Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-05-16 | 737 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Существует мнение, что первое впечатление о собеседнике всегда ложно, и чтобы узнать человека, с ним «нужно пуд соли съесть». Это утверждение небезосновательно. И дело здесь не только в том, что едва знакомого человека трудно оценить по достоинству. На формирование первого впечатления о партнере оказывают влияние разнообразные факторы, например степень эмоционального напряжения. В состоянии стресса человек в окружающих людях видит больше отрицательных черт. Напротив, находясь в гармонии с самим собой и с окружающим миром, люди легки в общении и стремятся оценить уникальность друг друга.
На наше восприятие влияет и тип личности. Замечено, что интроверты (то есть те, кто ориентирован в большей степени на свой внутренний мир) склонны замечать прежде всего «минусы» в поведении партнеров по общению, а экстраверты (те, кто придает больше значения внешним впечатлениям) обращают внимание на положительные качества человека.
На формирование первого впечатления о партнере оказывают влияние и схемы восприятия, которые запускаются в случае неравенства собеседников по разным параметрам. Человека, вызывающего у нас восхищение своим превосходством по какому-либо значимому для нас показателю, мы склонны систематически переоценивать. Например, если я, болезненный и слабый, встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то в моих глазах он одновременно будет и добрым, и смелым, и волевым, и целеустремленным, хотя на самом деле этими качествами мой собеседник может и не обладать. Эти схемы начинают работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Действует и обратный эффект: вероятность недооценить человека, у которого важный для нас показатель выражен слабо. Выделяют три основные схемы формирования первого впечатления:
|
1) фактор превосходства;
2) фактор внешней привлекательности;
3) фактор отношения к наблюдателю.
Первая схема восприятия заключается в том, что мы склонны переоценивать личность партнера, если тот превосходит нас по следующим параметрам: интеллекту, личному статусу в группе, росту, физической силе, социальному статусу, материальному положению и т.д. Такому партнеру мы автоматически приписываем целый ряд хороших качеств, обладателем которых он может и не являться. Пример, приведенный выше, иллюстрирует именно эту схему восприятия.
Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным параметрам (жизнелюбие, удачливость). Так, эксперименты доказали, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних.
Ошибка восприятия по третьей схеме состоит в том, что люди, проявляющие положительное отношение к партнерам, оцениваются ими выше и по остальным показателям. Люди доброжелательные и приятные в общении часто кажутся порядочнее, интеллигентнее и умнее тех, кто дружелюбия не проявляет.
Основные выводы:
Жизнь человека немыслима без общения, так как в процессе общения мы удовлетворяем различные потребности: получаем и передаем информацию, обмениваемся впечатлениями, заключаем сделки и т.д. Информационный обмен в обществе традиционно называют коммуникацией; способность эмоционально откликаться на то, что сообщает собеседник, и эмоционально сопереживать ему называется перцепцией; организация делового взаимодействия любого рода – интеракцией.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется общением?
2. Каковы общие признаки понятий «общение» и «коммуникация»? Расскажите об узком и широком понимании термина «коммуникация».
|
3. Какова структура общения? Назовите функции общения.
4. Какие вы знаете факторы формирования первого впечатления о парт-нере? Что такое схемы восприятия?
Тема 2. Виды общения
Вопросы темы:
1. Виды общения.
2. Невербальные средства общения.
Успешно изучив материал темы, Вы будете:
Знать:
· виды общения;
· разновидности невербальных средств общения;
· правила по организации пространственной среды.
Уметь:
· осуществлять выбор видов общения в зависимости от целей и условий общения;
· различать средства коммуникации (вербальные/невербальные);
· грамотно использовать невербальные средства в общении с партнером (партнерами).
Основные понятия:
· виды общения: информативное/неинформативное (фатическое); вербальное/невербальное; устное/письменное; монологическое/диалогическое; прямое/косвенное; межличностное/публичное/массовое; частное/официальное;
· невербальные средства общения: визуальные, акустические, тактильные;
· группы невербальных средств: открытые/закрытые, включающие/исключающие, демократические/авторитарные;
· зоны общения: интимная, личная, социальная, публичная.
Теоретический материал
Вопрос 1. Виды общения.
Виды общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Мы основываемся на классификации Н.И. Формановской,[7] которая выделяет следующие виды общения:
· по цели: информативное/неинформативное (фатическое);
· по средствам: вербальное/невербальное;
· по форме речи: устное/письменное;
· по постоянной/переменной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое/диалогическое;
· по направленности: прямое/косвенное;
· по количеству участников: межличностное/публичное/массовое;
· по характеру взаимоотношений собеседников и обстановки общения: частное/официальное.
Информативное/неинформативное (фатическое) общение. Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается что-то новое для адресата. Неинформативное, илифатическое (от лат. fatus – «пустой»), общение нацелено не на передачу и прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения. Типичные ситуации неинформативного общения:
|
1) между незнакомыми людьми – завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте и т.д.);
2) между малознакомыми людьми – укрепить знакомство;
3) при случайном знакомстве – соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко;
4) между хорошо знакомыми людьми (в том числе в семье) – сохранить сложившийся тип отношений.
В то же время фатическое общение часто сопровождает информативное, поэтому обычно в речи соблюдается информативно-фатический баланс как норма речевого поведения.
Вербальное / невербальное общение. Вербальное общение (от лат. verbalis – «словесный») – это словесное общение, т.е. общение на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это несловесное общение, в котором системой знаков служит сочетание жестов, позы, мимики, интонации и т.д. (Подробнее невербальные средства будут рассмотрены ниже.)
Устное / письменное общение. Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт – одновременно зрительный и акустический, т.е. партнеры видят и слышат друг друга, или акустический, когда люди друг друга только слышат, например, по телефону или в лесу, в поле, в разных комнатах и т.д. Если же такой личный контакт невозможен или по каким-либо причинам нецелесообразен, то обычно прибегают к письменной форме речи (письму, записке, телеграмме, электронному сообщению, SMS-сообщению и т.п.).
На выбор партнером по общению устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро ему необходимо получить отклик и нужно ли его получить вообще. Если отклик важен и получить его необходимо как можно скорее, то предпочтительнее устная форма речи, в которой ответная реакция следует незамедлительно. Если ответ не нужен или не нужен скорый отклик, то может быть выбрана письменная форма речи.
|
Иногда выбор формы речи определяется важностью или объемом передаваемой информации. Поскольку устная речь произносится однократно, а письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема удобнее передавать в письменной форме – для более адекватного понимания, а несложные сообщения можно передать в устной форме.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор речевого жанра, соответствующего цели общения, чему посвящены специальные темы этого учебного пособия.
Монологическое / диалогическое общение. Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь,– монолог и диалог.
Монолог (от греч. monos – «один» + logos – «слово»)– это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. |
Диалог (от греч. dia – «через» и logos – «слово»)– это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. |
Каждая реплика в диалоге, как бы она ни была коротка и обрывиста, выражает некоторую позицию говорящего, на которую можно как-то прореагировать, иными словами занять ответную позицию. Эта возможность занять ответную позицию и является во многом движущей силой развития диалога и общения в целом. Часто реплики образуют неразрывные пары: вопрос – ответ, утверждение – возражение, утверждение – согласие и т.д. Конечно, и в монологическом общении возможна ответная реакция партнера по общению. В качестве ответа в монологическом общении может выступить:
1) словесный отказ с новым содержанием;
2) действие (несловесное);
3) умолчание или отсутствие действия. Кроме того, ответ может быть письменным, отсроченным во времени и т.д.
Считается, что диалог – более древняя, природная форма речи, а монолог – продукт культуры. Что же вызвало необходимость появления монолога? Монолог продолжительнее реплики диалога, поэтому монологическое высказывание, как правило, более развернуто по сравнению с репликой. Это позволяет автору речи выразить более сложное содержание в наиболее приемлемой для этого форме.
Прямое / косвенное общение. Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени.
Прямым называется общение, при котором партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица». |
Прямое общение может быть непосредственным и опосредованным. Под прямым непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу», осуществляемый при помощи вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. Прямое непосредственное взаимодействие называют еще контактным. Прямое опосредованное общение – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени и пространстве получение обратной связи. При «неполном» контакте существенно снижена доля невербальных средств общения, теряется живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, когда непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно прямое опосредованное общение. Прямое опосредованное взаимодействие называют также дистантным.
|
Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнера не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды, или через других людей. |
Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения, формируется не только в процессе прямого общения клиентов с руководством фирмы, но также и на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)
Межличностное/публичное/массовое общение. Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько человек принимают участие в общении.
Если во взаимодействии принимают участие двое (формула «один + один»), то это общение межличностное. В то же время степень близости между партнерами может существенно отличаться, поэтому внутри него выделяют персональное общение как общение на более значительной внутренней дистанции (официальное и полуофициальное) и общение личностное, свидетельствующее о дружеских, более тесных отношениях.
Если в общении принимает участие несколько человек (формула «один + немного»), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступают во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это может быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке – тогда это общение близко к межличностному, а может быть и человек 20–30, и в этом случае оно становится, безусловно, публичным даже в неофициальной обстановке. Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и др.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. В этом случае возрастает уровень требований к оформлению речи, к соблюдению этических и коммуникативных норм.
Ответственность за речь и за ее последствия еще более возрастает, когда реализуется массовое общение. Общение называется массовым, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один + много»): выступление на митинге, общем собрании, концерте; публикации в газетах, журналах, выступление на телевидении и т.д. Такое общение обычно называют коммуникацией (массовой коммуникацией). При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания: он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде. Массовая аудитория требует не только точного подбора речевых средств, но и обязательно технических средств: микрофонов, телекамер и т.д.
Официальное / неофициальное общение. По характеру взаимоотношений собеседников и особенностям обстановки взаимодействия выделяют официальное и неофициальное общение. Официальное(должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно – с соблюдением всех правил и формальностей. Неофициальное (частное) общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!