Как распознать знаки и сигналы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Как распознать знаки и сигналы

2017-05-16 203
Как распознать знаки и сигналы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как понять, что ребенку нужна профессиональная помощь? Большинство родителей, если ребенок заболевает, просто ведут его к доктору. На кашель и насморк можно и не обратить внимания. Но добавьте температуру и сыпь – и визит к врачу неизбежен. А если у ребенка не поворачивается шея, то даже те родители, которые предпочитают лечить ребенка сами, обратятся в больницу. Когда речь идет о физическом заболевании, вы принимаете решение на основании симптомов. Но симптомы психического расстройства не так очевидны. Их нельзя определить точно, потому что у вас нет психологического эквивалента термометру, и решение принять очень сложно. Тем не менее существуют критерии, на которые вам следует обратить внимание:

Нарушение функций. Сохраняет ли ребенок способность учиться в школе или нормально вести себя дома? У многих детей (и взрослых) есть свои страхи и тревоги, они могут закатывать истерики, но при этом продолжают ходить в школу (или на работу). Если нет, то наблюдается нарушение функций. Когда ребенок еще маленький и сидит дома с родителями или няней, эту проблему сложно выявить. Но в наше время дети идут в садик во все более нежном возрасте, и проблема становится очевидной. Нарушение функций сложно определить в раннем возрасте, когда от детей не ожидают слишком многого. Они должны только есть, спать и учиться (на примере родителей и окружающих). Никто не требует от малышей умения вести себя в коллективе.

С другой стороны, если ребенка постоянно исключают из садика или начальной школы, это можно рассматривать как нарушение функций. По моему мнению, до 4–5 лет ребенку не требуется специального лечения, разве что более строгое обращение родителей (см. ниже). После этого возраста критерий нарушения функций становится более значимым. Иногда проблема проходит сама собой, но родители просто не могут сидеть и ждать. Например, в клинику обращались родители 2‑летних детей, которых исключали из детских садов за драки. Драчливость – временное поведение, но родители и воспитатели не могут с этим смириться и ждать, пока ребенок перестанет драться. Здесь драчливость рассматривается как нарушение функций, даже если и не является признаком серьезной проблемы поведения.

Родителей могут беспокоить многие вещи. Например, ребенок отказывается есть или его реакция на что‑то неадекватна (младенец вас отталкивает, малыш старается не встречаться с вами глазами или убегает, когда вы его зовете). Норма – очень широкое понятие. Не паникуйте сразу; возможно, имеет смысл обратиться к педиатру.

Изменения поведения. Поведение ребенка может измениться и выйти за рамки обычного. Два разных ребенка одинаково хандрят, не выходят из комнаты и не хотят общаться с друзьями. Для одного это нормально, и, кстати, именно так ведет себя его отец. Другой обычно очень активен и настроен позитивно; для него подобная замкнутость – особенный признак. В этом случае родителям нужно опасаться депрессии, поскольку изменение поведения не связано с характером ребенка.

Признаки дистресса. Связано ли угнетение или расстройство ребенка с каким‑то событием или стрессором? Например, произошло чрезвычайное событие (ураган, пожар, смерть родственников) или с ребенком жестоко обращались; может, на него произвела впечатление телепередача или новости. В этом случае у ребенка может нарушиться сон из‑за кошмаров, навязчивых страхов или тревог или из‑за нарушения функций, о котором говорилось выше. Многие симптомы преходящи в зависимости от характера ребенка и события. Если состояние ребенка не улучшается и сохраняется в течение нескольких недель (в зависимости от тяжести стрессора), обратитесь к специалисту.

Опасное поведение. Становится ли поведение ребенка опасным для него или для окружающих? Это может быть агрессивное поведение или умышленное повреждение (от прокалывания своей руки булавкой до разжигания пожара в попытке суицида). Я работал с 9‑летним мальчиком, который ударил по щеке новорожденного брата – точно так же, как женщина ударила мужчину в старой кинокартине. Другой мальчик, 11 лет, пытался удушить подушкой 6‑месячную сестру. Более того, он пошел к матери и спросил: «Как ты думаешь, она уже умерла?» Мальчика отправили в спецучреждение, а затем в стационар, которым я тогда заведовал. Я привел примеры настоящей опасности, и эти дети требовали принятия немедленных мер независимо от намерений ребенка. Если б младенец погиб, уже не имело значения, игра это была или злой умысел.

Следует серьезно воспринимать слова ребенка о том, что он собирается убить себя или кого‑либо. Такое утверждение требует вмешательства. Иногда решение о профессиональной помощи принять легко. Ко мне в клинику привели 12‑летнего мальчика, который говорил учительнице, что убьет ее. И он повторял это неоднократно не только в моменты раздражения. Он спокойно и методично угрожал и сказал, что у его отца есть пистолет. 8‑летняя девочка говорила, что не хочет жить и убьет себя. Опять‑таки, она повторяла это постоянно, и это не был всплеск эмоций (например: «Мне так плохо, что я хочу убить себя!»).

Иногда вам сложно решить, обратиться ли к специалисту. Я не говорю вам, что необходимо тащить к психиатру 4‑летнего ребенка, который, изображая киногероя, говорит: «Я скоро умру». Все зависит от контекста. Ребенок может что‑то сказать вам раз или два, но он нормально ведет себя в школе и дома, играет с друзьями и через пару дней забывает свои слова. В этом случае вам нужно только прислушиваться к остальным его высказываниям. Вас также должно успокаивать то, что суицид крайне редко встречается в раннем возрасте. И все же на это следует обратить внимание. Другое дело, если о суициде говорит 12‑летняя девочка. В подростковом возрасте резко возрастает количество случаев и попыток самоубийства, а также депрессии, особенно у девочек. Здесь провоцирующими факторами являются плохие отношения со сверстниками, наличие дома оружия, телепередачи (например, сообщение о громком самоубийстве). Все это может подтолкнуть подростка к имитации – утверждения становятся опасными, и вы понимаете, что подростку требуется помощь специалиста.

Опасное поведение – это тот случай, когда следует перестраховаться. При малейших сомнениях обращайтесь к специалисту.

Возрастное поведение. Очень сложно судить, является ли поведение возрастным и проблемным, потому что оно быстро меняется. Само по себе поведение может не представлять проблемы; иногда оно характерно для того или иного возраста. Так, если ребенок не пользуется туалетом в 3, 4 или даже в 5 лет, это не катастрофа, если только родители согласны менять ему пеленки. Даже когда ребенок старше 5 лет мочится ночью в кровать, это не всегда представляет проблему. Но после 10 лет это уже симптом, предвещающий серьезные психологические проблемы в дальнейшей жизни. То же самое поведение в разном возрасте рассматривается по‑разному. Если к 10–12 годам ребенок не пользуется туалетом, он вырастет агрессивным. То же самое верно и по отношению к страхам. Ребенок боится темноты, чудовищ, боится потерять родителей – это нормально для большинства детей, даже если страхи сильно их беспокоят. Но такие страхи обычно проходят сами по себе. Если нет, если подобные страхи мучают ребенка 10–12 лет, то это свидетельствует о серьезном тревожном расстройстве.

Необычное поведение и опасные симптомы. Теперь мы с вами достигли крайней точки, за которой поведение уже рассматривается как патология. Если ребенок говорит, что слышит голоса и они поощряют его сделать что‑то опасное, или он часами повторяет одни и те же действия (с игрушками или другими предметами), – это симптомы, на которые надо обратить внимание. У нас были такие случаи: дети слышали голоса, которые говорили им развести огонь или нанести повреждения другому человеку. Ребенок, который видит невидимое или верит, что его разум кто‑то контролирует, скорее всего болен. Это серьезно, даже если ребенок не делает то, о чем ему говорят голоса.

Но и в этом случае надо учитывать контекст. Дети играют в воображаемые игры, придумывают себе друзей, представляют разговоры между животными и даже разговаривают сами с собой, иногда на разные голоса. Это нормально. Не беда, если 5‑летний ребенок бормочет себе под нос разными голосами, играя с солдатиками на полу. Но 12‑летний подросток, который сидит и разговаривает сам с собой разными голосами, требует пристального внимания, особенно если подобный симптом повторяется неоднократно.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.