Возникновение и развитие государственно-правовых связей России и Белоруссии до 1991 года. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Возникновение и развитие государственно-правовых связей России и Белоруссии до 1991 года.

2017-05-14 243
Возникновение и развитие государственно-правовых связей России и Белоруссии до 1991 года. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Замаячившее воссоединение Беларуси с Россией стало бы счастливым продолжением исторической восточнославянской традиции. Но ощутимые международные силы будут резко мешать этому - и государственным и пропагандистским давлением, и денежными потоками.

Александр Солженицын

Образование единого государства стратегически необходимо как для России, так и для Белоруссии»

В. В. Путин

Актуальность темы исследования.

Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.

Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.

В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.

Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.

Последние события в экономической сфере (в частности, кризис с соглашением по транспортировки нефти и газа) показали, что нерешенность правовых вопросов негативно сказывается на двусторонней интеграции, дестабилизирует политическую обстановку.

Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России.

Подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход двух стран на новый уровень союзных отношений. Вместе с тем актуальным на сегодняшний день остается исследование концептуальных основ Союзного государства, поскольку в силу своеобразия модели Союзного государства предложения в части его государственного устройства и правовой системы, а также фундаментальная оценка его правовой природы не нашли должного отражения в научных и прикладных трудах. Разграничение международных и конституционно-правовых основ в процессе сотрудничества Беларуси и России имеют важнейшее методологическое значение.

Необходимость совершенствования юридической базы создания Союзного государства обусловила ст. 62 учредительного Договора, в соответствии с которой предстоит разработать Конституционный Акт, который по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей

Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь и в Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны -потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

В связи с этим представляется актуальным и своевременным исследовать концепции, идеи, программные документы, а также теоретические и прикладные труды по проблемам юридической природы и правосубъектности Союзного государства, рассмотреть вопросы формирования и взаимодействия органов власти Союзного государства.

Проблема интеграции государств Беларуси и России требует объединения интеллектуальных усилий российских и белорусских ученых-юристов, активной разработки научных тем, связанных со становлением новой союзной государственности.

Полагаем, что положения, изложенные в дипломной работе, могут быть полезны для достижения указанных целей.

Объектом исследования являются государственно-правовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, складывающиеся в ходе развития интеграции.

Предметом исследования выступают учредительные и нормативные акты, программные документы, концепции, идеи и соглашения, определяющие каждый из этапов объединения двух государств, раскрывающие конституционно-правовой аспект, историческую и правовую природу Союзного государства России и Беларуси.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном, конституционно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач диссертационного исследования:

- анализ в историческом аспекте взаимоотношений и государственных связей Беларуси и России;

- общая характеристика этапов сближения двух стран, которые привели к подписанию Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года;

- оценка правовой природы Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства;

- исследование правовой природы и правосубъектности Союзного государства с учетом сложившейся мировой практики в определении видов объединений государств;

- рассмотрение вопросов формирования институциональной системы Союзного государства;

- исследование основных элементов правовой системы Союзного государства, вопросов ее внутренней структуры, иерархии системы законодательства Союзного государства;

- выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании органов власти Союзного государства; внесение предложений по совершенствованию положений проекта Конституционного Акта.???

Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы для достижения цели и решения поставленных задач применялись общие принципы познания (принципы диалектики), общенаучные и специальные юридические методы исследования: системный, функциональный; методы анализа и синтеза; формально - юридический, статистический и другие.

При исследовании этапов становления Союзного государства применялись исторический, социологический методы. Для оценки конституционно-правового статуса Союзного государства, использовался системно-структурный подход. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Нормативную базу исследования составили учредительные акты Союзного государства (Договор о создании Союзного государства, Конституционный Акт), двусторонние соглашения и нормативные правовые акты союзных органов.

В работе использовались материалы российско-белорусских семинаров и конференций, информация с официальных Интернет сайтов Союзного государства.


ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воссоединение государственности двух братских славянских народов - русских и белорусов посредством образования Союзного государства России и Беларуси осуществляется на основе добровольности, с учетом государственных интересов обеих республик, сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей.

После трагического распада СССР, и создания на базе бывших союзных республик самостоятельных суверенных государств, объединительный процесс первоначально проходил в рамках Содружества Независимых Государств, созданного в декабре 1991 года. В середине 90-х годов Беларусь и Россия, одними из первых государств-участников СНГ, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года было заключено Соглашение о таможенном союзе, 21 февраля был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, 26 мая у белорусской деревни Речка был убран символический пограничный знак, что ознаменовало ликвидацию границы между двумя странами.

Точкой отсчета нового этапа объединения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда Главами двух государств был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, и интеграционное взаимодействие России и Беларуси приобрело более конкретные очертания. В 1997 году дальнейшее усиление интеграции закрепил Договор о Союзе Беларуси и России, Сообщество было преобразовано в Союз двух государств.

Создание Союзного государства на основе Договора от 8 декабря 1999 года можно рассматривать как новый этап в процессе объединения России и Беларуси в единое демократическое правовое государство, как новое явление в постсоветской истории взаимоотношений России и Беларуси, обусловленное их стремлением прейти от сотрудничества в международной организации (Союз Беларуси и России) к более тесному политическому, экономическому, военному, внешнеполитическому и иному единению в рамках одного государства.

Все вышеуказанные этапные Договоры, заключенные Беларусью и Россией обозначили сложные проблемы взаимодействия норм международного и конституционного права. Данные проблемы обусловлены тем, что все перечисленные документы являются (что следует из их названия) учредительными актами. Их цель - создание "сообщества", "союза", "союзного государства", что и предопределяет конституционно-правовой характер этих актов. В работе проведен анализ каждого из обозначенных выше Договоров, сделан вывод о значимости подписанных актов для обеспечения двусторонних интеграционных процессов. При определении правовой природы образованного Договором от 2 апреля 1996 года Союза Беларуси и России отмечено, что он являлся уникальным межгосударственным объединением, более консолидированным образованием, чем просто международная организация, в пользу этого говорит конституционный характер учредительных актов Союза - Договора и Устава, введенная Уставам организационная структура управления Союзом, введенный институт гражданства Союза, практика сложившихся правовых отношений к тому моменту.

По результатам проведенного исследования конституционно-правового статуса Союзного государства Беларуси и России сделаны следующие выводы:

Во-первых, анализ Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года позволяет оценить его как учредительный акт, который определяет основы государственности Беларуси и России, устанавливает систему конститутивных принципов и норм. Следует отметить, что Договором от 8 декабря 1999 года была создана эффективная база для укрепления и развития Союзного государства и определены некоторые правовые предпосылки интеграционных процессов, доработка которых может способствовать упрочнению Союзного государства, переходу к более тесному союзу - федеративному государству.

Во-вторых, исследуя юридическую сущность Союзного государства с учетом сложившейся мировой практики в определении возможных форм объединений государств, а также с учетом анализа положений учредительного Договора о создании Союзного государства, приходим к выводу о возможности определения правовой природы Союзного государства как специфического вида объединения государств, модель которого не подпадает под классическую схему ни федерации, ни конфедерации, поскольку несет в себе черты как федеративного, так и конфедеративного союза.

В-третьих, предполагается, что Конституционный Акт (принятие которого предусмотрено статьей 62 Договора о создании Союзного государства) должен в первую очередь очертить характер правовой природы Союзного государства, предпочтительнее закрепив федеративные основы (поскольку оформление Конституцией объединения государств с международно-правовой самостоятельностью не практикуется). В Конституционном Акте следует установить международную правосубъектность в пределах прав, предоставленных субъектами Союзного государства, а четко решить вопрос международного статуса и международной правосубъектности Союзного государства, с тем, чтобы Союзное государство могло обоснованно и в полном объеме действовать как субъект международного права. Также, на наш взгляд, необходимо в Конституционном Акте закрепить механизм присоединения других государств к Союзному государству.

В дипломной работе исследуются концептуальные основы организационно-властной системы Союзного государства; рассмотрен порядок формирования, состав, компетенция органов власти Союзного государства; определена юридическая сущность права Союзного государства. В результате, автором сделаны следующие выводы и предложения по совершенствованию российско-белорусского государственного строительства:

Во-первых, масштабность социально-экономических и политических целей, преследуемых при создании Союзного государства, придает ему организационно-правовую новизну, поскольку некоторые из них носят самобытный характер и заимствованы не из международно-правового, а внутригосударственного правового наследия (формирование единого экономического пространства, введение единой валюты, союзное гражданство, единая правовая система и система органов и т.д.). Союзное государство является примером формирования нового типа межгосударственного объединения особого рода, одновременно сочетающего в себе признаки международно-правового объединения и государства с элементами федеративного устройства. Синтез элементов внутригосударственной организации с элементами классической международной организации обусловил осуществление функций союзными органами на различных правовых принципах: конституционном принципе разделения властей, международно-правовом принципе распределения предметной компетенции между органами международной организации и государственными органами, наднациональном принципе, проявляемом в характере присущих им полномочий и порядке принятия решений.

Во-вторых, проведенный анализ положений Договора о создании Союзного государства, касающихся организации органов власти Союзного государства, выявил значительные пробелы законодательного их регулирования (практически неурегулированной и фактически нежизнеспособной остается судебная власть Союзного государства).

В-третьих, важным фактором интеграции в любых сложных государственных образованиях является правовая система. Посредством права определяется юридический статус государственного образования, характер взаимоотношений между целым и его составными частями, механизмы управления системой. Если в региональных сообществах первичным звеном правовой системы является законодательство государств-участников, то в Союзном государстве первичным звеном правовой системы должно стать союзное законодательство. Заключение Договора о создании Союзного государства ознаменовало начало формирования в ходе белорусско-российской интеграции нового феномена - права Союзного государства, юридическая сущность которого не совпадает с традиционными схемами, сконструированными наукой за предшествовавшие периоды ее развития. Договором предусматривается два способа формирования правовой системы Союзного государства - унификация внутреннего законодательства России и Беларуси и создание единого законодательства Союзного государства. Определенные результаты деятельности по унификации законодательства уже имеются, однако только унификации законодательства государств-участников недостаточно для формирования единого правового пространства государства. Единство государства требует наличия единых нормативно-правовых актов, распространяющих свое действие на всю его территорию. На этом принципе базируется и Союзный Договор.

В соответствии со статьями 58, 59 Договора о создании Союзного государства органы Союзного государства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, предусмотренные Договором: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения. По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы (Парламент Союзного Государства, а до его формирования — Парламентское Собрание Беларуси и России), декреты (Высший государственный Совет), постановления (Высший государственный Совет и Совет Министров) и резолюции (Совет Министров). По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются Основы законодательства (Парламент Союзного Государства, а до его формирования — Парламентское Собрание Беларуси и России), директивы и резолюции (Высший Государственный Совет и Совет Министров).

Анализ Договора позволяет сделать вывод, что в рамках Союзного государства складывается многоуровневая правовая система, имеющая сложную иерархическую структуру.

Можно констатировать тот факт, что Союзный договор заложил основы формирования законодательства Союзного государства как составляющей его единой правовой системы.

В-четвертых, актуальным остается формирование Концепции правовой политики в сфере интеграции обеих стран, которая не должна сводиться лишь к узкопрактическим рекомендациям, но которая способствовала бы дальнейшей унификации российских и белорусских нормативно-правовых актов, гармонизации юридических правил поведения, формированию соответствующего правосознания и правовой культуры.

Итак, история "интеграции", "сближения двух братских народов" насчитывает почти десять лет. Политическая сторона взаимоотношений выглядит как волнообразный процесс - спад интеграционных дискуссий сменяется подъемом, т.е. оживлением интереса к обсуждению "нового этапа интеграции". Подписываются различные документы, в СМИ проводятся серьезные дебаты, появляются аналитические материалы, обсуждаются потери или одной, или другой страны от "результатов интеграции". Вместе с тем, при всей противоречивости, сложности и неоднородности белорусско-российской интеграции, ее медленных темпов, мы все же приходим к выводу: за прошедший интеграционный период было сделано немало. Исчезли границы между государствами, сделаны первые реальные шаги по формированию единого экономического пространства, плодотворно развивается сотрудничество в гуманитарной сфере и военной области. Образован единый бюджет и осуществляются совместные производственные программы. Введены в действие бюджетная классификация Союзного государства и механизм исполнения союзного бюджета через национальные казначейства. С заключением Договора об образовании Союзного государства была подведена правовая база для его образования. Планомерно ведется работа по созданию органов Союзного государства. Уже сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности,

Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединенные или совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.

В настоящее время перед нашими странами стоит важная задача подготовки и принятия Конституционного Акта Союзного государства, призванного определить очередной этап строительства Союзного государства, его государственное устройство и правовую систему. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь, и Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны -потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

Как долго продлится строительство Союзного государства и насколько быстро состоится воссоединение Беларуси и России в рамках единого государства - назвать точные сроки не представляется возможным. Надеемся, что проведенное исследование, и сделанные на его основе автором выводы и предложения, будут способствовать дальнейшей всесторонней интеграции России и Беларуси, созданию полноценного единого государства.

Если учредителями единого федеративного государства будут выступать народы России и Беларуси - это сделает процесс его формирования необратимым. А воссоединение Беларуси и России - это веление времени, оно отвечает национальным и государственным интересам двух стран и непреодолимых препятствий на пути к этому нет, нужна лишь воля политического руководства двух государств, преимущественное большинство населения которых поддерживает единение и принадлежит к единому православно-славянскому полюсу.

 

ВВЕДЕНИЕ

Замаячившее воссоединение Беларуси с Россией стало бы счастливым продолжением исторической восточнославянской традиции. Но ощутимые международные силы будут резко мешать этому - и государственным и пропагандистским давлением, и денежными потоками.

Александр Солженицын

Образование единого государства стратегически необходимо как для России, так и для Белоруссии»

В. В. Путин

Актуальность темы исследования.

Распад СССР стал одним из самых трагичных политических событий 20-го века, оказавший значительное влияние на расстановку политических сил на мировой арене.

Результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и периодические опросы общественного мнения в России и Беларуси со всей основательностью подтверждают, что преимущественное большинство россиян и белорусов не хотели распада Советского Союза, и желают восстановить утраченное единство.

В середине 90-х годов Беларусь и Россия, первыми из бывших республик СССР, осознали необходимость тесной двусторонней интеграции, восстановления духовных, экономических, политических и государственно-правовых уз, которые связывали их на протяжении веков.

Одним из факторов, способствовавших закономерному формированию Союза Беларуси и России, стал ускоряющийся и всеобъемлющий процесс глобализации, поиск баланса политических сил в целях обеспечения национальной безопасности и прогрессивного экономического и политического развития государств. Создание Россией и Беларусью Союза с последующей его трансформацией в Союзное государство имело и имеет важное мировое и политическое значение в условиях реального расширения НАТО на восток.

Последние события в экономической сфере (в частности, кризис с соглашением по транспортировки нефти и газа) показали, что нерешенность правовых вопросов негативно сказывается на двусторонней интеграции, дестабилизирует политическую обстановку.

Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года (День единения народов Беларуси и России), когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России.

Подписание 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход двух стран на новый уровень союзных отношений. Вместе с тем актуальным на сегодняшний день остается исследование концептуальных основ Союзного государства, поскольку в силу своеобразия модели Союзного государства предложения в части его государственного устройства и правовой системы, а также фундаментальная оценка его правовой природы не нашли должного отражения в научных и прикладных трудах. Разграничение международных и конституционно-правовых основ в процессе сотрудничества Беларуси и России имеют важнейшее методологическое значение.

Необходимость совершенствования юридической базы создания Союзного государства обусловила ст. 62 учредительного Договора, в соответствии с которой предстоит разработать Конституционный Акт, который по сути призван окончательно решить вопрос государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Следует подчеркнуть, что разработка Конституционного Акта представляет собой сложный процесс в силу различия подходов экспертов как к трактовке статей

Договора, так и к форме и содержанию Конституционного Акта. Между тем и в Республике Беларусь и в Российской Федерации необходимо активизировать разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, которая диктуется, с одной стороны, обязательствами по исполнению Договора о создании Союзного государства, с другой стороны -потребностью в придании всем институтам Союзного государства легитимного характера.

В связи с этим представляется актуальным и своевременным исследовать концепции, идеи, программные документы, а также теоретические и прикладные труды по проблемам юридической природы и правосубъектности Союзного государства, рассмотреть вопросы формирования и взаимодействия органов власти Союзного государства.

Проблема интеграции государств Беларуси и России требует объединения интеллектуальных усилий российских и белорусских ученых-юристов, активной разработки научных тем, связанных со становлением новой союзной государственности.

Полагаем, что положения, изложенные в дипломной работе, могут быть полезны для достижения указанных целей.

Объектом исследования являются государственно-правовые отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, складывающиеся в ходе развития интеграции.

Предметом исследования выступают учредительные и нормативные акты, программные документы, концепции, идеи и соглашения, определяющие каждый из этапов объединения двух государств, раскрывающие конституционно-правовой аспект, историческую и правовую природу Союзного государства России и Беларуси.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном, конституционно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач диссертационного исследования:

- анализ в историческом аспекте взаимоотношений и государственных связей Беларуси и России;

- общая характеристика этапов сближения двух стран, которые привели к подписанию Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года;

- оценка правовой природы Договора от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства;

- исследование правовой природы и правосубъектности Союзного государства с учетом сложившейся мировой практики в определении видов объединений государств;

- рассмотрение вопросов формирования институциональной системы Союзного государства;

- исследование основных элементов правовой системы Союзного государства, вопросов ее внутренней структуры, иерархии системы законодательства Союзного государства;

- выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании органов власти Союзного государства; внесение предложений по совершенствованию положений проекта Конституционного Акта.???

Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы для достижения цели и решения поставленных задач применялись общие принципы познания (принципы диалектики), общенаучные и специальные юридические методы исследования: системный, функциональный; методы анализа и синтеза; формально - юридический, статистический и другие.

При исследовании этапов становления Союзного государства применялись исторический, социологический методы. Для оценки конституционно-правового статуса Союзного государства, использовался системно-структурный подход. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Нормативную базу исследования составили учредительные акты Союзного государства (Договор о создании Союзного государства, Конституционный Акт), двусторонние соглашения и нормативные правовые акты союзных органов.

В работе использовались материалы российско-белорусских семинаров и конференций, информация с официальных Интернет сайтов Союзного государства.


ГЛАВА 1

Возникновение и развитие государственно-правовых связей России и Белоруссии до 1991 года.

В конце 80-х - начале 90-х экономическое положение и политическая обстановка в Советском Союзе резко обострилась. Республики, входившие в СССР, одна за одной стали объявлять о своем суверенитете.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов Российской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Аналогичная Декларация в Белорусской Республике была принята вслед за РСФСР. Декларации республик о суверенитете поставили в центр государственно-правовой жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.

В декабре 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР высказался за сохранение СССР. Съезд принял Постановление «Об общей концепции Союзного договора и о порядке его заключения». В Постановлении отмечалось, что основой обновленного Советского Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях. В соответствии с этим Постановлением был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении Союза Советских Социалистических Республик как федерации суверенных республик. За сохранение Советского Союза высказались 76,4 процента от общего числа участвовавших в голосовании граждан.

В апреле - мае 1991 года в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с руководителями Белорусской Республики и Российской Федерации, а также Азербайджанской, Казахской, Киргизской, Таджикской, Туркменской, Узбекской и Украинской республик по вопросу о новом Союзном договоре. Участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания Договора, проект которого предусматривал образование Союза Суверенных Государств. Противники Договора справедливо опасались, что демонтаж Советского Союза вызовет распад народно-хозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до намеченной даты подписания нового Союзного договора, 20 августа 1991 года, была предпринята попытка остановить распад государства 6.

События 19-22 августа 1991 года приблизили распад Советского Союза. В декабре того же года в Беларуси (Беловежская Пуща) состоялась встреча руководителей Белорусской Республики, Российской Федерации и Украинской Республики. 8 декабря ими было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур Советского Союза. На встрече в Беларуси была также достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств. Впоследствии к этому Содружеству присоединились еще восемь бывших союзных республик.

Россия и Беларусь с неизбежностью встали на путь восстановления и укрепления культурных, экономических, политических и государственно-правовых связей, существовавших на протяжении веков. Необходимость этого была продиктована жизнью, объективными интересами двух государств и народов.

Есть все основания утверждать, что большинство граждан и в России, и в Беларуси не хотели распада Советского Союза, и после того, как он произошел, желают восстановить утраченное единство. Об этом убедительно говорят результаты референдума 1991 года о судьбе СССР и данные периодических опросов общественного мнения в России и Беларуси. Сближение этих государств было и остается естественным желанием русского и белорусского народов. И на первый взгляд эта задача выглядит не такой уж сложной, во всяком случае, много проще, чем задачи, связанные с интеграцией стран Европейского Союза. Действительно, ведь речь идет не о сближении стран, которые никогда не были в составе единого государства, а о восстановлении утраченного единства на качественно ином уровне. У русского и белорусского народов нет плохой исторической памяти друг о друге, нет отрицательных стереотипов, которые нужно было бы преодолевать, как их преодолевали немцы и французы, или какие существуют у части прибалтов.

Россия и Белоруссия были и остаются близкими друг другу культурно и этнически. Так, русский язык понятен белорусам, большинство пользуется им в повседневной жизни.

Важным моментом является то, что большинство белорусов, как и русские, - православные, и белорусская православная церковь является составной частью Русской православной церкви.

Экономически две бывшие высокоразвитые республики бывшего Советского Союза сильно связаны. Можно привести еще множество аргументов, говорящих о том, что у России и Белоруссии нет тех многочисленных препятствий, которые пришлось преодолевать на своем интеграционном пути тем же народам Западной Европы.

И, наконец, высшие руководители России и Белоруссии неоднократно заявляли, что они намерены воплотить в жизнь задачу объединения.

Действительно, сотрудничество между двумя странами отличалось активностью с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств. Уже за 1992-1993 годы между Россией и Беларусью было заключено 42 соглашения. К 1995 году их число возросло до полутора сотен документов, охватывающих все сферы сотрудничества.


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.