Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»

2019-08-04 325
Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»

 

студента 2-го курса

английского отделения

факультета иностранных языков

Чистякова Олега

Научный руководитель

доц. А.В.Попова

 

 

ДОНЕЦК, 2009


План

 

I. Введение

II. Основная часть

II.1 Литературный портрет как важная составляющая образа

II.2 Роль и способы создания портретных характеристик в романах Ч. Диккенса

II.3 Особенности портретных характеристик в системе образов романа Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда»

II.3.1 Положительные персонажи романа

II.3.2 Отрицательные персонажи романа

III. Выводы

IV. Список использованной литературы


I. Введение

 

Тема нашей курсовой работы - «Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»».

Ч. Диккенс — один из замечательных английских писателей-реалистов ХIХ века. Его творчество и сейчас представляет живейший интерес как для исследователей, так и для самых широких кругов читателей. Некоторые английские литературоведы не без основания указывают на то, что многое в книгах Диккенса сегодня ускользает, в особенности от молодежи, для которой викторианская эпоха ушла в область предания. Но на наш взгляд, современное поколение исследователей обнаруживает сейчас новый интерес к наследию Диккенса и его отдельным аспектам. Его романы — это обширная галерея портретов людей современного ему общества, которую не удалось создать ни одному из английских современников писателя. И сегодня в сочинениях Диккенса привлекает не так и не столько его юмор и его сатира, как его мастерство проникновения в психологию людей, в том числе и посредством описания их внешности, его символика. Литературоведы и прозаики Англии, такие, как Ф. Коллинз, Э. Джонсон, Б. Харди, Э. Уилсон, Дж. Холлоуэй, Дайсон, Дж. Пристли, супруги Ливис многое сделали для того, чтобы доказать, что метод и художественные приемы Диккенса не устарели. Способы проникновения писателя во внутренний мир изображаемых героев разнообразны и многогранны. Разнообразие портретных и психологических характеристик в его произведениях очень велико. Для Диккенса внешность героев всегда являлась основополагающей для понимания их характера. К.-Д. Ливис верно замечает насколько осознанна и глубока была работа писателя над изучением человеческого характера: «Диккенса интересовала связь между жизнью человека и его внешним поведением, которая проявляется в жестах, повадках, привычках, оборотах речи, мимике...всем тем, что он так точно передает и изображает в своих романах» [9;177]. Особенно много пишут сегодня о мастерстве символического письма в романах Диккенса (У. Аллан, Б. Харди, Дж. Холлоуэй). Посвящая специальные исследования психологическому мастерству Диккенса и той роли, которую в раскрытии ее играет символика как художественное средство, английские и отечественные диккенсоведы начали изучать символический подтекст образов Диккенса, который зачастую ускользал от внимания его современников. Им удается показать, насколько далеко шел Диккенс-художник, порой опережая свой век, настолько замечательными бывали его художественные находки.

При этом лишь в немногих трудах диккенсоведов анализируется глубина взаимосвязи внешнего облика героя с его характером.

Необходимость создания новых подходов к изучению творчества Ч.Диккенса, переосмысление и более глубокое исследование роли, места, способов создания портретных характеристик в системе образов его романов и недостаточный системный подход к этим исследованиям объясняет актуальность данной работы.

Объект нашей работы — портретные характеристики в романах Ч. Диккенса разных периодов его творчества.

Предмет нашей работы — специфика портретных характеристик в романе Ч.Диккенса «Дэвид Копперфильд».

Целью нашей работы является выявление особенностей портретных характеристик, созданных Дикенсом (на материале романа «Дэвид Копперфильд»).

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1) ознакомление с понятием «портрет» в отечественном литературатуроведении;

2) определение роли, места и значения портретных характеристик персонажей в романах Диккенса разных периодов его творчества;

3) выявление художественных приемов и способов, используемых Диккенсом,

при создании портретных характеристик персонажей;

4) определение особенностей портретных характеристик в системе образов романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд»;

Новизна нашей работы — в расширении общего поля знаний по теме исследования и выявлении индивидуальных особенностей портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим».

Практическая значимость нашей курсовой работы заключается в возможности использования ее в качестве одной из структурных частей при дальнейшем исследовании данной темы или как учебного материала при проведении семинаров по истории зарубежной литературы.

Методологической базой курсового исследования послужили работы таких известных отечественных литературоведов как Н. Михальская, И. Катарский, М. Тугушева, В. Ивашева, Т. Сильман.


II. Основная часть

III. Выводы

 

Словарь Ч. Диккенса бесконечно богат, оригинален и разнообразен. Необыкновенная гибкость языка Диккенса в большой степени обуславливает неотразимое мастерство в создании образов, характеристик, портретов и зарисовок. Диккенс проявлял неиссякаемую изобретательность в передаче особых форм выражения мысли различными персонажами его романов.

Особенно замечательно, на наш взгляд, удаются Диккенсу портретные характеристики персонажей. Он наделен великим даром живописать и изображать. Богатство воображения и умение глубоко проникать в душевный мир человека позволяют Диккенсу создавать очень убедительные образы. Благодаря этому его персонажи сохраняются в памяти читателя подобно наиболее ярким впечатлениям реальной действительности.

Портретная характеристика у Диккенса (наряду с характеристикой мыслей и поступков) является средством изображения не только внешности, но и средством отображения внутреннего мира его героев. По мелким черточкам в описании внешности персонажей романов Диккенса, мы можем составить представление об их характере.

Изучив критическую и справочную литературу, а также проанализировав текст романа Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда», мы пришли к следующим выводам:

- портретная характеристика персонажа в литературном произведении очень важна и является неотъемлемой частью образа вообще (наряду с его мыслями, поступками, образом жизни и т.п.);

- портрет служит одним из способов типизации, а особенно индивидуализации персонажа в произведении;

- портрет персонажа подается автором не всегда одновременно с его введением в сюжет;

- в романах Диккенса разных периодов его творчества портрет персонажа всегда является основополагающим для понимания его характера;

- при создании портретных характеристик персонажей Диккенс в своих романах обращался к различным художественным приемам: реалистическое описание, шарж, преувеличение, повтор, гротеск, контраст, символизм, которые, переплетаясь между собой, определили его стиль;

- в портретной характеристике персонажа Диккенс особое внимание уделяет выражению лица, выражению и цвету глаз, глубине взгляда;

- внешний вид персонажа у Диккенса в большинстве случаев соответствует его внутреннему миру, но иногда внешность контрастирует с сущностью человека;

- в романе «Жизнь Дэвида Копперфильда» как и в предыдущих романах наряду с центральным героем существует разделение персонажей на положительных и отрицательных;

- отрицательные персонажи, с помощью таких художественных приемов, как карикатура и гротеск, более детально описаны автором, нежели положительные;

- в портретном описании положительных героев, автор использует реалистическое описание и мягкую иронию, прием контрастов и повторов; при этом, уделяя больше внимания их поступкам и мыслям;

- в романе читатель может наблюдать разные портретные характеристики одного и того же персонажа, испытывающего в различных жизненных ситуациях соответствующие эмоции;

- благодаря подчеркиванию и настойчивому повторению характерных типических примет внешности, герои Диккенса надолго запечатлеваясь в памяти читателя, приобретают особую четкость, наглядность и почти аллегорический смысл;

- портрет для Диккенса является и средством психологического анализа: через портретные детали, через их динамику он раскрывает внутренний мир героя;

- окружающая обстановка, вещи, манеры персонажа являются неотъемлемой частью портретной характеристики, они как бы сливаются в неразрывное целое, создавая его «комплексный» образ.

Диккенс — великий художник. «Каждый его персонаж воистину неисчерпаем» [17; 144]. Диккенс обладает редким даром художественной выразительности. Разнообразие портретных и психологических характеристик в его романах очень велико. Особенной виртуозности он достиг в портретных описаниях. Диккенс создал замечательную по силе художественной выразительности и разнообразию индивидуальностей галерею портретов людей разных социальных сословий. «После Шекспира это второй по силе воображения писатель в английской литературе. Именно воображение, буйное, безудержное, помогло ему увидеть и показать тесную связь между предметом и человеком. Эта удивительная сила населила его многоликий и красочный мир бесчетным числом комических, драматических, трагических персонажей. Диккенс — это писатель «на все времена»» [17; 10]. Его романами зачитывались на протяжении столетий и будут зачитываться и в будущем, в том числе благодаря мастерству в создании портретных характеристик его персонажей.


IV. Список использованной литературы

 

1. Алексеев М.П. Английская Литература: Очерки и исследования. - Л.: Наука, 1991. - 461 с.

2. Гром'як Р.Т., Ковалів Ю.І. Літературознавчий словник-довідник. - К.: Академія, 1997. - 750с.

3. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. - М.: АСТ, 2003. - Кн.1. - 509 с.

4. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. - М.: АСТ, 2003. - Кн.2. - 509 с.

5. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 430 с.

6. Диккенс Ч. Торговый Дом «Домби и Сын». - М.: Художественная литература, 1989. - 381 с.

7. Диккенс Ч. Холодный дом. - М.: Художественная литература, 1956. - 856 с.

8. Затонский Д.В. Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении. - К.: Наукова думка, 1988. - 300 с.

9. Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший»: Английский роман XIX века в его современном звучании. - М.: Художественная литература, 1990. - 477 с.

10. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. - М.: Московский ун-тет, 1954. - 425 с.

11. Катарский И.М. Диккенс в России. - М.: Гослитиздат, 1960. - 272 с.

12. Лесин В.М., Пулинець О.С. Словник літературознавчих термінів. - К.: Радянська школа, 1971. - 534с.

13. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М.: Учпедгиз, 1959. - 122 с.

14. Пирсон Х. Диккенс. - М.: Молодая гвардия, 1963. - 511 с.

15. Померанцева Р. Предисловие// Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. - М.: Детская литература, 1983. - С. 13-16

16. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. - Л.: Художественная литература, 1970. - 407 с.

17. Тайна Чарльза Диккенса. Библиографические разыскания. - М.: Книжная палата, 1990. - 534 с.

18. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М.: Детская литература, 1979. - 209 с.

19. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. - М.: Прогресс, 1975. - 320 с.

Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»

 

студента 2-го курса

английского отделения

факультета иностранных языков

Чистякова Олега

Научный руководитель

доц. А.В.Попова

 

 

ДОНЕЦК, 2009


План

 

I. Введение

II. Основная часть

II.1 Литературный портрет как важная составляющая образа

II.2 Роль и способы создания портретных характеристик в романах Ч. Диккенса

II.3 Особенности портретных характеристик в системе образов романа Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда»

II.3.1 Положительные персонажи романа

II.3.2 Отрицательные персонажи романа

III. Выводы

IV. Список использованной литературы


I. Введение

 

Тема нашей курсовой работы - «Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»».

Ч. Диккенс — один из замечательных английских писателей-реалистов ХIХ века. Его творчество и сейчас представляет живейший интерес как для исследователей, так и для самых широких кругов читателей. Некоторые английские литературоведы не без основания указывают на то, что многое в книгах Диккенса сегодня ускользает, в особенности от молодежи, для которой викторианская эпоха ушла в область предания. Но на наш взгляд, современное поколение исследователей обнаруживает сейчас новый интерес к наследию Диккенса и его отдельным аспектам. Его романы — это обширная галерея портретов людей современного ему общества, которую не удалось создать ни одному из английских современников писателя. И сегодня в сочинениях Диккенса привлекает не так и не столько его юмор и его сатира, как его мастерство проникновения в психологию людей, в том числе и посредством описания их внешности, его символика. Литературоведы и прозаики Англии, такие, как Ф. Коллинз, Э. Джонсон, Б. Харди, Э. Уилсон, Дж. Холлоуэй, Дайсон, Дж. Пристли, супруги Ливис многое сделали для того, чтобы доказать, что метод и художественные приемы Диккенса не устарели. Способы проникновения писателя во внутренний мир изображаемых героев разнообразны и многогранны. Разнообразие портретных и психологических характеристик в его произведениях очень велико. Для Диккенса внешность героев всегда являлась основополагающей для понимания их характера. К.-Д. Ливис верно замечает насколько осознанна и глубока была работа писателя над изучением человеческого характера: «Диккенса интересовала связь между жизнью человека и его внешним поведением, которая проявляется в жестах, повадках, привычках, оборотах речи, мимике...всем тем, что он так точно передает и изображает в своих романах» [9;177]. Особенно много пишут сегодня о мастерстве символического письма в романах Диккенса (У. Аллан, Б. Харди, Дж. Холлоуэй). Посвящая специальные исследования психологическому мастерству Диккенса и той роли, которую в раскрытии ее играет символика как художественное средство, английские и отечественные диккенсоведы начали изучать символический подтекст образов Диккенса, который зачастую ускользал от внимания его современников. Им удается показать, насколько далеко шел Диккенс-художник, порой опережая свой век, настолько замечательными бывали его художественные находки.

При этом лишь в немногих трудах диккенсоведов анализируется глубина взаимосвязи внешнего облика героя с его характером.

Необходимость создания новых подходов к изучению творчества Ч.Диккенса, переосмысление и более глубокое исследование роли, места, способов создания портретных характеристик в системе образов его романов и недостаточный системный подход к этим исследованиям объясняет актуальность данной работы.

Объект нашей работы — портретные характеристики в романах Ч. Диккенса разных периодов его творчества.

Предмет нашей работы — специфика портретных характеристик в романе Ч.Диккенса «Дэвид Копперфильд».

Целью нашей работы является выявление особенностей портретных характеристик, созданных Дикенсом (на материале романа «Дэвид Копперфильд»).

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1) ознакомление с понятием «портрет» в отечественном литературатуроведении;

2) определение роли, места и значения портретных характеристик персонажей в романах Диккенса разных периодов его творчества;

3) выявление художественных приемов и способов, используемых Диккенсом,

при создании портретных характеристик персонажей;

4) определение особенностей портретных характеристик в системе образов романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд»;

Новизна нашей работы — в расширении общего поля знаний по теме исследования и выявлении индивидуальных особенностей портретных характеристик в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим».

Практическая значимость нашей курсовой работы заключается в возможности использования ее в качестве одной из структурных частей при дальнейшем исследовании данной темы или как учебного материала при проведении семинаров по истории зарубежной литературы.

Методологической базой курсового исследования послужили работы таких известных отечественных литературоведов как Н. Михальская, И. Катарский, М. Тугушева, В. Ивашева, Т. Сильман.


II. Основная часть


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.