Проблемы реализации принципов правотворчества. Факторы правотворчества — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблемы реализации принципов правотворчества. Факторы правотворчества



Правотворчество в идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости научности, демократизма, гласности, гуманизма.

Принцип законности в правотворчестве означает, что каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции и в строго установленном нормами права процессуальном порядке, а сам принимаемый нормативно-правовой акт по содержанию не должен противоречить ранее принятым, обладающим по сравнению с ним большей юридической силой нормативно-правовым актам.

Принцип справедливости в правотворчестве означает установление равных прав и обязанностей для всех субъектов права, независимо от их происхождения, социального положения и отношения к религии.

Принцип научности правотворчества заключается в учете при разработке текста научных рекомендаций, экономических, политических, идеологических, юридических обоснований необходимости принятия данного норматив-неправового акта, учете требований юридической техники, компетенции правотворческого органа и т.д. Надо отметить, что со времен перестройки и до сегодняшних дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место многочисленные факты лоббирования законов.

Принцип демократизма в правотворчестве означает участие народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России с момента принятия Конституции 1993 г. этот принцип также не действует. Проект Конституции 1993 г. не выносили на всенародное обсуждение. Более того, ряд законов в современной России вообще противоречит интересам государства и ее народа.

Прмниип гласности « правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати и на телевидении. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о справедливости равенстве. Вряд ли можно считать гуманными н справедливыми многие законодательные акты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2000-2001 гг. Например, ФЗ о ввозе и нахождении ядерных отходов в России или ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему свои полномочия, и членам его семью».



Основными факторами, определяющими формирование права, являются:

экономические, т.е. материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;

политические. Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений;

социальные. Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет также степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;

национальные. В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса;

внешнеполитические. Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество;

идеологические. Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства также имеют существенное значение для правотворчества;

организационно-волевые. Государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.



Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития.

50. Правотворческий процесс и проблемы определения его стадий. Отличие правотворчества от правообразования

Рассмотрим стадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

подготовки проекта нормативного акта;

его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

подготовка его текста;

предварительное обсуждение проекта;

согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

обсуждение проекта;

принятие и подписание нормативного акта;

официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество.

Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением — это не Правотворчество, но может привести к нему.

Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона.

Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что творчество права осуществляется государственными органами или с их санкционирования, разрешения.

Правотворчество — прежде всего форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, включающая в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направленная на создание нормативно-правового акта.

Правообразование — форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества — в правосознании, конкретных правоотношениях, правомерном поведении, в правовых теориях, судебных прецедентах и т.д. Правообразование питает Правотворчество новыми правовыми идеями, правилами поведения, конкретными решениями, соглашениями, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах.

Можно выделить следующие уровни правообразования:

1) гносеологический — отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;

2) материальный — выражает формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;

3) институциональный — отражает существование права как системы правовых норм.

Последний уровень правообразования является уровнем правотворчества.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.