Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-13 | 844 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Сыктывкар 2004
УДК
Основы научных исследований: Уч.пос./ Сост. Яшина Л.А. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, Сыктывкар, 2004. ___с.
Учебное пособие по дисциплине «Основы научных исследований» предназначено для студентов средних и высших профессиональных учебных заведений. Оно знакомит студентов с основами организации научных исследований, основами научно-технической информации, поиска литературы; правилами оформления письменных научных работ и другими вопросами, связанными с первым исследовательским опытом студента.
Рекомендовано Министерством образования и высшей школы РК в качестве учебного пособия для студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация курса…………………………………………………………5
Примерный тематический план учебной дисциплины “Основы научных исследований”……………………………………………………………………………..6
Рабочая программа курса «Основы научных исследований»…………………7
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятие наука. Наука как производительная сила в современном обществе.
Организация науки в Российской Федерации……………………..…………………….8
1.2. Научно-исследовательская работа студентов в СыктГУ…………………. 12
1.3. Этапы проведения научного исследования. Методология научных
исследований. Методы научных исследований………………………………………..15
1.4. Закон об авторском праве и смежных правах. Охрана интеллектуальной собственности……………………………………………………………………………..21
ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
2.1. Информационная проработка темы. Основные источники информации…25
2.2. Государственная система НТИ. Сервис ИНТЕРНЕТ……………………….28
2.3. Информационный поиск: виды и методика проведения…………………...31
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. Основные виды нормативно-технической информации……………………32
3.2.Подготовка и оформление научного текста…………………………………34
3.2.1.Общие требования…………………………………………………...34
3.2.2. Оформление титульного листа…………………………………….. 35
3.2.3. Оформление содержания (оглавления)……………………………..36
3.2.4. Подготовка и оформление введения………………………………. 36
3.2.5. Подготовка теоретической части (литературного обзора)…………37
3.2.6. Подготовка и оформление основной части…………………………37
3.2.7. Подготовка и оформление заключения……………………………...38
3.2.8. Подготовка и оформление списка использованной литературы…..38
3.2.9. Оформление приложений…………………………………………….38
3.2.10. Оформление таблиц…………………………………………………39
3.2.11. Оформление иллюстративного материала…………………………40
3.2.12. Оформление библиографических ссылок, правила цитирования..41
3.2.13. Формулы в тексте……………………………………………………41
3.3. Требования к языку и стилю научного текста………………………………...42
3.4. Употребление сокращений в научных текстах………………………………..44
3.5. Использование числительных в научных текстах……………………………45
3.6. ГОСТ 7.1-84 “Библиографическое описание произведений печати” и
ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов ……………….46
4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИ НАУЧНОГО ТРУДА …………………………………49
Вопросы для самоконтроля по дисциплине “Основы научных исследований”……….. 56
Итоговый тест на знание материала курса «Основы научных исследований»…………57
Список использованной литературы………………………………………………………61
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………..62
Обращение к студенту - читателю
|
Будучи студентами и в будущем Вы не раз столкнетесь с разными видами исследовательской работы: написание курсовой, дипломной работы, может быть, диссертации, другая научная разработка. Этот небольшой по объему курс: 9 лекций и 8 практических занятий, призван дать Вам минимум тех знаний, которые помогут правильно сориентироваться и начать научную работу. В науке, как и в любой другой сфере деятельности, есть свои правила, законы, свои методы. Познакомиться с ними, освоить их Вам поможет дисциплина «Основы научных исследований».
Краткая аннотация курса
“Основы научных исследований”
Цель курса “Основы научных исследований” состоит в том, чтобы познакомить студентов со всеми этапами научного исследования, начиная от выбора темы и завершая обработкой рукописи.
В ходе практических занятий предполагается обучить студентов
- составлению структуры будущей научной работы: реферата, курсовой, дипломной;
- определению объекта и предмета исследования,
- правильному формулированию цели, постановки задач,
- грамотному подбору методов научного исследования, с помощью которых они будут решаться. Научить студентов методологии научного исследования.
Дисциплина «Основы научных исследований» направлена на то, чтобы научить студентов работать со вторичными изданиями, методике поиска релевантной информации, познакомить с соответствующими ГОСТами оформления текстовых документов.
В задачи курса входит также знакомство студентов с таким важным вопросом, как охрана интеллектуальной собственности, законом РФ об авторском праве и смежных правах.
Дисциплина «Основы научных исследований» состоит из следующих разделов:
- основы организации научных исследований,
- основы научно-технической информации,
- основы стандартизации,
- основы организации умственного труда.
Программой предусмотрено проведение девяти лекций, восьми практических занятий, двух письменных работ и зачета.
Большая часть курса отведена основам организации научных исследований. Этому разделу посвящено две лекции, которые знакомят с организацией науки в РФ, методологией научных исследований, теоретическими и эмпирическими методами, и одно практическое занятие, в ходе которого студентам необходимо выбрать тему исследования, сформулировать ее название, определить объект и предмет исследования, цель, задачи и методы, составить схему проведения научного исследования.
|
По второму разделу предусмотрены лекции об информационной проработке научно-исследовательской работы (НИР), основных источниках информации, о возможностях Всероссийских органов научно-технической информации. На практических занятиях студенты имеют возможность собрать информацию по интересующей теме исследования, освоив методику пользования вторичными изданиями ИНИОН и справочно-поисковым аппаратом.
В разделе Основы стандартизации предусмотрены занятия на основе действующих российских стандартов о правилах подготовки рукописи. Студентам предлагаются лекции и практические занятия о правилах оформления текстовых документов и составлению библиографии на произведения печати и электронные издания.
Раздел Основы организации умственного труда знакомит студентов с правильной организацией умственного вида деятельности, профилактикой переутомления, гигиеной умственного, в том числе научного труда.
Примерный тематический план учебной дисциплины
“Основы научных исследований”
Наименование темы | Количество часов на | |
Лекции | Семинары | |
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Организация научных исследований в РФ. НИРС | - | |
1.2. Этапы проведения научного исследования. Методология научного исследования. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования и постановка задач. Выдвижение гипотез. | ||
1.3. Методы научного исследования. | ||
1.4. Подготовка научного текста. | ||
1.5. Международное законодательство об авторском праве. Закон РФ об авторском праве и смежных правах. Охрана интеллектуальной собственности. | ||
2. ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 2.1. Информационная проработка темы. Государственная система НТИ. | ||
2.2. Информационный поиск: виды, методика проведения. Справочно-поисковый аппарат. Справочно-информационные фонды. | ||
3. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 3.1. Основные виды нормативно-технической документации. | ||
3.2. Оформление текстовых документов. 3.3. ГОСТы "Библиографическое описание произведений печати" и «Библиографическое описание электронных ресурсов». | ||
4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА | ||
ВСЕГО по дисциплине |
|
Рабочая программа курса «Основы научных исследований»
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. Основные виды нормативно-технической документации.
3.2. Оформление текстовых документов. Структура курсовой, дипломной работы. Оформление составных частей научного текста. Правила построения и оформления таблиц. Обработка рукописи. Структура, язык и стиль научного текста. Оформление иллюстраций. Формулы в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат, сокращений и аббревиатур в научном тексте.
3.3. ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание произведений печати" и ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Ускоренное развитие науки
На рассматриваемую закономерность развития науки обратил внимание В.И.Вернадский, великий ученый и мыслитель, который подчеркнул, что «ходу научной мысли свойственная определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов её замирания и периодов её усиления. Такой именно период усиления творчества мы наблюдаем в настоящее время. Характерными чертами ускоренного, интенсивного развития науки Вернадский В.И. считал
- «чрезвычайную быстроту научного творчества»;
- открытие нетронутых ранее научной мыслью полей исследования;
- созидательный, а не разрушительный характер научной работы;
- единство созидания нового и сохранение ранее достигнутого;
- «освещение» старого новым пониманием;
- создание нового на основе использования «переработанного до конца» старого [1, С.141-142.].
Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 5-7 лет (а иногда и в меньшие сроки).
В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количестве научных публикаций. Сегодня в этом огромную пользу оказывает ИНТЕРНЕТ, другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом происходит её сжатие, уплотнение с отсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования.
|
Методы научных исследований
Научное исследование может быть условно подразделено на три этапа:
1. Установочный этап
2. Собственно исследовательский этап
3. Этап обработки исследования
На установочном этапе происходит:
- выбор темы исследования,
- определение объекта и предмета исследования,
- постановка целей и задач исследования,
- выбор методов исследования.
На исследовательском этапе происходит информационная проработка темы, результатом которой являются: обзор литературы по теме исследования; сформированная картотека публикаций по теме, попутно собранная информация. Проводится эксперимент или теоретическая работа с получением собственных результатов исследований.
На этапе обработки исследований происходит подготовка и написание научного текста, которая складывается из:
- формирования замысла,
- отбора и подготовки материалов,
- группировки и систематизации материалов,
- обработки рукописи.
Результатом же всей этой большой, кропотливой работы является курсовая или дипломная работа.
Выбор темы происходит в соответствии с таким понятием как актуальность. Чаще всего для исследований выбирают тему, которая является актуальной, когда необходимость исследований вызвана:
- решением жизненно важных задач,
- построением концепции для решения какой-либо проблемы,
- исследованием конкретного направления на определенный период времени,
- исследованием деятельности конкретного предприятия по конкретному направлению деятельности.
В разные периоды времени разные темы были актуальными. Научные исследования определяются самой жизнью. Но есть и “вечные” темы. Например, поиск новых источников энергии, новые материалы, обладающие заданными свойствами, изучение человека и т.д.
Сегодня, когда экономика страны в кризисе, когда стремительно меняется ситуация и в политике, и в экономике, актуальность научных исследований также стремительно меняется.
В 1980-е гг. активно разрабатывались темы, связанные с введением хозрасчета. В начале 1990-х гг. исследовались темы, связанные с деятельностью коммерческих банков, приватизацией предприятий. В конце 1990-х гг. появляются темы, связанные с изучением деятельности бирж; операций с ценными бумагами и т.д.
Но что такое “новое”? Это - хорошо забытое старое. Поступательное спиралевидное движение вперед, но на более высоком уровне. Примером может служить новая экономическая политика, НЭП в 1920-е гг. в России и новая экономическая политика в 1990-е гг. уже в «новой» России.
Тематика научно-исследовательских работ (НИР) прикладного характера максимально приближена к повседневной жизни. Она решает сиюминутные задачи, в основном. Об этом можно судить уже по названиям («в новых условиях хозяйствования» или для конкретной отрасли или предприятия).
Теоретические исследования более долговечны.
При написании курсовой, дипломной или другой письменной работы в сжатом изложении в разделе “Актуальность темы” показывают, какие задачи стоят перед наукой и практикой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях; что (в самом общем конспективном изложении) уже сделано учеными, что осталось нераскрытым. На этой основе формируется противоречие. Как известно, противоречие (научное) – это важнейшая логическая форма развития познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.
На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием оборудования и т.д. Кроме того, наука не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, которые могут и не быть реализованы по разным причинам.
Вслед за проблемой, необходимо уяснить, что будет являться объектом и предметом исследования.
Объект в гносеологии (теории познания) - это то, что противостоитпознающему субъекту в его познавательной деятельности. Т.е. это та часть практики или научного знания (в случае теоретических, методологических исследований), с которыми исследователь имеет дело.
Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, проекция, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные с точки зрения исследователя признаки объекта.
Один и тот же объект может быть предметом разных исследований и даже научных направлений. Например, объект «человек» может исследоваться и физиологами, и психологами, и историками, и социологами и т.д. Но предмет этих исследований будет разным у разных специалистов. У физиолога предметом исследований будет, к примеру, состояние кровеносной системы человека; у психолога - психическое состояние человека в момент стресса и т.д.
Или такой объект исследований, как “банк“. Что может являться предметом исследований банка? Предметом могут быть валютные операции банка; кредитная политика банка; управление персоналом банка; операции с ценными бумагами и т.д.
Центральный момент занимаетформулировка цели исследования. Цель исследования - это то, что Вы в самом общем виде должны или намерены достигнуть в итоге работы. Для чего будет выполняться работа? Какой ожидается конечный результат?
Примерами формулировок цели могут быть следующие: разработать, обосновать, проанализировать, обобщить, выявить и т.д. При формулировке цели следует избегать слова “пути”.
Общее количество целей не должно быть более 2-3-х, чтобы не загромождать работу. Каждая из целей может быть представлена в виде задач, совокупность решения которых обеспечивает их реализацию. Проще говоря, постановка задач наглядно демонстрирует, что необходимо сделать исследователю, чтобы добиться поставленной цели?
Следующий шаг - построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, которое заключается в выдвижении гипотезы и последующей её экспериментальной, а иногда теоретической проверке. В результате гипотеза либо подтверждается, и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается и тогда строится новая гипотеза и т.д. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования. Хорошо бы иметь многокомпонентную гипотезу или так её построить, чтобы проверить несколько вариантов. И тогда в работе можно будет сказать, что то-то получилось и вот почему, а то-то не получилось, это допущение было ошибочным. Это придаст работе убедительность.
С помощью каких методов будут решаться поставленные задачи? На этот вопрос необходимо ответить, перечислив методы исследования.
Методология - это вся совокупность приемов исследования, включая методику, технику и разнообразные процедуры (операции) с данными.
Метод (греч. – methodos)– в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной фундаментальности теории, которая сжимается в метод. В свою очередь метод «расширяется в систему», т.е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, использования в практике.
Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется.
Любой метод, даже самый важный является лишь одним из многих факторов творческой деятельности человека, которая не ограничивается только логикой и методом. Творческая деятельность может включать в себя еще и другие факторы: силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т.д.
Методы исследования можно подразделить на методы теоретического и эмпирического исследования, фундаментальные и прикладные, количественные и качественные методы и т.д.
Каждый метод имеет три основных аспекта:
- объективно-содержательный,
- операциональный,
- праксеологический.
Первый аспект выражает обусловленность метода предметом исследования через теорию.
Операционный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта, его компетентности, способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод.
Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность, и т.д.
К числу характерных признаков научного метода относят объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность и т.д.
Гражданский кодекс РФ.
Раздел 2. Ст.6.
А.п. распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.)
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.)
- звуко- или -видеозаписи (механические, магнитные, цифровой, оптической и т.д.)
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино- теле-, видео-, или фотокадр и т.д.)
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.)
в др. формах.
4. А.п. не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Ст.10. Соавторство.
1. А.п. на произведение, созданное совместным творческим трудом 2-х или более лиц (соавторов), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
... Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Если произведение образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Ст.16. Имущественные права
1. Автору в отношение его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, а именно:
- право на воспроизведение
- право на распространение (распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.)
- право на импорт (импортировать произведение в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных а.п.)
- право на публичный показ
- право на перевод
- право на переработку
....
3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Рис.3.
Сервис ИНТЕРНЕТ
Информационные технологии признаются сегодня главным ресурсом планеты, они стали фактором мировой экономики и политики. Нельзя говорить об информации, не упоминая возможности глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ. Не покидая своего дома или офиса, Вы можете побывать в любой стране мира, любой библиотеке, любом хранилище информации.
ИНТЕРНЕТ - глобальная информационная система. Прекрасный пример конверсии, применения военных технологий в мирных целях, возникший из проекта Министерства обороны США, который назывался ARPANET. ИНТЕРНЕТ представляет всемирное объединение сетей, серверов и компьютеров. Средство общения в международной науке и образовании ИНТЕРНЕТ стремительно набирает приверженцев среди предпринимателей. Люди осваивают его ресурсы, а компании находят новые пути для рекламы и продажи своей продукции. В ИНТЕРНЕТ Вы найдете научную и общеобразовательную информацию, программное обеспечение, свежие новости из политической и спортивной жизни и т.д. Вы получите доступ к почте ИНТЕРНЕТ, к деловым сообщениям, каталогам и форумам, охватывающим все темы, какие Вы только можете себе представить. ИНТЕРНЕТ продолжает свое бурное развитие, поэтому очень важно научиться пользоваться его ресурсами. Через глобальную сеть ИНТЕРНЕТ доступны следующие основные виды сервиса:
- E-mail (Электронная почта) - один из наиболее распространенных сервисов ИНТЕРНЕТ, позволяющий отправить корреспонденцию по электронному адресу и просматривать полученные сообщения на компьютере. Вы можете послать сообщение в любую точку земного шара, причем оно будет доставлено практические мгновенно и почти бесплатно.
- World Wide Web (WWW, всемирная паутина) -большая информационная система, содержащая текстовые, графические, звуковые и видеофайлы. Сегодня WWW-серверы имеют сотни государственных, коммерческих и общественных организаций, предоставляющие самую разнообразную информацию.
- Файловые архивы FTP-серверов, где хранятся тексты художественных и технических книг, программы, графические и другие файлы. Интересующую информацию можно скопировать.
- Bulletin Board System (BBS, Электронные доски объявлений) - место накопления информации в электронной форме со свободным доступом абонентов к архивам системы. Электронные доски объявлений предоставляют возможность пользователям обмениваться между собой по сети файлами и сообщениями.
- Usenet (Телеконференции). Публично обсуждается свыше шести тысяч тем. Телеконференции позволяют нескольким пользователям обсудить общие проблемы и получить оперативную информацию. Пользователи размещают свое сообщение или статью. Узел связи, получив новое сообщение, передает его на другие узлы, с которыми он обменивается новостями.
- Mail Lists (Списки рассылки) - дают возможность получать электронные письма определенной тематики.
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Не счесть числа вещей и явлений, сущности которых мы пока себе не представляем. Многие из них мы знаем поверхностно, о многих же имеем неточное представление. В большой степени сказанное относится к слову «стандарт». «Стандартная вещь» - хорошо это или плохо? Попробуем в этом разобраться.
Мы привыкли к тому, что лампочка всегда легко вворачивается в патрон, а карандаш входит в отверстие точилки. Может ли быть иначе? Нет, пожалуй. Еще тысячи лет назад люди начали заботиться о том, чтобы самые разные вещи подходили друг к другу. К примеру, в течение тысячелетий человечество не знало ни одного сооружения, которое по грандиозности могло бы сравниться с памятником древнеегипетской культуры - пирамидой Хеопса в Гизе. Даже в наши дни её высота - 146,5 м, заставляет задуматься искушенного инженера-строителя. Но ещё больше изумляет «живучесть» пирамиды. Пирамида стоит пять тысяч лет. Как же удалось древним египтянам создать такое грандиозное сооружение, снабдить его таким невероятным запасом прочности? Разгадка в том, что египтяне использовали для строительства пирамид каменные блоки строго определенной формы и размеров. Причем эти блоки подгонялись так тщательно, что под них невозможно было просунуть даже иглу, а, между тем, вес каждого блока – около 30 тонн. Пирамида состояла из точно подогнанных блоков и была такой же несокрушимой, как монолитный камень. Именно эта несокрушимость и позволила простоять ей тысячелетия.
На Руси первым ввел стандарт Петр Великий. В 1694 г., начав подготовку к Азовскому походу, Петр 1 решил построить флот из 22 галер. Образец галеры был доставлен в п.Преображенское под Москвой. Там по нему сделали детали, по которым на верфи в Воронеже была собрана вся Азовская флотилия. Но на этом реформатор не остановился. Русская артиллерия состояла тогда из разнокалиберных орудий. Царь Петр решил делать орудия только трех образцов: гаубицы, мортиры, пушки. Их калибры также стали единообразными. Благодаря этому русская армия стала боеспособней.
Для нормального функционирования всех сфер нашей жизни установлен порядок, согласно которому государство обязывает каждое предприятие выпускать продукцию определенных свойств, качества, размеров. Товары и услуги должны удовлетворять условиям, указанным в государственном стандарте или ГОСТе.
Стандартизация - всенародное дело, т.к. практически каждый соприкасается со стандартизацией либо как потребитель стандартной продукции, либо как её изготовитель. Со стандартизацией мы сталкиваемся каждый день: письменность, календарь, система счета, денежные единицы, единицы меры и веса – все это её проявления.
Оформление титульного листа
Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на нём не проставляется. Какие сведения должны присутствовать на титульном листе:
- министерство (ведомство), к которому относится организация, в которой выполнена письменная работа;
- название организации, в которой выполнена письменная работа;
- название факультета, на котором учится выполнивший письменную работу;
- название кафедры, по которой выполнена письменная работа;
- название вида письменной работы (реферат, курсовая или дипломная работа);
- название работы, заголовок,
- при наличии - сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание);
- сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, номер группы);
- сведения о городе и годе, в которых выполнена письменная работа.
Пример титульного листа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Оформление содержания (оглавления)
Содержание приводится второй страницей. В нем отражаются все заголовки разделов, подразделов, пунктов, которые имеются в работе, с указанием страниц, с которой они начинаются.
Заголовки в содержании точно повторяют заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, другой последовательности, чем в тексте, не допускается. Заголовки одинаковой степени рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовок каждой последующей степени смещают на каждые 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Нумерация разделов делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер как своего пункта, так и номер раздела, подраздела, которому он подчинен (1.1.1., 1.2.1. и т.д.).
Пример содержания приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
3.2.4. Подготовка и оформление введения
Третьей страницей письменной работы помещается введение, в котором:
* обосновывается актуальность выбранной темы,
* формулируется объект и предмет исследования,
* приводятся цель и задачи исследования,
* указывается избранный метод (или методы) исследования,
* приводятся данные по источниковой базе исследования (по каким источникам написана работа; на каком конкретном материале она выполнена), структуре работы (сколько разделов в работе, перечень структурных элементов и обоснованность последовательности их расположения),
* сообщается, в чем теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Введение очень ответственная часть работы, т.к. оно ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы.
Актуальность - обязательное требование, в частности, к дипломным работам. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную и социальную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным, начинать ее издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной - двух страниц показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему нетрудно чётко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, сформулировать ее суть.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также постановке задач. При этом употребляются следующие глаголы: изучить, описать, установить, выявить, проанализировать и т.д.
Количество целей для курсовой и дипломной работы не должно быть более двух-трех. Каждая из целей может быть представлена в виде задач, совокупность решения которых обеспечивает их реализацию.
Формулировку задач следует тщательно обдумать так как именно описание их решения должно составить содержание основной части работы. Это важно еще и потому, что заголовки разделов, подразделов рождаются именно из формулировки задач.
Необходимо указать, что будет являться объектом и предметом исследования. Какие методы исследования использовались в работе.
3.2.5. Подготовка и оформление основной части
Основная часть начинается кратким литературным обзором. Первый (как правило, теоретический раздел) должен сообщить состояние разработки выбранной темы, и в итоге привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично). Обзор литературы должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение
- систематизировать источники,
- критические их рассматривать,
- выделять существенное,
- определить главное в современном состоянии изучаемой темы.
Материалы обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности и не обязательно только в хронологическом порядке их публикации.
Не следует:
- излагать всего, что Вам стало известно в результате знакомства с литературой и связано только косвенно с исследуемой темой,
- не найдя в доступной литературе необходимых сведений, брать на себя смелость утверждать, что Вам принадлежит первое слово в описании изучаемого явления. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного изучения источников информации и консультаций с научным руководителем.
При работе надосновной частью необходимо:
* использовать специальную терминологию,
* правила цитирования и приведения библиографических ссылок,
* правила оформления таблиц, иллюстративного материала, формул.
Использование специальных терминов должно быть обоснованнымиправильным. Необходимо, чтобы используемые термины соответствовали принятой терминологии на текущий момент, и в данном регионе. Главная задача научного текста в том, чтобы с его содержанием познакомились и поняли ход мыслей автора. Каждому малоизвестному или недостаточно понятному термину в тексте необходимо дать пояснение. Тем более это обязательно для всех вновь вводимых терминов. При работе над научным текстом полезно пользоваться словарями и энциклопедиями:
1. Словарь русского языка / В.Даль или С.И.Ожегов.
2. Словарь иностранных слов.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Философский словарь.
5. Логический словарь-справочник.
6. Словарь синонимов русского языка.
Делать ли заключения по отдельным разделам, подводя их итоги, полностью зависит от логики построения работы. Такие заключения связывают между собой отдельные разделы и облегчают восприятие.
Заголовки разделов, подразделов, пунктов:
* д олж
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!