История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-08-04 | 421 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.
Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.
В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности.
|
В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публикации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообразны, но их важно сгруппировать в группы.
К первой группе можно отнести публикации в которых рассматриваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возникновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1]
К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2]
Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]
Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный уровень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем применяемые при этом формы и методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы.
Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений.
В качестве главной цели исследования выступает анализ причин, порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы.
|
Поставленная цель исследования предполагает решение социальных задач:
- исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения;
- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;
- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению;
- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;
- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.
Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения.
Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий.
Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.
Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются на уровне региона.
Роль регионов в решении социальным проблем вытекает из той роли, которую они играют в социально-политической, экономической и духовной жизни страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения. Руководящие органы регионов находятся среди населения, хорошо знают его проблемы и нужды, видят собственные источники и ресурсы для оказания помощи людям.
Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разрешении играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.
|
Глобальные социальные технологии - направлены на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение прямо или косвенно связанно с жизнью людей, их жизнедеятельностью и социальной защищенностью.
Инновационные социальные технологии - направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию тех инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия не мотивируя социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Региональные социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений с целью своевременного разрешения социальных проблем.
Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.
Повышению роли регионов таких, как город-курорт Анапа, в решении социальных проблем будет способствовать:
- создание устойчивой финансовой основы городского хозяйства, позволяющей на надлежащем уровне содержать, развивать и строить объекты социально-культурного назначения (дошкольные учреждения, дома для престарелых и инвалидов, различные досуговые центры и т.д.);
- возложение государственных к полномочий (выплата пособий гражданам и семьям, имеющим детей, предоставление разнообразных льгот, установленных Российским Законом) на регионы (местные органы власти) должно в обязательном порядке сопровождаться передачей в их адрес необходимых для осуществления данных социальных проблем определенных материальных и финансовых ресурсов.
Важным условием также является реформирование бюджетно-налоговой системы регионов в целях закрепления за региональными бюджетами доходных источников, соразмерных исполняемым функциям по разрешению социальных проблем. Формировании бюджетной системы с низу до верху (от муниципального бюджета до федерального),а не наоборот, позволить определить нужды территории и при отсутствии собственных средств получить их в достаточном количестве от государства на социально-экономическое развитие региона.
|
Таким образом, лишь при решении экономической проблемы преодоления несоответствия финансовых и материальных ресурсов регионов исполняемым функциям, особенно в части содержания объектов социально-культурного назначения, финансовой проблемы - ликвидации существенной степени централизации финансовых ресурсов, наделении регионов достаточными средствами как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий, регионы получат возможность своевременного и качественного решения социальных проблем населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1. Распределение семей разных демографических типов по уровню душевого совокупного дохода.
№ п/п | Демографические типы семей | В % к общему числу семей | В т.ч. по группам дохода, в% | ||
малообеспеченные | среднеобеспеченные | высокообеспеченные | |||
1. | Одиночки трудоспособного возраста | 5,3 | 34,0 | 34,0 | 32,0 |
2. | Одиночки пенсионного возраста | 12,9 | 81,6 | 4,4 | 14,0 |
3. | Супруги без детей (с родителями или без них) | 22,6 | 66,3 | 18,6 | 15,1 |
4. | Супруги с 1-2 детьми (с родителями или без них) | 43,9 | 73,6 | 16,0 | 10,4 |
5. | Супруги с 3 и более детьми (с родителями или без них) | 5,1 | 95,6 | 4,4 | - |
6. | Неполные семьи с 1-2 детьми (с родителями или без них) | 8,3 | 78,1 | 16,4 | 5,5 |
7. | Неполные семьи с 3 и более детьми (с родителями или без них) | 0,4 | 100,0 | - | - |
8. | Прочие семьи | 1,5 | 76,9 | 7,7 | 15,4 |
9. | Итого | 100,0 | 72,5 | 15,3 | 12,2 |
Из них семьи с детьми дошкольного и школьного возраста | 45,1 | 79,9 | 12,2 | 7,9 |
Таблица 2. Демографическая структура бедных семей, %.
№ п/п | Демографические типы семей | Все семьи | Семьи с детьми |
1. | Одиночки трудоспособного возраста | 2,5 | - |
2. | Одиночки пенсионного возраста | 14,6 | - |
3. | Супруги без детей | 20,6 | - |
4. | Супруги с 1-2 детьми | 44,6 | 74,1 |
5. | Супруги с 3 и более детьми | 6,7 | 13,6 |
6. | Неполные семьи с 1-2 детьми | 8,9 | 1,1 |
7. | Неполные семьи с 3 и более детьми | 0,5 | 0,6 |
8. | Прочие семьи | 1,6 | 0,6 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Приложение 2
[1] Сл.-Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. - М.,1997; Основы социальной работы – М., 1997; Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996; Социальная работа и социальные технологии. - М., 1995; Теория и методология социальной работы. - М., 1994.
[2] Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.,1994; Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996; Семья как объект социальной работы. - М., 1993; Социальная работа с пожилыми. - М.,1995; Социальная работа с семьей. - М.- Тула., 1996; Социальная работа с семьей. - М., 1995.
|
[3] Нестационарные Формы социального обслуживания престарелых: состояние, проблемы, перспективы. - М., 1995; Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 1997; Проблемы социальной работы в России. - М., 1995; Социальные службы помощи детям и молодежи. – Екатеринбург., 1993; Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей. - Таллин., 1995.
[4] Большая советская энциклопедия.-М.,1975.т.21,стр.7.
[5] Советский энциклопедический словарь.–М.,1980. с.1074.
[6] Технология социальной работы.-М.,1998.с.21.
[7] Краткий словарь по социологии. М., 1988,с. 250.
[8] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой Национальной конференции). - М., 1975, с.36-37.
[9] Проблемы социальной работы в России. (Материалы первой Национальной конференции). - М.,1995.-с.38-39.
[10] Проблемы социальной работы в России {Материалы первой Национальной конференции). - М., 1995. - с. 40.
[11] Проблемы социальной работы в России (Материалы первой Национальной конференции). - М., 1995. - с. 42-43.
[12] Технология социальной работы. Учебное пособие. – М. МГСУ. "Союз" – 1998 – с. 5.
[13] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М. МГСУ. "Союз" – 1998 - с. 11.
[14] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 112.
[15] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
[16] "Российская газета" от 01.09.98 г-. "Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
[17] Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
[18] "Российская газета" от 1.09.98г. "Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".
[19] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за 1998г.
[20] Справка центра занятости населения г.Анапа за 1998 год.
[21] Материалы текущего делопроизводства г.Анапа за1998 год.
[22] Технология социальной работы. Учебное пособие. - М., 1997. - с. 37.
[23] Справочное пособие по социальной работе. - М., 1997. - с. 53.
[24] Лабиринты одиночества. - М., 1989. - с. 211.
[25] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.
[26] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.
[27] Справка ЦСО города-курорта Анапа за 1998 год.
[28] Семья в изменяющемся мире. - М., 1993. Вып. II.-с. 3.
[29] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. М., Тула, 1996. - с. 43.
[30] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т I - с. 170.
[31] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994. Т I - с. 171.
[32] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М., Тула. 1996. - с. 43.
[33] Социальная работа с семьей: Настольная книга специалиста. - М., Тула. 1996. - с. 45. 46.
[34] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 45.
[35] Справочное пособие по социальной работа. - М., 1997. - с. 46.
[36] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III М., Социально-технологический институт, 1998. с. 16.
[37] Лекции по технологии социальной работы. В 3-ех частях. Часть III М., Социально-технологический институт, 1998. с. 20.
[38] Материалы текущего делопроизводства города-курорта Анапа за 1998 год.
[39] Справка отдела социальной защиты населения города-курорта Анапа за 1998 год.
[40] Справка отдела образования города-курорта Анапа за 1998 год.
ВВЕДЕНИЕ
Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.
Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.
В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы: индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-психологические проблемы структур власти и поведенческого характера. Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением, которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы) играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических, социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной группы общности.
В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению, нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы дипломной работы. Автор опирался на публикации по данной теме, появившиеся в нашей печати. Они разнообразны, но их важно сгруппировать в группы.
К первой группе можно отнести публикации в которых рассматриваются теоретические аспекты социальных проблем: причины возникновения противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем; пути их решения.[1]
К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых людей, безработных и др.[2]
Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]
Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в публикациях. Обойденным оказался региональный уровень, его роль в выявлении и разрешении социальных проблем применяемые при этом формы и методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить автор дипломной работы.
Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной работы в содействии их разрешений.
В качестве главной цели исследования выступает анализ причин, порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей их решения средствами социальной работы.
Поставленная цель исследования предполагает решение социальных задач:
- исследование причин появления жизненных проблем человека на региональном уровне, анализ путей их разрешения;
- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;
- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по их разрешению;
- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;
- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.
Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в регионе по поводу жизнеобеспечения населения.
Предметом исследования - проявление нарушений нормального функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения существующих общественных противоречий.
Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.
Источниковую базу исследования составили материалы текущего делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу.
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ.
Все более углубляющиеся преобразованные и кризисные процессы в обществе стремительно изменяют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте проблемы. В научной литературе дается, толкование самому понятию "проблема". Так, Большая советская энциклопедия определяет ее как сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Необходимо отметить, что важной предпосылкой успешного разрешения проблемы служит правильная ее постановка. Неверно поставленная проблема уводит в сторону от решения.[4]
Социальная проблема - это проявление разрыва социальных отношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям.[5]
Источники социальных проблем - социальные противоречия (спрос и предложения рабочей силы, труд и его оплата, потребность в жилище и его отсутствие, богатые и бедные, отцы и дети, потребность в получении профессии и отсутствие средств на оплату обучения и др.).
Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном уровне. Это связано с той ролью, которую играет регион в социально-экономической жизни страны. В основном на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения, выявлению проблем, противоречий и их разрешению. Этому служит социальная политика, проводимая на региональном уровне. Регионы (их руководящие, законодательные и исполнительные органы) выполняют двоякую роль в разработке и реализации социальной политики: доводят суть государственной социальной политики, ее цели, задачи до населения с одной стороны, с другой - обогащают социальную политику местными подходами, приемами, средствами ее реализации, следовательно и разрешения социальных проблем на уровне региона. Наиболее полно проявляются социальные проблемы и наиболее оперативно принимаются меры по их разрешению.
Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально решаемыми, принципиально нерешаемыми.
Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и семейные; социально-экономические; проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др.
Существуют и другие подходы к определению, проблем. Они могут быть: личные, семейные, педагогические, психологические, духовно-нравственные, социальные, экономические, экологические. Проблемы разного вида могут быть взаимосвязаны, проблемы одного вида могут рождать проблемы другого вида. Так проблемы экономические рождают проблемы социальные. Экологические проблемы включают в себя проблемы экономические, проблемы окружающей среды, проблемы последствий гонки вооружений. Социальные проблемы - это проблемы женщин, проблемы подростков, проблемы пожилых людей, проблемы семьи.
Изучение показало, что на региональном уровне проблемы можно охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных категорий населения.[6]
Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы значительной части населения. Так и например, проблемы демографические, экологические и продовольственные и др. носят явно глобальный характер, так как, их разрешение требует участия не только своей страны, но и многих государств мира, включая, естественно и отдельный регион.
Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем, распространяться на национально-этнические общности, ассоциации, блоки. Проблемы могут распространяться на отдельные сферы жизнедеятельности людей или отдельной личности. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или социальную сферу жизнедеятельности людей. В их выявлении и разрешении огромную роль играет социальная работа.
Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные проблемы человека, которые возникают в процессе взаимодействия и взаимовлияния личности и социальной среды. Ведь именно в социальной сфере возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных потребностей, Факторы, которые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Для правильного понимания роли социальной работы в решении социальных проблем, на взгляд автора, следует обратиться к объективно-субъективной сущности социальной проблемы. В научной литературе по этому вопросу говорится, что проблема социальная – это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (отдельными личностями, группами лиц и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средствдля достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Противоречие, лежащее в основе проблемы, чтобы стать проблемой обязательно должно переживаться, оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации.[7] В этом и заключается субъективно-объективный характер социальной проблемы. В выявлении проблемы, ее "переживании и оценивании", разрешении участвует "социальная работа".
Исходя из определения социальной работы как профессионального содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного разрешения. Правильно поставить проблему значит на половину ее решить.
Чтобы прояснить различие между правильной и неправильной формулировкой проблемы важно сформулировать логические требования к постановке проблемы. Сами по себе такие требования, конечно же не гарантируют решения проблемы, но зная и учитывая их, мы можем приблизиться к эффективному решению.
Автор согласен с высказанными в научной литературе выводами о том, что эти требования следующие:[8] точная и четкая Формулировка собственных целей применительно к данной проблеме; определение целей других лиц и организаций, на которые направляется воздействие; определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которых оказывается воздействие.
Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они соотносятся: определение вероятных последствий достижения сформулированных целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение причины существования или появления обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладываемых на разрешение проблемной; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем что хотим получить; определение возможных путей перевода неуправляемых переменных в управляемые.
Во многих случаях жизненная проблема очевидна, и ее правильная постановка обходиться без применения специальных процедур и методов. Однако в ряде случаев смысл проблемы не столь очевиден и требуются немалые усилия для ее осознания и правильной постановки.
Для облегчения этих усилий существует несколько методов правильной постановки жизненных проблем:[9] метод функциональных сопоставлений, основанный на сравнении предлагаемых альтернативных вариантов решения проблемы по критерию эффективности; метод функциональных допущений, основанный на оценке вероятных последствий достижения цели; метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденции изменения смоделированной проблемной ситуации (использование так называемых "групп противодействия"); метод причинной редукции - метод последовательного сведения причин к исходной, устранение которой создает возможность решить проблему; метод расширения управляемых переменных, заключающийся в преобразовании неуправляемых переменных в управляемые; метод расширения неуправляемых переменных, заключающийся в учете и привлечении незамеченных до этого неуправляемых переменных ; экспериментальный метод, основанный на определении и оценке проблемы проведения соответствующего эксперимента; метод позиционного анализа, заключающийся в выяснении реальных интересов людей, скрытых за декларируемыми ими позициями; метод эталонного прогнозирования, основанный на составлении эталонного прогноза, который представляет собой экстраполяцию существующих тенденций при условии, что они не изменяются; метод целевой имитации, основанный на "вхождении" в образ другого человека, группы людей ; метод "мозговой атаки" - метод творческого обсуждения проблемы, предполагающий генерирование идей и более точную оценку проблемной ситуации; метод генетической редукции - метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством выявления оценки ее необходимых и достаточных оснований; метод структурной редукции – метод определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством ее системно-структурного анализа.
Приступая к практическому решению жизненной проблемы, нужно предварительно выяснить, разрешима ли эта проблема.
Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной из трех категорий: реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и достаточные условия для разрешения; потенциально разрешимая, т.е. пока нет необходимых и достаточных условий для разрешения но они могут быть; принципиально-неразрешимая - нет и не может быть необходимых и достаточных условий для ее разрешения.
Действия социальной работы по разрешению проблем базируются на учете критериев разрешимости проблемы:[10] информационного критерия, выражающего наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке; детерминационного критерия, выражающего осознание и Формулировку причин, блокирующих процесс достижения поставленных целей. Не определив причины затруднений, неправомерно рассуждать о разрешимости или неразрешимости проблемы; ресурсного критерия, выражающего наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной проблемы; инструментального критерия, выражающего наличие нужных способов, средств разрешения проблемы; мотивационного критерия, выражающего наличие мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей; экономического критерия, выражающего допустимые затраты при осуществлении проекта разрешения жизненной проблемы.
Комплексное применение критериев разрешимости проблемы позволяет добиться ее всесторонней оценки, не упустить ничего важного. Однако в жизни возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями.
Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон - психологической, социологической, логической… Правильная постановка проблемы, правильная оценка ее разрешимости сама по себе еще не гарантируют ее эффективного разрешения. Разрешение проблемы - это главное.
Существует три пути преодоления проблем: устранение, нейтрализация и разрешение (решение). Устранение проблемы - снятие проблемной ситуации, в которой находится человек путем изменения им собственных целей, устремлений.
Нейтрализация проблемы – это ослабление или снижение ее субъективного переживания посредством вытеснения этой проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокировки действия стимулирующих ее Факторов.
Решение проблемы - это выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы(человека, группы, организации).
Существует два варианта решения проблем: оптимальное решение (в итоге получается оптимальный результат); удовлетворительное решение (в итоге получается не оптимальный, но все же достаточно хороший результат).
Любая жизненная проблема своеобразна и требует особого, индивидуального подхода кее разрешению. Но поскольку все проблемы решаются или должны быть решены, то сам процесс решения имеет какие-то общезначимые элементы. Рассмотрим основные принципы решения жизненных проблем:[11]
- принцип активности. Требует активного вмешательства субъекта в жизненные ситуации, активных действий по преодолению жизненных затруднений;
- принцип творчества. Ориентируется на то, что любая жизненная проблема, требует к себе творческого подхода;
- принцип прочности. Достижение успеха зависит от взаимосвязи между тем, что мы изменяем и тем, что хотим изменить;
- принцип комплексности. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким простым разрешимым проблемам. Упрощение проблемы может затруднить ее решение. Правильный подход состоит в расширении границ исследуемого объекта с цепью использования информации о более крупной системе, частью которой он является;
- принцип социальной помощи. Практически у каждого человека могут быть жизненные проблемы, успешное решение которых предполагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей.
В подходах к решению жизненных проблем и в самом процессе их решения есть нечто общее. Анализ этого позволяет сформулировать несколько способов решения: преобразование проблемы - решение проблемы посредством переформулирования или преобразования проблемы. Если первоначальная формулировка и постановка проблемы не оставляет шансов на нахождение эффективного решения, то можно попытаться ее переформулировать; расширение пространства проблемной ситуации - расширение системы переменных, в которой рассматривается проблемная ситуация. Если в "узкой" системе переменных удовлетворительного решения не находится, то в более широкой оно может обнаружиться; преобразование переменных - решение проблемы посредством преобразования неуправляемых переменных в управляемые; комбинирование переменных - решение проблемы посредством комбинирования неуправляемых переменных. Каждая из переменных сама по себе не поддается регулированию, но при их комбинации появляется возможность решения проблемы; мотивация - решение проблемы посредством побуждения к этому других людей (организаций).
Существенное содержание социальной работы включает следующие аспекты: 1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2)актуализации потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях; 3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 3)активное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях (от муниципа
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!