого голосообразования, при спокойно протекающей мутации могут продолжать петь, но обязательно под наблюдением врачафониатра и соблюдая определенные правила гигиены голоса.

Голос мальчиков в период мутации. К 13—14 годам под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез начинается бурный рост организма, а также период полового созревания. В большинстве случаев этот процесс протекает неравномерно.

Главный голосообразующий орган — гортань в период мутации увеличивается в поперечном и продольном направлениях. Голосовые складки также увеличиваются по длине в полторадва раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву.

В предмутационном периоде мальчики трудно справляются с верхними звуками своего диапазона, появляется усталость, однако как разговорный, так и певческий голос еще сохраняет свое детское звучание.

Мутация наступает постепенно. На протяжении этого времени в голосе мальчиков происходит много характерных изменений. Так, например, в 7 8 лет он чисто детский, регистр его фальцетный. Уже к 9—10 годам с ростом голосовой мышцы к фальцетному регистру примешивается микстовый.

В период остро протекающей мутации, во время наиболее бурного роста всего организма некоторые дети жалуются на часто срывающийся при обычном разговоре голос. Отмечается резкое утомление голоса, частые срывы, неожиданные переходы от низких звуков к высоким.

В этих случаях особенно необходим щадящий режим. Наблюдение врача-фониатра за мальчиками в период мутации необходимо. Фонопедические упражнения при остро протекающей мутации проводить не рекомендуется. Необходимы покой, ограничение голосовой нагрузки. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.

Голос девочек в период мутации. У девочек мутация проходит незаметно, мутационные изменения голоса не резко выражены. Девочки в этот период времени больше утомляются, жалуются на неприятные ощущения. В таких случаях необходимо обратиться к врачу-фониатру. Однако в большинстве случаев мутация у девочек протекает спокойно.

Длительность смены голоса у девочек, так же как и у мальчиков, очень индивидуальна. Рекомендовать какие-либо фонопедические упражнения не следует, систематическое диспансерное наблюдение у врача-фониатра является основным в этот период для детей.

Органические нарушения голоса. Заболевания гортани — папилломатоз и рубцовый стеноз — отрицательно влияют на формирование и развитие голоса ребенка и его речь. Многократные хирургические вмешательства, общая астенизация, ношение трахеотомической трубки, длительное пребывание в больнице отражаются на формировании личности ребенка.

Папилломатозом гортани чаще всего болеют дети в возрасте 2—4 лет, т. е. в период формирования речи. У них из-за перенесенных операций, нарушения дыхания через естественные пути, отсутствия голоса, возможна задержка интеллектуального развития, наблюдаются и явления аномалии характера. В более позднем возрасте (6—8 лет) риск задержки интеллектуального развития значительно меньше.

Однако у тех и у других в силу заболевания и трудности нормального общения наблюдаются отклонения в поведении. Как правило, эти дети сторонятся своих сверстников, на вопросы учителей отвечают письменно, не участвуют в общественной жизни. Для них характерны соматическая ослабленность, быстрая истощаемость, сниженная память, рассеянность. В школе наблюдается плохая работоспособность, они хуже запоминают и усваивают лексико-грамматические структуры, слабее в усвоении математики. Наряду с замкнутостью у этих детей может наблюдаться повышенная возбудимость, явления моторной расторможенности и плаксивость. Длительность и тяжесть заболеваний гортани накладывают отпечаток и на формирование эмоционально-волевой сферы, которая нормализуется только после завершения хирургического лечения, восстановления дыхательной функции, проведения коррекции голоса и возвращения этих детей в коллектив здоровых сверстников.

Дети, перенесшие несколько хирургических вмешательств, часто протекающих с осложнениями, при длительном (до 3 лет) ношении трахеотомической трубки ослаблены и физически. Они неуравновешенны, раздражительны, капризны. Установить контакт с ними трудно, к занятиям по восстановлению голоса они относятся безразлично или формально.Приступая к занятиям по восстановлению голоса, логопеду рекомендуется заниматься несколько раз в день (в условиях стационара), но не более 8—10 минут подряд. При амбулаторных занятиях детям родители должны помогать выполнять необходимые упражнения. Упражнения в домашних условиях должны проводиться по нескольку раз в день с учетом физических возможностей ребенка.

Дети с лучшими результатами хирургического лечения (меньше операций, срок канюленосительства короче) менее травмированы отсутствием голоса. -Они добродушны, но недисциплинированны. Несмотря на неустойчивое внимание, они усваивают логопедические упражнения, на занятиях активны.

Однако встречаются дети и без значительных отклонений в эмоционально-психической сфере. Они контактны, дисциплинированны, критически относятся к своему заболеванию, быстро и хорошо усваивают упражнения для восстановления голоса. Следует отметить, что, кроме индивидуально-врожденных особенностей нервно-психической сферы ребенка, доминирующее значение имеют факторы, связанные с формой и течением болезни.

При органическом заболевании гортани при длительном ношении трахеотомической трубки у детей может образоваться фарингеальный голос (так называемая «квакающая» речь), так как на большой срок выключаются естественные дыхательные пути, вдох и выдох идут через трубку, в ротоглоточную область выдыхаемая струя воздуха не попадает. Фарингеальный голос образуется при смыкании мягкого нёба с задней стенкой глотки и артикуляции. Подсвязочное и внутриротовое давление не создается, а без него не может быть голоса и звуков речи. Дети, владеющие фарингеальным голосом, нуждаются в логопедических занятиях как в предоперационном, так и в послеоперационном периоде. У этих детей часто наблюдается сложная дислалия: ламбдацизм, сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм.

Характер дыхания у детей с органическими заболеваниями гортани отличается рядом особенностей, связанных с основным заболеванием: дыхание поверхностное, ключичное, почти полностью отсутствует диафрагмальное. Наблюдается укорочение вдоха и выдоха, что является основой нарушения фонационного дыхания.

При органических заболеваниях гортани наблюдаются два вида голосового нарушения — афония и дисфония.

Афония—полное отсутствие голоса. Доступно общение только шепотом различной степени четкости. Голос отсутствует при плаче и кашле.

Дисфония — нарушение высоты, силы и тембра голоса различной степени выраженности. Изменения голоса находятся в прямой зависимости от функций голосовых складок и координации дыхательного аппарата с ротоносоглоточным резонатором. Тембр голоса ребенка зависит также от его физического и эмоционального состояния.

Встречаются дети (и подростки), владеющие ложносвязочиым голосом, который образуется при отсутствии голосовых складок или их значительных патологических изменениях. При этом вестибулярные складки компенсаторно осуществляют роль голосовых складок. При фонации, сближаясь, они издают хриплый, монотонный звук, прикрывая голосовые складки.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.