Своеобразие диахронных историко литературных систем — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие диахронных историко литературных систем

2019-08-04 277
Своеобразие диахронных историко литературных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А где место хаоса?

Хаос возникает на всех ступеньках. Космос существует с хаосом вместе. Так движется все сущее. Хаос дает нам ощущение раскованности, свободы. Это освобождения от регламентации. И отсюда выброс стихийных сил и стихийной энергии, как природной, так и человеческой натуры.

В истории искусства известны целые периоды хаоса. Нам надо вглядеться в эстетическую природу хаоса.

Ерофеева Москва - Петрушки эстетическое воплощение хаоса. Две важных точки: Москва и вторая - Петушки. Перед нами не две географические точки, а два разных хронотопа и Петушки как хронотоп рая. И по контрасту, диаметрально противоположной точкой оказывается Москва, как воплощение хаоса. Хаос - никогда не может быть воплощением рая. Он антипод мироустройства. Он воцаряется тогда, когда у космоса пропадают энергенные установки.

 

2. Борьба м|ж космосом и хаосом может быть представлена как универсал формула глубинной сущности всех конфликтов. Всегда другая модель существует рядом, но в виде маргинальной тенденции. И оппозиция определяет фундаментальные принципы структурирования худ моделей мира, оппозиция определяет систему жанров.

Н. Л. Лейдерман: говорит о космографической и хаотическографической системой жанров.

 

Схема Н. Л. Лейдермана: (прил 3)

Античность - поздник эллинизм - 7 по 13 в средневековье - поздняя готика 13 -14 - ренесанс 15 - 16 возрождение - барокко 17-18 в - новыое время 18-19 - двадцатый век. Четко отмечены переходные и непереходные эпохи косографичные и хаосографичные системы. Античность, средневековье, возрождение - культурная эра. Там где шпили - переходные эпохи, стабильные и непереходные. Наше время это переходная эпоха, и все переходные эпохи хаографичны, не переходные космографичны.

 

                            какими жанровыми процессами характеризуются переходные и непер еходные эпохи. Какая система жанров, как себя в них чувствует человек?

 

05.11.2014 год

Несколько первых лекций выложены в интернете Н.Л. Лейдерман.

В России только предвозрождение. В каждой из культурной эр была своя жанровая система.

 

СВОЕОБРАЗИЕ ДИАХРОННЫХ ИСТОРИКО ЛИТЕРАТУРНЫХ СИСТЕМ

 

Каковы же функциональные черты в маштабах нового времени:

4 черты кот характеризуют культурное развиетие:

1. Каждая из культурных эр распологается в мвштабах нескольких столетий

2. Между мега циклами обнаруживаются зияния более краткие, чем эры. Захватывают одно столетие - это и есть переход эпохи

3. Чередование переходных эп и переходных эпох, носит системный характер.

4. ПО мере развитие цивилизаций смена культурных эр, убыстряется.

 

Или Слово о полку игореве держится на тех же самых основаниях, несет черты возрожденческие. Поход 1185 года князя игоря Северского. Поход не определяется вынужденностью, совершается. Чтобы славу себе сыскать, чтобы прославиться. Вседослав? Говорит, зачем ты опозорил мои седины? Рано тебе слву искать, поторопился ты и попал в плен. 5. В каждой определенной эре формируется свое представление о человеке и его месте. В античности человек гармоничен. Совершенен - это человек природный, обращается внимание на физические достоинства6 у женщин красота, у мужчин сила. СПособность женщин танцевать. Плавать, бегать. В средние века - идеал человека - это идеал человека раба божьего. Полная подчиненность связанных с законами соборности, церкви. Человек носитель идеала самоотречения от всех земных благ: храбрые воины христиане из воинских повестей: нашествие на русь батыя - особая самоотверженность. Таков рыцарский культ: Рыцарь Персеваль. В культуре ренессанса человек венец творения, он в центре мира, активная секуляризация. Обмершение, размывание секуляризации - определяет сущность лит процесса. Выкалупывания себя из человека как раба божьего. Человек титан, человек смертный. Процесс был кровавым микеланджио в подземелье анатомировал человеческое тело. Важным в человеке была собственная воля и она мыслилась в выражении божественного начала. Героинями данте, петрарки - стали земные женщины. Они обожествлялись. 6. Художник мыслящий космогонически стремится построить произведение как универсальный. Завершенный образ космоса. Данте, Петрарка - завершенный образ космомса, главная цель художника. Своеобразие жанровой тендениции: Главный принцип космографических моделей. Главная цель чтобы весь миропорядок мог вместить в произведение. Как все это захватить7 Космологиз - А.Ф. ЛОсев. Главная черта в искустве античности. Первый попытался набросать жанровые тенденции для каждой эпохи. В том числе и античности: ДЛя куждой культурной эры характерно создание крупных полотен - художественные космогонии - данте "бож комедия", т.к. Возвышается над всеми худ образцами. - античность Гомер и Гесиод "теагония" - средневековье библия - самая главная книга. - начало ренессанса Данте "Божест комедия" втор десятилетие 14 век -начало нового времени потерянный рай Мильтон 60-е годы 17 века. ВОзвышаются над всей литературой.   Н. Л. Лейдерман говорит о 2-х типах худ космогонии: -построен на непосредственном запечатлении - мы зрительно верим образ мироздания как гармонии. В античности шел мотреть драму заранее зная фабулу. Главным был катарсис сопереживания. Самое главное наглядная зримость и я могу входить в худ текст как в начало мироздания - жанровые ансамбли. Они живописуют мироздания с первых дней творения6 библия. Библия книга равная вселенной. Ощущение, что на ее составление ушли века и еррархия текстов - должно быть изучено.   Ю.М. ЛОтман Дворянская культура Цитата: толстой с богом, как 2 медвядя в берлоге.   ШЕдревицкий: все мы, живущие в ней, в суть как бы герои величайшего худ творения.И наши судьбы по своему раскрывают личайший сюжет и вплетены в композицию мира. Любая косогоническая система вплетает нас в систему мира.   Ансамблевость библии: входит несколько десятков книг. Систематизированы по жанрам и с учетом библии. 1-я книга книга бытия - повествования об истории создания богом мира. 2-я книга спасение еврее от уничтожения. 3 - ливит. 4- числа и 5 - целостный свод норм и правил, кот должен руководствоваться человек, чтобы жить в согласии с людьми. И чем круче эпоха, тем острее интересы библии. Далее идут учительные послания и пророческие книги - даны позновательные знания. Полнота видения мира вкл с помощью сказочных сюжето. Молитвам и любовной поэтике "Песнь песни". И логическим завершением становится новый завет. Собственно христос воплощает высший, церковный нравственный идеал. И новый завет. Это 4 части, завета. АНсамблевость свойственна не только библии, но и хроникам и сагам. Русским летописям, повесть временных лет. Найдем не только погодные записи, но и сказания, входят воинские повести, сюжеты. Огромное количество разнообразных жанровых вкроплений.   Ренессанс также начинается с худ космогонии. Данте. Но это тип наглядного впечатления. Реальность создающая эффект всемирности. И сама модель мироздания воплощается в поэме. Сюжет вымышлен, сюжет вымышлен. Данте подчиняет хаос, подчиняя законам космоса. Девять кругов упорядучивают хаос, еще в каждом круге воздается грешнку.   10.11.14 год. В среду первое практическое занятие по русской литературе. Ответы по практическим занятиям. 1-е практическое. Повесть в окопах сталинграда. Понять место этой вещи. Место военной прозы. Дается ведущие жилки, чччтобы согли оценить виток прозы.     12.11/14 год.

Субъектная организация-это

Сюжет это категория и как его рассматривать

Хронотоп в реалистическом понимании. Время и пространство не сканает. Пространственно временная организация постмодернистких текстов.

 

Данте - это образчик классического произведения, написанного в системе космографических координат. Пронизана потрясающей гармонией. Даже ад упорядочен, структурирован. У Данте 9 кругов ада и каждому кругу свои преступники соответствуют. У Данте символ упорядоченности одновременно преодоляющий хаос царит и в душе главного героя, псевдобиографического автора. Картину мироздания в целом отражает концепция ад - чистилище - рай. Только когда герой проходит по центрам мироздания он приобретает всезнание мира, образ вечного света. Божественный свет в произведении очень важен, переходит в ренессансную картину, и человек представлен впервые венцом творения. Человек есть воплощение духовности. Архитектоника божественной комедии - троичный принцип, терцины, количество глав 33 и общая конструкция 3 сферы мироздания: небо земля и преисподняя.

ДР произведения: экзамен вашими словами та или иная лит категория и Примеры! Наряду с Данте что еще отражает культурную эру ренессанса, какие еще жанры ведущие в античности и нов времени. Жанр героическая эпопея - была в каждую из культурных эр. И конструкция героической эпопеи героич эпопея создает иллюзию всемирности. Постижение античности начинаем с Иллиады. В средневековье рыцарский эпос - песнь о Роланде. А в наше возрождение Слово о полку игореве - героич эпопея.

Лихачев: каких бы событиях ни говорил древне русскй книжник он начнет о сотворении мира. О первых этапах сотворения.

Помимо героической эпопеи, интересен жанр Книги - это такой своеобразно развлекательно дидактический жанра представляющий сборник притч, анекдотов, афоризмов - имел узкийй круг людей. Н-р: книги притч Соломоновых, арабские книги Синбада. Книга связывала воедино разрозненные малые жанры, не отделялись сакральные таксты от развлекательных, объединялись нравоучительным пафосом. Являлась одним из притеч рыцарского романа. Но рыцарский роман нельзя выводить из романа античного, надо выводить из сборников.

 

Тема любви в рыцарском романе совершенно особая: это любовь в основном духовная. В центре обоготворение дамы сердца и осознание святости высокого чувства любви. Плотское полностью вытесняется платоническим. Важна категория куртуазности - это замещение изысканно светского утонченного, религиозно-культовым отношением к даме. Рыцарский роман по преимуществу называют куртуазным. И эволюционируя рыцарский роман сдвигался служению религиозной святыне - роман о свящщегнном граале, роман о парцефале. Г героем оказывается герой ищущий священный сосуд грааль.

 

Циклизация - это одна из особенностей жанровых процессов культурных эр. Эпоха ренессанса. Лирические циклы Петрарки. Говорили о новеллистических циклах Бокачче, о Шекспире истор хрониках. Тогда разработана поэтика циклообразования. Была частично разработана поэтика циклизации:

1. При циклизации были обнаружены сквозные сюжеты

2. Единый образ повествователя

3. Сделано пространственно-временные образы стягивались в единый виртуальный хронотоп.

Эти культурные эры в плане жанрооброзования подарила нам канон того или иного литератур явления - идеал норма эстетического отношения действительности. Героическая эпопея как идеал норма в антич одна, в ренесансе другая.

Канон - заданная Творцом система ценностей, именно этим каноном определяется жанр и стиль. Жанр по отношению к канону является способом воплощения канона. Жанр требует плотной сращенности со стилем. И подобная худ структура являетс носителем нормативности. Имеем дело с четкой циклизацией.

 

А когда распалась античность, средневековье, что случилось с ренессансом?

Т.е. Обратная сторона этих процессов. Она и проявляется в полной мере в переходные эпохи. Единственно, что всем присуще и конец обозначается кризисом предшествующей системы ценностей. Исчерпываются темы. Мельчают характеры, утрачивается маштабность.

 

НОВОЕ ВРЕМЯ

Метод, жанр и стиль, субъектная организация и сюжет как интегрирующий уровень жанра. Пространственно временная организация.

 

Для анализа жанра надо знать сюжет - это интегрирующий уровень любого худ произведения.

План нескольких лекций:

1. Историко-лит. процесс нового времени.

1. Понятие лит. направления как синхронной историко-лит. системы;

2. Метод, стиль, жанр как структурообразующие составляющее лит направления.

А) метод и его структур принципы.

Б) жанр (субъектная организация произведения, пространственно-временная организация, сюжет)

3. Стиль.

4. Цель изучения лит. направления.

А) понятие лит направления, механизм формирования системы жанров;

* классицизм как лит направление

* романтизм как лит направление

* реализм как лит направление;

 

Литература: Лейдерман Теория жанра. Ю.Н. Тынянов Ода как ораторский жанр. Ю.В. Манн поэтика русского романтизма. Вопросы поэтики и худ семантики. Теория лит т4 под ред Горева.

 

В новом времени как культурной эре выделяются стадии:

1. Эпоха классицизма примерно 1710 - 1810 г

2. Эпоха романтизма 1810 - 1840

3. Эпоха реализма 1840 - 1890 е годы.

 

Смена лит. эпох внутри культурных эр совершается эволюционно. А это значит сохраняется весь предшествующий духовный опыт.

Худ процессы в течении эпохи: отыскивать системы колеррирующие с диахронной. Такие синхронные лит направления. В диахронии это эпоха!!!!

 

Ученые спорят о сущности лит. направления как худ. системы.

Точка зрения Лейдермана (труды манна и Полякова), формирует на основе триады представление о лит направлении (метод, стиль, жанр). Отменять такую категорию как творческий метод большая ошибка. Замена на парадигму художественности, но это эквиваленты той же самой сути

 

1 практическое тирсо де малина маньеризм.

 

Собственно сама категория творческого метода утвердилась в 30е годы и была связана с тоталитарным дискурсом.

Лейдерман: ну мало чего приличного пытался присвоить тоталитарный дискурс.

 

Замена парадигмы художественности. Художественная онтология – худ. метод. На витке современного лит вновь восстанавливается в своих правах. И смысл этого закона как объективного закона худ творчества состоит в том, что невозможно без механизма. Термин творч. метод вновь восстанавливается в правах как объектив закон худ творчества. А смысл в том, что невозможно без механизма регуляции эстетических отношений между искусством и действительностью. Статьи Кагана и...

 

Структурные принципы творческого метода:

1. Принцип худ претворения действительности в худ реальность;

2. Принцип оценки действительности в сфере эстетического идеала. В романтизме один эстетич. идеал, в постмодернизме третий.

3. Принцип худ обобщения как перевода общего в индивидуальный.

 

Каждый из этих принципов своего рода канал связи, где на входе несиммеотизированная действительность, а на выходе художественная реальность.

 

На основании этих принципов формулируется худ мифология:

1. Классицистическая мифология

2. Романтическая

3. Реалистическая

4. Симвореалистическая.

Это мифологемы о человеке и мире. Свой "миф" о человеке в романтизме - человек видит мир – окруж. реальность ужасна, но есть вторая реальность, сознание устремлено к идеал сфере. В реализме человек детерминирован соц. обстоятельствами. модернизме человек способен творить субъективную картину мира. Этот фундаментальный закон носит название творческого метода или худ стратегии.

 

А как коррелириует с методом жанр и стиль?

Если творческий метод структурирует, то жанр и стиль структурирует внутреннюю организацию худ. целого, худ. произведение, его внутреннюю организацию.

 

Каждый из этих структур выполняет свою специфическую функцию.

Жанрвая структура - преображение всего худ материала в завершенный образ мира, назван сокращенной вселенной.

Стилевая структура обеспечивает эстетическую выразительность произведения. И там и тут есть своя мелодия, колорит, общий тон.

Иерархия законов методов, стиле и жанров в разных эпохах разная.

В ренессансе функцию основного метода познания выполнял канон. А в системах ненормативных принадлежал творческому методу.

Творческий метод, жанр и стиль главный треугольник!!!

 

На основе творческого метода в лит. нового времени формируется система, кот по мере развития превращается в лит. направление. На основе творч. метода и жанров стилей формируется определенная система и эти группа, система жанров и стилей заставляют вглядываться, искать соответствия, попытаться осмыслить их как некую систему: жанры классицизма, постмодернизма = лит. направление.

 

Литературное направление (Лейдерман) - это историко-литературная система большого масштаба структурно-организованная устойчивая отношениями между определенным творческим методом и соответствующими группами. (семьями, гнездами жанров и стилей, с которыми метод находится в избирательном сродстве).

Лит направление это отражение духовного освоения большой культурной эпохи. Н-р, реализм. Отражает эстетическое освоение этой эпохи. Проявляет себя в разных жанрах: роман, повесть, рассказ, Пришвин мелкие жанры. Также лирика, драма. Литературное направление эстетически осваивает огромную эпоху.

 

Суть или функция лит. направления состоит в последовательном эстетическом освоении целой эпохи духовного развития. Избирательное сродство между теми или иными методами, жанрами и стилями.

 

 ода лирическая автобиография (тема практического) любая семья жанров тяготеет к некому центру, у каждой эпохи есть главный жанр, и они в каждую эпоху разные. Этот жанр начинает собою окрашивать все другие жанры н-р образчик романтической поэмы. Лермонтов Демон. А романтизм вкл. и драмы романтические, вкл. в себя и повести и романтические новеллы, однако принцип поэмности начинает проникать во все другие жанры и потихонечку подчинять. И романтическая поэмность новеллы, оказывается налицо, как и романтическая драма.

 

Понятие лит. направление как и творч. метод становится время от времени под сомнение.

Маркович - демон Лермонтова велич. произведение, но это романтическая поэма в чистом виде.

Появились капитальные работы, где восстанавливаются понятия лит. направления - Гордеев?

Система Реализма

 

К жанровому воплощению антиконинанично. Проявлена подвижностью жанров и многообразию жанровых форм. Но есть некоторые важные ориентииры в определении реальзма как лит направления - Энгельс: реализм - предполагает помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типических характеров и типических обстоятельств, которые их окружают и заставляют действовать. Детерминированность человека обстаятельствами, кот окружают и заставляют действова

 

Л.Я. Гинзбург. Провела грань между реализмом и натурализмом как методом. Подчеркнула. Что эти вещи нельзя путать. Нет ничего общего с натуралистическим героем. МИр реалистической символики дефформацияю следует понимать не как сырую действит а как мир худ символики, питающейс традицией лишь в скртой виде (посмотреть в инете):

1. Реализм тоже деформирует действительность, он ее не копирует.

Метод реализма, не метод копирования, в основе лежит худ дефформация.

2. Худ деф проявяляется символикой. Опять символическое пространство. Огромное количество условных законов. Но особого рода реалистическая символика. Она пытается пойти на встречу некому правдоподобию.

3. В реализме как методе как изображен мир в отличие от класс и романтиз? Окружающий человека мир не декорум. По четко выписанным правилам. В реализме, этот мир отличен от романтизма. В романтизме мир представлен как местный калорит нр Мцыри лермонтов.

В реализме мир открывается как обстоятельство: как конкретные истрические условия. Мир как конкретно ситор условия, в кот ориентируется человек, так как он озабочен поиском смысла существования.

Впервые в реализме все принципы ориентируют творч энергию худ на то, чтобы понять и объяснить судьбу. И эта повернутость к человекку, индивид вслушивание, становится очень дорогим.

 

Жанр кот может объеснит тайны человеческого характера?

Лиддером в лит направлении реализма является роман. Также как лирич поэма для романтизма, драма для классицизма, потому что у романа:

1. Богатейшая история как у жанра;

2. Обладает максимальной подвижностью структуры;

 

А где место хаоса?

Хаос возникает на всех ступеньках. Космос существует с хаосом вместе. Так движется все сущее. Хаос дает нам ощущение раскованности, свободы. Это освобождения от регламентации. И отсюда выброс стихийных сил и стихийной энергии, как природной, так и человеческой натуры.

В истории искусства известны целые периоды хаоса. Нам надо вглядеться в эстетическую природу хаоса.

Ерофеева Москва - Петрушки эстетическое воплощение хаоса. Две важных точки: Москва и вторая - Петушки. Перед нами не две географические точки, а два разных хронотопа и Петушки как хронотоп рая. И по контрасту, диаметрально противоположной точкой оказывается Москва, как воплощение хаоса. Хаос - никогда не может быть воплощением рая. Он антипод мироустройства. Он воцаряется тогда, когда у космоса пропадают энергенные установки.

 

2. Борьба м|ж космосом и хаосом может быть представлена как универсал формула глубинной сущности всех конфликтов. Всегда другая модель существует рядом, но в виде маргинальной тенденции. И оппозиция определяет фундаментальные принципы структурирования худ моделей мира, оппозиция определяет систему жанров.

Н. Л. Лейдерман: говорит о космографической и хаотическографической системой жанров.

 

Схема Н. Л. Лейдермана: (прил 3)

Античность - поздник эллинизм - 7 по 13 в средневековье - поздняя готика 13 -14 - ренесанс 15 - 16 возрождение - барокко 17-18 в - новыое время 18-19 - двадцатый век. Четко отмечены переходные и непереходные эпохи косографичные и хаосографичные системы. Античность, средневековье, возрождение - культурная эра. Там где шпили - переходные эпохи, стабильные и непереходные. Наше время это переходная эпоха, и все переходные эпохи хаографичны, не переходные космографичны.

 

                            какими жанровыми процессами характеризуются переходные и непер еходные эпохи. Какая система жанров, как себя в них чувствует человек?

 

05.11.2014 год

Несколько первых лекций выложены в интернете Н.Л. Лейдерман.

В России только предвозрождение. В каждой из культурной эр была своя жанровая система.

 

СВОЕОБРАЗИЕ ДИАХРОННЫХ ИСТОРИКО ЛИТЕРАТУРНЫХ СИСТЕМ

 

Каковы же функциональные черты в маштабах нового времени:

4 черты кот характеризуют культурное развиетие:

1. Каждая из культурных эр распологается в мвштабах нескольких столетий

2. Между мега циклами обнаруживаются зияния более краткие, чем эры. Захватывают одно столетие - это и есть переход эпохи

3. Чередование переходных эп и переходных эпох, носит системный характер.

4. ПО мере развитие цивилизаций смена культурных эр, убыстряется.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.