КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЯТСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

  УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Вятский колледж культуры» ______________________________/ Ищенко Т.А.. /   «____»_______2016г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

для студентов заочной формы получения образования

по учебной дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

направление подготовки

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ»

(углублённая подготовка)

Киров, 2016


Методические указания и контрольная работа для студентов заочной формы получения образования основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 51.02.03. «Библиотековедение» (углублённая подготовка)ипрограммы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Разработчик(и):

КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» преподаватель Пысина В.М.
МЕСТО РАБОТЫ ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ

 

Одобрено на заседании кафедры общих общеобразовательных и профессиональных дисциплин Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г. Зав. кафедрой Платунова А.Г. /______________/  
  Одобрено Методическим советом колледжа Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г.  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Методические указания. 4

2. Рекомендуемая литература. 4

3. Варианты контрольных заданий. 5

4. Критерии оценки. 12

5. Приложения. 12

 

 


Методические указания

Пояснительная записка

 

Основной целью данного методического пособия является информирование студентов заочной формы обучения об изучаемой дисциплине «Русский язык и культура речи».

Данные методические указания содержат тематический план, перечень контрольных работ, требования к их выполнению, критерии оценивания, списки литературы.

Контроль над освоением учебного материала осуществляется в форме домашней контрольной работы № 1, текущего контроля во время сессии.

Методические указания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Для выполнения контрольной работы следует обратиться к рекомендуемым учебникам и словарям.



 

Требования к контрольным работам

Контрольные работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» по специальностям 51.02.03«Библиотековедение» (углублённая подготовка) выполняется в ученической тетради чётким и аккуратным почерком или на листах формата А - 4 в печатном варианте. Максимальный объём работы от 8- 9 листов (ученическая тетрадь).

На обложке тетради необходимо написать название предмета, номер контрольной работы, фамилию и инициалы, название учебного заведения и адрес. На первой странице следует указать вопросы контрольной. При использовании критических статей цитаты следует заключать в кавычки и указывать источник цитирования. В конце работы обязательно надо указать учебную и критическую литературу по теме в соответствии с правилами библиографии. При проверке работы учитывается не только её содержание, но и грамотность. Безграмотные работы не засчитываются. Если работа не зачтена, обучающийся переписывает её и представляет вторично или, по указанию преподавателя, выполняет другой вариант. Работа должна быть представлена в срок, установленный графиком. Работы, выполненные во время экзаменационной сессии, проверяться не будут

2. Рекомендуемая литература

Основные источники:

1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Изд. 16 — е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 380с. - (Среднее профессиональное образование)

2.Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник / Т.В. Потёмкина, Н.Н. Соловьёва. - М.: Гардарика, 2011. - 256с.

Дополнительные источники:

1.Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб._для общеобразоват. учреждений/ Г.Ф. Хлебинская. - М.: ОЛМА — Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 304с._________________________________________________________

2.Русский язык. 11 класс. Профильный уровень: учеб._для общеобразоват. учреждений/ Г.Ф. Хлебинская. - М.: ОЛМА — Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 368с.



3.Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 368с.

4.Русский язык. 10-11 классы: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - 6-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 384с.

5.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

6.Словарь образных выражений русского языка/ Т.С. Аристова, под ред. В.Н. Телия.

 

Курс, 2 семестр

Вариант 1

Задание №1.Расставьте ударение в следующих словах в соответствии с акцентологическими нормами. При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.

Апостроф, асимметрия, эксперт, арахис, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, кулинария, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, заумь, знамение, гофрированный, плато, баловать, каталог,средства,квартал.

Задание№2. Перепишите предложения, согласуйте сказуемое с подлежащим.

1.В ауле множество собак встретил…нас громким лаем.

2.Базаров с Аркадием уехал…на другой день. 3.В беседке сидел… Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. 4.Несколько лодок валял…сь на берегу. 5.Вместе с нами ехал… публика самая разнообразная. 6.Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал… в трудных путешествиях. 7.Толпа напоминал… темный вал океана. 8.Переливаясь из улицы в улицу, масса людей быстро росл… . 9.Большинство людей хотел…что-нибудь делать. 10.Целый ряд обстоятельств помешал…осуществлению проекта.

Задание3.Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, преобразуйте данные предложения, запишите их правильно.

1).Проснувшись, у меня возникло странное чувство: казалось, что мой сон непременно сбудется.

2).Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.

3).Произведя ряд расчётов, задача была решена.

4).Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур департамента, предлагается следующее решение.

5).Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что произойдёт взрыв.

Задание4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

А). Отогнав акул далеко в море,

1)спасателей уже ничто не волновало.

2)дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3)на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4)жителей посёлка ожидала другая напасть.

Б) Используя языковые средства выразительности,

1. 1)речь наполняется яркими красками.

2. 2)писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

3. 3)подчёркивается индивидуальность стиля.

4)мысль автора выглядит более убедительно.

Задание№5.Исправьте речевые ошибки, запишите данные предложения правильно.

1).Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти. ….

2). Я готов грудью стать за спиной у России.

3). Сейчас на этой площади зажгётся звезда Олега Газманова.

4). Им плевать на все морали….

5).Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда…

Задание №6.Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

(1)Даже нас фоне всей богатейшей мировой классики русская литература 19 века - явление исключительное. (2)Впечатление, который производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций»

(3)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».

(4)Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по –своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей.

(5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы самого автора, но и страницы народной истории. (6)Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

(По А. Туркову)

1. Почему, по мнению автора, русскую классическую литературу можно было бы сравнить с Млечным Путём? Укажите номер предложения, где объясняется это сравнение.

2. К какому стилю речи относится текст?

1)к публицистическому 2)к научному 3)к разговорному 4)к официально-деловому

3. Каков тип речи текста?1)описание с элементами рассуждения 2)рассуждение 3)повествование 4)повествование с элементами описания

4. Укажите номер предложения, в котором содержится тезис,выявляющий тему текста.

Курс, 2 семестр

 

Вариант 2.

Задание №1.Расставьте ударение в следующих словах в соответствии с акцентологическими нормами. При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.

Средства,усугубить,поутру,алфавит,аналог,благостыня,боязнь,вогнутый,

втридорога,гренки,гражданство.двоюродный,бередить.аристократия,

.баловать,посуху,пристыже(ё)нный,колледж,заискриться,пиццерия,занятой,

костоюмированный,подростковый,жирандоль,кинематография.средства,

квартал.

Задание№2. Перепишите предложения, согласуйте сказуемое с подлежащим.

1.В ауле множество собак встретил…нас громким лаем.

2.Базаров с Аркадием уехал…на другой день. 3.В беседке сидел… Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. 4.Несколько лодок валял…сь на берегу. 5.Вместе с нами ехал… публика самая разнообразная. 6.Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал… в трудных путешествиях. 7.Толпа напоминал… темный вал океана. 8.Переливаясь из улицы в улицу, масса людей быстро росл… . 9.Большинство людей хотел…что-нибудь делать. 10.Целый ряд обстоятельств помешал…осуществлению проекта.

Задание №3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, преобразуйте данные предложения, запишите их правильно.

1).Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете, и я замер.

2).Читая газетную заметку, у неё появилось желание написать автору рубрики.

3).Произведя ряд расчётов, задача была решена.

4).Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.

5).Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что произойдёт взрыв. Задание №4.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

А)Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

1)она очень слабо аргументирована.

2)учёный не счёл нужным комментировать её.

3)её аргументация практически отсутствует.

4)в статье поднимается очень актуальный вопрос.

Б)Начав заниматься музыкой,

1)у вас остаётся мало времени для развлечений.

2)в значительной степени развиваются творческий способности.

3)у меня появилось много интересных знакомых.

4)я познакомился с нотной грамотой.

Задание№5.Исправьте речевые ошибки, запишите данные предложения правильно.

1). Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти.

2). Я готов грудью стать за спиной у Россию.

3). Сейчас на этой площади зажгётся звезда Олега Газманова.

4). Ваше коварство ещё более хуже…

5). И мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме.

Задание № 6.Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Главное зло на земле - забвение хоть на миг, что человек – высшая ценность на земле…(2)У этого зла есть свой предел-фашизм-распад связей между людьми, то состояние, когда человек перестаёт видеть в других людях людей.

(3)Фашизм-это сложная система расчеловечивания. (4)Существует множество людских пороков и слабостей: стяжательство, неуживчивость, жестокость, сварливость, страсть к склокам, зависть, замкнутость- и вдруг эти неприятные качества мобилизуются, становятся достоинствами. (5)Более того, кто не обладает такими пороками, должен ими постепенно обзавестись, иначе его сомнут!

(6)Это ужас бесчувственности. (7) Для начала людей отключают от знаний, от достижений цивилизации, до предела сужают круг сведений о мире, о жизни, в свободные от знаний мозги вводят яд. (8) При этом лишают доступа к каким бы то ни было противоядиям. (9) Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами убийцами. (10) А после войны снова стали врачами и лечили людей. (11) Бесчувственно убивали. (12)Бесчувственно лечили. (13)Чувства тут ни при чём.

(14)Ужас фашизма состоит в том, что он убивает общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди. (15)Что значит для лагерного врача клятва Гиппократа по сравнению с приказом, полученным от какого-нибудь штурмбанфюрера?

(16)Но персонал концлагеря тоже находится в концлагере. (17)Ежедневно. (18)Постоянно.

А)Укажите, в каком абзаце текста наиболее ярко и образно выражена мысль о том, что у фашизма всегда две жертвы: те, кто страдает от фашизма, и те кто служит ему.

Б)К какому стилю речи относится текст?

1)к публицистическому 2)к научному 3)к разговорному 4)к официально-деловому

В) Каков тип речи текста?1)описание с элементами рассуждения 2)рассуждение 3)повествование 4)повествование сэлементами описания Г)Укажите номер предложения, в котором содержится тезис, выявляющий тему текста.

Задание №7.Напишите речь для устного выступления, выбрав тему, значимую для вас.

1.Патриотизм: знак вопроса.

2.Что значит быть взрослым?

3.В чём богатство мира общения?

4.Можно ли быть свободным без ответственности?

5.Легко ли быть молодым?

6.Зачем человеку хорошие манеры?

7.Зачем учитывать время?

8.Что такое фашизм?

9.Возможна ли дружба между народами?

10.Толерантность: технология «окно Вотрена» или жизненно значимая ценность?

11.Роль жизненного опыта родителей или прародителей в духовном становлении человека.

Приложения

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

уметь: строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с учетом ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи пользоваться словарями русского языка.

Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Максималь- ная учеб. нагрузка студента Количество аудиторных часов при заочной форме обучения Самосто- ятельная работа
Всего Практичес-кие занятия
1 семестр        
Установочная сессия      
Домашняя контрольная работа        
Введение. Язык и речь. Современный русский литературный язык и его нормы. Словари. 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика. 1.1. Фонетика, звуки и буквы, слог, особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение , фонемы 1.2. Орфоэпия 1.3. Графика. Правила чтения, правила написания, слоговой принцип русской графики. 2. Лексика и фразеология 2.1. Слово как лексическая единица Тема 2.2. Виды слов в зависимости от их происхождения. Исконно русская и заимствованная лексика 2.3. Виды слов в зависимости от их употребления 2.4. Фразеологические единицы русского языка 2.5. Средства речевой выразительности. Тропы: сравнение, олицетворение, метонимия, метафора, эпитет, ирония; фигуры речи 2.6. Употребление профессиональной и терминологической лексики 2.7. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология, неоправданные повторы 3. Словообразование 3.1. Способы словообразования и их стилистические возможности 3.2. Особенности образования профессиональной лексики и терминов 4. Морфология 4.1. Имя существительное 4.2. Имя прилагательное 4.3. Имя числительное 4.4. Местоимение 4.5. Глагол 4.6. Служебные части речи 5.Синтаксис 5.1.Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение 5.2. Простое, осложнённое, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения 5.3.Выразительные возможности русского синтаксиса Бессоюзие, многосоюзие, инверсия, парцелляция, сегментация, риторический вопрос, риторическое восклицание. Синтаксическая синонимия 6. Русское правописание 6.1. Принципы и особенности русской орфографии 6.2.Роль пунктуации в письменном общении 6.3. Изобразительные возможности русской орфографии и пунктуации 7.Текст. Стили речи 7.1.Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи 7.2.Функциональные стили русского языка. Научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, разговорный стиль, художественный стиль 7.3. Жанры деловой речи. Постановление, приказ, декларация, справка, заявление, автобиография, резюме; жанры научной речи: доклад, сообщение статья, аннотация, рецензия        
         
Итого:      
         
Дифференцированный зачет      
Итого:        
Всего      

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЯТСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

  УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Вятский колледж культуры» ______________________________/ Ищенко Т.А.. /   «____»_______2016г.





Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.