Роман как ядро реалистического направления — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Роман как ядро реалистического направления

2019-08-04 302
Роман как ядро реалистического направления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Огромное количество исследований, посвященных роману 19 века.

НЛ. ЛЕйдерман обратился к работе Бахтина (составить план тезисный на экзамен) - Эпос и роман!

Она выполнена в жанре сравнения. Бвхтин сравнивает эпос и роман, позволяет отчеливо понять, что же есть роман. Более того Бахтин выделяет не так много пунктов (всего 4). Тезисы составляем, а не конспекты.:

1. Что является предметом эпопеи? - национал историческое прошлое

Предметом романа? - незавершенная, становящаяся современность.

2. Что яляется источником эпопеи? - служит национальное предание.

Что источник романа? - служит современность, ее познания и стремление предсказать будущее.

3. Что представляет категория времени в эпопеи? - мир эпопеи отделен от времени автора абсолютной эпической инстанцией. Автор описывает давно прошедшее из далека, он от этого времени отделен эпической дистанцией.

В романе: мир романа не замкнут, он раскрывается в становлении как процесс.  

4. Человек или образ главного героя в эпопеи и в романе? В эпопее: в эпосе человек завершен и закончен в героическом уровне. А в романе человек не завершен "или больше свое судьбы или меньше своей человечности".

Н.Лейдерман: в сущности Б охарактеризовал не просто эпос и роман, он охарактеризовал различия дореалистических и реалистического творческих методов. Особенности эти носят над жанровый характер, это общие факторы, кот влияют на все жанры и стиля. Конструктивные черты эпопеи присуще и остальным высоким жанрам как античности, так и высоким жанроам средневековья. А конструктив жанр романа проявляется во всех реалистических разновидностях. И они оъединяются б общим понятием: "романизация".

 

Бахтин говоря о романе обозначает некий конструктивный принцип формвы, кот осуществили в полной мере в союзе с реалистич твор методом. Реалисты раскрыли все потенциал возможности этого жанра. Роман оказался преобразован реалистич принципу пересоздания действительности.

И та взаимосвяь, кот отметил Энгельс стало конструктивным принципом реалистического романа.

 

И этот принцип, как конструктивный, делает этот жанр очень гибким, способным воплотить все разнообразие реаальной действительности и многгообразие отношений между миром и человека. И эта романизация стала объединять и другие жанры, как эпические, так и драматические.

 нр Платонов текст драматургический почти равен тексту романтическомую

Тоже самое происходит с лирикой. Нр тексты Ахматова - пишет краткие психологические романы. "я бежала перил не касаясь"

 

Принцип романизации перестраивает структуры др жанров на постижение закаономерностей социал-психологической действительности. Романизация повести и расказа осуществляется по 3 параметрам:

1. Отчетливо выраженныц диалогизм и полилоголизм слова повествователя, а порой и героя

2. Иным становится хронотоп. Нр Один день Ивана Денисовича - проработать субъектную организацию - вопрос на экзамене. Рассказ отчетливо романного типа, весь ужас Гулага собран в один день принцип "собранного дня". День изображен с раннего утра. С 6 утра и до глубокого вечера. Также пейзажная рама

3. Роман подверстал под себя новеллу или повесть. Тщательная разработка ассоциативного фона - подтекст или сверхътекст - на экзамене анализ. Ассоциативный фон, это те окна в мир. Кот связывают данное произведение с литературой разных стран, народов в том числе и с русской литературой. Любой текст перенасыщен теми реалиями, кот есть в культуре - аллюзийные отсылы, библейские слова, повтор традиции на сломе.

 

Романизация в лирике

Проявлена многосубъектностью. Лирические миры, очень часто отличны поэтическим многолосием, это и есть многосубъектность. Корман: диалогизм, кот Бахтин обнаружил в романном слове (пересечение зон повествователя и зон героя), может дейсивовать и в лирике, способствуя реалистическому взгляду на мир. Нр Бег Булгаков. Пять вечеров Володина - билет во втором вопросе!!! Вампилов - прошлым летом в чулимске

Когда один метод сходит с авансцеы и рождается новый метод, что происходит с жанровой системой в целом?

Вопромс о проблеме литературных течений. Как своеобразных подсистем в русле литературного направления.

 Новые романтические жанры возникают опираясь на традиц жанры классицизма. Нр романтическая ода, подтягивает к себе элегию и дружеское послание, а также лироэпический жанр как думу.

Жанровостилевые потоки, можем обозначить в лит ВОВ, лит 19 в. Натурал школа 40 ег, народ лит 70 г. Предсимволиская поэзия - Случевский ит.д

 

Выводы по романтическому методу: литературные направления релевантны в такой лит системе как лит эпоха. А лит течения, как павило соотносимы с лит этапами, через кот проходят лит направления, и если направление осваивает в определенной текличности, то течение осваеивает новую фазу в порстижении этой концепции личности, открывпет новые, еще не замеченные литературой и культурой грани.

 

                                      ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА КАК ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА

План:

1. Общая характеристика 20 века как переходной эпохи.

А) новое научное представление о мире - доп вопрос по теории литературы!

Б) ментальный взрыв, как разрушение всех устоев

2. Формирование нового типа культуры (модернистский тип или "хаологический" - Лейдерман)

А) формирование различных направлений и их характеристика

Б) Завоевание модернизма

В) другие тенденции (реалистическая ак тенденция, романтическая, просветительская и художественно дркументальная)

3. Своеобразие 20 в как истоки.. Система

4. Авангардизм как краткий вариант модернизма

5. Версия простоты и рождение новых литературных направлений.

 

Работы: питирим сорокин философская книга "Человек. Цивилизация. Общество".

Миловидов "поэтика натурализма"

И.П. Смирнов "Барокко и опыт поэтической культуры 20 века"

ГОльдщтейн говорит о неосентиментализме нач 20 годов. 30 г 20 века.

Кельдбшер?

 

1. Полет в космос, первый человек, спутник подготовленное Циолковским и Эндштейном "Теория относительности". Сахаров -...., теория ильи Пригожина - теория синергетики.с одной стороны все рухнуло, нравственная вертикаль поломана, а с другой стороны 20 век- век предощущений, предвестий, это век невиданных соростей во всем.

 

20 век как переходная эпоха. В маштабах большого времени и чтобы проверить подлинность, надо преминять параметры большого времени???

 

20 век. Глубже всех переходность сформулировал Пирим Сорокин "социокультурная динамика, кризис нашего времени". Рассматрел кризис изящных искусств, сдвиги в форме образ искусств, оценочный кризис.

 Однако подобного рода вещи имели место в других переходных эпохах:

- эпохи начинались с глобал кризиса, кот передают лицо всему времени. ЖИвопись, театр, хореография.

Культурный взрыв дал нам серебрянный век, поэзию 90-х 20в.

В области литературы: чем принципиально лирика символистов отличается от предшествующей лирики? - (на экзамене) - В. БРюсов в стих "творчество". - "всходят месяц прилазоревой луне?". Суть в том, что В. Соловьев, свн С.М. СОловьева, историк, назван предтечей символизма. И неоплатоническую концепцию подарил: женственность и идеальный мир, а наша земная жизнь только отблеск.

Совершается революция, главное здесь появляются такие стихи, в кот содержится попытка напрямую изобразить ничем не уловимый процесс творческого вдохновения: "тени созданных..колышатся во сне". Деформация действительности, кот приводит к деформации. Т.е. Происходят такие процессы, кот очень далеки от реалистического мироощущения. Они субъективны, их нельзя проверить. Перед нами область метафизического - достояние новых открытий.

 

В живописи - появление кубизма - Малевич, ломают всякое представление о кшассической живописно шклле

 

Архитектура - тамлин? Вращаюшееся здание комментерна?

 

В медицине и биологии Александр Богданов, кот ставил опыты на себе и погиб.

 

пирим сорокин глава статья... Кризиса законспектировать. - челове цивилизация - общество. В разные отрасли науки и ускусства проанализировал.

 

Мы говорим только о тех явлениях, кот определили не только культурный взрыв. Но придали мировому искусству другое лицо и в этом плане задались вопросом: "условия влзникновения серебрянного века?" - соотношение с историко-культурной ситуации.

 

1904-1905 год война с японией. Кот спровоцировала русскую революцию

1905-1907 г пространство спровоцированной революции.

Условия сплеска не важные.

ЭБштейн. Манифест нового века. Эта работа интерессна тем. Что в ней привиден каталог экстафакторов культурного взрыва. На виду с очевидными упадками распада, этот рубеж веков содержал в себе дух всяческих начал: дух открытий, предвозвестий. И Михал Эбштейн показан, что руюеж веков помечен всеми видами авангарда: и в политике, и в науке. И в технологиях. Масса изобретений и о фундаментальных научных открытиях. И эти экстранаучные факторы для понимания сущности эпохи.

- Сахаров. Открытия в области атомной энергетики. ЛЕонская речь: "теперь мы большинство физиков уверены. Что законы природы носят...а потому, что это вероятнастная трактовка. Заложена в самой природе вещей".

 

- энштейновская теория относительности

- илья Пригожин

 

Появилось онятие релетивной поэтики (релетивность - относительность). Рядом, в физике относительное знание. БАхти: литературоведение, невольно и очень быстро впитывает в себя фундаментальные открытия века. Бахтин, показал, что эти законы важны для литературоведения. Леоновская речь об неустойчивости и неопределенности, кот всегда были, но сейчас обнаружены в качестве самих законов природы.

 

И поэтому неустойчивость проявляется в нескольких фундамент открытиях физики: явление радиоактивности, открытие элементарных частиц, теория волновой теории света, теория относительности. - все это перетраиволо познание на реалитивистский лад. Наряду с этим. Революции, войны и на рубеже веков колличество переросло в качество, что и привело к ментальному взрыву, его результирующий момент точно сформулировал Фридрих Ницше "Бог умер" - рухнули все прежние устои. Жизнь бога - это нравствленная вертикаль - историческая преемственность, как родовая. Рухнула вера в бессмертие души, отсюда рухнула вера в смысл жизни. Рухнула вера в любой вариант возрений, обеспечивающих гармонию человека и мира. "эти сто лет, по густате и маштабу событий. Сравнимы с тысячелетичми"

 

Примечание: четкий хронологический процесс не совпадает по маштабу с тысячелетиями.

 

По мнению Лейдермана сознание в 20 в мечется между 2 полюсами: апокалиптичностью и революционизмом - обилие утопических проектов, обещавщих долгожданный рассвет.

апокалипсис совершается в пределах каждого погколения - Булгаков хорошо прочувствовал "мир погиб, сам того не ведая. Свита покидает Москву, охваченную огнем".

Идея апокалипсиса есть и у Платонова "Ефримный? Тракт - синее пламя мертвящее все пространство земного шара, столб голубого свечения". постапокалиптичность мира Замятин Мы"".

На другом поле утопическое строение.

 

Ментальный взрыв определил и новый тип культуры, напряженность полюсов дала нам модернистский тип культуры. Вкл в себя и модернизм. И авангард и постмодернизм. В нашей стране первые постмодернисткие произведеия относятся к 60м годам - В Ерофеев 68, А Битов пушкинский дом 70й год.

 

Новый тип культуры ориентируется не на выстеснение хаоса космосом а на модернизацию хаоса каосмосом. Хаос универсальная и неодолимая форма человческого бытия. В модернизме тношение с хаосом осознаются как основа и содержание искусства, на этой лснове и формируется различные направления модернистского искусства: 1. СИмволизм, кот дал два рукава акмеизм и футуризм. Футуризм тесно спаен с экспресионизмом. Наряду с авангардизмом сюрреализм, абсурдизм, постмодернизм. В разных курсах каждое из этих явлений изучалось и имеет свои законы.

Главное что объединяет: все отказываются от поиска гармонии в объективной реальности - это историческая реальность, это социальная реальность - всбудораженный и взорванный социум и третья - реальность природная.

 

Меняется в эьтих векторах художеств:

1) меняется этическая шщкола ценностей, отношение к человеку и место человека. Главное оказалась сдвинуто этическое начало традиционного, нармоничного космоса. "людей родных мне далеко страданье" "юноша бледный ныне даю я тебе три завета"

Сломана этическая матрица. Петр Сологуб: "утопленьем и могилой движет путь"-это собое состояние в самой варонкементального взрыва.

2) в литературу входит образ земного хаоса. Как трагическая беспросветность земной гармонии. В литературе: алексей ремизов крестовые сестры, Замятин Уездное, Окуровский цикл повестей М. Горького. КУприн Поединок. Ощущение хаоса как антологического качества вселенной, как бытийственное качество вселенной, получило подпитку в войне 1914 года - пер мировая и октябрьский переворот. Именно с этими событиями соотносим феномен худ воплощения, кот нашел выражения в эксперссионизме: ранний маяковсий, пять его поэм; Борис Пильня роман голый год - изображение революционного слома; евгени Замятин Пещера; Сигизмунд крыжановский рассказ "катастрофа".

3) появляются в литературе сюрреалистические фантасмагории. Или сюрреализм как определенное худ течение. БУлгаков Красная корона. Катаев Сер генри и черт, Андрей Платонов "Мусорный ветер", пьеса "четырнадцать крассных избушек". 

Мусор на ветер - рассказывает о коричневой чуме. Рассках переносят нас в германию, ведется от физика. Он вступает в противоборство с теми, кто ставит памятник Гитлера, он не просто попадает за стену, превращается в животное. Собственная жена не узнает его. Перед нами откровенный сюр, сверхъреалистичные картины.

Главное в сюрреализме - путем гротеска. Оказать сущность происходящего.

 

4) абсурдисткая поэтика. Связана с именами обэриутов: Заболоцкий и Хармс. Время и место можно было интерпритировать лишь в абсурдистской поэтике.

 

Этими всем была заложена мощная традиция, кот после полукевового запрета (метод соцеалистического реализма, как главный метод литературы до 60-х годов). Дала свои плоды: сыша Соколов (статьи в сборнике русская литература), Юрий мамлеев, нина садур, Виктор Ерофеев, Владимир сорокин.

 

Главное завоевание модернизма: по мнению лейдермана - главное завоевание стало то, что отталкиваясь от повседневности, модернизм придал миру статус высшей бытийственной реальности. Утвердил мир души, как важную и нужную самодостаточную реальность

 

Возникает вопрос, хаос подменил собой космос или нет?

Модернизм восторжествовал в 20 веке полностью и отсюда отсюда Кафка и явление Томаса манна, сага о форсайтах - реалистическая традиция. После кафки пруст, поток сознания, а с другой Эрих Мария Ремарк "Три товарища" - кига о потеренном поколении реалистическая традиция, солженицын, гроссман и т.д.

Романтическая традиция Паустовский, Григ, багрицкий, окуджава.

Просветительская традиция Пришвин, Заболоцкий, Зощенко, Шварц

ХУдожественно-докумунтальный метажанр. ГРанин Зубр. Л. Гинзбург повести.

 

Все это позволит охарактерезовать то новое. Кот стало воплощенным в историко литературных системах в 20 веке.

Историко лит система - это

 

Для 29 века характерно болеьше дробность и изменчивость ист лит систем. Кризис переживает реалистическо направление. Связан и маркируется руюежами:

1. 19-20 веков рубеж. Альфонсов этот руюеж проявленный творчеством бунина показал эту сложность: модернистсккое начало и реалистическое начало. Модернистских явлений не меньше чем реал

2. Начало 20х годов 20 века. В литературе 20 годов не хватало реализма, как худ стратегии для изображения того, что происходило в мире вцелом. Пильняк, Замятин -требовало абсурдитских. Эксперссионистских приемов. Не возможно адекватно выразить то, что предствавляла наша страна.

3. Кризис реализма 90х годов. Породил новый термин. Новый реализм - очень отличается от классического реализма. 

 

Другие направления были еще значительно меннее долговечны. Нр символизм просуществовал 20 лет. 1890-1910 г - расцвет и пик и "смерть". Менее продолжителен эксперссионизм вспышка связана с 1910 и 1920 ми годами. Господство экспрессионистических приемов письма.

Наряду со сложившимися направлениями сложились худ тенденции тяготеюшщие направлениям, но ими не становятся. Так, символизм - это направление, а кое какие тенденции направлением не сталли, но сохранились как худ интенция. Кот будут питать последующие лит течения и школы. Таким явлением оказался акмеизм.

 

Акмеизм мощно окрашивал творчество Бродского, акмеистичен Борис Рыжий.

 

Начало 20 века маркирована огромным колличеством акмеистических программ. Пролеткультом мощно захватившим литературу 20-х годов, большое количество деклараций. Все эти пощечины футуристов имели форму либо манифестов, либо деклараций. Много чего было сдесь, резолюции творческих ассоциаций: Рапп например. Это интелектуальные проекты огромного размаха. Важно: так или иначе что все они говорят о радикальной смене приоритетов, о создании нового языка искусства, ОБСЛУЖИВАЮТ ПРОГРАММЫ ПЕРЕДЕЛКИ МИРА. См Платонов Чевенгур. В конечном счете искусство 20 века идет грандиозный спор о сущностях, все участники ищат костяк, основу, остров человеческого бытия, ищут и не находят. Пытаются оздать новые мифологии и не могут это сделать. Поиск сщности не обходится без аппеляяции к старым архоических моделей мира - появлние вторичных, худ систем. Они занимают в плоскости всей культуры 20 века достаточно большое место, это когда оказываются в идеолог системах старые и новые системы: неоромантизм - Горький со своими романтическими рассказами, рассказы легенды, кот включают в себя дидактический элемент. Старуха Изергиль: контраст мд Ларой и Данте. Огромность дидактического элемента, это друго романтизм, наслающивайся на то, что было. таковы одесские рассказы Бабеля. Пьесы Евгения шварца. Второй структурой является сказочная. Интересен неосентиментализм, конец 30х годов Афеногенов, Паустовский, Фреерман. вбирает в себя особое напряжение и повышенное внимание к душевной жизни человек, сочетаемое с подчеркнутой социализацией произведений, с подчеркнутым влиянием к социуму. Удивит чувствительность, кот происхоит в конце 30-х годов. Это время абсолютной трагедии, страшное время. Социумное начало, новеллы Паустовского. Фреерман дикая собака Динго.

 

Н.Л. Лейдерман. Неосентиментальное начало в повести всеволода петрова...история одной любви. Опубликована в 2006 году написана в 45 году! Речь идет об войе, но любовь никуда не девается.

 

Самоя характерная тенденция - в помске синтеза между литературой и другими видами искусств. Нр мж прозой и поэзией, мж разными направлениями и течениями. Нр. Новая драма, перфомансы.

Эгодокумент - жанр дневников, воспоминаний. Писем.

А суть такого рода сочетания: 20 век тяготеет к тому, чтобы примирить хаографические и космографические тенденции. Показать в взаимодействии 2 разных вида культур. Нр: чехов и горький. и чехов и горький пытаются найти синтез между элитарной литературой и демократической литературой. Элитарная лит идущая от символизмов и демократическая... Нр. Босяцкие рассказы демократ лит связаная с... Все это в неком единстве, в пределах творчество одгого художгика. Чехов: синтез классических и модернистиских систем. Реализм соприкасается с эстетикой символизма Черный монах. Ремизов, сологуб - неореализм. Отчетливый синтез символизма и реализма.

 

Итоги: рубеж 20-30 х годов, где обозначились симптомы кризиса модернистской культуры. Модернизм дошел до логического.. Став авангардизмом. Авангард - это особыйй характер худ реальности, кот создает автор творец, автор строит свою худ модель не к отношению к объективной действительности, а взамен этой действительности. Нр. Платон. Авангардизм.

Любое авангардийствское произвединия антимемитично (мемезис - подражание). Не увидим ощутимых примет реальности, они растворены. Самый настольный пример, живопись.

Разрушается и опровергается ценность классической культуры, подрыв данной ценности. Становится феноменом, кот надо постигать как архив. Нр: виктор Пелевин. Грусть в том, что погибает человек, в качестве центрального образа литературного произведения. И непонятно, где мы живем. Погибает человек как тема искусства. Пелевин отражает объективные процессы. 

И симптомом кризиса литературного авангарда стало возвращение к неслыханной простоте. Но к сожалению из версии простоты, как упрощенности и вырастала эстетика социалистического реализма, а с другой стороны из версии простоты как опустошенности выросла эстетика постмодернизма. Т.е. Господствующего нынешнего направления в современной литературе.

 

Н.Л. ЛЕйдерман: поиск простоты, кот является первоосновой человеческого бытия. Определил сущность постреализма. Кот посвятил теоретический очерк. Понимал подним синтез реализма и модернизма. Хотя концепци справедлива для короткого ист дыхания.

 

 

Любое произведение испытывается на истинность только большим временем. И это долгорочный вклад в литературоведение. ЛЕйдерман показал, как сочитаемые космографические и хаографические, сменность той или иной культурной эпохой, цикличность и закономерность. Видеть взаимосоотнесенность диахронных историко лит систем и синхронных, приложить знания к любой вере к любой переходной эпохе.

Теория литературы не стоит на месте, и середина 29 века, втор половина, связана с рядом открытий, касающихся общих закономерностей худ произведения. Одна из таких закономерностей открыта Корманом, кот в ижевском ун-те создал научную школу.

Оценка отдел худ произведения, интересует уровень худ произведения.

 

Корман, Л.Я. Гинзбург. Корман повернул литературоведческую науку в второну изучения образа автора в произведении. Внимание к образу автора на всех этапах позволило ему создать теорию субъектной организации худ текста. Под суб организацией К понимал организацию голосов в худ тексте. Любое слово в худ произведении кому-либо принадлежит. Должны видеть, как этот оркест устроен. Об этом устроении корман и написал несколько книг.

 

                   Анализ худ произведения. Субъектный уровень (несколько вопросов не экзамене)

План:

1. Классификация аспектов речи в эпическом произведении

2. Классификация точек зрения в эпическом произведении

3. Голос героя в тексте, основного носителя речи

4 автор и субъектная организация текста

 

Корман "практикум по изучению художественного произведения". "теория литературы. Избранные труды. Ижевск 2006 год"

В ижевске выпущен оч интереснный сборник "проблема автора в худ литературе Ижевск 200 год". Статья "итоги и перспектива изучения образа автора в худ произведении".

 

Под объектом речи понимаем все то. Что изображается и все то. Что рассказывается в произведении: это люди и их поступки. Предметы и обстоятельства, пейзажи и события.

Под субъектом речи мы должны понимать того, кто изобрает и описывает. Мы должны его называть ноителем речи. Субъектную форму выбирает автор и сам выбор обусловлен идейной позицией и худ замыслом писателя.

Нр антоновские яблоки бунина. От первого лица. Носитея речи представитель дворянской культуры, для кот жизнь мелкопоместного помещика было дорого.

 

Анализ текста предполагает умение обнаруживать носителя речи (нр Иван Денисович и др. Тексты). Поэтому в чем обнаруживается носитель речи?

1ю носитель речи обнаруживается в физической точке зрения - в том положении кот занимает носитель речи в пространстве

Нр: слово о полку игореве видит с высоты, и бескрайние просторы видится с высоты птичьего полета.

Физич точка зрения определяется углом зрении, т.е. Носитель речи и зображаемый предмет взаиморасположены в пространстве.

2. Субъект речи занимает определенное положение не только в пространстве. Но и во времени. Своеобразие худ тектса во много определяется соотношением 2-х времен: Бахтин: в финале работы о хронотопе. времени рассказывания и времени совершения действия.

(время это разное. Может отлетать на века, а может совершения действия и время рассказывания идти совершенно рядышком). Нас будет интересовать: время совершения действия - это врем героев, кот являются объектами действиями.

Своеобразие худ текста определеяется соотношением времени субъекта речи к тому кто говорит и времени объекта речи, к тому кто действует. 

Термины, кот прозвучали базовые, но их набор неполный. 

 

Оценка: мы все озабочены поиском авторской позиции, авторской оценки. Как оценивает автор изображенное в тексте. путь субъектной организации текста:

1. Необходимо учитывать идейноэмоциональную точку зрения. Любой отрывок худ текста является оценочны, раскрывается т.к. Кот выражается через отношение субъекта речи к моменту речи. и в нем раскрывется идея, а она всегда эмоциональна. А выражается через отношение субъекта речи к описываемому, а в конечном через отношению к действительности.

 

Выявлить авторскую позицию можно 2 путями:

1. Мы всматриваемся в текст и улавливаем некие сходные функционал черты разных элементов произведения и приходят к постижению общей мысли произведения. это бывает так: формулируем для себя общий смысл произведения, текст двудонен. Одно дно связана с внутренней, бытовой может жизнью. Затем идет вновь к тексту, уточняя конкретизируя исходное положение. Подробно всматриваемся в пейзаж, в портрет, мы идем к попытке прочесть иллюзийные отслы. Описания, кот мы уже читали. Мы обогощаем и конкетизируем исходное положение:

А) необходимо соотносить изучаемый отрывок пейзаж, портрет с общей идее рассказа (чаще общая идея в названии).

Б) выделяем те слова. Которые передают отношение к действительности: оценочные слова

В) затем выявляются элементы текста, содержание которых менее резко в оценочном плане. И наконец нейтральный слой. Ко получает заряд благодаря включенности в систему. Выделяем то что резко окрашено, затем менее

Г) анализируем предметы и пейзажи более тщательно, так как именно они связаны с мыслом произведения.

Портрет героя

 

Теорию субъектной организации Корман применяет как к прозе, как к лирике. Так и драматургии. Соотношение голосов персонажа и автора. В произведении важны не только события о кот рассказываются. А в произведениях важно само событие рассказывания. В раманах 19 века автор не пересказывает, а изображает речь героя. соответственно возрастает роль прямой речи падает косвенная. Позновательная активность возрастает.

Удельный вес автора возрастает. Как показали бахтин и Гинзубрг: диалоги и монологи скреплены систему авторских связок. Атмосфера напрервыного авторского комментирования. Авторское слово постоянно откликается на слово героя. Мы это чувствууем и уловить это очень не просто. Авторское слоо может переосмыслять слово героя, внедртся в него, элементы худ произведения отводятся к единому организующему центру - образ автора.

 

Какие существуют определения этого образа:

Б.О. КОрман ввел понятие концепированного автора - это то представление об авторе. Кот неольно формируется в сознантеле читателя, на основании речевой манеры автора повествователя. Автор создает произведения, но он сам и создается этим произведением. пушкин автор романа ЕО не только форма повествования, но сами по себе формы речи строят образ автора.

Два основных формы повествования кожевникова: личное и безличное. Типы повествования при все многообразии представляют композиционное единство, организованные определеннойй точкой зрения: автор, рассказчик персонаж. Имеюи свое содержание и функуии, характеризуются закрепелнностью произнаков и свойств.

 

Типы повествования в худ произведении организованы обозначенным или необозначенным субъектом речи и оьлечены в соответствующие формы. Изветстная форма - повествование от 3го лица. Себя в этом повествовании выражает всезнающий автор, то ли анонимный рассказчик. Может принадлежать напосредственно автору. Конкретному рассказчику, и условному рассказчику.

 

Безличное повествование: когда тот, кто повествует, не явлется частью художественного мира, он находится вне его. БХтин такую позицию назвал вненаходимостью.

Такая позиция - читателю кажется, что он свободно созерцает реальность саморазвивающуюся. На глазах саморазвивающиеся события. Такой повествователь всезнающ, он обо все осведомлен, и кругозор его практические ни чем не ограничен. Безличное повествование спокойно может включать в себя монологи героев. Однако при анализе важно учитывать 2 момента:

1. Должны понимать, что отсутствие автора, это искуссно созданная иллюзия такого отсутствия. Авторская точка зрения и экспрессия, направляет читательсок восприятие

2) авторское повествование сближается с точкой зрения какого - либо персонажа

 

Книга Чичерина: пытается уяснить субъектную организвцию Войны и мира: все с одинаково недовольно вопросит взглядом смотрели на человека - пьер Безухов. Эпитет - одинаково-недовольно-вопросительным взглдом. Тяжеловестный. Невозможый эпитет, не дающий ничего зримого - может быть толстовским эпитетом. Переливов красок нет, есть другое, в зародыше содержится закваска жанр романа - эпопея. Живое, сильное движение и душевное состояние солдат. Это же их взгляд, видят нелепого толстого человека в этой шляпе. Эпопейность народная точк зрения на происходящее.

 

Б.о. Корман отмечает иеррархию градацию степеней сознания автора и героя. субъект,т.е. Носитель сознания, тем ближе к автору, чем больше степени он растворен в тексте и незаметен в нем. У нас иллюзия саморазвивающейся реальности. По мере того, как субъект сознания сознания объектом, он отдаляется от автора. Т.е. Чем в большей степени субъект сознания становится определенной личностью, тем в меньшей степени он выражает авторскую позицию. Другой по отношению к автору в крайнем своем выражении персофиницируется в образ рассказчика. И он уже организует своей личностью весь текст. Нр гоголь "как иван иваныч поссорился с иваном никифировичем" - отличный от гоголя рассказчик, собирает весь текст и в открытую организуется.

 

Увидеть в субъектной организации как организована структура авторского видения.

 

Носитель речи открыто организующий весь текст - рассказчик. Кожинов уточняет рассказчик и автор взаимосвязь: нередко автор часто представляет рассказчика, может быть блиизок автору и очень далек. Рассказчик может выступать и как повествователь, и как действующий герой. Это уникальный случай у достоевскогт "подросток". Когда повествования ведется от лица рассказчика. Исчезает иллюзия всеведения автора, весь худ мир, ограничен кругозором одного человека. Может нахолиться и на переферии худ мира. Т.е. Этого главного героя, читатель узнает в тех пределах, в кот узнает рассказчик: в пределах Максим Максимыча. В пределах странствующего офицера, затем от лица Печерина.

 

План соотношения рассказчик и автор. У лермонтова ГнВ 3 рассказчика. Нарушена хронологическая последоватеьность. События разных лет. По наблюдению Набокова из за такой спиральной композии рассказы становятся размытыми. Эту спиралевидную композицию собирает не Печорин, эффект спиралевидности авторский. И он оказывается гл путешественником. Ослабление эпической логики позволяет автору решить психологическую задачу. Последовательно приблизить автора к противоречивой душе героя.

 

Отсюда можем вполнеизъяснить разницу между фабулой и сюжетом.

 

Кожевникрва называет разные способы оформления рассказа от первого лица: безличное и личное.

Личное повествовани. Рассказ от первого лица. Нр дневник. ЗАписки сумасшедшего Гоголя форма дневника. КАпитанская дочка Пушкина - записки, сохраняют форму дневниковости. есть вариант писем: "Бедные люди". Повество от 1го лица вкл как передача точки зрения. вкл дневника Печерина отнють не в дневниковую вещь. Многие произведения представляют собой воспоминания. Совмещаются 2 времени: время совершений событий и время воспоминаний. Нр ода русскому огороду. Время совершения настоящее мимо войн, мимо печей. Теперь он копает сотки на дачном участке. Но как развернуто тогда. Устойчивые синалы воспоминаний внятны: слова помню, бывало, теперь вижу ясно, расслоение худ пространствоа и времени влечет и усложнение организации повествовани. Теперь и тогда 2 разных хронотопа и в них повествоват конструкция может быть разной. Разные речевые потоки: 1 связаны с героями, объедиенные лексикой народного говора.

Бунин антоновские яблоки. Личное повествование, образец лирической прозы. Я лирический повествователь, вся действительность преломляется в его восприятии. Это скорее срез сознания, чем объективные картины. Субъект речи двойственен, это и взрослый писатель, это и мальчик. Кот холодно, росисто и как хорошо жить на свете. 

Бунинский герой вспоминающий каким он предстает в воспоминании, используетя помимо повествования от первого лица - неопределенно-личное повествование. Это как правило второе лицо: распахнешь бывало окно в цветуший сад. Некое ты, объединяет и лирического повествователя и того юношу, каким он был много лет назад.

 

Помимо голосов безличного и личного повествователей, в произведении звучат речи героев. Это изображенное объектное слово, по выражению Бахтина. Речь героя, важнейшее средство его характеристики. Важно не только то, что говорит, но и как говорит. Анализ социально типического и характерного в речи персонажей не представляют трудностей. Случаи внутренней противоречивости, диалогизма, двуголость в слове герое, подробно исследованы М.М. БАхтиным "проблема поэтики Достоевского". Тщательно проанализировал двуголосие в романе Д преступление и наказание. Вся речевая структура к одному герою, служит развертыванию его противоречий. слово о себе герой строит через использование чужого слова, так как в чужом узнает что-то близкое себе. нр: исповедь Мармеладова.

 

Существуют еще другие формы двуголосого повествования: стилизация, сказ, и..

Стилизация - намеренное и явное имитация того или иного стиля. Стилизация прелполагает отчуждения от собственного стиля автора. в стилизации сам стиль становится объектом худ изображения. Ю.Н. ТЫнянов

Нр. Стилизация библейской песни является повесть Суламифь - колорит легенды и отличается от собственного стиля Куприна.

 

Пародия - имитация чужого слова. Мы говоим о пародии, когда говорим о конкретном произвеении, это тоже имитация чужого слова. Но комически снижающая оригинал. Строится на несоответсвии формы и содержании. Куприн в пародии пироги с груздями воспроизводит элегическую интонацию с Буниным антоновскими яблоками.

Куприн включает и бытовые неэстетические подробности.

 

Сказовое повествование - повествование устной, разговорной. Постанодной речи. Корман: рассказ ведущийся в резко характерной мере и рассчитаный на слушателя, называется сказом: Бажов, Лесков, Гоголь, Зощенко.двойсивенная задача сказа: с одной стороны создание иллюзии произносимой речи. С другой создание иллюзии социально определенной речи, обусловлмвает два ряда элементов его составляющих. Одни из них обусловлены видением рассказчика и принадлежать сказу ка особой форме повествования. Разнообразные средства <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.