Решение социальных проблем семьи - важнейшие направления социальной работы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Решение социальных проблем семьи - важнейшие направления социальной работы.

2019-08-04 163
Решение социальных проблем семьи - важнейшие направления социальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня современная семья сталкивается с целым рядом острых проблем, которые имеют общественный характер. Неблагоприятные социально-экономические и морально-психи­ческие изменения, переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая все ее проблемы.[28]

Социальные проблемы семьи тесно связаны с ее психологичес­кими и нравственными аспектами. Большая часть из них имеет дос­таточно длительную историю развития, однако обострилась и приоб­рела невыносимый характер лишь в последнее время.

Уровень жизни семей снизился за последние годы. Меньше ста­ло потребляться молока, мяса, фруктов. Отмечается выраженный белково-витаминный дефицит, особенно опасный для детей и беременных женщин. Из-за сдвига питания в сторону дешевых углесодержащих продуктов наблюдается рост заболеваний диабетом, в том числе и у детей.[29]

Весьма возросли расходы на оплату жилья, коммунальных ус­луг, причем это отнюдь не связанно с улучшением стандартов жизни и качества обслуживания.

Разумеется, подобные трудности особенно тяжело переносятся многодетными семьями. Так, почти 40% многодетных семей уже ис­пытывали недостаток питания, необходимость жить впроголодь. Учи­тывая аскетические потребительские традиции нашего населения, это показатель катастрофический.[30]

Месяцы и годы, которые молодая мама проводит ухаживая за ребенком, автоматически переводят большинство молодых семей в разряд малообеспеченных.[31]

Сложность проблемы резко возрастает при рождении ребенка в неполной семье, у матери, не состоящей в браке, при рождении ре­бенка-инвалида, или у родителей-инвалидов.

Кроме того, возрастающая степень платности образования, здравоохранения, культурно-просветительной деятельности застав­ляет родителей выкладывать все больше средств для того, чтобы обеспечит детям удовлетворительный социальный старт, без которо­го им трудно будет занять хорошее место во все более конкурент­ной среде.

Не удивительно поэтому, что имеется достаточно длительная история тенденции снижения рождаемости, в нашей стране дети становятся "социальной роскошью", позволить которую все труднее и труднее.[32]В 1998 году в регионе число родившихся по сравнению с 1991 годом сократилась на 35%. Высоки показатели младенческой смертности – свыше 20 детей умерших до года, на 1000 родившихся, что, впрочем, к сожалению, только не на много превышает общероссийские показатели.

Еще один весьма важный класс проблем, связан с жилищными проблемами. В настоящее время примерно пятая часть всех семей состоит в очереди на их улучшение. Жилищный кре­дит непомерно дорог. Возможность построить индивидуальный дом в сельской местности по многим причинам доступна далеко не каждо­му. Обстоятельства могут ухудшаться, ибо устаревание и обветшание жилищного фонда не компенсируется вводом нового.

Между тем, существует прямая связь между ухудшением жилищ­ных условий и напряженностью семейной атмосферы, хотя, правда, обратной зависимости не существует.

Комплексной является проблема и занятости членов семьи, влияющая на положение семьи и обстановку в ней. Рост явной и скрытой безработицы продолжается. Известно, что большинство безработных - женщины, причем у многих из них есть дети в возрасте до 16 лет.[33]

Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее экономическое положение. Для выживания многие люди ищут дополнительную работу, обра­батывают земельный участок, позволяющий выращивать продукты. Ес­тественно, что все это требует дополнительных, иногда чрезмерные затрат труда и сил, отсюда - ухудшение здоровья населения, накопление усталос­ти. Учитывая же, что к помощи здравоохранения обращаются реже, не в последнюю очередь из страха перед безработицей, то перспек­тивы сохранения здоровья и работоспособности достаточно печаль­ны.

В наиболее тяжелом положении оказались семьи с двумя несовершеннолетними детьми и более, а это 48% семей с детьми или 29% всех семей. Складывается пара­доксальная ситуация, когда два работающих родителя не могут обеспечить семье с двумя детьми и более, нормальных условий жизнедеятельности. Растет число бедных семей, в которых дети не имеют возможности полноценного развития.[34]Так, в регионе по данным обследования, в среднем более 70% всех семей находятся за чертой бедности.

Положение семей с детьми ухудшается и в связи с продолжа­ющимся разрушением социальной инфраструктуры. Сокращаются госу­дарственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивает­ся сфера бытового обслуживания. Для многих семей становятся не­доступными детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет.

Острой остается проблема безнадзорности де­тей, крушение прежней системы ценностных ориентации все чаще оборачивается ростом психических стрессов, неврозов, суицидов.[35]

Важную роль в выявлении и разрешении проблем семьи может выполнить социальная работа. Средствами социальной работы выяв­ляются проблемы и порождающие их причины, выявляются ресурсы, ко­торые могут быть использованы на защиту интересов семьи и реали­зацию ее потребностей. Социальная работа владеет современными технологиями, направленными на решение семейных проблем.

Так, довольно многочисленны технологии коррекции семейных взаимоотношений, часть из них входят в рамки социально-психоло­гических, часть социально-педагогических методов. Выбор их опре­деляется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты членов семьи, так и личностные качества самого специалиста по семейной терапии. Сущностью всех применяемых средств является работа по осуществлению и закреплению тех изменений, которые приведут семью к желаемой стабили­зации.

Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи, решение ее проблем, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи, социальная работа, направленная на поддержание ста­бильности семьи, и социальная работа, направленная на социальное развитие семьи и ее членов.[36]

Уровень социальной работы, ориентированный на стаби­лизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.[37]

Работа с трудными детьми и подростками включает диагности­ку семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательно анализ его медико-социального и интел­лектуально—психологического статуса. На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется программа работы с семьей ребенка, разрешение его школьных проблем, вовлечение его в более приятную социальную сеть. В ходе такой рабо­ты ведется параллельно социально-психологическое консультирова­ние семьи, направленное на устранение взаимного непонимания, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультиро­вание, которое помогает семье создать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогичес­кое консультирование, которое содействует преодолению школьных трудностей детей.

Важным направлением в работе с семьей являются психокоррекционные мероприятия, направленные на изменения самооценок взрослых и детей, отучение от негативных стереотипов и выработка навыков стереотипов положительного, доброжелательного и уважите­льного обращения друг к другу.

К сожалению, далеко не все виды семейных проблем поддаются коррекции. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних эта­пах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль­ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы не обострились отношения между членами семьи, однако следует пом­нить, что разрешение семейных проблем - это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная соци­альная технология не принесет успеха.

Анализ основных проблем российской семьи показал, что пути развития их лежат через одновременное и взаимосвязанное исполь­зование всех имеющихся рычагов воздействия со стороны государст­ва и общества, как в материальной сфере жизни так и духовной.

В Анапе одной из программ по реализации реги­онального плана действий в отношении семьи является программа "Анапская семья", которая направлена на улучшение условий жизнедеятельности семьи в создавшейся социально-экономической ситуации. Программа составлена с учетом принятых региональных про­грамм: программы развития образования, программы содействия за­нятости населения, программы "Безопасное материнство", а также федеральных программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети".

В связи с нестабильной экономической ситуацией программа разрабатывается и утверждается на год и представляет собой сис­тему первоочередных мер социальной поддержки семей. Адресатами программы являются малообеспеченные многодетные и неполные семьи, семьи безработных граждан, семьи, воспитываю­щие детей-инвалидов и хронически больных детей, а также семьи, взявшие под опеку детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.

В городе Анапа работой с семьей занимаются:[38] отдел социальной защиты, отдел образования, ЦСО "Радуга".

В отделе социальной защиты населения семьи с детьми получа­ют ежемесячные пособия. Остронуждающимся многодетным и неполным семьям, семьям имеющим хронически больных детей, детей-инвали­дов, оказывается адресная материальная помощь в размере 500 руб­лей на одного ребенка. Детям-инвалидам выделяются санаторно-курортные путевки. За 1998 год их получили 24 ребенка. К Новому году 636 детей-инвалидов получили новогодние подарки.[39]

В отделе образования на учете состоят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в государ­ственных учреждениях находятся на полном государственном обеспе­чении. Дети, находящиеся под опекой и попечительством, состоящие на учёте в отделе образования из 97 человек, 56 получают опекун­ские пособия от государства, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты и опекаемые дети имеют бесплатное право проезда в городском и пригородном транспорте, получили бесплат­ные путевки в санатории и оздоровительные лагеря - 250 детей. Дети-сироты и опекаемые дети имеют преимущественное право для поступления в учебные заведения среднего, профессионально-технического и высшего звена. В 1998 году этим правом воспользовались 4 человека.[40]

Деятельность центров, создаваемых на инициативной основе, как показывает изучение, в значительной степени зависит от энергии, опыта и направленности энтузиастов - "основоположников". Создание и существование таких центров сопряжено с множеством проблем, связанных не только с нехваткой помещений, оборудова­ния, оргтехники и т.д., но и дефицитом квалифицированных кадров. Эту проблему с успехом решает МГСУ.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении обще­ства, в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции; в ухудшении здоровья населения; в росте количества неполных семей; в повыше­нии коэффициента иждивенчества; в насилии семьи; социальном сиротстве и т.д. Социальная работа ориентирована не только на решение дан­ных проблем семьи, но и ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала, стабилизацию социально-экономического положения в России.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершен­ствование соответствующей нормативно-правовой базы. Необходимо, чтобы законы не только принимались, но и работали.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются на уровне региона.

Роль регионов в решении социальным проблем вытекает из той роли, которую они играют в социально-политической, экономической и духовной жизни страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения. Руководящие органы регионов находятся среди населения, хорошо знают его проблемы и нужды, видят собственные источники и ресурсы для оказания помощи людям.

Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разре­шении играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.

Глобальные социальные технологии - направлены на решение общечеловеческих проблем. Они связаны с оценкой не только внут­ренних, но и мировых тенденций развития, связи общества с природой. Их внедрение прямо или косвенно связанно с жизнью людей, их жизнедеятельностью и социальной защищенностью.

Инновационные социальные технологии - направлены на созда­ние и материализацию нововведений в обществе, на реализацию тех инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сфе­рах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия не мотивируя социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной организа­ции социальной жизни и планомерных ее изменений с целью своевременного разрешения социальных проблем.

Информационные социальные технологии имеют своим содержа­нием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства.

Повышению роли регионов таких, как город-курорт Анапа, в решении социальных проблем будет способствовать:

- создание устойчивой финансовой основы городского хозяйства, позволяющей на надлежащем уровне содержать, развивать и строить объекты социально-культурного назначения (дошкольные учреж­дения, дома для престарелых и инвалидов, различные досуговые цен­тры и т.д.);

- возложение государственных к полномочий (выплата пособий гражданам и семьям, имеющим детей, предоставление разнообразных льгот, установленных Российским Законом) на регионы (местные ор­ганы власти) должно в обязательном порядке сопровождаться пере­дачей в их адрес необходимых для осуществления данных социальных проблем определенных материальных и финансовых ресурсов.

Важным условием также является реформирование бюджетно-налоговой системы регионов в целях закрепления за региональными бюджетами доходных источников, соразмерных исполняемым функциям по разрешению социальных проблем. Формировании бюджетной системы с низу до верху (от муниципального бюджета до федерального),а не наоборот, позволить определить нужды территории и при отсутствии собственных средств получить их в достаточном количестве от го­сударства на социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, лишь при решении экономической проблемы прео­доления несоответствия финансовых и материальных ресурсов регио­нов исполняемым функциям, особенно в части содержания объектов социально-культурного назначения, финансовой проблемы - ликвида­ции существенной степени централизации финансовых ресурсов, наде­лении регионов достаточными средствами как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий, регионы получат возможность своевременного      и качественного решения социальных проблем населения.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.