Своеобразие диахронных историко литературных систем (культурные эры) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие диахронных историко литературных систем (культурные эры)

2019-08-04 332
Своеобразие диахронных историко литературных систем (культурные эры) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Тип космогонической ментальности в диахронных системах.

2. Категория гармонии и ее конкретные исторические варианты

3. Место человека во вселенском универсуме в каждой из культурных эр.

4. Произведение как завершенный и универсальный образ космоса.

5. Своеобразие жанровых тнденций для культурных эр или космографический тип моделирования мира.

 

1. Культурные эры характеризуются следующими чертами:

1. Каждая великая культура характеризуется особым типом ментальности. Эта ментальность находится в соответствии с центрально целостным принципам.

Тип ментальности есть система представления о фундаментальных феноменах бытия: о законах существования вселенского универсума. О сущности человеческого индивидума, об антологических основах взаимосвязи человека и мира. В каждой эре формируется свой тип культуры.

2. Всякий тип ментальности, кот формируется в пространстве культ эры всякий тип ментальности носит космографический характер. Человеку всегда представляется возможность вписаться в мировую гармонию.

3. Космогоническая ментальность определяет иеррархию эстетических координат. В каждой культурной эре выступает категория гармонии. В. П. Шестаков "Гармония как эстетическая категория". В античности представление о гармонии было мера и соразмерность.

В средние века проявление мир гармонии было совершенно другое: свет божетвенный и мировая музыка. Это особая музыка эта музыка сфер, способность слышать и передовать.

В ренессансе гармония (Тициана, Микеланджио)- главное грация, как эстетическая категория. В новое время гармония проявлена разумностью, разум главное (Фонвизин)

4. ЭСтетические оценки выверяются коодинатами космографической модели мира. У каждой культурной эры есть свои координаты, и посредством их ощущаем нарисованную картину мира. Герои в каждой из культурных эр оцениваются от ментальности, от нравственного состояния мира и они чрезвычайно разные. Н-р в античную литературу помним по драматургии (Софокл. ЕРипид, э) вселенная соразмерна, но несчатье определяется тем, нарушил ли человек законы предписанные им, или живет в согласии с законом абсолютно Софокл "антигона", оставить брата антигона, напавшего на Фивы. НЕ сметь хоронить, но ночью антигона тайно совершает обряд погребения и энкрион приговаривает антигону к смертной казни. НО антигона умирает в совершеннейшем счастье. Смерть воспринимается как проявление высочайшего счастья, т.к. Поступила с законом нравственности. Зато креон терпит крах: лишается сына Гимона - решает покончить с собой, в свою очередь жена Эвридика, не выносит смерти сына. И Креонту выносит приговор Корифей: Не дерзайте ж заветы богов преступать!

Или Слово о полку игореве держится на тех же самых основаниях, несет черты возрожденческие. Поход 1185 года князя игоря Северского. Поход не определяется вынужденностью, совершается. Чтобы славу себе сыскать, чтобы прославиться. Вседослав? Говорит, зачем ты опозорил мои седины? Рано тебе слву искать, поторопился ты и попал в плен. 5. В каждой определенной эре формируется свое представление о человеке и его месте. В античности человек гармоничен. Совершенен - это человек природный, обращается внимание на физические достоинства6 у женщин красота, у мужчин сила. СПособность женщин танцевать. Плавать, бегать. В средние века - идеал человека - это идеал человека раба божьего. Полная подчиненность связанных с законами соборности, церкви. Человек носитель идеала самоотречения от всех земных благ: храбрые воины христиане из воинских повестей: нашествие на русь батыя - особая самоотверженность. Таков рыцарский культ: Рыцарь Персеваль. В культуре ренессанса человек венец творения, он в центре мира, активная секуляризация. Обмершение, размывание секуляризации - определяет сущность лит процесса. Выкалупывания себя из человека как раба божьего. Человек титан, человек смертный. Процесс был кровавым микеланджио в подземелье анатомировал человеческое тело. Важным в человеке была собственная воля и она мыслилась в выражении божественного начала. Героинями данте, петрарки - стали земные женщины. Они обожествлялись. 6. Художник мыслящий космогонически стремится построить произведение как универсальный. Завершенный образ космоса. Данте, Петрарка - завершенный образ космомса, главная цель художника. Своеобразие жанровой тендениции: Главный принцип космографических моделей. Главная цель чтобы весь миропорядок мог вместить в произведение. Как все это захватить7 Космологиз - А.Ф. ЛОсев. Главная черта в искустве античности. Первый попытался набросать жанровые тенденции для каждой эпохи. В том числе и античности: ДЛя куждой культурной эры характерно создание крупных полотен - художественные космогонии - данте "бож комедия", т.к. Возвышается над всеми худ образцами. - античность Гомер и Гесиод "теагония" - средневековье библия - самая главная книга. - начало ренессанса Данте "Божест комедия" втор десятилетие 14 век -начало нового времени потерянный рай Мильтон 60-е годы 17 века. ВОзвышаются над всей литературой.   Н. Л. Лейдерман говорит о 2-х типах худ космогонии: -построен на непосредственном запечатлении - мы зрительно верим образ мироздания как гармонии. В античности шел мотреть драму заранее зная фабулу. Главным был катарсис сопереживания. Самое главное наглядная зримость и я могу входить в худ текст как в начало мироздания - жанровые ансамбли. Они живописуют мироздания с первых дней творения6 библия. Библия книга равная вселенной. Ощущение, что на ее составление ушли века и еррархия текстов - должно быть изучено.   Ю.М. ЛОтман Дворянская культура Цитата: толстой с богом, как 2 медвядя в берлоге.   ШЕдревицкий: все мы, живущие в ней, в суть как бы герои величайшего худ творения.И наши судьбы по своему раскрывают личайший сюжет и вплетены в композицию мира. Любая косогоническая система вплетает нас в систему мира.   Ансамблевость библии: входит несколько десятков книг. Систематизированы по жанрам и с учетом библии. 1-я книга книга бытия - повествования об истории создания богом мира. 2-я книга спасение еврее от уничтожения. 3 - ливит. 4- числа и 5 - целостный свод норм и правил, кот должен руководствоваться человек, чтобы жить в согласии с людьми. И чем круче эпоха, тем острее интересы библии. Далее идут учительные послания и пророческие книги - даны позновательные знания. Полнота видения мира вкл с помощью сказочных сюжето. Молитвам и любовной поэтике "Песнь песни". И логическим завершением становится новый завет. Собственно христос воплощает высший, церковный нравственный идеал. И новый завет. Это 4 части, завета. АНсамблевость свойственна не только библии, но и хроникам и сагам. Русским летописям, повесть временных лет. Найдем не только погодные записи, но и сказания, входят воинские повести, сюжеты. Огромное количество разнообразных жанровых вкроплений.   Ренессанс также начинается с худ космогонии. Данте. Но это тип наглядного впечатления. Реальность создающая эффект всемирности. И сама модель мироздания воплощается в поэме. Сюжет вымышлен, сюжет вымышлен. Данте подчиняет хаос, подчиняя законам космоса. Девять кругов упорядучивают хаос, еще в каждом круге воздается грешнку.   10.11.14 год. В среду первое практическое занятие по русской литературе. Ответы по практическим занятиям. 1-е практическое. Повесть в окопах сталинграда. Понять место этой вещи. Место военной прозы. Дается ведущие жилки, чччтобы согли оценить виток прозы.     12.11/14 год.

Субъектная организация-это

Сюжет это категория и как его рассматривать

Хронотоп в реалистическом понимании. Время и пространство не сканает. Пространственно временная организация постмодернистких текстов.

 

Данте - это образчик классического произведения, написанного в системе космографических координат. Пронизана потрясающей гармонией. Даже ад упорядочен, структурирован. У Данте 9 кругов ада и каждому кругу свои преступники соответствуют. У Данте символ упорядоченности одновременно преодоляющий хаос царит и в душе главного героя, псевдобиографического автора. Картину мироздания в целом отражает концепция ад - чистилище - рай. Только когда герой проходит по центрам мироздания он приобретает всезнание мира, образ вечного света. Божественный свет в произведении очень важен, переходит в ренессансную картину, и человек представлен впервые венцом творения. Человек есть воплощение духовности. Архитектоника божественной комедии - троичный принцип, терцины, количество глав 33 и общая конструкция 3 сферы мироздания: небо земля и преисподняя.

ДР произведения: экзамен вашими словами та или иная лит категория и Примеры! Наряду с Данте что еще отражает культурную эру ренессанса, какие еще жанры ведущие в античности и нов времени. Жанр героическая эпопея - была в каждую из культурных эр. И конструкция героической эпопеи героич эпопея создает иллюзию всемирности. Постижение античности начинаем с Иллиады. В средневековье рыцарский эпос - песнь о Роланде. А в наше возрождение Слово о полку игореве - героич эпопея.

Лихачев: каких бы событиях ни говорил древне русскй книжник он начнет о сотворении мира. О первых этапах сотворения.

Помимо героической эпопеи, интересен жанр Книги - это такой своеобразно развлекательно дидактический жанра представляющий сборник притч, анекдотов, афоризмов - имел узкийй круг людей. Н-р: книги притч Соломоновых, арабские книги Синбада. Книга связывала воедино разрозненные малые жанры, не отделялись сакральные таксты от развлекательных, объединялись нравоучительным пафосом. Являлась одним из притеч рыцарского романа. Но рыцарский роман нельзя выводить из романа античного, надо выводить из сборников.

 

Тема любви в рыцарском романе совершенно особая: это любовь в основном духовная. В центре обоготворение дамы сердца и осознание святости высокого чувства любви. Плотское полностью вытесняется платоническим. Важна категория куртуазности - это замещение изысканно светского утонченного, религиозно-культовым отношением к даме. Рыцарский роман по преимуществу называют куртуазным. И эволюционируя рыцарский роман сдвигался служению религиозной святыне - роман о свящщегнном граале, роман о парцефале. Г героем оказывается герой ищущий священный сосуд грааль.

 

Циклизация - это одна из особенностей жанровых процессов культурных эр. Эпоха ренессанса. Лирические циклы Петрарки. Говорили о новеллистических циклах Бокачче, о Шекспире истор хрониках. Тогда разработана поэтика циклообразования. Была частично разработана поэтика циклизации:

1. При циклизации были обнаружены сквозные сюжеты

2. Единый образ повествователя

3. Сделано пространственно-временные образы стягивались в единый виртуальный хронотоп.

Эти культурные эры в плане жанрооброзования подарила нам канон того или иного литератур явления - идеал норма эстетического отношения действительности. Героическая эпопея как идеал норма в антич одна, в ренесансе другая.

Канон - заданная Творцом система ценностей, именно этим каноном определяется жанр и стиль. Жанр по отношению к канону является способом воплощения канона. Жанр требует плотной сращенности со стилем. И подобная худ структура являетс носителем нормативности. Имеем дело с четкой циклизацией.

 

А когда распалась античность, средневековье, что случилось с ренессансом?

Т.е. Обратная сторона этих процессов. Она и проявляется в полной мере в переходные эпохи. Единственно, что всем присуще и конец обозначается кризисом предшествующей системы ценностей. Исчерпываются темы. Мельчают характеры, утрачивается маштабность.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.