Раздел 1. Теория специальной педагогики. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел 1. Теория специальной педагогики.

2017-05-14 613
Раздел 1. Теория специальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1

Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Аксиологическая основа специальной педагогики.

2.Понятийный аппарат специальной педагогики.

3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.

4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.

Доклад

Классификация нарушений психического развития.

Занятие 2. Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1. Олигофренопедагогика.

2.Сурдопедагогика.

3.Тифлопедагогика.

4.Логопедия.

5.Методы научного исследования в специальной педагогике.

Практические работы.

Задание 1.

1. По Л.С. Выготскому развитие психики аномальных детей подчиняется тем же самым основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

1) Положение о неравномерности психического развития, которая обусловлена, во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.

2) Развитие психики это процесс количественно-качественных и структурных преобразований.

3) Положение о пластичности нервной системы и основанной на этом способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем он более раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями.

4) Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Общеизвестно положение о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в процессе развития. Однако, у этого единства две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития. На первых этапах жизни ребенка большую роль играет биологическое начало, тогда как позднее наибольшее предпочтение отдается социальному фактору. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологического фактора, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.

Вопросы.

1. Покажите общность и своеобразие проявления данных закономерностей при нарушенном развитии.

2. Приведите примеры внутрисистемной и межсистемной компенсации.

3. В чем заключается специфика реализации специальных принципов в системе специального образования применительно к детям с нарушениями речи?

Задание 2.

Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.

Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.

С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:

-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)

-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)

-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)

-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития

-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).

Вопросы.

1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.

2.Какие можно выделить формы речевой патологии?

Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.

1.Составление библиографического списка.

2.Составление аннотации к статьям.

3.Реферирование статьи (по выбору студента).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.