Основные социальные проблемы и роль социальной работы в их разрешении. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные социальные проблемы и роль социальной работы в их разрешении.

2019-08-04 421
Основные социальные проблемы и роль социальной работы в их разрешении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.

Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.

В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности.

В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публи­кации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообра­зны, но их важно сгруппировать в группы.

К первой группе можно отнести публикации в которых рассмат­риваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возни­кновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1]

К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2]

Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]

Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный уро­вень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем при­меняемые при этом формы и методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы.

Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений.

В качестве главной цели исследования выступает анализ при­чин, порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы.

Поставленная цель исследования предполагает решение соци­альных задач:

- исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения;

- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;

- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению;

- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;

- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.

Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения.

Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий.

Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.

В процессе исследования использовались такие методы иссле­дования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.

Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы пе­риодической печати, публикации по данному вопросу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются на уровне региона.

Роль регионов в решении социальным проблем вытекает из той роли, которую они играют в социально-политической, экономической и духовной жизни страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения. Руководящие органы регионов находятся среди населения, хорошо знают его проблемы и нужды, видят собственные источники и ресурсы для оказания помощи людям.

Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разре­шении играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.

Глобальные социальные технологии - направлены на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внут­ренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение прямо или косвенно связанно с жизнью людей, их жизнедеятельностью и социальной защищенностью.

Инновационные социальные технологии - направлены на созда­ние и материализацию нововведений в обществе, на реализацию тех инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сфе­рах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия не мотивируя социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной организа­ции социальной жизни и планомерных ее изменений с целью своевременного разрешения социальных проблем.

Информационные социальные технологии имеют своим содержа­нием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

Повышению роли регионов таких, как город-курорт Анапа, в решении социальных проблем будет способствовать:

- создание устойчивой финансовой основы городского хозяйства, позволяющей на надлежащем уровне содержать, развивать и строить объекты социально-культурного назначения (дошкольные учреж­дения, дома для престарелых и инвалидов, различные досуговые цен­тры и т.д.);

- возложение государственных к полномочий (выплата пособий гражданам и семьям, имеющим детей, предоставление разнообразных льгот, установленных Российским Законом) на регионы (местные ор­ганы власти) должно в обязательном порядке сопровождаться пере­дачей в их адрес необходимых для осуществления данных социальных проблем определенных материальных и финансовых ресурсов.

Важным условием также является реформирование бюджетно-налоговой системы регионов в целях закрепления за региональными бюджетами доходных источников, соразмерных исполняемым функциям по разрешению социальных проблем. Формировании бюджетной системы с низу до верху (от муниципального бюджета до федерального),а не наоборот, позволить определить нужды территории и при отсутствии собственных средств получить их в достаточном количестве от го­сударства на социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, лишь при решении экономической проблемы прео­доления несоответствия финансовых и материальных ресурсов регио­нов исполняемым функциям, особенно в части содержания объектов социально-культурного назначения, финансовой проблемы - ликвида­ции существенной степени централизации финансовых ресурсов, наде­лении регионов достаточными средствами как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий, регионы получат возможность своевременного      и качественного решения социальных проблем населения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 1. Распределение семей разных демографических типов по уровню душевого совокупного дохода.

п/п

Демографические типы семей

В % к общему числу семей

В т.ч. по группам дохода, в%

малообеспеченные среднеобеспеченные высокообеспеченные
1. Одиночки трудоспособного возраста 5,3 34,0 34,0 32,0
2. Одиночки пенсионного возраста 12,9 81,6 4,4 14,0
3. Супруги без детей (с родителями или без них) 22,6 66,3 18,6 15,1
4. Супруги с 1-2 детьми (с родителями или без них) 43,9 73,6 16,0 10,4
5. Супруги с 3 и более детьми (с родителями или без них) 5,1 95,6 4,4 -
6. Неполные семьи с 1-2 детьми (с родителями или без них) 8,3 78,1 16,4 5,5
7. Неполные семьи с 3 и более детьми (с родителями или без них) 0,4 100,0 - -
8. Прочие семьи 1,5 76,9 7,7 15,4
9. Итого 100,0 72,5 15,3 12,2

Из них семьи с детьми дошкольного и школьного возраста

45,1 79,9 12,2 7,9

Таблица 2. Демографическая структура бедных семей, %.

№ п/п Демографические типы семей Все семьи Семьи с детьми
1. Одиночки трудоспособного возраста 2,5 -
2. Одиночки пенсионного возраста 14,6 -
3. Супруги без детей 20,6 -
4. Супруги с 1-2 детьми 44,6 74,1
5. Супруги с 3 и более детьми 6,7 13,6
6.  Неполные семьи с 1-2 детьми 8,9 1,1
7. Неполные семьи с 3 и более детьми 0,5 0,6
8. Прочие семьи 1,6 0,6

Итого

100,0 100,0

Приложение 2

 


[1] Сл.-Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. - М.,1997; Основы социальной работы – М., 1997; Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996; Социальная работа и социальные технологии. - М., 1995; Те­ория и методология социальной работы. - М., 1994.

[2] Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.,1994; Социальная работа с семьей ребенка с ограни­ченными возможностями. - М., 1996; Семья как объект социальной ра­боты. - М., 1993; Социальная работа с пожилыми. - М.,1995; Социальная работа с семьей. - М.- Тула., 1996; Социальная работа с семь­ей. - М., 1995.

[3] Нестационарные Формы социального обслуживания престарелых: состояние, проблемы, перспективы. - М., 1995; Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 1997; Проблемы социальной работы в России. - М., 1995; Социаль­ные службы помощи детям и молодежи. – Екатеринбург., 1993; Террито­риальные учреждения социального обслуживания семьи и детей. - Тал­лин., 1995.

[4] Большая советская энциклопедия.-М.,1975.т.21,стр.7.

[5] Советский энциклопедический словарь.–М.,1980. с.1074.

[6] Технология социальной работы.-М.,1998.с.21.

[7] Краткий словарь по социологии. М., 1988,с. 250.

[8] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой Нацио­нальной конференции). - М., 1975, с.36-37.

[9] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой Нацио­нальной конференции). - М.,1995.-с.38-39.

[10] Проблемы социальной работы в России {Материалы первой Нацио­нальной конференции). - М., 1995. - с. 40.

[11] Проблемы социальной работы в России (Материалы первой Нацио­нальной конференции). - М., 1995. - с. 42-43.

[12] Технология социальной работы. Учебное пособие. – М. МГСУ. "Союз" – 1998 – с. 5.

[13] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М. МГСУ. "Союз" – 1998 - с. 11.

[14] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 112.

[15] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая програм­ма содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

[16] "Российская газета" от 01.09.98 г-. "Федеральная целевая про­грамма содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

[17] Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

[18] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая програм­ма содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

[19] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за 1998г.

[20] Справка центра занятости населения г.Анапа за 1998 год.

[21] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за1998 год.

 

[22] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М., 1997. - с. 37.

[23] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 53.

[24] Лабиринты одиночества. - М., 1989. - с. 211.

[25] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[26] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[27] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.

[28] Семья в изменяющемся мире. - М., 1993. Вып. II.-с. 3.

[29] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. М., Тула, 1996. - с. 43.

[30] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т I - с. 170.

[31] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т I - с. 171.

[32] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М., Тула. 1996. - с. 43.

[33] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М., Тула. 1996. - с. 45. 46.

[34] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 45.

[35] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 46.

[36] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III М., Социально-технологический институт, 1998. с. 16.

[37] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III М., Социально-технологический институт, 1998. с. 20.

[38] Материалы текущего делопроизводства города-курорта Анапа за 1998 год.

[39] Справка отдела социальной защиты населения города-курорта Анапа за 1998 год.

[40] Справка отдела образования города-курорта Анапа за 1998 год.

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.

Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.

В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности.

В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публи­кации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообра­зны, но их важно сгруппировать в группы.

К первой группе можно отнести публикации в которых рассмат­риваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возни­кновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1]

К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2]

Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]

Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный уро­вень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем при­меняемые при этом формы и методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы.

Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений.

В качестве главной цели исследования выступает анализ при­чин, порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы.

Поставленная цель исследования предполагает решение соци­альных задач:

- исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения;

- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;

- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению;

- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;

- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.

Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения.

Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий.

Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.

В процессе исследования использовались такие методы иссле­дования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.

Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы пе­риодической печати, публикации по данному вопросу.


ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ.

 

Все более углубляющиеся преобразованные и кризисные процес­сы в обществе стремительно изменяют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте проблемы. В научной литературе дается, толкование самому понятию "проблема". Так, Большая совет­ская энциклопедия определяет ее как сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных по­зиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной те­ории для ее разрешения. Необходимо отметить, что важной предпосылкой успешного разрешения проблемы служит правильная ее постановка. Неверно поставленная проблема уводит в сторону от решения.[4]

Социальная проблема - это проявление разрыва социальных от­ношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям.[5]

Источники социальных проблем - социальные противоречия (спрос и предложения рабочей силы, труд и его оплата, потребность в жилище и его отсутствие, богатые и бедные, отцы и дети, потребность в получении профессии и отсутствие средств на оплату обучения и др.).

Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном уровне. Это связано с той ролью, которую играет ре­гион в социально-экономической жизни страны. В основном на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности насе­ления, выявлению проблем, противоречий и их разрешению. Этому служит социальная политика, проводимая на региональном уровне. Регионы (их руководящие, законодательные и исполнительные орга­ны) выполняют двоякую роль в разработке и реализации социальной политики: доводят суть государственной социальной политики, ее цели, задачи до населения с одной стороны, с другой - обогащают социальную политику местными подходами, приемами, средствами ее реализации, следовательно и разрешения социальных проблем на уровне региона. Наиболее полно проявляются социальные проблемы и наиболее оперативно принимаются меры по их разрешению.

Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально решаемыми, принципиально нерешаемыми.

Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и семейные; социально-экономические; проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др.

Существуют и другие подходы к определению, проблем. Они могут быть: личные, семейные, педагогические, психологи­ческие, духовно-нравственные, социальные, экономические, экологичес­кие. Проблемы разного вида могут быть взаимосвязаны, проблемы одного вида могут рождать проблемы другого вида. Так проблемы экономические рождают проблемы социальные. Экологические проблемы включают в себя проблемы экономические, проблемы окружающей среды, проблемы последствий гонки вооружений. Социальные пробле­мы - это проблемы женщин, проблемы подростков, проблемы пожилых людей, проблемы семьи.

Изучение показало, что на региональном уровне проблемы мож­но охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных категорий населения.[6]

Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать ин­тересы значительной части населения. Так и например, проблемы де­мографические, экологические и продовольственные и др. носят явно глобальный характер, так как, их разрешение требует участия не только своей страны, но и многих государств мира, включая, есте­ственно и отдельный регион.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем, распространяться на национально-этнические общности, ассоциации, блоки. Проблемы могут распрост­раняться на отдельные сферы жизнедеятельности людей или отдель­ной личности. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или социальную сферу жизнедеятельности людей. В их выявлении и разрешении огромную роль играет социальная работа.

Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные проблемы человека, которые возникают в процессе взаимодействия и взаимовлияния личности и социальной среды. Ведь именно в социальной сфере возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных потребностей, Факторы, кото­рые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личнос­ти, реализацию ее потребностей.

Для правильного понимания роли социальной работы в решении социальных проблем, на взгляд автора, следует обратиться к объектив­но-субъективной сущности социальной проблемы. В научной литературе по этому вопросу говорится, что проблема социальная – это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (отдельными ли­чностями, группами лиц и т.д.) как значимое для них несоответст­вие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средствдля достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Противоречие, лежа­щее в основе проблемы, чтобы стать проблемой обязательно должно переживаться, оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации.[7] В этом и заключается субъективно-объективный характер социальной проблемы. В выявлении проблемы, ее "переживании и оценивании", разрешении участвует "социальная работа".

Исходя из определения социальной работы как профессиональ­ного содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного разрешения. Правильно поставить проблему значит на половину ее решить.

Чтобы прояснить различие между правильной и неправильной формулировкой проблемы важно сформулировать логические требования к постановке проблемы. Сами по себе такие требования, конечно же не гарантируют решения проблемы, но зная и учитывая их, мы можем приблизиться к эффективному решению.

Автор согласен с высказанными в научной литературе выводами о том, что эти требования следующие:[8] точная и четкая Формулировка собственных целей примени­тельно к данной проблеме; определение целей других лиц и организаций, на которые направляется воздействие; определение характера взаимосвязи целей других лиц и ор­ганизаций, на которых оказывается воздействие.

Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они соотносятся: определение вероятных последствий достижения сформулированных целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению по­ставленных целей; определение причины существования или появления обстоя­тельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладывае­мых на разрешение проблемной; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем что хотим получить; определение возможных путей перевода неуправляемых пере­менных в управляемые.

Во многих случаях жизненная проблема очевидна, и ее пра­вильная постановка обходиться без применения специальных процедур и методов. Однако в ряде случаев смысл проблемы не столь очевиден и требуются немалые усилия для ее осознания и правиль­ной постановки.

Для облегчения этих усилий существует несколько методов правильной постановки жизненных проблем:[9] метод функциональных сопоставлений, основанный на сравне­нии предлагаемых альтернативных вариантов решения проблемы по критерию эффективности; метод функциональных допущений, основанный на оценке ве­роятных последствий достижения цели; метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденции изменения смоделированной проблемной ситуации (использование так называемых "групп противодействия"); метод причинной редукции - метод последовательного сведе­ния причин к исходной, устранение которой создает возможность решить проблему; метод расширения управляемых переменных, заключающийся в преобразовании неуправляемых переменных в управляемые; метод расширения неуправляемых переменных, заключающийся в учете и привлечении незамеченных до этого неуправляемых пере­менных ; экспериментальный метод, основанный на определении и оценке проблемы проведения соответствующего эксперимента; метод позиционного анализа, заключающийся в выяснении реальных интересов людей, скрытых за декларируемыми ими позициями; метод эталонного прогнозирования, основанный на составле­нии эталонного прогноза, который представляет собой экстраполя­цию существующих тенденций при условии, что они не изменяются; метод целевой имитации, основанный на "вхождении" в образ другого человека, группы людей ; метод "мозговой атаки" - метод творческого обсуждения проблемы, предполагающий генерирование идей и более точную оцен­ку проблемной ситуации; метод генетической редукции - метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством выявления оценки ее необходимых и достаточных оснований; метод структурной редукции – метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством ее системно-структурного анализа.

Приступая к практическому решению жизненной проблемы, нужно предварительно выяснить, разрешима ли эта проблема.

Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной из трех категорий: реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и доста­точные условия для разрешения; потенциально разрешимая, т.е. пока нет необходимых и до­статочных условий для разрешения но они могут быть; принципиально-неразрешимая - нет и не может быть необхо­димых и достаточных условий для ее разрешения.

Действия социальной работы по разрешению проблем базируются на учете критериев разрешимости проблемы:[10] информационного критерия, выражающего наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке; детерминационного критерия, выражающего осознание и Форму­лировку причин, блокирующих процесс достижения поставленных це­лей. Не определив причины затруднений, неправомерно рассуждать о разрешимости или неразрешимости проблемы; ресурсного критерия, выражающего наличие ресурсов, необ­ходимых для разрешения жизненной проблемы; инструментального критерия, выражающего наличие нужных способов, средств разрешения проблемы; мотивационного критерия, выражающего наличие мотивов, ко­торые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей; экономического критерия, выражающего допустимые затраты при осуществлении проекта разрешения жизненной проблемы.

Комплексное применение критериев разрешимости проблемы поз­воляет добиться ее всесторонней оценки, не упустить ничего важ­ного. Однако в жизни возникают и такие проблемы, при оценке ко­торых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями.

Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон - психологической, социологической, логической… Правильная поста­новка проблемы, правильная оценка ее разрешимости сама по себе еще не гарантируют ее эффективного разрешения. Разрешение про­блемы - это главное.

Существует три пути преодоления проблем: устранение, нейтра­лизация и разрешение (решение). Устранение проблемы - снятие проблемной ситуации, в которой находится человек путем изменения им собственных целей, устремлений.

Нейтрализация проблемы – это ослабление или снижение ее субъективного переживания посредством вытеснения этой проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокиров­ки действия стимулирующих ее Факторов.

Решение проблемы - это выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы(человека, группы, организации).

Существует два варианта решения проблем: оптимальное решение (в итоге получается оптимальный ре­зультат); удовлетворительное решение (в итоге получается не опти­мальный, но все же достаточно хороший результат).

Любая жизненная проблема своеобразна и требует особого, ин­дивидуального подхода кее разрешению. Но поскольку все проблемы решаются или должны быть решены, то сам процесс решения имеет какие-то общезначимые элементы. Рассмотрим основные принципы решения жизненных проблем:[11]

- принцип активности. Требует активного вмешательства субъ­екта в жизненные ситуации, активных действий по преодолению жиз­ненных затруднений;

- принцип творчества. Ориентируется на то, что любая жиз­ненная проблема, требует к себе творческого подхода;

- принцип прочности. Достижение успеха зависит от взаимос­вязи между тем, что мы изменяем и тем, что хотим изменить;

- принцип комплексности. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким простым разрешимым пробле­мам. Упрощение проблемы может затруднить ее решение. Правильный подход состоит в расширении границ исследуемого объекта с цепью использования информации о более крупной системе, частью которой он является;

- принцип социальной помощи. Практически у каждого человека могут быть жизненные проблемы, успешное решение которых предпо­лагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей.

В подходах к решению жизненных проблем и в самом процессе их решения есть нечто общее. Анализ этого позволяет сформулиро­вать несколько способов решения: преобразование проблемы - решение проблемы посредством переформулирования или преобразования проблемы. Если первоначальная формулировка и постановка проблемы не оставляет шансов на нахождение эффективного решения, то можно попытаться ее пере­формулировать; расширение пространства проблемной ситуации - расширение системы переменных, в которой рассматривается проблемная ситуа­ция. Если в "узкой" системе переменных удовлетворительного реше­ния не находится, то в более широкой оно может обнаружиться; преобразование переменных - решение проблемы посредством преобразования неуправляемых переменных в управляемые; комбинирование переменных - решение проблемы посредством комбинирования неуправляемых переменных. Каждая из переменных сама по себе не поддается регулированию, но при их комбинации появляется возможность решения проблемы; мотивация - решение проблемы посредством побуждения к этому других людей (организаций).

Существенное содержание социальной работы включает следую­щие аспекты: 1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попа­вшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультиро­вания, реабилитации, патронажа и использования других видов со­циальных услуг; 2)актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях; 3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 3)активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях (от муниципа


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.