Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

2017-05-14 539
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет»

  Принята Ученым советом факультета __________________ ПГГПУ   Протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.   Председатель Ученого совета факультета ______________/ Дубась Г.И.

 

 

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

выпускников направления подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование»

Профиль «Биология и химия»

 

 

Пермь 2016

пгГпу

Авторы-составители:

Доктор фармацевтических наук, профессор Козьминых Елена Николаевна,

ассистент Голуб Елена Ефимовна

 

Рецензенты:

Доктор химических наук, профессор Козьминых Владислав Олегович

Программа итоговой государственной аттестации является частью основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Биология и химия».

Настоящая Программа включает программы государственных экзаменов и требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и (или) защиты выпускных квалификационных работ.

 

Согласовано: Учебно-методическое управление: «20» ноября 2013 г. Начальник УМУ __________________ Зеленина Н.Ю. Рекомендовано Кафедрой___________________________________ Протокол № ___ от «__» _________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________ _______ФИО________  

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан естественнонаучного факультета __________________/ Дубась Г.И.

 

Директор библиотеки Подгорных Г.М.

Содержание

1. Общая характеристика программы ИГА  
1.1. Назначение и область применения программы ИГА  
1.2. Документы, на основании которых разработана программа ИГА  
1.3. Требования к ИГА  
1.3.1. Общие положения  
1.3.2. Формы ИГА  
1.3.3. Место ИГА в структуре ООП, общий объем времени, сроки на подготовку и проведение  
1.4. Правила пересмотра и внесения изменений в программу ИГА  
1.5. Правила размещения, хранения и организации доступа к программе ИГА  
   
2. Программа государственного экзамена  
2.1. Общие требования к государственному экзамену  
2.2. Порядок подготовки к сдаче и сдача государственного экзамена  
2.3. Методические рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену  
2.3.1. Содержание государственного экзамена  
2.3.2. Принципы и правила формирования содержания экзаменационных вопросов/заданий и составления билетов  
2.3.3. Требования к ответу/выполнению задания  
2.3.4. Учебно-методическое обеспечение государственного экзамена  
2.4. Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника по итогам государственного экзамена  
   
3. Программа подготовки к процедуре защиты и проведения защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)  
3.1. Общие требования к ВКР  
3.2. Порядок подготовки к процедуре защиты и проведения защиты ВКР  
3.3. Методические рекомендации обучающимся по подготовке к процедуре защиты и проведения защиты ВКР  
3.3.1. Виды и формы научных исследований  
3.3.2 Рекомендуемая тематика ВКР  
3.3.3. Требования к структуре ВКР  
3.3.4. Требования к оформлению ВКР  
3.4. Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника по итогам защиты ВКР  
3.3.5. Требования к докладу  
Приложения  

Общая характеристика программы ИГА

Документы, на основании которых разработана

Программа ИГА

1. Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Биология и химия».

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №1367;

4. Порядок проведения итоговой государственной аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 года №636;

5. Положение о порядке проведения итоговой государственной аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам магистратуры ПГГПУ (далее, Положение о порядке ГИА ПГГПУ).

6. Положение о выпускной квалификационной работе ПГГПУ;

7. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Биология и химия»,;

8. Учебный план по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Биология и химия»;

9. Календарный учебный график.

 

Требования к ИГА

Общие положения

Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом освоения имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

Целью итоговой государственной аттестации являетсяопределение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование».

Общие требования к проведению ИГА, требования, предъявляемые к обучающимся и лицам, привлекаемым к итоговой государственной аттестации, условия, создаваемые в ПГГПУ для проведения ИГА (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья) регулируются разделами 6, 11 Положения о порядке ИГА ПГГПУ.

Итоговая государственная аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями. Требования к функциям, срокам формирования и составу экзаменационных комиссий регулируются разделом 8 Положения о порядке ГИА ПГГПУ.

 

Формы ИГА

Итоговая государственная аттестация обучающихся проводится в форме государственных аттестационных испытаний:

- государственного экзамена (включая подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена);

- защиты выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).

Государственные аттестационные испытания не могут быть заменены оценкой качества освоения ООП на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

 

Обмен белков

Распад белков по пути гидролиза (частичный и полный гидролиз). Характеристика ферментов (протеиназы и их специфичность; пептидазы). Метаболизм аминокислот. Преобразование аминокислот по амино- и карбоксильной группам, по радикалу. Характеристика ферментов. Обмен аминокислот как источник возникновения биологически активных соединений (биогенных аминов, нейрорегуляторов, некоторых гормонов, витаминов). Конечные продукты распада аминокислот. Пути связывания аммиака в организме. Механизм биосинтеза мочевины (орнитиновый цикл) и его энергетическое обеспечение. Пути образования аминокислот в природе и их соотношение у различных классов организмов. Первичные и вторичные пути биосинтеза (первичные и вторичные аминокислоты). Заменимые, полузаменимые и незаменимые аминокислоты.

Матричный путь биосинтеза белков. Роль различных молекул в обеспечении точности воспроизведения первичной структуры белков, определенной видовой специфичности (ДНК, м-РНК, т-РНК, р-РНК).

Генетический код и его свойства: квазидуплетность (У.Лагерквист), вырожденность, непрерывность, неперекрываемость, универсальность. Биологический смысл квазидуплетности, вырожденности, универсальности кода. Исключения (перекрываемость кода, отклонения кода от универсальности).

Подготовительный этап трансляции – рекогниция (узнавание). Локализация процесса ферментативного активирования аминокислот и переноса их на свои т-РНК (М.Хогленд). Характеристика аминоацил-т-РНК-синтетаз (АРСаз, или кодаз). Экспериментальные доказательства адапторной гипотезы т-РНК в синтезе белка (Ф.Шапевилль).

Трансляция как процесс декодирования м-РНК, локализация, условия. Особенности трансляции у про- и эукариот. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Роль ферментов и белковых факторов инициации, элонгации и терминации. Матричный (комплементарный) механизм биосинтеза белка; строение и динамическая модель работы рибосом. Механизм транспептидирования. Полисома и её биологический смысл.

Роль ферментов и белковых факторов в обеспечении точности трансляции. Энергетическое обеспечение трансляции.

Классификация процессов биологического окисления. Биологическое окисление и его сопряжение с фосфорилированием. Возможные механизмы биосинтеза АТФ.

Субстратное фосфорилирование (локализация, ферменты, сущность). Окислительное фосфорилирование на уровне электронотранспортной дыхательной цепи ферментов (ЭТЦ). Дыхательная цепь ферментов, осуществляющих сопряженное окисление с фосфорилированием АТФ. Шкала редокспотенциалов компонентов ЭТЦ. Роль мембранного потенциала митохондрий. Хемиосмотическая теория механизма окислительного фосфорилирования на уровне ЭТЦ (П.Митчелл, В.П.Скулачев). Свободное окисление и его разновидности (сущность, локализация, ферменты). Пероксисомы и системы микросомального окисления, свойства и роль цитохрома Р-450. Механизм действия моно- и диоксигеназ. Биологическая роль процессов свободного окисления на мембранах эндоплазматической сети клеток печени. Механизм свободного окисления с участием дегидрогеназ наружной мембраны митохондрий и его биологическое значение.

Структура полисахаридов (крахмал, гликоген, клетчатка) и их биологическая роль. Пути распада поли-, олиго- и дисахаридов (гидролиз и фосфоролиз). Ступенчатый гидролиз крахмала с участием природных амилаз, строение и механизм гидролиза с их участием. Фосфоролиз как ступенчатый путь распада крахмала и гликогена с участием фосфорилазы. Строение фосфорилаз и механизм фосфоролиза. Гормональная регуляция фосфоролиза, роль ц-АМФ в передаче гормонального сигнала клеточным фрагментам.

Метаболизм моносахаридов. Пути распада глюкозо-6-фосфата и ключевые метаболиты (дихотомический и апотомический). Соотношение этих путей распада у животных организмов. Дихотомический путь распада и его биологическая роль. Ключевые позиции пирувата в дихотомическом пути распада. Обмен пирувата в анаэробных условиях (гликолиз, гликогенолиз, спиртовое брожение) и его биоэнергетика.

Обмен пирувата в аэробных условиях по пути дыхания. Цикл Кребса и его энергетика. Биоэнергетика полного окисления глюкозы по пути дыхания и его эффективность. Аллостерические регуляторные механизмы дыхания. Апотомический путь распада глюкозо-6-фосфата (пентозофосфатный цикл) и его биологическое значение. Окислительный и неокислительный этапы ПФЦ и ключевая роль рибулозо-5-фосфата.

Механизм биосинтеза глюкозы у животных организмов, его особенности и энергетическое обеспечение (глюконеогенез). Аллостерические регуляторные механизмы глюконеогенеза. Биосинтез ди-, олиго- и полисахаридов путем реакций трансгликозилирования. Сопряжение образования гликозидных связей с распадом связей в донорах гликозильных остатков. Характеристика ферментов, особая роль НДФ-сахаров. Биосинтез гликогена и гормональная регуляция гликогенсинтазы, роль ц-АМФ.

Общая характеристика липидов. Классификация по строению: простые (триацилглицерины, воски и стериды), сложные (фосфо- и гликолипиды, сульфолипиды). Химический состав, локализация в клетках и биологическая роль простых и сложных липидов у разных организмов. Роль липидов в построении биологических мембран. Катаболизм липидов. Ступенчатый распад триацилглицеринов по пути гидролиза с участием липаз. Гормональная регуляция активности липаз при участии ц-АМФ. Гормональные нарушения липидного обмена. Конечные продукты распада. Обмен глицерина и биоэнергетика его полного окисления в аэробных условиях. Распад высших жирных кислот (ВЖК) по пути β-окисления и его биоэнергетика. Биоэнергетика полного окисления ВЖК и триацилглицеринов. Механизм α-окисления ВЖК. Соотношение α- и β- окисления ВЖК в животном и растительном мире. Пути распада фосфолипидов. Характеристика специфичности действия фосфолипаз (А1, А2, С, Д,В).

Биосинтез липидов. Биосинтез высших жирных кислот. Механизм биосинтеза пальмитата с участием синтетазы ВЖК (Ф. Линен). Регуляторные механизмы биосинтеза на метаболитном уровне. Энергетическое обеспечение биосинтеза. Биосинтез ВЖК (непредельных и предельных состава С16,18,20), из пальмитата как предшественника, локализация и ферменты. Независимые ВЖК у животных организмов и их биологическая роль. Простагландины и их функции. Биосинтез триацилглицеринов путем реакций трансацилирования. Пути биосинтеза (фосфатидный и β-моноглицеридный). Сравнение энергетических затрат и эффективности. Механизм биосинтеза фосфолипидов фосфатидным путем (α-лецитин). Роль ЦДФ-холина.

Номенклатура и классификация гормонов (стероидные, пептидные, прочие). Строение, свойства и функциональная активность. Механизм действия пептидных и стероидных гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ. Практическое использование гормонов (медицина, животноводство, растениеводство, в качестве инсектицидов).

Интеграция процессов обмена веществ. Общие положения о взаимосвязи обменов веществ в организме (белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов). Роль ключевых метаболитов в обеспечении взаимосвязи между определенными классами органических соединений животных организмов (ПВК, ацетил-КоА, ФГА, ФГК, α-кетоглутарат, оксалоацетат). Опосредованные формы взаимосвязи.

6.«Теория и методика обучения химии»

Методика обучения химии как педагогическая интегративная наука. Е

Проблематика методики обучения химии. История развития методики обучения химии.

Методология обучения химии. Теория познания в науке и обучении. Методы педагогического исследования в методике обучения химии.

Дидактика как целостная теория обучения и как структурный компонент методики обучения химии. Закономерности и принципы обучения.

Основные психолого-дидактические теории и их воплощение в обучении химии.

Роль и место психологических знаний в структуре методики обучения химии. Психология индивидуального подхода к учащимся. Психология возраста.

Психологические закономерности и механизмы обучения. Психологическая сущность и структура учения. Мотивация учебной деятельности учащихся. Психология способностей. Учет соотношения памяти и мышления, а также эмоционально-волевой сферы личности учащихся в процессе учения. Речь в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учащихся в процессе обучения.

Функции учителя химии в учебно-воспитательном процессе.

Содержание и построение курса методики обучения химии. Основные учебные пособия по курсу.

Химическое образование как важный компонент культуры. Роль химии в системе естественнонаучных дисциплин. Дидактическая модель обучения химии. Структурные и функциональные компоненты системы «Химическое образование». Химическое образование как целостность процессов обучения, воспитания и развития учащихся.

Классификация целей химического образования.

Система мировоззренческих идей школьного курса химии. Роль связей химии с другими предметами в формировании химической и естественнонаучной картины мира.

Содержание химического образования. Формирование содержания школьного курса химии и требования к нему. Основные компоненты химического содержания. Программа по химии для средней школы как нормативный документ. Государственный образовательный стандарт по химии. Структура современного предметного содержания школьного курса химии. Дидактические единицы в структуре содержания курса.

Теоретические системы понятий школьного курса химии. Психолого-педагогические принципы формирования химических понятий.

Связь методов обучения с целями и содержанием химического образования. Понятия «методы химического образования» и «методы обучения химии». Классификация методов химического образования. Химический эксперимент как специфический метод и средство обучения химии. Решение химических задач как специфический метод обучения химии.

Проблемное обучение химии как средство развития учащихся. Особенности развивающего урока химии по сравнению с традиционным уроком.

Понятие о системе средств обучения химии и учебном оборудовании. Химический кабинет средней школы как необходимое условие для полноценного обучения химии.

Особенности использования опорных сигналов и опорных конспектов по химии.

Учебник химии как обучающая система. Рабочие тетради по химии с печатной основой как интерактивные учебные пособия. процесса.

Технические средства обучения, их виды и разновидности: меловая доска, кодоскоп (графопроектор), диапроектор, кинопроектор, эпидиаскоп, компьютер, интерактивная доска видео- и звуковоспроизводящая аппаратура.

Химический язык как предмет изучения химии, а также метод и средство формирования теоретических понятий.

Понятия «организация» и «управление». Система форм обучения химии: урок, лекция, семинарское занятие, практическая и лабораторная работа, самостоятельная работа, внеаудиторная и “домашняя” работа.

Урок в средней школе, его структура и организация. Подготовка учителя к уроку. Техника и методика составления плана и конспекта урока химии и работа над ними. Моделирование урока. Проведение урока. Анализ урока химии. Схема анализа урока в зависимости от его типа.

Активные формы организации учебной деятельности учащихся. Внеклассная работа по химии. Экскурсии. Кружки по химии. Школьные химические олимпиады, химические конференции и иные виды внеклассной работы, методика их проведения.

Понятие «качество химического образования». Интегративная методика анализа

качества химического образования. Цели, задачи и значение контроля результатов обучения химии. Формы контроля. Пути совершенствования методики контроля результатов обучения.

Периодический закон и теория строения атома как научные основы школьного курса химии. Формирование и развитие понятия о Периодической системе как форме выражения Периодического закона. Развитие представлений учащихся о Периодическом законе в заключительном курсе химии.

Структура системы понятий о веществе, её основные компоненты. Раскрытие зависимости свойств веществ от их строения на разных уровнях организации материи.

Структура системы понятий о химическом элементе, её основные компоненты.

Общая характеристика неметаллов. Характеристика галогенов на основе Периодического закона и теории строения вещества. Общая характеристика халькогенов. Система уроков по изучению азота и фосфора и их соединений и особенности их проведения. Общая характеристика элементов главной подгруппы IV группы. Развитие представлений учащихся о неметаллах в заключительном курсе химии.

Общие методические подходы к изучению металлов. Характеристика щелочных и щёлочно-земельных металлов на основе Обобщение и развитие знаний учащихся о металлах.

Методика формирования понятий о важнейших классах неорганических соединений. Классификация неорганических веществ по составу и свойствам.

Структура содержания понятия «химическая реакция», её компоненты. Место и значение учебного материала о растворах в школьном курсе химии. Этапы формирования понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе химии. Демонстрация опытов с использованием электроприборов. Техника и методика химического эксперимента при изучении электролиза. Реализация межпредметных связей химии и физики при формировании системы электрохимических понятий.

Образовательно- воспитательные задачи курса органической химии.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Вопросы экологического, экономического, эстетического и др. направлений воспитания при изучении химии. Мировоззренческие, философские, методологические и логические знания, вводимые в курс химии. Межпредметные связи курсов химии, физики, математики, биологии, геологии, географии и других фундаментальных наук. Связь химии с науками гуманитарного цикла.. Методика осуществления межпредметных связей через содержание и методы обучения.

Место химии в профориентации школьников. Связь содержания химического образования с техническим, технологическим развитием общества. Вопросы бытовой химии в химическом образовании. Вопросы преподавания химической технологии в школе. Экологоориентированное образование. Регионализация. Экология в курсе химии.

Элективные курсы. Различие между факультативными и элективными курсами.

Учебно-проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как способ обучению химии.

Концепции, новые образовательные парадигмы и основные направления модернизации химического образования. Химическое образование в современной средней школе: состояние и перспективы его дальнейшего развития. Современные технологии обучения химии.

Педагогический эксперимент как средство определения эффективности методических нововведений.

Требования к ответу на теоретический вопрос

Требования к ответу на практический вопрос

итогового государственного экзамена

При ответе на вопрос, студенты должны представить устный ответ на поставленное задание

На ответ по практической части отводится до 10 минут

План ответа на практическое задание:

Для ответа на практическое задание выпускник может ориентироваться на следующий план

1. Выберите авторское УМК

2. Определить место темы в учебном предмете:

a) в каком классе изучается;

b) после каких тем;

c) примерное количество уроков.

3. Определить предметные результаты темы в виде

a) вводимых и развиваемых в данной теме понятий, законов, теорий;

b) формируемых предметных умений.

4. Определить метапредметные результаты в формируемых универсальных учебных действиях:

a) познавательных:

· общеучебных

· логических

· постановки и решения проблемы

b) коммуникативных

c) регулятивных

5. Определить личностные результаты в формируемых универсальных учебных действиях:

a) личностных

6. Определить межпредметные и внутрипредметные связи темы:

a) межпредметные понятия и понятия других тем предмета химии необходимые для изучения предлагаемой темы

b) для формирования каких понятий в химии и других предметах влияет данное понятие

7. Определить типичные затруднения и ошибки учащихся при изучении темы и методы их решения

8. Предложить

a) методы формирования результатов, в том числе:

· химический эксперимент (Д, Л, П) перечислить названия

· игровые методы

· возможное проектирование, моделирование и исследование на уроках и внеурочной деятельности по предложенной теме

· возможные экскурсии или внеурочные мероприятия

· химические задачи

· знаково-символьные для систематизации знаний

b) пути формирования познавательного интереса учащихся при изучении темы (привести примеры)

c) систематизация и обобщение знаний и умений учащихся при изучении темы (привести примеры)

d) развитие творческих способностей учащихся при изучении темы (привести примеры конкретных творческих заданий)

e) проверки и контроля знаний и умений учащихся при изучении темы (привести примеры). Продумать характер их проведения (творческий или тренировочный): а) индивидуальные задания (сообщения, демонстрации опытов и т.д.); б) фронтально-групповые (изготовление альбомов, графиков и т. д.)

f) возможные творческие и тренировочные домашние задания по теме.

Учебно-методическое обеспечение

Государственного экзамена

Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные   Примечание
Неорганическая химия: в 3 т. Т. 3, кн. 1 Неорганическая химия: в 3 т. /под ред. Ю. Д. Третьякова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 352 с. Учеб. для студ. высш. учебных заведений
Аналитическая химия: в 3 т. Аналитическая химия: в 3 т. / под ред. Л. Н. Москвина. - М.: Академия, 2008. - 576 с. Учеб. для студ. высш. учебных заведений
Травень, В.Ф. Органическая химия Травень, В.Ф. Органическая химия / В.Ф. Травень. – М., 2005. – Т.1,2. Учеб. для студ. высш. учебных заведений.
Комов В. П. Биохимия: учебник для студентов вузов Комов В. П. Биохимия: учебник для студентов вузов / В.П. Комов, В. Н. Шведова. - М.: Дрофа, 2004. - 638 с. учебник для студентов вузов
О.С. Габриелян. Теория и методика обучения химии. О.С. Габриелян.Теория и методика обучения химии./Габриелян О.С., Сладков С.А., Остроумов И.Г., Краснова - М. Academia, 2009, 384с. (54(07)/Г-123) Учебное пособие для студентов и учителей
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.: – М.: Владос, 2000. – 336 с., (54(07)/Ч-499) Учеб. для студ. высш. учебных заведений.

Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные   Примечание
Глинка, Н.А. Общая химия: учебное пособие для вузов Глинка, Н.А. Общая химия: учебное пособие для вузов / Н.А. Глинка. – М.: Интеграл-пресс, 2004. – 728с. учебное пособие для вузов
Цитович И. К. Курс аналитической химии: учебник Цитович И. К. Курс аналитической химии: учебник / Цитович Игорь Константинович. - Изд. 10-е, стер. - СПб.: Лань, 2009. - 496 с. учебное пособие для вузов
Артеменко А. И. Органическая химия: учебное пособие для студентов нехимич. спец. вузов Артеменко А. И. Органическая химия: учебное пособие для студентов нехимич. спец. вузов / А. И. Артеменко - М.: Высш. шк., 2003. - 605 с. учебное пособие для студентов нехимич. спец. вузов
Проскурина И. К., Биохимия Проскурина И. К., Биохимия: учеб. пособие для студентов вузов / И. К. Проскурина - М.: Владос-Пресс, 2003. - 240 с. учеб. пособие для студентов вузов
Методика преподавания химии Методика преподавания химии. / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. 415с. (54(07)/К-892) Учебное пособие для студентов пединститутов
Мария С. Пак Теория и методика обучения химии: учебник для вузов с. Мария С. Пак Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с. Учебник предназначен для подготовки студентов-химиков бакалавриатов, магистратур, специалитетов педагогических вузов

Проведения защиты ВКР

Общие требования, регулирующие порядок подготовки к процедуре защиты и проведения защиты ВКР представлены в пункте 9.3 Положения о порядке ГИА ПГГПУ.

3.3. Методические рекомендации обучающимся

по подготовке к процедуре защиты и

Проведения защиты ВКР

Требования к структуре ВКР

Обязательными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

- Титульный лист

- Оглавление

- Введение

- Основная часть

- Заключение (включает основные выводы и практические рекомендации)

- Библиографический список

- Приложения

Объем ВКР может быть в пределах 40-80 страниц стандартного печатного текста (без приложений).

Титульный лист и оглавление

Титульный лист оформляется в соответствии с примером, приведенном в Приложении 1. На нем должны быть указаны:

- название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);

- название темы (посередине, в центре);

- фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), специальность/направление подготовки (с указанием кода);

- фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись руководителя;

- информация о допуске работы к защите с подписью заведующего кафедрой;

- город, год написания работы (внизу, в центре).

Оглавление включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела.

Пример оглавления приведен в Приложении 2.

Введение и его содержание

Во введении автор обосновывает тему исследования, кратко характеризуя современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, указывается актуальность и новизна работы, обосновывается необходимость ее проведения. Обозначаются цель, объект и предмет исследования. Исходя из исследовательских целей и предмета, формулируется рабочая гипотеза. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования, определяются методы их решения. Определяется теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов. Формы апробации.

В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы.

 

Основная часть

1. Содержание основной части состоит из двух-трех разделов и зависит от характера работы. В основной части должно быть представлено:

2. обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника;

3. раскрыто содержание выполненного исследования;

4. анализ и обобщение имеющегося материала автором ВКР (данному разделу должно быть уделено основное внимание).

5. Характер ВКР зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Он может быть накоплен в результате эксперимента, сравнительного анализа объектов, изучения и обобщения историко-научного материала и т.д. Например, в реферативных работах дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных – описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

6. Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь, глава может состоять из меньших подразделов – параграфов, а параграфы – из пунктов и т.д.

7. Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного предложения или нескольких, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным отступом.

8. Заголовки, приведенные в оглавлении, должны в точности (без сокращений и изменений формулировки) повторять заголовки разделов и подразделов. Заголовки оглавления (содержания), введения, глав основной части, заключения, библиографического списка, приложений образуют первую ступень, параграфов – вторую и т.д. Заголовки одинаковых ступеней располагают в оглавлении на одном уровне. Названия разделов и подразделов формулируются кратко и четко, в них следует отразить основное содержание соответствующего раздела. При этом в названиях параграфов не следует повторять то, что нашло отражение в названии главы.

Заключение

1. Заключение ВКР представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов, выводов исследования, построенных на анализе соотношения полученных результатов с общей целью и конкретными задачами исследования и имеющимися в соответствующей литературе положениями, данными, фактами.

2. Число выводов не должно быть большим, обычно оно определяется количеством поставленных задач, так как каждая задача должна быть определенным образом отражена в выводах.

3. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключался главный смысл работы, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием и его результатами, обозначить перспективы дальнейшей работы. В заключение уместно включить практические предложения и рекомендации, которые выходят за рамки основного текста ВКР.

Библиографический список

1. Библиографический список размещается после текста работы и предшествует приложениям. Библиографический список является обязательной составной частью выпускной квалификационной работы. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

2. Объем библиографического списка к ВКР не может быть менее 30 источников, при этом общие справочные издания (энциклопедии, словари и т.п.) не могут составлять более 10% от общего объема, учебники и учебные пособия также не могут составлять более 10% от общего объема библиографического списка. Исключение составляют работы, связанные с непосредственным анализом специфики содержания справочных и учебных изданий, например исторические или филологические работы. Рекомендуется до 2/3 библиографического списка представить публикациями, выполненными за последние 5 лет.

3. Представляется единый библиографический список к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

4. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи).

5. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему).

6. При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд и располагаются после русскоязычных. Затем все библиографические записи в списке последовательно нумеруются, представляя единую числовую последовательность русскоязычных и иностранных источников.

7. Библиографические сведения в списке оформляются по единым правилам в соответствии со стандартом библиографического опи


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.