АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.



АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ,

ПОПУЛИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Гг

 

Постмодернизм (постмодерн)—направление в архитектуре, возникшее в 1970-х гг., устойчивая оппозиция «современной архитектуре» (модернизму). Программным позициям авангарда (культ новизны, устремленность в будущее) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат, коллажа, культурных символов. Особенности этого направления объясняются эстетическим плюрализмом и широкими возможностями выбора. При этом, «черпая» из многих источников, постмодернисты сохраняют независимость. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.

Постмодернизм вызвал интерес у архитекторов, которые искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектурных решений.

Причины возникновения постмодернизма: углубление социальных противоречий; строительная деятельность переместилась в сферу индивидуального, частного жилища; снижение строительной активности привело к росту конкурентной борьбы между проектными и строительными фирмами; обострение борьбы за экологию, что оказывало влияние на архитектурное мышление.

В архитектуре постмодернизма нашли отражение идеи иррационализма. Сказывалось усиление антитехницистских настроений. Отмечалось повышение интереса к достижениям прошлых эпох, оживление ретроспективных тенденций.

 

Характерные черты и принципы постмодернизма:

1) восприятие здания как фрагмента среды;

2) создание архитектурной формы на основе ассоциативных заимствований и прямых цитат из истории архитектуры; архитекторы обращаются ко всему историческому наследию, не отдавая предпочтения какому-либо стилю, но не углубляются в изучение его принципов и основ

3) возрождение орнаментики как украшения.

4) использование в архитектурном декоре парадоксальных, гротесковых, ироничных элементов из классического арсенала (арка, замковый камень, колонна)

5) броская индивидуальность и отказ от массового строительства и стандартизации

6) принцип партисипации, т. е. соучастия потребителя в проектировании и реализации архитектурного замысла, образного решения; это позволяет учитывать вкусы потребителя, индивидуализировать решения.



 

Лозунг постмодернистов: «Нельзя не знать истории!» (арх. Ф.Джонсон).

 

Заслугой постмодернизма является тот факт, что он привел к осознанию важности исторической преемственности культуры, возрождению традиций, допустимости множественности стилистических проявлений.

 

Принцип соучастия жителей нашел яркое выражение в здании общежития студентов медицинского факультета католического университета в Левене (Бельгия, арх. Люсьен Кроль, 1968-1972 гг.). Здание является ярким примером отражения популистских идей молодежного движения, охватившего Запад в конце 1960-х годов.В основу конструктивного решения был положен каркас, который не подчинялся повторяющейся модульной решетке для достижения свободы размещения комнат. Стабильный каркас затем заполнялся фасадными элементами из разных материалов, окрашенных в разные цвета по выбору студентов. Это придало фасадам здания спонтанный и хаотичный характер.

 

 

Выделяют шесть направлений постмодернизма:

1.Историзм — это направление характерно тем, что появляются «здания-копии». В постмодернистской архитектуре стала распространенной имитация исторических прообразов и прямое их цитирование.

Музей Поля Гетти в Малибу

1975-1977 гг. Арх. Р.Лэнгдон, Э.Уилсон. Точно, до мелочей, воспроизводятся как планировка, так и формы античной виллы, перенесенные в современность, которые лишают ее индивидуальности и выглядят театральными декорациями.

2.Частичный историзм (полуисторизм) — направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизведение того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.

Репаблик-банк

1981-1984 гг. Арх. Ф.Джонсон, Д.Берджи. 60-этажный небоскреб, облицованный красным гранитом..Тремя мощными уступами в виде 10-этажных фронтонов со шпилями и фигурным завершением он спускается вниз. Переплелись мотивы ренессансного палаццо и североевропейской готической ратуши. Сдвиги создают запоминающийся силуэт.



Квартал «Антигона»

1977 г. Арх. Р.Бофилл. Здания расположились на площади 35 гектаров на месте бывшего полигона. С одной стороны квартала находится торговый центр под названием «Полигон», от этого места Антигона простирается до реки Лез почти на 900 метров. В стиле построек квартала чувствуется влияние классицизма, античного зодчества, об этом говорят многие архитектурные элементы (пилястры, колонны, фронтоны, антаблементы). При этом район удивительно современен благодаря материалу – бетону в сборных и отлитых формах. Античный стиль выдержан в мельчайших деталях: на улицах установлены копии греческих скульптур, в названиях улиц и площадей используются имена античных богов и героев, а также понятия и географические названия, существовавшие в Древней Элладе. Интересная архитектурная особенность: постройки, которые расположены в начале квартала, строго симметричны, но чем ближе к берегам реки, тем меньше в облике зданий симметрии.

Жилой дом в Делавэре

1978 г. Арх. Р.Вентури. Автор создает эклектический фасад, применяя плоские декорации из нескольких карикатурных изображений приземистых дорических колонн, акцентирующих вход плоским треугольным фронтоном, прорезанным огромной полуциркульной аркой.

Отель «Палаццо» в Фукуоке

1986 г. Арх. А.Росси. На фоне стены из розового травертина стоят семь ярусов колонн, которые подчеркнуты зелеными стальными горизонталями карнизов

Дома на Кох-штрассе в Берлине

1987-1989 гг. Арх. А. Росси. Архитектор от прямого цитирования переходит к вольной трактовке ордерных деталей, которые проектируются атектонично (как знак или символ), а также не исключают элементов иронии и парадокса – в данном сооружении одинокая колонна поддерживает нависающий угол.

Оформление Венецианского биеннале 1980 г. «Присутствие прошлого»

1980 г. Арх. Г.Холляйн. Автор создал фрагмент фасада улицы в виде своеобразной театральной декорации — «портика», где одна из колонн выглядела разрушенной: у нее отсутствовала нижняя часть ствола. Она выглядела так же, как подвешенная в воздухе. Рядом с ней в контрасте находился цилиндр из стриженой зелени.

3.Новый традиционный стиль (традиционализм) — направление постмодернизма, которое основывается на внестилевой и внепрофессиональной местной традиции. Он серьезен по сравнению с историзмом, допускающим многозначность и ироничность.

Церковь Св. Иосифа в Чикаго

1978 г.Арх. 3. Мазуркевич, 1978 г.

4.Контекстуализм — направление постмодернизма, обозначающее визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое и масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом. Особенностью контекстуализма является его вариантность в зависимости от адаптации к тому или иному контексту.

Лыжная хижина в Аспене

1977 г. Арх. Р.Вентури.

Жилой «Дом-лицо» в Киото

1970-1974 гг. Арх. К.Ямашита.

Поп-архитектура, или «архитектура для масс», использует и перерабатывает образы массовой культуры. Она рассчитана на вкусы среднестатистического потребителя и часто определяется словом «китч» (нем. «Kitsch» - старая вещь, продаваемая за новую), которое имеет пренебрежительный оттенок, характеризующий фальшивое произведение. Для китча характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы. Китч создается в расчете на низкий уровень культуры потребителя. В нём преобладает бессодержательная зрелищность. Китч — средство манипулирования массами, их сознанием и поведением. К достижению этих целей и направляются в данном случае средства архитектуры.

АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ,

ПОПУЛИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Гг

 

Постмодернизм (постмодерн)—направление в архитектуре, возникшее в 1970-х гг., устойчивая оппозиция «современной архитектуре» (модернизму). Программным позициям авангарда (культ новизны, устремленность в будущее) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат, коллажа, культурных символов. Особенности этого направления объясняются эстетическим плюрализмом и широкими возможностями выбора. При этом, «черпая» из многих источников, постмодернисты сохраняют независимость. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.

Постмодернизм вызвал интерес у архитекторов, которые искали пути повышения разнообразия и эмоционально-образной выразительности архитектурных решений.

Причины возникновения постмодернизма: углубление социальных противоречий; строительная деятельность переместилась в сферу индивидуального, частного жилища; снижение строительной активности привело к росту конкурентной борьбы между проектными и строительными фирмами; обострение борьбы за экологию, что оказывало влияние на архитектурное мышление.

В архитектуре постмодернизма нашли отражение идеи иррационализма. Сказывалось усиление антитехницистских настроений. Отмечалось повышение интереса к достижениям прошлых эпох, оживление ретроспективных тенденций.

 

Характерные черты и принципы постмодернизма:

1) восприятие здания как фрагмента среды;

2) создание архитектурной формы на основе ассоциативных заимствований и прямых цитат из истории архитектуры; архитекторы обращаются ко всему историческому наследию, не отдавая предпочтения какому-либо стилю, но не углубляются в изучение его принципов и основ

3) возрождение орнаментики как украшения.

4) использование в архитектурном декоре парадоксальных, гротесковых, ироничных элементов из классического арсенала (арка, замковый камень, колонна)

5) броская индивидуальность и отказ от массового строительства и стандартизации

6) принцип партисипации, т. е. соучастия потребителя в проектировании и реализации архитектурного замысла, образного решения; это позволяет учитывать вкусы потребителя, индивидуализировать решения.

 

Лозунг постмодернистов: «Нельзя не знать истории!» (арх. Ф.Джонсон).

 

Заслугой постмодернизма является тот факт, что он привел к осознанию важности исторической преемственности культуры, возрождению традиций, допустимости множественности стилистических проявлений.

 

Принцип соучастия жителей нашел яркое выражение в здании общежития студентов медицинского факультета католического университета в Левене (Бельгия, арх. Люсьен Кроль, 1968-1972 гг.). Здание является ярким примером отражения популистских идей молодежного движения, охватившего Запад в конце 1960-х годов.В основу конструктивного решения был положен каркас, который не подчинялся повторяющейся модульной решетке для достижения свободы размещения комнат. Стабильный каркас затем заполнялся фасадными элементами из разных материалов, окрашенных в разные цвета по выбору студентов. Это придало фасадам здания спонтанный и хаотичный характер.

 

 

Выделяют шесть направлений постмодернизма:

1.Историзм — это направление характерно тем, что появляются «здания-копии». В постмодернистской архитектуре стала распространенной имитация исторических прообразов и прямое их цитирование.

Музей Поля Гетти в Малибу

1975-1977 гг. Арх. Р.Лэнгдон, Э.Уилсон. Точно, до мелочей, воспроизводятся как планировка, так и формы античной виллы, перенесенные в современность, которые лишают ее индивидуальности и выглядят театральными декорациями.

2.Частичный историзм (полуисторизм) — направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизведение того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.019 с.