Организация науки в Российской Федерации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация науки в Российской Федерации



Система наук условно делится на естественные, гуманитарные и технические. Они в свою очередь делятся на научные направления. Существует Номенклатуранаучных специальностей, в которой приведены все имеющиеся научные специальности, сгруппированные по научным направлениям, с шифрами, состоящими из трех пар арабских цифр. Например, направление физико-математические науки – 01.00.00, а специальность «Математический анализ» – 01.01.01. Направление Экономические науки – 08.00.00, специальность «Экономика и управление народным хозяйством» - 08.00.05 и т.д.

Как видно из схемы, представленной на рис.2., основной формой организации коллективной научной деятельности являются научно-исследовательские институты (НИИ).

 

Организация науки в России

 

Министерства, ведомства Российская Академия Наук Учреждения высшего профессионального образования
Научно-исследовательские институты Региональные Научные центры Университеты Академии Институты
Научно-исследовательские институты НИИ, факультеты НИИ, факультеты Факультеты
Лаборатории   Лаборатории   Лаборатории Лаборатории Лаборатории
Кафедры Кафедры Кафедры

Рис.2.

 

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России осуществляется через аспирантуру и докторантуру.

В России принята система присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук. Научным работникам, совмещающим исследовательскую деятельность с преподавательской работой, присуждаются ученые звания: доцент, профессор. Аттестацию научных кадров в РФ осуществляет Высший аттестационный комитет - ВАК России.

 

1.2. Научно-исследовательская работа студентов в СыктГУ

НИРС- научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена учебным планом по всем специальностям университета на весь период обучения. Образование через науку - этот принцип реализуется в процессе обучения студентов в СыктГУ.

НИРС предусматривается и в учебное время (включенная в учебные планы) и во внеучебной деятельности, дополняющая учебные планы и программы. Факультеты университета творчески подходят к этому процессу, поэтому на кафедрах используются разные формы работы. Главным и общим для всех остается обучение студентов основам научного поиска, исследовательской работы; привлечение студентов к научным исследованиям, которые проводятся на кафедрах университета. От курса к курсу сложность заданий постепенно возрастает.



НИРС в учебное время включает в себя обучение студентов:

* навыкам поиска информации (Где, в каких источниках и как получить нужную информацию; как работать с журналами и книгами; что такое реферативные журналы и как они могут облегчить подбор литературы по нужной тематике);

* основам библиографии (как правильно составить список использованной литературы);

* основам статистической обработки данных и математической обработки результатов;

* новым информационным технологиям(Как на службу исследователю привлечь персональный компьютер; какие программы и для чего можно использовать; знакомит с текстовыми редакторами и поисковыми системами; обучение студентов навыкам работы в глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ);

* особое внимание уделяется подготовке студентов по иностранным языкам,в том числезанятия по программе TOFLE;

* на естественных факультетах (физическом, химико-биологическом) студентов обучают технике проведения эксперимента;

* и, конечно, на всех факультетах - происходит глубокое изучение дисциплин специализации,по которым студентами сделан выбор.

Обучение проходит как в форме аудиторных занятий в виде лекций, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов; так и в виде внеаудиторных занятий:

* выполнение домашнего задания исследовательского, поискового характера;

* подготовка и написание рефератов по дисциплинам социально-гуманитарного модуля (география, философия, история, основы научных исследований и др.), курсовых и дипломной работы;

* решение исследовательских задач во время производственной и преддипломной практик: у историков, к примеру: музейной, археологической, этнографической; у филологов: археографической и фольклорной; у геологов - картографической, у экономистов - производственной и т.д.

Всего этого нет в расписании, но это имеется в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального обучения и запланировано учебным планом по каждой специальности.



НИРС во внеучебное время дополняет учебные планы и программы. На разных факультетах применяется свой набор различных форм и видов внеучебной работы:

1. Проведение научных и научно - практических студенческих конференций разного уровня:

- факультетских (в рамках Дней факультетов),

- внутривузовских (конференции на филологическом, финансово-экономическом факультетах, факультете управления, Фроловские научные чтения, Бабушкинские чтения, Налимовские чтения, и др.)

- межвузовских (в рамках города и региона)

- республиканских («Человек и окружающая среда», “Социальные проблемы глазами молодых”, «Молодые исследователи – Республике Коми», «Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе»)

- всероссийских (“Проблемы материальной и духовной культуры народов Европейского Северо-Востока и зарубежных стран”),
- международных (по проблемам финно-угроведения - IFUSCO).

2. Исследовательская работа по теме курсовой или дипломной работы.

3. Участие студентов в кафедральных госбюджетных, хоздоговорных научных исследованиях, в работе по грантам, в том числе и на условиях оплаты.

4. Участие в конкурсе грантов для молодых исследователей («Серебряная тайга», Международного фонда им.Гениха Белля, Конкурсного центра фундаментальных исследований при СПбГУ и др.)

5. Работа в студенческом бюро переводов, где студенты переводят тексты с иностранного языка на русский по специальности, которые затем используются в научной деятельности.

6. Работа в творческих группах по сбору и подготовке материала, списка литературы, проведения анкетирования, опроса, и т.д.

7. Организация стажировок студентов в другие вузы и научные центры, в том числе зарубежные в университеты Дании, Германии, США (Валдоста), Франции, Финляндии, Швеции и др.

8. Проведение олимпиад по отдельным предметам по курсам, факультетам: “История экономических учений”, “Основы права”, “Бухгалтерский учет”, “Финансы предприятий”, “Финансовый менеджмент” и др.

9. Участие студентов и аспирантов в международных проектах TEMPUS, INTAS, TACIS.

10. Организация работы научных студенческих кружков и клубов (Дельта, Дискуссионный клуб, кружки финского языка; современного коми языка; латинского и греческого языков и др.);

11. Организация и проведение конкурсов на лучшую НИР, переводчиков (финно-угорские языки);

12. Организация и проведение открытого чемпионата по программированию.

13. Для студентов факультетов, ориентированных на педагогическую профессию в целях стимуляции творческого подхода к преподаванию своей дисциплины - проведение конкурса педагогического мастерства; написание рефератов по педагогике; участие в работе педагогического отряда; создание программы летнего детского оздоровительного отдыха.

14. Организация и координация экологического движения:

- создание студенческих общественных организаций;

- участие в работе экологического летнего лагеря для школьников;

- участие в городских выставках по охране природы;

- выполнение студентами исследовательских работ по грантам Фонда «Серебрянная тайга» (филиал Всемирного Фонда Дикой природы (WWF)), Конкурсного центра фундаментального естествознания, и др.

15. Помощь кафедральным и факультетским методическим кабинетам в подготовке библиографических списков, подбору архивных и других материалов к учебным занятиям;

16. Организация студенческих научных лабораторий на кафедрах и студенческого научного общества на факультетах.

17. Работа в вузовском Фольклорном центре:

- сбор фольклорного материала во время экспедиций и практик;

- камеральная обработка материала;

- популяризация фольклора;

- создание и деятельность фольклорных ансамблей.

18. Организация компьютерного творчества студентов:

- создание в рамках центра новых информационных технологий студенческой ИНТЕРНЕТ - группы. Подготовка материалов для презентации факультетов, кафедр, подразделений на вузовском сервере в сети ИНТЕРНЕТ;

- помощь в подготовке учебных серверов факультетов и кафедр;

- проведение конкурсов и выставок компьютерных работ студентов.

Мероприятия системы НИРС в Сыктывкарском госуниверситете

1. Конкурс “На лучшую студенческую научную работу”.

1 этап - факультетский

2 этап - внутривузовский

3 этап - всероссийский

2. Внутривузовский конкурс “На лучшую организацию НИРС на факультете”

3. Традиционные факультетские студенческие научные конференции ко Дню факультета

4. Участие в региональной конференции и выставке “Молодые исследователи - РК” в рамках всероссийской научно-социальной программы “Шаг в будущее”

5. Участие в региональных и всероссийских научных студенческих и молодежных конференциях:

- Международная студенческая конференция (Новосибирск);

- Всероссийская «Молодые исследователи - региону» (Вологда)

- Межрегиональная «Актуальные проблемы биологии»,

- Коми Республиканская научная конференция молодых ученых;

- Региональная «Севергеоэкотех»

6. Назначение лучшим студентам именных специальных стипендий.

Организацией и координацией научно-исследовательской работы в СыктГУ занимается Совет НИРС под председательством проректора по научной работе, в который входят представители всех факультетов.

Основной задачей высших учебных заведений сегодня является подготовка специалистов, которым предстоит работать в ХХI веке. И оттого ответственней и серьезней задача вуза - наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, курсами, видами и формами занятий, которые бы позволили подготовить эрудированного, грамотного профессионала своего дела, которому по плечу решение любых проблем будущего тысячелетия.

Образовательный процесс сегодня представляет собой не только трансляцию информации, передачу знаний от преподавателя к студенту. Он направлен на формирование способности будущего специалиста самостоятельно ориентироваться в новых условиях; воспитание потребности в совершенствовании и пополнении своих знаний и умений; создании условий для развития профессионального творчества. Во многом эти глобальные задачи решает научно - исследовательская работа студентов, НИРС. В СыктГУ на протяжении более чем 30-летней истории его существования НИРС является одной из составляющих учебного процесса.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.